Диагностика и занятия с коррекционным педагогом. С кем работает коррекционный педагог

Главная / Свет

Коррекционный педагог (дефектолог) - это специалист, работающий с детьми, имеющими проблемы (особенности) в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация (в т.ч. введение в группу).

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

К сожалению, в последние годы постоянно растет число детей, имеющих те или иные отклонения от нормального развития . Родители не всегда обладают достаточным запасом знаний для того, чтобы вовремя заметить проблемы у их малыша. В рамках плановых медицинских осмотров также часто остаются не выявленными многие нарушения в развитии детей.

В результате родители начинают бить тревогу, когда ребенок уже вырос и проблемы очевидны. Чаще всего это обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом, но наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.

Возможности государственной поддержки семей, имеющих детей с особенностями в развитии, невелики. Часто приходится долго ждать своей очереди на прием к специалисту, упуская драгоценное время.

Специалисты нашего центра занимаются с детьми уже с 8-10 месяцев. Для занятий организована специально подготовленная среда, оборудованная огромным количеством развивающих материалов.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьёй. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет вам задавать все интересующие вопросы и отслеживать под руководством специалиста продвижение ребёнка, его успехи. Кроме того, работа дефектолога, коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приёмам, необходимым для самостоятельных занятий с ребёнком дома. Только в этом случае возможно достигнуть значительных результатов.

В настоящее время неуклонно растет количество детей с отклонениями в развитии. Если не замечать проблему, или думать о том, что со временем все выравнивается, то ситуация только усугубится. Если же во время обратиться к специалисту, то к школе ребенок овладевает необходимыми для обучения навыками.

Речь идет о детях с задержкой психического и речевого развития, с нарушением интеллекта, с синдромом дефицита внимания и т.д. Таким категориям детей необходим особый подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению.

Коррекционный педагог - это специалист, работающий с детьми, имеющими особенности в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей Вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация.

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Чаще всего родители обнаруживают отклонения в развитии ребенка при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда они начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом. Но, начав коррекционную работу в 6-7 лет, наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.
Для занятий в нашем центре организована специально подготовленная среда, собрано большое количество развивающих материалов.

На занятиях осуществляются следующие коррекционно-развивающей работы:
- повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и речь);
- обучение игре;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- изобразительная деятельность: лепка, рисование, конструирование;
- обучение грамоте.

Остальные дисциплины могут варьироваться и подбираться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьей. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет им задавать все интересующие вопросы и отслеживать, под руководством специалиста, продвижение ребенка, его успехи. Кроме того, работа коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приемам, необходимым для самостоятельных занятий с ребенком дома. Только в этом случае возможно достичь значительных результатов.

Если у Вас есть хотя бы малейшие сомнения по поводу развития Вашего малыша - Вам необходима консультация профессионального коррекционного педагога и обязательно врача-специалиста. В нашем центре Вы всегда сможете получить ответы на все Ваши вопросы.

Специалисты нашего центра помогут Вам:

  • определить наличие или отсутствие проблемы;
  • разработать индивидуальную программу занятий для Вашего ребенка;
  • получить рекомендации по проведению занятий в домашних условиях.

Занятия в нашем центре проходят в удобное для Вас и Вашего ребенка время, в комфортной, доброжелательной и уютной атмосфере поддержки и внимания.

Согласно данным Федеральной службы статистики РФ, в России на 1 января 2018 года проживает 651 000 инвалидов в возрасте до 18 лет, в то время как 4 года назад их было почти на 70 000 меньше (582 000). Еще больше число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не получивших инвалидность. Поэтому сейчас особое социальное значение приобретает коррекционная педагогика. Наш центр предлагает широкий спектр курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, которые помогают детям с ОВЗ адаптироваться к жизни в современном обществе. Предлагаем познакомиться со специальностью коррекционного педагога поближе.

В чем отличие коррекционного педагога от обычного учителя или воспитателя?

Как и любой работник образования, коррекционный педагог занимается обучением и воспитанием детей, но детей «особых», то есть страдающих от врожденных и приобретенных нарушений здоровья. Соответственно, процесс образования строится с учетом проблем учеников и направлен не только на формирование у них определенных знаний и навыков, но и на коррекцию физических/психических дефектов. Коррекционный педагог гораздо больше работает над социализацией и адаптацией детей в современном обществе, чем педагог, занимающийся со здоровыми учениками.

Специалисту, выбравшему эту профессию, нужно будет работать с детьми, у которых наблюдаются:

  • нарушения речи;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • проблемы с интеллектуальным развитием;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • проблемы с эмоционально-волевой сферой.

Часто у детей с ОВЗ встречаются комплексные нарушения. Например, при ДЦП могут страдать и опорно-двигательная система, и речь, и зрение, и слух.

В каких учебных заведениях требуются коррекционные педагоги?

В первую очередь, такие специалисты требуются в коррекционных учебных заведениях. Однако все чаще в общеобразовательных детских садах и школах реализуются программы инклюзивного образования, при которых здоровые дети и дети с ОВЗ обучаются вместе. В таких образовательных организациях открываются ставки педагогов-дефектологов, логопедов, тьюторов т. д.

Лица, получившие образование по специальности «Коррекционная педагогика» востребованы в медицинских учреждениях (поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях и т. д.), в частных развивающих центрах и других организациях.

Может ли коррекционный педагог вести частную практику?

Распространение инклюзивного образования делает востребованными специалистами тьюторов, которым может работать коррекционный педагог. Они обеспечивают индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в процессе получения дошкольного и школьного образования.

Спросом пользуются консультации и индивидуальные занятия с коррекционными педагогами вне основного образовательного процесса. Например, родители могут направлять ребенка к логопеду на персональные занятия по постановке звуков, артикуляционную гимнастику, логомассаж и т. д.

Обязательно ли получать второе высшее образование, чтобы стать коррекционным педагогом?

Чтобы получить образование в сфере коррекционной педагогике в вузе, потребуется несколько лет. Но у тех, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование, есть возможность сэкономить время и деньги - пройти профпереподготовку. Она занимает в среднем 1-1,5 года (или даже меньше - например, всего 256 часов при обучении в нашем Центре на или тифлопедагога) и стоит в несколько раз меньше, чем второе высшее образование. При этом с дипломом лицензированного центра дополнительного образования о переподготовке вас примут на работу и в частные, и в государственные организации.

Все ли могут поступить на курсы переподготовки коррекционных педагогов?

Основное требование для поступления на курсы - это наличие/получение высшего или среднего профессионального образования. Вы просто представляете в приемную комиссию диплом вуза или ссуза, вносите оплату и приступаете к занятиям по выбранной программе в области коррекционной педагогики.

У некоторых программ есть специальные требования по профилю базовой подготовки. Например, нужно иметь диплом вуза по педагогической или психологической специальности. Но если у вас нет нужного образования, вы можете пройти переподготовку по педагогике, дефектологии, психологии в объеме от 500 часов, а уже после этого записаться на курсы коррекционных педагогов.

Объект, предмет, задачи коррекционной педагогики;

Место коррекционной педагогики в системе научно-педагогических знаний;

Основные понятия и термины коррекционной педагогики;

Перспективы и основные направления в развитии коррекционной педагогики;

    Студент должен уметь:

Оперировать основными понятиями и терминами коррекционной педагогики;

Использовать психолого-педагогические знания в будущей педагогической деятельности;

Коррекционная и специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле.

Объект, предмет, цели и задачи курса коррекционной педагогики.

Основные понятия и термины коррекционной педагогики.

Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

    Основные понятия : абилитация, адаптация, аномалия, воспитание, девиация, дезадаптация, депривиация, дефект, дефектология, компенсация, коррекционная педагогика, коррекция, логопедия, обучения, олигофренопедагогика, развитие, реабилитация, реадаптация, сурдопедагогика, тифлопедагогика.

    Ведущие идеи:

В рамках целостного педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Целесообразность и необходимость проведения корреционной работы в образовательной системе обусловлены как внешними современными социально-педагогическими обстоятельствами, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, его осознание, отношение к социуму.

Практическое занятие:

Основные понятия и термины коррекционной педагогики. (работа со справочными материалами по коррекционной педагогике)

Самостоятельная работа студентов:

На основе работы со справочным материалом заполнить словарь-справочник основных понятий и терминов (предложенных преподавателем).

Литература для самостоятельной работы студентов:

Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. [Текст] Ростов н/Д., 2004.-с. 10-16

Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. [Текст] М., 1999. - с.5-13

Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003 – с.5-17

Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] Сост. Н.В. Новоторцева – Ярославль, 1999.

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и се5мейного воспитания и многое другое.

При этом если на начальных этапах развития проблемного ребенка основным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект, то при отсутствии необходимой коррекционной работы проявляются вторичные отклонения, которые мешают социальной адаптации ребенка. В связи с этим в современной коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления отклонений в развитии детей,. Их правильной диагностике и оказания детям необходимой психолого-педагогической помощи.

В целях успешного решения данных задач в образовательном процессе колледжа в соответствии с ГОС СПО введен курс «Коррекционная и специальная педагогика», который поможет студентам ориентироваться в наиболее значимых дефектологических проблемах и подготовит их к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию.

В данном учебном пособии представлены материалы, которые помогут подготовить будущих учителей к их эффективному обучению и воспитанию. Данное пособие призвано познакомить будущих учителей с особенностями организации построения образовательного рпоцессат тс аномальными детьми, как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы; показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении; раскрыть те методы, способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы аномальных школьников, предотвратить их педагогическую запущенность и социальную дезадаптацию.

В учебном пособии анализируются научные исследования в области коррекционной и специальной педагогики, представленные в трудах таких известных отечественных ученых-дефектологов, как Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Б.П. Пузанов, А.Д. Гонеев и др.

Как научное понятие коррекционная педагогика обрела официальный статус совсем недавно. Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». С развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации специальной терминологии; в связи с этим чаще используется термин «коррекционная педагогика».

Целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, определение тех условий образования и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению именующихся у него отклонений.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями и здоровья и девиантным поведением – важнейшая задача коррекционной и специальной педагогики.

Объектом коррекционной и специальной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии или поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию - дети, имеющие 4 «Д».

Дети, имеющие не ярко выраженный дефект.

Дети, перенесшие в раннем возрасте депривиацию (лат. Denrivatio - лишение)

В силу этого испытывающие дезадаптацию

И проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонении в поведении, определение оптимальных путей, направленных на своевременное выявление, предупреждение, преодоление отклонений в развитии и поведении данных детей.

Педагогу необходимо знать:

Природу и характер имеющихся у детей отклонений, виды, причины;

Особенности их проявлений;

Методы и приемы их коррекции и компенсации.

Знание основ коррекционной педагогики поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка как в условиях массового обучения, так и специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана сов всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности развития.

В состав коррекционной педагогики (дефектологии) входят различные отрасли специальной педагогики и психологии: сурдопедагогика и сурдопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха), тифлопедагогика и тифлопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия и психология речевых нарушений (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи); отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие нарушения моторно-двигательной сферы, сложные дефекты (например, слепоглухонемота) и др.

Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогически й опыт, коррекционная педагогика вносит существительные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержании обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.)

Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психологическом состоянии детей и подростков подводит к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.

В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека.

С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.

Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии, патофизиологии, иммунологии. А так же офтальмологии, отоларингологии и других медицинских наук.

С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.

Источником многих отклонений в развитии ребенка является состояние его нервной системы, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы человека. А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы требуется взаимосвязь с невропатологией – областью клинической медицины, изучающей заболевание нервной системы и ее роль в патологии других органов и систем.

Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психологическом развитии.

При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.

Офтальмология определяет характер головного заболевания, его течение, состояние зрительных функций отоларингология обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия или заболевания органов слуха.

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Быть детским педагогом – особая профессия, призвание и дар. Но «высшим пилотажем» педагогики во всем мире по праву считается педагогика коррекционная. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения и воспитания, стать настоящим специалистом в которой способен далеко не каждый, даже очень хороший педагог. Этим людям дано право и на них же возложена гигантская ответственность, не поранив беззащитной, хрупкой и ранимой детской души, научить «не такого как все» ребенка жить в нашем очень непростом мире.

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей.

Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал то – твое». Наука отдавать – сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями в развитии тем более, так как эти дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют фальшь.

Получив эту профессию, вы, вместе с нею получаете великое счастье дарить людям будущее на профессиональной основе.


Квалификация:
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровень подготовки: углубленная

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании являются:

— документационное обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:

1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

3. Классное руководство.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

На специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании работают высококвалифицированные преподаватели, большинство из которых имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Работа учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных организациях. Выпускники специальности даже без опыта работы востребованы не только в коррекционных школах всех видов, классах коррекционно-развивающего обучения, но и в общеобразовательных организациях, включая детские сады, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих организациях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.

Учителя данной специализации проводят уроки по всем дисциплинам в начальной школе, организуют развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, ведут кружки, ведут всю учебную документацию и обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся в период их присутствия в образовательной организации.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn