Курсовая работа: Фотография как метод визуальной социологии. Визуальный анализ в социологии управления Визуальный анализ в социологии
Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
- 1. Ваш пол
:
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст
:
- а) младше 17 лет;
- б) 17–22 года;
- в) 23–27 лет;
- г) старше 27 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) неполное среднее;
- б) среднее;
- в) неполное высшее;
- г) высшее.
- 4. Какую религию Вы исповедуете?
- а) православие;
- б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
- в) иудаизм;
- г) ислам;
- д) другая (неавраамическая) религия;
- с) я не верю.
- 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
- 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
- а) да;
- б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
- в) нет.
- 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
- а) никогда;
- б) раз в год или реже;
- в) раз в месяц или раз в полгода;
- г) раз в неделю или чаще.
- 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
- а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
- б) да, но только самые известные;
- в) редко, когда как получится;
- г) нет, в нашем кругу это нс принято.
- 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
- а) потому что это необходимо для верующего;
- б) потому что это выглядит со стороны красиво;
- в) участвовал(-а) из простого любопытства;
- г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
- д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
- 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
- а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
- б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
- в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
- г) нет, мой облик с религией не связан.
- 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
- а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
- б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
- в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
- 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
- а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
- б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
- в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
- 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
- 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
- а) да;
- б) нет.
- 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
- а) однозначно нет;
- б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
- в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
- 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
- а) терпимое (с пониманием);
- б) безразличное;
- в) резко отрицательное.
- 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
- а) люди искренне не осознают их важности для общества;
- б) люди просто пытаются самоутвердиться;
- в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
- г) люди уверены, что их не накажут;
- д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
- е) другое.
- 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
- а) юным возрастом;
- б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
- в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
- г) незнанием норм морали;
- л) ничем;
- е) другое.
- 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
- а) да;
- б) нет.
- 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
- а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
- б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
- в) личным примером;
- г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
- д) другое.
- 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
- а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
- б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
- в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
- г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
- 1. Ваш пол
:
- а) женский;
- б) мужской.
- 2. Ваш возраст
:
- а) 18–21 год;
- б) 22–25 лет;
- в) 26–29 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) ниже среднего;
- б) среднее;
- в) среднее специальное;
- г) неоконченное высшее;
- д) высшее.
- 4. Ваше семейное положение
:
- а) не женат/не замужем;
- б) женат/замужем;
- в) гражданский брак.
- 5. Как Вы считаете, феминизм – это
:
- а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
- б) стремление женщин к господству над мужчинами;
- в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
- 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
- а) полностью одобряю;
- б) частично одобряю;
- в) категорически отрицаю;
- г) отношусь равнодушно.
- 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
- а) да, конечно;
- б) да, но он сильно изменился за последние годы;
- в) нет.
- 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
- а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
- б) возможно, но это не имеет смысла в России;
- в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
- г) другое (напишите, что именно);
- д) затрудняюсь ответить.
- 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
- а) да;
- б) да, в некоторых вопросах;
- в) нет.
- 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это
:
- а) равные социальные права;
- б) равные права и обязанности;
η) что-то из области фантастики;
- г) другое (напишите, что именно).
- 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
- а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
- б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
- в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
- г) нет, это противоестественно.
- 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это
:
- а) недопустимо;
- б) нормально;
- в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
- г) другое (напишите, что именно).
- 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
- а) да, в любом случае;
- б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
- в) нет, я отношусь к этому спокойно.
- 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
- а) никак;
- б) большинство таких девушек будут одинокими;
- в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
- г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
- д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
- ж) затрудняюсь ответить.
- 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
- а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
- б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
- в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
- г) любовь к девушке-феминистке;
- л) влияние пропаганды;
- е) другое (напишите, что именно);
- ж) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
- а) вполне легко;
- б) трудно;
- в) просто невозможно;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
- а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
- б) взаимное непонимание;
- в) желание поменьше общаться друг с другом;
- г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
- д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
- е) никаких проблем быть не должно;
- ж) другое (напишите, что именно);
- з) затрудняюсь ответить.
- 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
- а) привлекает;
- б) вызывает любопытство;
- в) вызывает смех;
- г) отталкивает;
- д) вызывает равнодушие;
- е) другое (напишите, что именно).
- 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
- а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
- б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
- в) да, но с большой осторожностью;
- г) нет, ни в коем случае;
- д) затрудняюсь ответить.
- 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
- а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
- 1. Как Вы думаете, безработица – это
:
- а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
- б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
- в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
- 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
- а) высокий;
- б) нормальный (естественный);
- в) низкий.
- 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
- а) сокращение промышленного производства;
- б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
- в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
- г) другое (напишите)____________________________.
- 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
- а) молодые люди;
- б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
- в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
- г) пенсионеры;
- д) другое (укажите)______________________________.
- 5. Ваши планы по окончании вуза?
- а) пойду работать;
- б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
- в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
- г) пойду служить в армию;
- д) свой вариант__________________________________.
- 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на
:
- а) содействие родственников и друзей;
- б) помощь учебного заведения;
- в) службу занятости;
- г) агентства по трудоустройству;
- д) собственные способности;
- е) благоприятное стечение обстоятельств;
- ж) другое (укажите)______________________________.
- 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
- а) отсутствие практического опыта;
- б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
- в) неблагоприятное семейное положение;
- г) недостаток образования;
- д) отсутствие вакантных мест;
- е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
- ж) иные причины__________________________________.
- 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет.
- 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
- а) да;
- б) нет.
- 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
- а) уровень предлагаемого заработка;
- б) престижность фирмы;
- в) социально-психологический климат в организации;
- г) сфера деятельности;
- д) возможность самовыражения;
- е) возможность профессионального роста;
- ж) получение практического опыта;
- з) гибкий график работы;
- и) другое___________________________________.
- 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
- 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
- а) понижение социального статуса;
- б) отсутствие денег;
- в) узкий круг общения;
- г) невозможность реализовать себя;
- д) материальная зависимость от родителей;
- е) ничем;
- ж) другое____________________________________.
- 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
- а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
- б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
- в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
- г) нежелание самих молодых людей трудиться;
- д) другое______________________________________.
- 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена
:
- а) невозможностью трудоустроиться;
- б) нежеланием трудиться;
- в) не удовлетворяющими условиями труда.
- 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
- а) создание новых рабочих мест;
- б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
- в) повышение квалификации работников;
- г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
- г) другое___________________________________.
- 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
- а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
- б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
- в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
- г) найти работу;
- д) никакую;
- е) другую помощь__________________________________.
- 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
- а) государство;
- б) биржи труда;
- в) молодежь;
- г) работодатели;
- д) предприятия;
- е) учебные заведения;
- 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
- а) да;
- б) нет.
- 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
- а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
- б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
- в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
- г) создание рабочих мест;
- д) развитие молодежных бирж труда;
- е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
- ж) другое (напишите)_________________________________.
- 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
- а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
- б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
- в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
- 26. Ваш возраст?
- а) менее 20 лет;
- б) от 20 до 25 лет;
- в) от 25 до 30 лет.
- 27. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 28. Какое у Вас образование?
- а) среднее общее;
- б) начальное профессиональное;
- в) среднее профессиональное;
- г) высшее;
- д) неоконченное высшее.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"
- 1. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст?
- а) до 21 года;
- б) 21–25 лет;
- в) 26–30 лег;
- г) 31–35 лет.
- 3. Ваше образование?
- а) среднее;
- б) среднее специальное;
- в) неоконченное высшее;
- г) высшее.
- 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
- а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- б) нет, мы живем "гражданским браком";
- в) я не состою в брачных отношениях.
- 5. Укажите продолжительность Вашего брака
:
- а) до 1 года;
- б) 1–3 года;
- в) 4–6 лет;
- г) 7–9 лет;
- д) более 9 лет;
- е) я не состою в браке.
- 6. Есть ли у Вас дети?
- а) да, один ребенок;
- б) да, двое детей;
- в) трое и более детей;
- г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
- д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
- 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
- а) да, полностью;
- б) скорее да;
- в) не совсем;
- г) нет, полностью не устраивает.
- 8. Укажите Ваши жилищные условия
:
- а) имеем собственное жилье;
- б) живем с родителями (другими родственниками);
- в) снимаем жилье;
- г) взяли жилье в ипотечный кредит;
- д) живем в общежитии.
- 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
- а) полностью устраивают;
- б) устраивают, но не совсем;
- в) совершенно не устраивают.
- 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
- а) благоприятная;
- б) удовлетворительная;
- в) дискомфортная;
- г) конфликтная.
- 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
- а) да, часто;
- б) да, время от времени;
- в) нет.
- 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
- б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
- в) проблемы с трудоустройством;
- г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
- д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
- е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
- ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
- з) супружеская неверность, ревность;
- и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
- к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
- л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
- м) желание супруга(-и) делать карьеру;
- н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
- о) выплата долга (кредита);
- п) в нашей семье нет конфликтов;
- р) другое (напишите, что именно)__________________________.
- 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищные проблемы;
- б) низкие зарплаты;
- в) безработица;
- г) необходимость сочетать работу с учебой;
- д) отсутствие поддержки со стороны государства;
- е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
- ж) конфликты между родителями и детьми;
- з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
- и) другое (напишите, что именно)____________________________.
- 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
- а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
- б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
- в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
- г) затрудняюсь ответить.
- 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
- а) да, и очень сильно;
- б) да, но незначительно;
- в) нет, нс влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
- а) очень сильно влияет;
- б) влияет, но только если между супругами нет любви;
- в) практически не влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
- а) да, конечно;
- б) да, но она редко проявляется;
- в) нет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
- а) сами супруги самостоятельно;
- б) супруги при помощи родных и близких;
- в) государство;
- г) другое (напишите, что именно)___________________________
- 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
- а) считаю ее эффективной;
- б) считаю ее неэффективной;
- в) затрудняюсь ответить.
- 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
- а) нет;
- б) нет, но хотели бы;
- в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________
Визуальная социология
Socjologia wizualna
jako metoda badawcza
Петр Штомпка
Визуальная
социология
Фотография как метод исследования
Учебник для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению (специальности)
«Социология»
Москва ■ Логос ■ 2007
УДК316.1/.2 ББК60.5 Ш92
Настоящая публикация дотирована Институтом Книги Программа переводов «CDPOLAND»
Штомпка П.
Ш92 Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. - М.:
Логос, 2007. - 168 с. + 32 с. цв.ил.
ISBN 978-5-98704-245-3
В широком социально-философском и культурологическом контексте рассмотрены теоретические основания и практика использования фотографии как метода социологического исследования. Показаны особая роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. Освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии. Охарактеризовано общество в фотографическом объективе, включая человеческие личности, действия, социальное взаимодействие, коллективность, культуру и окружающую среду общества. Представлены возможности фотографии в качестве дополнения к другим методам социологии. Проанализирован фотографический образ как предмет интерпретации. Изложены теоретические аспекты развития визуальной социологии.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование в области социологии, культурной антропологии, этнографии, журналистики. Представляет интерес для широкого круга ученых и специалистов со- циально-гуманитарной сферы, практикующих использование фотографии и других методов отображения визуальных аспектов общественной жизни.
Н.В. Покровский. Умение видеть и искусство понимать....... |
|
Введение....................................................................................... |
|
Глава 1. Визуальность мира и визуальное воображение................... |
|
1.1.Визуальные представления......................................................... |
|
1.2.Визуальные проявления............................................................ |
|
1.3.Визуальное воображение.......................................................... |
|
Глава 2. Социология в фотографии |
|
и фотография в социологии............................................................ |
|
2.1. Социально ориентированная фотография............................... |
|
2.2. На пути к социологической фотографии................................. |
|
Глава 3. Общество в объективе.......................................................... |
|
3.1.Визуальные данные социологии............................................... |
|
3.2.Человеческие личности............................................................. |
|
3.3.Действия..................................................................................... |
|
3.4.Социальное взаимодействие (интеракция) .............................. |
|
3.5.Коллективность и коллективные действия.............................. |
|
3.6.Культура..................................................................................... |
|
3.7.Окружающая среда общества................................................... |
|
Глава 4. Фотография как дополнение |
|
к другим методам социологии........................................................ |
|
4.1. Критический реализм................................................................ |
|
4.2. Наблюдение................................................................................ |
|
4.3. Анализ содержания.................................................................... |
|
4.4. Метод личных документов........................................................ |
|
4.5. Интервью с интерпретацией фотографий................................ |
|
4.6. Функции фотографий в социологических исследованиях. .. |
|
Глава 5. Фотографический образ |
|
как предмет интерпретации............................................................. |
|
5.1. Герменевтический анализ.......................................................... |
|
5.2. Семиотическая интерпретация................................................. |
5.3.Структурная интерпретация..................................................... |
|||
5.4.Дискурсивная интерпретация................................................... |
|||
Глава 6. Теоретические аспекты визуальной |
|||
социологии........................................ |
"........................................... |
||
6.1.Фотография и социологическая теория................................. |
|||
6.2.Феноменологическая социология.......................................... |
|||
6.3.Этнометодология..................................................................... |
|||
6.4.Драматургическая социология............................................... |
|||
Заключение............................................................................. |
|||
Приложение. Тренировкавизуальноговоображения.... |
|||
Интерпретация визуального воображения.................................. |
|||
Активное фотографирование........................................................ |
|||
Список литературы............................................................ |
|||
Предметный указатель...................................................... |
H.E.Покровский |
сти и системное распространение этого процесса на все сегменты социальной структуры общества и институты, это сознательное и «инженерно» сфокусированное конструирование условных феноменов, приобретающих статус основных. Процесс, который можно условно назвать виртуализацией, становится все больше заметным и значимым не только на микро-, но и на макроуровнях. Под «виртуализацией» необходимо понимать процессы, которые создают некую «другую», идеально-фантазийную (имажинативную) реальность, замещающую повседневную жизнь и воздействие материальных факторов на жизнь общества.
В 2005 году Американская лингвистическая ассоциация выделила ключевое, наиболее выразительное понятие, доминирующее в современном обществе (возможно, и имплицитно). И этим понятием стало truthiness («правдоподобность»). Это понятие лингвисты определили как «качество, присущее сформулированной концепции, которую индивидуум принимает или предпочитает принимать за действительность вместо того, чтобы верить фактам». В известной мере сконструированный имидж замещает реальность и постепенно начинает главенствовать над ней.
Тесная связь виртуализации с общественнотехнологическими реалиями XX века не вызывает сомнения. Однако связывать виртуализацию исключительно с развитием современных технологий коммуникаций едва ли правомерно. Этот процесс в своих элементах и фрагментах уходит в глубины культуры и ретроспективу ее истории. В основе виртуализации, на наш взгляд, лежит базовая для человека способность к воображению, идеализации, интеллектуальной деятельности, основанной на продуцировании абстрактных моделей и образов. Значимость мира мыслимого, «интеллигибельного», в отличие от мира, раскрываемого в ощущениях, постоянно нарастала в ходе истории человечества. В известной мере преодоление биологической природы человека было (и продолжает оставаться) вектором эволюции.
В этом смысле можно утверждать, что виртуализация - неизменный спутник и продукт культуры как таковой.
На ранних этапах становления философского рационализма, в частности у Платона, были сформулированы принципы, согласно которым мир идеальных сущностей и форм обладает бо"льшей степенью реальности, чем мир материальных предметов. Дальнейшая история европейского идеализма и рационализма, в лице Декарта провозгласившая субстанциальный дуализм и параллелизм бытия и идеального мышления, увенчалась гегелевским абсолютным идеализмом, согласно которому мир, данный в ощущении, есть продут саморазвития познающей себя идеальной субстанции.
Умение видеть и искусство понимать |
||
Другая ветвь европейской философии породила «грезящий идеализм» Беркли, уводивший человека в мир субъективных феноменов, «комплексов ощущений», не релевантных материальности.
Можем ли мы рассматривать эти и иные инварианты идеализма, делавшие главный акцент на продуктивной силе сознания, в качестве предыстории виртуализации? Разумеется, о терминах и понятиях можно и должно спорить. Но в любом случае такая постановка вопроса имеет право на существование. При этом речь идет не только и не столько об истории философии. В более широком плане культура вырабатывает общественные и широко распространенные формы институализации идеальной сферы. Это, прежде всего, религия, искусство, психоделические практики в своих различных вариантах. В контексте этих социальных феноменов и практик индивид и индивиды с различной степенью интенсивности погружают себя в мир имажинативного, создают свой имматериальный мир и существуют в нем - от кратковременных точечных проникновений и прикосновений вплоть до профессионально обусловленных программ коллективных действий и полной (невозвратной) идентификации с этим миром. Более того, как представляется, любые формы концентрированной продуктивной интеллектуальной деятельности фактически соприкасаются со сферой идеального как универсума. А это подразумевает, хотя бы потенциально, перспективу погружения в это идеальное.
Культура уже достаточно давно выработала инструментарий и набор образцов виртуализации. Формы фантазийной зависимости достаточно разнообразны. Они простираются от сферы художественной литературы, когда писатель силой креативной воли полностью отождествляет себя с миром своих героев (Флобер: «Мадам Бовари - это я»), входит в этот мир и пребывает в нем, от грандиозных виртуальных проектов в сфере политики (социалистическая теория и социалистическая революция в России XX века) до теоретической социологии, пытающейся в замкнутом круговороте продуцировать понятия, порождаемые «духом самих понятий», потерявших вектор своей корреляции с реальным социальным миром. Подчас эти формы приобретают замкнуто-сектантский характер, во многих иных случаях они становятся массовыми и тиражируемыми и тем самым порождающими саморазвивающийся миф.
Надо признать, что в своей социальной проекции виртуализация подчас соседствует и взаимодействует с такими явлениями, как сознательно применяемая общественная ложь и институализированный обман. В известной мере, это также инструменты виртуализации, используемые с целью закрепления экономической и политической власти (вполне материальной по своей природе). Виртуализация и сознательно стимулированное - различными
Визуальный анализ в социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 37-38.
Аннотация
Апробация ВАСУ состоялось в рамках лонгитюда социально-диагностического исследования Белевского района Тульской области в 2010– 2011. В качестве методологической платформы была применена технология прогнозного социального проектирования (разработка Межотраслевого научного коллектива под руководством Т. М. Дридзе), которая ориентирована на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации. Опыт использования ВАСУ в социально-диагностическом исследовании позволил выяснить возможности применения фотографического метода как вспомогательного инструментария при реализации традиционных методологических процедур; обеспечить широкий охват проблемных точек исследования, в частности определить объекты наблюдения конкретных проблемных ситуаций; провести качественный анализ
Ключевые слова:
визуальный анализ социология управленияРубрики:
Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
-
Интернет-технологии в проблемном поле социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 106-107. -
Виртуальное позиционирование систем управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 38. - Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А.В. Тихонов. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014. – 560 с.
- Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.
-
Информационные технологии в Социологии управления: методологическая организация и результаты дистанционных исследований // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзевских чтений (21-22 ноября 2013 г.) / Редколлегия: А. В. Тихонов (отв. ред), Е. М. Акимкин, В. С. Богданов, А. В. Жаворонков, А. А. Мерзляков, Н. Н. Никс, Е. И. Рабинович, В. А. Шилова (ученый секр.), В. В. Щербина. – М.: Институт социологии РАН. – 2014. – (548 с.) С. 264-267. (Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Грант № 13-06-06155 Г)
Введение
Социология - сравнительно молодая наука. Именно поэтому она с легкостью берет на вооружение современные достижения в области техники, общественной мысли. Примером тому может являться одна из отраслей социологии - визуальная социология, зародившаяся в 70-х годах прошлого века.
Визуальная социология занимается изучением кино, рекламы, СМИ и проч. Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее реконструирования и репрезентации.
Фотография - является одним из предметов изучения визуальной социологии. Она позволяет запечатлеть тот или иной отрезок социальной реальности и затем подвергнуть его скрупулезному анализу. Анализ есть один из важнейших методов исследования в социологии. Изучению одного из его подвидов - символическому анализу и посвящена данная работа.
Цель работы - определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии.
Задачи работы:
Анализ источников с целью выделения специфических черт визуальной социологии;
Определение истории зарождения фотографии как метода исследования в социологии;
Определение основных методов по анализу фотографии в социологии.
В данной работе были использованы теоретические исследования, посвященные визуальной социологии как новейшей отрасли социологии , прикладные исследования, описывающие опыт использования фотографии как метода исследования в социологии .
Работа состоит из трех параграфов, каждый из которых направлен на решение одной из поставленных выше задач. Так в первом параграфе рассматривается история формирования визуальной социологии. Во втором параграфе описывается фотография, ее специфические черты, возможное ее применение в социологических исследованиях. В третьем параграфе описывается метод символьного анализа фотографии, опыт его применения в социологических исследованиях.
Основные характеристики визуальной социологии
Визуальная социология (англ. Visual sociology) -- направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.) .
Хотя теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий.
История обращения к визуальным документам в социологических исследованиях начинается в конце 19 в. -- между 1896 и 1916 гг. Американский социологический журнал публиковал работы с фотографиями, которые воспринимались как указание на остроту социальной проблемы, средство анализа, доказательство обоснованности теоретических положений, а также представляли нетипичный опыт, то есть использовали возможность фотографического отображения незнакомой читателям реальности.
Эта функция фотографии обусловила ее применение первоначально в антропологических исследованиях, но более релевантным методом для этнографии и антропологии впоследствии считалось производство фильмов (нестатическое изображение).
Если в антропологии и этнографии визуальные документы использовались для демонстрации видимой реальности незнакомых культур, то социология обращалась к фотографии для описания доступных, но нетипичных, в частности, девиантных. Так начала свою историю американская социальная фотография.
Однако вскоре фотография была названа «инструментом описания, неподдающимся контролю на научном уровне, который нельзя использовать на уровне количественном» , то есть считалось, что она не может рассматриваться как аргумент в социологических исследованиях, основанных на статистических методах. «После 1916 г. В Американском социологическом журнале перестают публиковаться фото графии, что соответствовало намерениям редакторов сделать журнал научным форумом, а не местом обсуждения социальных проблем». Так «функция отображения социального перешла по наследству фотожурналистике» -- речь идет о традиции социальной фотографии, которая с этого момента «флиртует с социологией и антропологией» .
В 1960-1970 годах возвращается практика использования визуальных документов в социологических исследованиях. В целом для гуманитарного знания 20 в. характерен «визуальный поворот», как реакция на процессы культурных изменений. Распространение визуальной информации в значительной степени определяет характер современных социальных взаимодействий, использующих язык визуальных образов.
Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 1970-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве -- фотография начала восприниматься как полноценный медиум с чётким культурным статусом.
На первых этапах социологи обращали внимание на представление на фотографиях различных исторических событий, а также на взаимоотношения фотографии и власти и отражение в визуальных репрезентациях различных идеологий и стратегий контроля.
В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как постструктурализм и семиотика. В первую очередь, это работы Р. Барта и М. Фуко, Т. Ван-Дейка, П. Бурдье и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж.Лакан, М.Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики.
Резкий всплеск исследований визуального наблюдается в начале 90-х гг, как в антропологической, так и в социологической школах. Визуальные источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность с помощью визуальных образов, как создается значение и смысл.
Важной предпосылкой развития визуальной социологии является, помимо рассмотренного, оформление теоретических концепций, которые П. Штомпка, обосновывая сотрудничество фотографии и социологии, называет «второй социологией». Он пишет по поводу теоретических истоков этого направления: «Какими чертами должна обладать социологическая теория, чтобы использование фотографии стало правомочным?
Среди социологических теорий те, которые могут быть использованы визуальной социологией и одновременно сами использовать эвристически либо доказательно фотографические снимки, должны выполнять условия :
a) принадлежать ко второй социологии, а значит, социологии действий;
b) принадлежать к социологии повседневной жизни;
c) размещаться в рамках микросоциологии.
Из социологических теорий три наиболее полно выполняют эти условия: феноменологическая социология Альфреда Щютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана». Следовательно, визуальное «становится видимым» для социологов только по мере расширения эпистемологических рамок социальной теории в середине 20 в.
В течение последних пятнадцати лет были сделаны многочисленные попытки определения концептуальной структуры и дисциплинарных границ визуальной социологии. Майкл Эммисон и Филипп Смит, например, доказывают, что визуальные исследователи должны фокусироваться на совершенствовании навыков наблюдения. Поэтому для них внимание к особенностям конструкции изображений является слабой заменой культивирования искусства наблюдения.
Большинство визуальных социологов, однако, рассматривают работу с изображениями как необходимый шаг к улучшению ремесла наблюдения. Некоторые визуальные социологи полагают, что областью данного направления является изобретение визуальных исследовательских техник, в то время как другие утверждают, что визуальная социология включает прежде всего семиотический интерпретативный анализ визуальных продуктов культуры и общества.
Дж. Грэйди размышляет о том, что социальное и культурное исследование с визуальными материалами должно состоять из многих отличных аналитических методов, но только некоторые из них адекватно изложены на сегодняшний день.
Наиболее явное упущение в современной визуальной социологии, например, связано с недостатком внимания к визуальной демонстрации количественной социальной информации типа карт, графов, диаграмм и других форм визуализации. По его мнению, в визуальной социологии есть так же много количественного, как и качественного.
Наконец, Люк Паульс утверждает, что визуальные социологи должны развивать «визуальную научную грамотность», чтобы полностью эксплуатировать возможности этого вида исследований. Работа с визуальными материалами требует нескольких компетентностей, она включает детальное знание того, как материалы были произведены, знание того, к чему эти материалы обращаются (с чем соотносятся), знание эффектов коммуникации при помощи визуальных материалов.
Визуальная социология базируется на теориях визуальной культуры, понимающей социологии, визуальной методологии и использует разнообразные методы визуального исследования, в частности, методы визуальной антропологии, визуальной этнографии, социальной семиотики, качественного контент-анализа, искусствоведения, деконструкционизма, визуального эссе, метод photo-elicitation и т.д.
При интерпретации визуальных изображений интерпретаторы стремятся учитывать разнообразные социологические аспекты изображения, например, социальный статус персонажей, взаимодействия между людьми, символы, социальные проблемы, «дух эпохи» и т.д., вытекающие из принятой исследователем какой-либо социологической теории, например, гендерной теории.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.
контрольная работа , добавлен 04.06.2011
Изучение здорового образа жизни в мультфильме "Маша и медведь" с помощью контент-анализа. Мультфильм как предмет анализа визуальной социологии. История развития контент-анализа в социологических исследованиях, его основные достоинства и недостатки.
презентация , добавлен 15.02.2016
Объект, предмет, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. История становления и развития социологии: становление социологических идей, классическая и марксистская социология. Школы и направления современной социологии.
курс лекций , добавлен 02.06.2009
Место социологии среди других общественных дисциплин. Взаимодействие социологии с естественными и точными, правовыми науками. Накопление социологического знания в недрах философии. Использование исторического опыта в социологических исследованиях.
реферат , добавлен 24.11.2009
Понятие методологии и современные концепции структуры социологического знания. Основные проблемы соотношения математики и социологии. Анализ опыта становления количественных методов в социологии, применение математики в социологических программах.
курсовая работа , добавлен 18.02.2012
Понятие социологии как науки, предмет и методы ее исследования, история зарождения и развития, роль Огюста Конта в данном процессе. Виды социологического знания и его основные направления. Главные функции социологии и ее место среди других наук.
презентация , добавлен 11.01.2011
Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.
учебное пособие , добавлен 14.05.2012