Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации Исполнение бюджета

Главная / Нормы 

Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом, выражают собой экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формирование расходов федерального бюджета Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.

В проекте федерального бюджета в полном объеме обеспечивается реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, за счет использования дополнительных бюджетных ассигнований на:

    повышение оплаты труда в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и науки, с учетом финансовой помощи субъектам Российской Федерации;

    повышение размера стипендий студентов;

    увеличение объема финансирования государственных научных фондов;

    создание специальных рабочих мест для инвалидов;

    внесение имущественного взноса в Фонд ЖКХ, включающее в себя средства на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов;

    ускорение социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации;

    софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в части социальной помощи многодетным семьям;

    ежегодное увеличение пенсий;

    увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными в таблице 2.4. При этом показатели динамики объема и структуры расходов федерального бюджета необходимо рассматривать в рамках общих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В таблице 2.4. приведены данные по динамике расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.

Таблица 2.4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

Показатель

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера

Условно утвержденные

На основании данных таблицы 2.4. составлено графическое изображение динамики расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов – рис. 4.

Рис. 4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (млрд. руб.)

Увеличение доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлен вытекающими факторами:

1) индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;

2) повышением расходов, определенных ростом в течение 5 лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тысяч единиц каждый год с учетом имеющейся практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.

Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сложился за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд. рублей в 2015 году относительно 2014 года и на 20,9 млрд. рублей в 2016 году относительно 2015 года.

Необходимо учитывать, что доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% в общем объеме бюджетных расходов федерального бюджета. Стоит выделить две целые программы из раздела жилищно-коммунальное хозяйство - это "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы" и «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Основным фактором, оказавшим воздействие на уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Образование», является завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что расходы федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема расходов бюджетной системы на образование.

Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования. Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:

Наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;

Внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;

Наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.

Рост в течение 2014-2016 годов общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/


Продолжение таблицы 4

Показатели, млрд.руб. 2014 2015 2016 Удельный вес в %, 2014 г Удельный вес в %, 2015 г Удельный вес в %, 2016 г
Общегосударственные вопросы(в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга*) 850,7 935,7 1 117,6 6,38 6,31 7,16
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 3 181,4 15,77% 16,71% 20,37%
2 061,6 2 086,2 1 965,6 15,45% 14,07% 12,58%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 2 324,2 13,86% 20,65% 14,88%
177,5 119,6 144,1 1,33% 0,81% 0,92%
Охрана окружающей среды 24,3 46,4 49,7 0,18% 0,31% 0,32%
Образование(Культура, кинематография и средства массовой информации*) 672,3 638,3 610,6 5,04% 4,30% 3,91%
Культура, кинематография(Здравоохранение и спорт*) 94,8 97,8 89,9 0,71% 0,66% 0,58%
Здравоохранение 502,0 535,5 516,0 3,76% 3,61% 3,30%
Социальная политика 3 833,1 3 452,4 4 265,3 28,73% 23,28% 27,31%
Физическая культура и спорт 68,0 71,2 73,0 0,51% 0,48% 0,47%
77,3 74,8 82,1 0,58% 0,50% 0,53%
360,3 415,6 518,7 2,70% 2,80% 3,32%
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 668,1 816,1 682,0 5,01% 5,50% 4,37%

За период 2014 – 2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах.

Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. - 3833,1млрд. руб. (28,7%), в 2015 г. - 3452,4 млрд. руб. (23,28%), в 2016 г. – 4265,3 млрд. руб. (27,31%).

Статья «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по ней увеличивались за весь выбранный для исследования период: в 2014 г. – 2103,6 млрд. руб. (15,8%), в 2015 г. – 2479,1 млрд. руб. (16,7%), в 2016 г. – 3181,4 млрд. руб. (20,4%).

Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.

Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 24,3 млрд. руб. (0,2%), в 2015 г. – 46,4 млрд. руб. (0,31%), в 2016 г. – 49,7 млрд. руб. (0,3%). Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану.

Анализ динамики расходов бюджета представлен в таблице 5.

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016гг.

Показатели 2014г 2015г. Отклонение Темп роста % Темп прироста % 2015г 2016г. Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Расходы, всего 13 342,9 14 831,6 1 488,7 111% 11% 14 831,6 15 620,3 788,7 105% 5%
Общегосударственные вопросы 850,7 935,7 85,0 110% 10% 935,7 1 117,6 181,9 119% 19%
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 375,5 118% 18% 2 479,1 3 181,4 702,3 128% 28%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 061,6 2 086,2 24,6 101% 1% 2 086,2 1 965,6 -120,6 94% -6%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 1 213,6 166% 66% 3 062,9 2 324,2 -738,7 76% -24%

Продолжение таблицы 6

Показатели 2014г

Отклонение

Темп роста %

Темп прироста % Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Жилищно-коммунальное хозяйство 177,5 -33% 24,5 120% 20%
Охрана окружающей среды 24,3 91% 3,3 107% 7%
Образование 638,3 -34,0 638,3 610,6 96% -4%
Культура, кинематография 97,8 3,0 97,8 89,9 92% -8%
Здравоохранение 535,5 33,6 535,5 516,0 96% -4%
Социальная политика 3 452,4 -380,8 3 452,4 4 265,3 124% 24%
Физическая культура и спорт 71,2 3,2 71,2 73,0 103% 3%
Средства массовой информации 74,8 -2,5 74,8 82,1 110% 10%
Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 55,3 415,6 518,7 125% 25%

Данные из таблицы 5 представлены наглядно с помощью графика (рис. 2).

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016 гг.

При сравнении 2014 и 2015 гг. было выявлено, что больше всего увеличились расходы на национальную экономику, а именно 1213,6 млрд. руб. (66%), но при сравнении 2015 и 2016 гг. произошло уменьшение расходов на 738,7 млрд. руб. (24%). Таким образом за период 2014-2016 гг. увеличение было не самым большим – а именно на 474,9 млрд. руб. Чего нельзя сказать о расходах на национальную оборону, в течение всего исследуемого периода они показывали стабильное увеличение: за период с 2014по 2015 гг. произошло увеличение на 375,5 млрд. руб. (18%), за период 2015-2016 гг. -702,3 (28%), таким образом, за весь выбранный для исследования промежуток времени (2014-2016) расходы увеличились на 1077,8 млрд. руб. и составили 3181,4 млрд. руб.

Несмотря на это, самыми большими стали расходы на социальную политику, хотя за период 2014-2015 они были уменьшены на 380,8млрд. руб. (10%), они показали рост в 2015-2016 - 812,9 млрд. руб. (24%), составив в 2016 - 4265,3 млрд. руб. и тем самым среди произведенных расходов они заняли первое место.

За период с 2014 по 2016 г, больше всего уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2014-2015 г на 24,6 млрд. руб. (1%) был небольшой рост, но в 2015- 2016 г.г. было сокращение на 120,6 млрд. руб. (6%). Таким образом, за весь период расходы уменьшились на 96 млрд. руб.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства. Формирование федерального бюджета на 2014-2016 гг., его доходов и расходов. Пути повышения эффективности и совершенствование механизма формирования доходов федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2014

    Определение понятия, сущности, роли и функций бюджета страны. Анализ динамики доходов и расходов современного федерального бюджета Российской Федерации. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и основные направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Сущность, источники формирования федерального бюджета Российской Федерации, проблемы мобилизации федеральных налогов в его доходной части. Анализ налоговых доходов федерального бюджета, их содержание и характеристика в условиях рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2014

    Экономическая сущность расходов бюджета, их классификация и порядок формирования. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации и расходов бюджета РСО-Алания. Направления совершенствования расходов бюджетов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2015

    Понятие, классификация и формы расходов федерального бюджета Российской Федерации, факторы, определяющие их величину. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета в 2007-2010 гг. Межбюджетные трансферты региональных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие бюджетной системы и государственного бюджета. Бюджетная политика Российской Федерации. Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета России. Методы решения проблемы эффективного управления структурой доходов федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Структура Федерального казначейства в Российской Федерации. Анализ действующего механизма казначейской системы исполнения доходов федерального бюджета. Проблемы исполнения доходной части бюджета и поиск путей совершенствования по ее формированию.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2012

    Классификация расходов федерального бюджета. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за последние годы. Проблемы финансирования социальных расходов, пути решения. Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

  • Индутенко Антонина Николаевна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
  • Шапошникова Владислава Сергеевна , студент
  • Белгородский государственный университет
  • СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Статья посвящена рассмотрению вопросов о налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. Также приведены и проанализированы данные по поступлению доходов федерального бюджета, произведен анализ динамики поступлений за 2014-2016 г. И в заключении приведен список мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации в условиях современного экономического развития государства.

  • Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе
  • Анализ состава, динамики и структура бюджета домашних хозяйств
  • Бюджет фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения
  • Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
  • Проблемы организации муниципальных финансов и пути их преодоления в Европейских странах

Мировой финансовый кризис и сложившаяся в настоящее время неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация в мире существенно уменьшили устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, что привело к нехватке доходов в федеральный бюджет.

Планирование доходов является важнейшей частью бюджетного процесса государства. От точности планирования доходов бюджета зависят качество бюджетной политики в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.

Финансовые потоки государства, совокупность его обязательств и источников их финансирования отражаются в федеральном бюджете - важнейшем финансовом документе страны.

Структура статей бюджета свидетельствует о приоритетных направлениях развития России и социально-экономическом уровне страны. Доходная часть бюджета отражает поступающие в бюджет денежные средства, которые будут использованы на покрытие расходов бюджета.

В данный момент проблема обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, а также стабильность поступления доходов в федеральный бюджет, ставит перед Правительством Российской Федерации основную задачу по обеспечению наилучшего соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней и минимизации их дефицита. Вследствие этого, вопрос о поиске путей укрепления доходной части федерального бюджета является довольно актуальным.

Для того, что разработать эффективный комплекс мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета необходимо изначально проанализировать структуру и динамику доходов. Далее будут проанализированы статьи доходов федерального бюджета за 2014-2016 г, что послужит базой для определения дальнейших основных стратегических направлений в отношении формирования доходной части федерального бюджета. Анализ данных представлен в таблице 1 «Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года»

Таблица 1. Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Доходы всего

Налоговые доходы

Налог на прибыль

НДПИ на нефть

НДПИ на газ

Сбор за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов

Акцизы по подакцизным товарам

Водный налог

Государственная пошлина

По данным таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом доходы в общем снизились на 7% или 1036,5 млрд.руб. Это произошло за счет снижения на 5% НДПИ на нефть, понижение составило 121,5 млрд.руб, и неналоговых активов. При этом все остальные налоговые доходы возросли. Налог на прибыль, например, вырос на 79,9 млрд. или на 19,4%, НДС вырос на 639 млрд.руб, НДПИ на газ также вырос на 3% , что составило 11 млрд.руб. Также на 4% выросла государственная пошлина и на 8% выросли показатели по поступлению НДФЛ, увеличение составило 0,8 млрд.руб. Показателем, который в 2016 году по сравнению с 2014 остался неизменным, несмотря на то, что в 2015 году он слегка поднялся, является водный налог. Поступления от него составляют 2,2 млрд.руб.

Также на доходы в целом влияют и неналоговые доходы, представленные в таблице 2 «Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года».

Таблица 2. Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014

Относительное отклонение, % 2016/2014

Доходы всего

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Таможенные пошлины

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от продажи материальных и не материальных активов

Патентные и иные пошлины

Прочие неналоговые доходы

Безвозмездные поступления

В целом в 2016 году можно увидеть следующую картину по неналоговым поступлениям, видно, что поступления довольно отличаются по своим объемам и происходят резкие скачки. То есть некоторые показатели сильно увеличиваются, в 2-5 раз, а некоторые наоборот понижаются на половину.

В 2016 году очень сильно увеличились два показателя, это доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ, увеличение составило 698,7 млрд.руб или он вырос в 4 раза, а также в 5 раз или на 111,5 млрд.руб увеличились прочие неналоговые поступления.

Также значительное увеличение произошло и с показателем который увеличился почти в 3 раза или на 838 млрд.руб, это доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Можно отметить, что такой большой скачок произошел именно в 2016 году, так как в 2015 году, увеличение было совсем незначительным. Примерно на таком же уровне находятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2016 году увеличились в 2,3 раза или на 51 млрд.руб.

Что касается понижения показателей в 2016 году, то сюда можно отнести доходы от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины. Эти два показателя снизились примерно на 2700 млрд.руб или на 55%. Остальные показатели в 2016 году изменились незначительно.

В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация пока не сильно улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Макроэкономические параметры, которые получились по факту, значительно отличаются от показателей прогноза, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчетности, статистической и налоговой отчетности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
  • следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
  • сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
  • определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа.

Список литературы

  1. Жарковская, Е.П. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2016. – 400 с.
  2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / Л. Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
  3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 212 с.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn