Анализ наследования при дигибридном скрещивании. Решение задач по общей и молекулярной генетике Две гетерозиготы при неполном доминировании

Главная / Устройства

В изучении наследования признаков генетики исходят из представления, что развитие каждого признака определяется отдельным геном.

Следовательно, при дигибридном скрещивании развитие изучать наследование двух генов.

В моногибридных скрещиваниях было выяснено, что целый ряд пар признаков гороха: гладкие - морщинистые, желтые - зеленые семена, высокий - низкий рост растения, пурпурные - белые Цветки и т. д. - обнаруживает расщепление в потомстве гибрида (в F 2) по фенотипу в отношении 3: 1. Из каждой такой пары признаков один оказывается доминантным, другой - рецессивным. Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, различающиеся одновременно по двум парам признаков. Материнское «семенное» растение имело гладкие семена (ген, определяющий этот признак, условно обозначим В) и желтую окраску семян, ген которой обозначим А; оба эти признака доминантные. Отцовское «пыльцевое» растение имело рецессивные признаки: морщинистые и зеленые семена. Родительские формы были гомозиготными по двум парам признаков или по двум определяющим их генам; генотип материнского растения можно обозначить ААВВ, а отцовского - aabb. Впрочем, распределение признаков у родительских форм в данном случае не имеет значения. Мендель скрещивал также растения с гладкими и зелеными семенами с растениями, имеющими морщинистые и желтые семена, т. е. ааВВ и ААbb.

Если допустить, что каждый из генов находится в отдельной хромосоме, то нужно ожидать, что зрелые яицеклетки и спермии, имеющие гаплоидный набор хромосом, будут иметь лишь по одной аллели каждого гена. Тогда гаметы материнского растения должны нести аллели А и В (или а и В), а отцовского - а и b (или А и b). Оплодотворение яйцеклетки АВ спермием ab приведет к образованию дигибридной зиготы F 1 в соматических клетках гибридного зародыша восстановится двойной набор хромосом, и гибрид окажется гетерозиготным по двум аллельным парам, т. е. дигетерозиготным АаВв. Такой же генотип образуется и в случае соединения гамет Аb и аВ.

Гибридные семена гороха в нашем примере имеющие наследственную структуру АаВb по фенотипу, как и следовало ожидать при полном доминировании, окажутся гладкими и желтыми.

Чтобы убедиться в том, что гибрид F 1 является гетерозиготным по двум генам АаВb, можно применить уже известный нам прием анализирующего скрещивания. Для этого гибрид F 1 следует скрестить с формой, гомозиготной по обоим рецессивным признакам - aabb. У гибрида в мейозе образуется четыре сорта гамет: АВ, аВ, Ab, ab. Форма aabb дает лишь один сорт гамет - ab. При равновероятном осуществлении всех сочетаний гамет образуется четыре типа зигот в равном отношении l AaBb: 1aaBb: 1Aabb: 1aabb. Анализирующее скрещивание позволяет наиболее быстро исследовать генотип гибридного организма по интересующим нас генам.

Мендель также произвел анализирующее скрещивание гибридных растений F 1 (семена гладкие и желтые) с растениями, гомозиготными по двум рецессивным генам (семена морщинистые и зеленые). В потомстве он получил четыре класса семян в числовых отношениях, очень близких к ожидаемому расщеплению 1: 1: 1: 1, а именно: гладких желтых - 55 (АаВb), гладких зеленых - 51 (ааВb), морщинистых желтых - 49 (Aabb), морщинистых зелёных - 53 (aabb).

Таким образом, генетическими методами было показано, что дигибридный организм образует четыре сорта гамет в равном отношении и, следовательно, является гетерозиготным по обеим аллельным парам.

Расщепление по фепотипу. Третий закон Менделя

В потомстве от самоопыления пятнадцати дигибридных растений F 1 Мендель получил 556 семян, из которых было 315 гладких желтых, 101 морщинистое желтое, 108 гладких зеленых и 32 морщинистых зеленых.

Как нам уже известно, в моногибридном скрещивании при полном доминировании в F 2 наблюдается расщепление по фенотипу в отношении 3: 1, по генотипу 1:2:1. Представим себе, что каждая отдельная пара Аа и Вb ведет себя в наследовании так же, как при моногибридном скрещивании. Для такого предположения имеются основания; вспомните об известном нам механизме расхождения хромосом в мейозе. В этом случае у дигибридного растения, как женского, так и мужского, содержащего обе аллельные пары, в мейозе будут образовываться четыре сорта гамет (АВ, Ab, аВ, ab), которые при оплодотворении могут свободно сочетаться между собой и дать 16 типов зигот.

Чтобы выяснить, как ведет себя каждая пара аллелей в потомстве дигибрида, можно опять применить метод учета каждой пары признаков отдельно. Для этого все 556 семян второго поколения надо разбить на два класса: 1) по форме: 315 + 108 = 423 гладких и 101 + 32 = 133 морщинистых; 2) по окраске: 315 + 101 = 416 желтых и 108 + 32 = 140 зеленых.

Зная, что расщепление по каждой паре признаков происходит в отношении 3: 1, мы можем сказать, что из общего числа семян должны быть 3 / 4 гладких и 1 / 4 морщинистых. Производя соответствующие вычисления (556х 3 / 4 - 417 и 556х 1 / 4 = 139), мы получим теоретически ожидаемые численные отношения семян в F 2 по каждой паре признаков 417: 139. Из приведенных расчетов ясно, что в дигибридном скрещивании по каждой паре аллелей наблюдается закономерное расщепление в отношении 3:1.

Чтобы представить, каким образом осуществляется сочетание одновременно двух пар аллелей Аа и Вb, а также установить характер расщепления в F 2 при одновременном учете обоих признаков, можно идти двумя путями. Первый путь - построение решетки Пеннета. Решетка Пеннета позволяет установить все возможные сочетания мужских и женских гамет при оплодотворении, а также определить фенотипы и генотипы особей F 2 .

Второй путь является чисто математическим, основанным на законе сочетания двух и более независимых явлений. Этот закон гласит: если два явления независимы, то вероятность того, что они произойдут одновременно, равна произведению вероятностей каждого из них.

Как было показано, расщепления по каждой паре аллелей при дигибридном скрещивании происходят как два независимых явления. Появление особей с доминантным признаком при моногибридном скрещивании происходит в 3 / 4 всех случаев, а с рецессивными - 1 / 4 . Следовательно, вероятность того, что признаки гладкая форма и желтая окраска семян проявятся одновременно, вместе равна произведению 3 / 4 Х 3 / 4 = 9 / 16 , гладкая форма и зеленая окраска - 3 / 4 Х 1 / 4 = 3 / 16 , морщинистая форма и желтая окраска- 1 / 4 Х 3 / 4 = 3 / 16 и морщинистая форма и зеленая окраска - 1 / 4 Х 1 / 4 = 1 / 16 . Иначе говоря, произведение отдельных вероятностей дает отношение классов расщепления по фенотипу 9 / 16: 3 / 16: 3 / 16: 1 / 16 , или 9:3:3:1.

Вернемся к примеру расщепления по признакам, полученному при анализе 556 семян F 2 в опыте Менделя. Нетрудно убедиться в том, что полученные им семена распределились по классам сочетания признаков в отношении, близком к ожидаемому. Для того чтобы рассчитать теоретически ожидаемые числа по классам, следует умножить 556 семян соответственно на 9 / 16 , 3 / 16 , 3 / 16 и 1 / 16 . Следовательно, соотношение классов расщепления по фенотипу в F 2 дигибридного скрещивания при полном доминировании укладывается в формулу 9:3:3: 1.

Теперь должно быть понятным, почему при подсчете каждой пары альтернативных признаков отдельно отношение числа гладких семян к числу морщинистых было 12: 4, или в эмпирических числах 423: 133, и желтых к зеленым -12:4, или 416: 140, т. е. для каждой пары отношение было 3:1. Те же результаты могут быть получены с использованием решетки Пеннета, в которой 16 вышеописанных генотипов по фенотипу разбиваются на четыре класса в том же отношении 9: 3: 3: 1.

Таким образом, в дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя так же, как в моногибридном скрещивании, т. е. независимо от другой пары примаков.

На основании одновременного анализа наследования нескольких пар альтернативных признаков Мендель установил закономерность независимого распределения факторов, или генов, который известен как третий закон Менделя . Менлель писал: «Не подлежит никакому сомнению, что для всех подвергнутых опытам признаков имеет одинаковую силу следующее положение: потомки гибридов, соединяющих в себе несколько существенно различных признаков, представляют собой членов комбинационного ряда, в котором соединены ряды развития каждой пары различающихся признаков. Этим одновременно доказывается, что поведение в гибридном соединении каждой пары различающихся признаков независимо от других различий у обоих исходных растений».

И далее Мендель формулирует собственно принцип независимости сочетания наследственных факторов: «Константные признаки, которые встречаются у различных форм родственной растительной группы, могут вступать путем повторного-искусственного оплодотворения во все соединения, которые возможны по правилам комбинации».

Расщепление по генотипу

Формула 9:3:3:1 выражает отношения расщепления по фенотипу в F 2 при дигибридном скрещивании.

Необходимо провести анализ того же расщепления по генотипу. Очевидно, в случае полного доминирования это можно сделать только путем скрещивания особей всех 16 генотипов, которые могут получиться в результате сочетания четырех сортов женских и мужских гамет с гомозиготной рецессивной формой aabb. Поскольку при расщеплении по фенотипу каждая пара аллелей ведет себя независимо, то и расщепление по генотипу будет проявляться в соответствии с той же закономерностью, но в иных соотношениях.

Анализируя генотипы F 2 по решетке Пеннета, мы можем определить частоту разных генотипов, что даст нам формулу расщепления 1: 2: 2: 4: 1: 2: 1: 2: 1. Зная, что при моногибридном скрещивании расщепление по генотипу соответствует 1АА: 2Аа: 1аа для одной пары аллелей и 1BB: 2Bb: 1bb для другой, можно подсчитать вероятность появления генотипов разных классов при дигибридном скрещивании.

Вероятность появления генотипа АА равна 1 / 4 . Соответственно для Аа - 1 / 2 и для аа - 1 / 4 . То же самое будет для другой аллельной пары: ВВ - 1 / 4 , Вb - 1 / 2 , bb - 1 / 4 . Производя перемножение двух вероятностей, можно получить все классы расщепления по генотипу. В результате такого расчета получаются те же 9 классов расщепления по генотипу 1: 2: 2: 4: 1: 2: 1: 2: 1, которые можно было установить по решетке Пеннета.

Как мы видели, при моногибридном скрещивании число классов расщепления по фенотипу равняется 2 (3: 1), а по генотипу - 3 (1: 2: 1); при дигибридном скрещивании число фенотипических классов расщепления равно 4, а генотипических - 9. Следовательно, в случае двух генов число классов соответствует по фенотипу 2 2 , а по генотипу - 3 2 . В дальнейшем при анализе расщепления нескольких генов в полигибридных скрещиваниях мы убедимся, что выведенные формулы справедливы и для этих скрещиваний.

Следует сказать о правилах написания формул различных генотипов и фенотипов. При полном доминировании гомозиготные формы по фенотипу неотличимы от гетерозиготных; так, ААВВ неотличима от АаВb, ААВb, АаВВ. В целях сокращения при написании сходные фенотипы гомозигот и гетерозигот иногда обозначают фенотипическим радикалом А-В-. Подставляя в такой радикал на место прочерка разные аллели, можно получать сходные фенотипы (например, для радикала А-bb сходные фенотипы будут у генотипов ААbb и Aabb).

Генетика – наука, которая изучает гены, механизмы наследования признаков и изменчивость организмов. В процессе размножения ряд признаков передается потомству. Было замечено еще в девятнадцатом столетии, что живые организмы наследуют особенности своих родителей. Первым, кто описал эти закономерности, был Г.Мендель.

Наследственность – свойство отдельных особей передавать потомству свои признаки при помощи размножения (через половые и соматические клетки). Так сохраняются особенности организмов в ряде поколений. При передаче наследственной информации не происходит точное ее копирование, а всегда присутствует изменчивость.

Изменчивость – приобретение индивидуумами новых свойств или утрата старых. Это важное звено в процессе эволюции и адаптации живых существ. То, что в мире нет идентичных особей – это заслуга изменчивости.

Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов . Совокупность генов определяет генотип организма. Каждый ген несет в себе закодированную информацию и расположен в определенном месте ДНК.

Гены обладают рядом специфических свойств:

  1. Разные признаки кодируются разными генами;
  2. Постоянство – при отсутствии мутирующего действия, наследственный материал передается в неизменном виде;
  3. Лабильность – способность поддаваться мутациям;
  4. Специфичность – ген несет в себе особую информацию;
  5. Плейотропия – одним геном кодируется несколько признаков;

Под действием условий внешней среды генотип дает разные фенотипы. Фенотип определяет степень влияния на организм окружающих условий.

Аллельные гены

Клетки нашего организма имеют диплоидный набор хромосом, они в свою очередь состоят из пары хроматид, разбитых на участки (гены). Разные формы одинаковых генов (например карие/голубые глаза), расположены в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, носят название аллельных генов . В диплоидных клетках гены представлены двумя аллелями, один от отца, другой от матери.

Аллели делятся на доминантные и рецессивные . Доминантная аллель определят, какой признак будет выражен в фенотипе, а рецессивная – передается по наследству, но в гетерозиготном организме не проявляется.

Существуют аллели с частичной доминантностью , такое состояние называется кодоминантностью, в таком случае оба признака будут проявляться в фенотипе. Например, скрещивали цветы с красными и белыми соцветиями, в результате в следующем поколении получили красные, розовые и белые цветы (розовые соцветия и есть проявлением кодоминантности). Все аллели обозначают буквами латинского алфавита: большими – доминантные (АА, ВВ), маленькими – рецессивные (аа,bb).

Гомозиготы и гетерозиготы

Гомозигота – это организм, в котором аллели представлены только доминантными или рецессивными генами.

Гомозиготность означает наличие одинаковых аллелей в обеих хромосомах (АА, bb). В гомозиготных организмах они кодируют одни и те же признаки (например, белый цвет лепестков роз), в таком случае все потомство получит такой же генотип и фенотипические проявления.

Гетерозигота – это организм, в котором аллели имеют и доминантный, и рецессивный гены.

Гетерозиготность — наличие разных аллельных генов в гомологичных участках хромосом (Аа, Вb). Фенотип у гетерозиготных организмов всегда будет одинаков и определяется доминантным геном.

Например, А – карие глаза, а – голубые глаза, у особи с генотипом Аа будут карие глаза.

Для гетерозиготных форм характерно расщепление, когда при скрещивании двух гетерозиготных организмов в первом поколении мы получаем следующий результат: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Примером может послужить наследование темных и светлых волос, если у обоих родителей они темные. А – доминантная аллель по признаку темных волос, а – рецессивная (светлые волосы).

Р: Аа х Аа

Г: А, а, А, а

F: АА:2Аа:аа

*Где Р – родители, Г – гаметы, F – потомство.

По данной схеме можно увидеть, что вероятность унаследовать от родителей доминантный признак (темные волосы) в три раза выше, чем рецессивный.

Дигетерозигота – гетерозиготная особь, которая несет две пары альтернативных признаков. Например, исследование наследования признаков Менделем с помощью семян гороха. Доминантными характеристиками были желтый цвет и гладкая поверхность семян, а рецессивными — зеленый цвет и шероховатая поверхность. В результате скрещивания получилось девять различных генотипов и четыре фенотипа.

Гемизигота – это организм с одним аллельным геном, даже если он рецессивный, фенотипически всегда будет проявляться. В норме они присутствуют в половых хромосомах.

Отличие гомозиготы и гетерозиготы (таблица)

Отличия гомозиготных организмов от гетерозиготных
Характеристика Гомозигота Гетерозигота
Аллели гомологичных хромосом Одинаковые Разные
Генотип AA, aa Aa
Фенотип определяется по признаку По рецессивному или доминатному По доминатному
Однообразие первого поколения + +
Расщепление Не происходит Со второго поколения
Проявление рецессивного гена Характерно Подавляется

Размножение, скрещивание гомозигот и гетерозигот ведет к образованию новых признаков, которые необходимы живым организмам для адаптации к переменчивым условиям внешней среды. Их свойства необходимы при выведении культур, пород с высокими качественными показателями.

Бокс. Член президиума Международной ассоциации любительского бокса, почетный судья. Я читал его биографию…

Знаешь, - сказала ККК, - войдем вместе. Если придется записывать, я останусь. А может, работы на пять минут: "Давали гитару?" - "Давали"… И все дела!

Таблица у двери блеснула тускло:

"Ш е м е т В. А."

Денисов вспомнил: с таким же чувством нереальности он стоял в Калининграде у мраморной доски с надписью "Иммануил Кант" (1724–1804)

"Вроде спиритизма!.." - подумал он, нажимая на звонок.

Дверь открыл сам чемпион. Денисов узнал его по старым фотографиям. Только на них Шемет был без очков.

Слушаю вас.

Капитан Колыхалова, старший инспектор уголовного розыска. Это инспектор Денисов. Добрый день.

Слушаю, - повторил Шемет, пропуская Колыхалову и Денисова и закрывая за ними дверь. - Здравствуйте.

Шемет пригласил пройти в кухню.

В комнатах все вверх дном…

Уже в коридоре Денисов увидел висевшие в большом количестве спортивные вымпелы, значки, боевые перчатки чемпиона.

В чистой маленькой кухне не было посуды - ее скрывали блестящие с пластиковым покрытием шкафы. Только несколько кофеварок разной емкости бросались в глаза.

Садитесь.

Когда Колыхалова объяснила цель визита, Шемет удивился.

Алик и Игорь?! Но они уже уехали!

В воскресенье! В тот же день…

В тот же день?

Колыхалова переглянулась с Денисовым.

Откуда они приезжали? Пожалуйста, расскажите подробнее.

Из Инты. - Шемет оглянулся на кофеварки. - Кофе хотите?

Не откажусь. - Кира уже снимала шубку. - Видите ли, Алик и Игорь должны пролить свет на поведение одной компании в поезде здоровья. - ККК вынула блокнот.

Алик Турандин носит фамилию матери. Отец известный в прошлом боксер. Что же касается Игоря… - Шемет подумал. - Не знаю… Работает тренером в Инте вместе с Аликом.

Сколько они пробыли в Москве?

Три дня. Достал им билеты в Большой… В воскресенье отправил на лыжную прогулку… Отца Алика я отлично знал: прекрасный боксер. Работал против Марселя Тиля. Слыхали такого? - Он посмотрел на Денисова.

Денисов отрицательно покачал головой.

Марсель Тиль в прошлом чемпион мира среди профессионалов. Причем отец Алика работал с ним на равных… Во время спаррингов в Москве, я имею в виду… Алик из другого теста.

Слабее? - спросил Денисов.

Здоровьем бог тоже не обидел. Но… - Шемет развел руками.

Алик уроженец Инты?

Шемет зажег электрическую плиту, поставил турку с водой.

Нет. В Инте Алик поселился недавно, примерно с год назад. Родственники его проживали где-то в Москве, потом выехали.

У Алика были какие-то неприятности с законом? - поинтересовалась Колыхалова.

Ему давали срок. За что - не знаю. После освобождения приехал в Инту. - Шемет достал ручную кофемолку. - Уехали они неожиданно для меня в тот же день, в воскресенье вечером, в мое отсутствие.

А ключи? - спросила Кира.

Алик оставил их в почтовом ящике.

Они поехали назад, в Инту?

О маршруте я ничего не знаю.

Мне придется все записать подробнейшим образом.

Валентин Андреевич, где были Турандин и его товарищ в субботу седьмого февраля?

Шемет снял турку с плиты.

В этот день, по-моему, они ходили по магазинам.

ГУМ, ЦУМ?

Плюс букинистические… - Он разлил кофе по чашечкам.

Что их интересовало?

В основном вещи, книги. Пейте, пожалуйста… Кроме того, струны для гитары, диски модных ансамблей. Джинсы, иконы…

Иконы? - переспросила ККК. - У Турандина и его товарища были с собой иконы?

Одна небольшого размера. Алик показал мне ее в субботу. Я специалист небольшой. По-моему, "Утоли моя печали".

Кира достала из сумочки бланк протокола допроса.

Не возражаете?

Если вы считаете нужным, - ответил Шемет галантно.

Колыхалова обернулась к Денисову:

Видимо, тебе лучше сначала заехать в отдел, проинформировать Бахметьева…

Полковника Бахметьева Денисов увидел на экране видеомагнитофона в учебном классе вместе со следователем и Горяиновым-старшим.

Горяинов-старший попросил в это время дать ему воды, и Бахметьев тянулся к графину.

Звук! - крикнул один из инспекторов Денисову. - Звук покрути!

Но кто-то вскочил и опередил Денисова.

- …она буквально преследовала Диму… - Горяинов на экране отставил стакан, поблагодарив. - Каждый день они встречались по нескольку раз… Это я уже потом узнал. Утром - на Автозаводской, у нашего дома. После этого - в институте. Представляете, какой крюк она делала?! Если у него семинар - ждала внизу… А вечером, как говорится, сам бог велел встречаться. А еще - звонки! Не знаю, спала ли она этот год и когда?

Бахметьев и следователь молчали. Камера поэтому все время показывала одного Горяинова.

- …не представляю, как Дима сдал весеннюю сессию и теперь зимнюю. Собственно, ничего он не сдал. К преподавателю по вычислительным машинам я ездил и к политэконому. У математика раза четыре был. Да и когда было учиться? Встречи да звонки! Сначала мы не понимали. Поднимешь трубку - молчат… "Алло! Алло! Говорите" - гудки! Может, аппарат не срабатывает? - думали.

Оператор показал теперь следователя линейно-следственного отделения. Тот, кивая, старался не пропустить ни одного слова Горяинова.

- …впилась в него, как пиявка. Не оторвешь! Какие ребята - Женя Бабичев, Слава Момот! Все сейчас издерганные, злые! Юриста привела в компанию, а он их на десять лет старше…

Следователь уточнил:

Верховского?

Его самого. Загуляла, одним словом. Вот они и бесятся…

Как вы узнали, что сыну звонила именно Анкудинова? - спросил Бахметьев.

Горяинов усмехнулся.

Сначала я так не думал. Грешным делом, всех подозревал… - Он положил на стол локти, несколько раз сжал кулаки. - Да очень просто! Если я кому-то надоблюсь, сначала могут поинтересоваться на работе: "Ушел ли?" Если звонят жене - то же. А тут как-то позвонили и молчат. Я сразу звоню на работу: "Мне не звонили сейчас, не спрашивали?" - "Нет". К жене звоню на работу: "Никто не спрашивал?" К сестре, к племяннику Николаю. Есть! "Спрашивал Димку женский голос!" На следующий день история повторяется. Сначала она его ищет у Николая, потом звонит сюда. Если мы берем трубку - бросает… - Горяинов покачал головой: - Откуда хитрость такая в нежном возрасте? Любовь? У Димки - возможно.

Денисов заметил, что в лице Горяинова что-то дрогнуло.

Я принес тут вам некоторые высказывания сына. - Горяинов достал бумажник, выложил несколько исписанных мелким скупым почерком листочков, надел очки и стал читать:

- "Почему вдруг грустно, когда видишь дорогу в поле, облако, тихую деревню на косогоре?.." Или вот: "Чтобы миллионы людей спокойно любили, нужно, чтобы тысячи любили до исступления, а десятки - чтобы жертвовали всем…"

Он стихи писал? - спросил следователь, поморщив лоб.

Кто их не пишет? - сказал Горяинов. - Я сам писал. Или вот: "Все закрутилось после шестого февраля, словно подхватило течение и несет с бешеной скоростью!" А вот целый сценарий: "Ты сказала: "Наверное, все-таки не люблю. Привычка…" Я закрыл лицо. Мы стояли под навесом в детском саду. Ты не заметила слез: темно, дождь. "Тебе плохо? - спросила ты. - Тебе морально важно услышать "люблю". - "Я завишу от слов". - "Но ведь ничего не переменилось?" - "Все-таки что-то изменилось. Назвать - значит определить суть…"

Анализирующее скрещивание

Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании

1) ААВВ х ВbВb
2) AaBb x aabb
3) ААВВ х ААВВ
4) Вb х Аа

Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении

Общее

Выберите генетическую символику, характеризующую дигибридное скрещивание.

1) АаВЬ х aabb 3) АА х ВВ

2) Аа х аа 4) АВ х АЬ

Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

Признаки по типу

Определите рецессивные признаки у семян гороха

1) желтые и гладкие
2) зелёные и гладкие
3) жёлтые и морщинистые
4) зелёные и морщинистые

Гаметы

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

1) аа
2) ааВВ
3) аВВ
4) аВ

Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?

1) один
2) два
3) три
4) четыре

Какие виды гамет образует дигомозиготный организм (доминирование по каждой паре аллелей)?

Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВЬ при независимом наследовании генов?

1) АВ, ab 3) АВ, Ab, аВ, ab

2) Аа, ВЬ 4) АА, ВЬ, Аа, ВВ

Типы гамет у особи с генотипом ААВb

1) АВ, Аb
2) АА, Bb
3) Аа, bb
4) Аа, Bb

У особи с генотипом Aabb образуются гаметы

1) Ab, bb
2) Ab, ab
3) Aab
4) Aa, bb

Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы

1) АВС и АВВ

2) АВС и АВс

3) ААВВСС и ААВВСс

4) А, В, С, с

Сколько типов гамет образует следующая зигота: АаВвСС?

1) два 2) один 3) четыре 4) три

Задачки

У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног

1) ААBb
2) Аabb
3) AaBb
4) AABB

При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля гетерозигот по обеим аллелям в потомстве составит

1) 75%
2) 50%
3) 25%
4) 0%

При скрещивании двух морских свинок - черного (АА) гладкошерстного (bb) самца с белой (аа) волнистношерстной (BB) самкой получено в F1 соотношение генотипов

1) 100% АаBb
2) 50% АаBb: 50% Aabb
3) 25% AaBb: 50% Aabb: 25% Aabb
4) 25% AaBb: 50% Aabb: 25% AABB

Определите процентное соотношение генотипов у гибридов F1 при

скрещивании серого кролика (Аа) с белым (аа).

1) 25% А а: 75% аа

2) 25% аа: 75% Аа


3) 50% А а: 50% аа

4) 25% АА: 50% А а: 25% аа

В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (A) и римский нос (B) – доминантные признаки.

1) Aabb 2) АaBВ 3) ААВВ 4) AaBb

Скрестили два гомозиготных растения тыквы с белыми овальными плодами и желтыми круглыми плодами (А – белый цвет доминирует над желтым, В – круглая форма плода над овальной). Определите генотип F1.

У крупного рогатого скота черный цвет (А) доминирует над красным, комолость (В) – над рогатостью. При скрещивании черной комолой коровы с красным рогатым быком 50% потомства получилось черным комолым, 50% – красным комолым.

Укажите генотипы родителей.

1)АаBb и ааbb

2) ААBB и ааbb

3) АаBB и ааbb

4)ААBb и ааbb

У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубоглазая, светловолосая. Определите генотипы ее родителей.

1) АAВВ, ааВВ

2) ААВb, aaBB

СООТНОШЕНИЯ ФЕНОТИПОВ В Ф1

При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении

1) 3: 1
2) 9: 3: 3: 1
3) 1: 1: 1: 1
4) 1: 2: 1

Черная окраска кролика (В) доминирует над белой (b), а мохнатая шерсть (А) над гладкой (а). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания гетерозиготных особей по двум парам признаков?

При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у

родителей с генотипами ААBb иaabb в потомстве наблюдается

расщепление в соотношении

Каким будет соотношение расщепления признаков по фенотипу у

потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного черного,

мохнатого кролика АаВв с белой, гладкошерстной крольчихой аавв

1) 1:2:1 2) 9:3:3:1 3) 1:1:1:1 4) 1:2:2:1

Определите соотношение расщепления признаков по феноти­пу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных растений гороха.

Генотипы F1

При скрещивании жёлтого гладкого и зелёного морщинистого гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите генотип семян гороха в F1

1) Aabb
2) ааВb
3) АаВВ
4) АаВb

При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет - А, жёлтый - а, круглая форма - B, грушевидная - b) получится потомство с генотипом

1) bbAA
2) Bbaa
3) BBAA
4) BbAa

Какой генотип имеет потомство в F1 при скрещивании растений томата с генотипами ААвв и ааВВ?

1) ааВв
2) АаВв
3) АаВВ
4) Аавв

Определите процентное соотношение генотипов у гибридовF1 при

скрещивании серого кролика(Аа) с белым(аа).

1) 25% Аа: 75% аа

2) 25% аа: 75% Аа

3) 50% Аа: 50% аа

4) 25% АА: 50% Аа: 25% аа

Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании такое же, как соотношение генотипов. Это позволяет определить неизвестный генотип одного из родителей. Вторым выступает рецессивная по исследуемым признакам особь.

Как известно, при полном доминировании доминантные гомозиготы (AA ) и гетерозиготы (Aa ) имеют одинаковый фенотип. Другими словами, по проявленному признаку нельзя сделать однозначный вывод о генотипе. В таком случае на помощь приходит анализирующее скрещивание. В зависимости от того, какие потомки получаются, делается вывод о неизвестном генотипе одного из родителей, так как на фоне рецессивных аллелей второго родителя проявляются все аллели первого.

Так гетерозигота Aa формирует гаметы двух типов: A и a . Второй рецессивный родитель образует только гаметы a . В результате их скрещивания половина потомков будет иметь генотип Aa , вторая половина – aa . То есть будет наблюдаться расщепление 1: 1. Фенотипы также будут различны, и их соотношение также будет 1: 1.

Если же исследуемый родитель был гомозиготой AA , он формирует гаметы только одного типа – A . В этом случае результатом анализирующего скрещивания будет единообразие всех потомков как по генотипу, так и фенотипу. Все они будут гетерозиготами Aa . Соотношение 1: 0.

Таким образом, в зависимости от полученных фенотипов потомков делается вывод о генотипе исследуемого экземпляра.

Более сложный пример – это дигибридное скрещивание. Если исследуемая особь доминантна по двум признакам, то ее генотип может быть как AABB , так и AaBb , а также AABb или AaBB . Все четыре варианта при полном доминировании имеют одинаковое фенотипическое проявление. Однако при анализирующем скрещивании каждый из этих генотипов дает свое уникальное расщепление.

1. Если генотип был AABB , то при скрещивании с рецессивной особью aabb , все потомки будут единообразны. Их генотип будет AaBb , а фенотип идентичен исследуемому родителю.

2. В случае AaBb и при независимом распределении генов образуются гаметы четырех видов: AB , Ab , aB , ab . При скрещивании с гаметой ab получатся четыре разных генотипа: AaBb , Aabb , aaBb , aabb . Их соотношение будет 1: 1: 1: 1. Таким же будет соотношение фенотипов, так как у особей AaBb проявятся два доминантных признака, у особей Aabb – доминантный признак только по первому гену, у особей aaBb – доминантный признак только по второму гену, особи aabb будут рецессивны по обоим генам.

3. Если генотип исследуемого родителя был AABb , то образуются гаметы только двух типов: AB и Ab . Гибриды анализирующего скрещивания будут иметь два генотипа AaBb и Aabb в соотношении 1: 1. При этом по первому признаку все особи единообразны, а по второму признаку наблюдается расщепление, т. е. половина с доминантным признаком, вторая – с рецессивным.

4. Если у родителя был генотип AaBB , то расщепление будет наблюдаться только по первому гену. Генотипы потомков – AaBb и aaBb .

Таким образом, в зависимости от того, какое из четырех соотношений потомков наблюдается в анализирующем скрещивании, делается вывод о генотипе исследуемой особи.

Соотношения, получаемые при сцеплении генов, другие. Сцепленные гены локализованы в одной хромосоме и при образовании гамет наследуются совместно. Зачастую можно определить не только генотип, но также группы сцепления, в том числе их наличие или отсутствие.

Допустим, в результате дигибридного анализирующего скрещивания было получено соотношение фенотипов 5: 2: 2: 5. Пусть будет, что на 5 доминантных по двум признакам экземпляров приходится 5 рецессивных по обоим признакам и по 2, которые доминантны только по одному из признаков. То есть расщепление по генотипу будет таким: 5 (AaBb ) : 2 (Aabb ) : 2 (aaBb ) : 5 (aabb ).

Преобладание в гибридах от анализирующего скрещивания одних генотипов над другими, а не полное исключение последних, говорит о том, что наблюдается неполное сцепление генов. Гамет с исходным сцеплением генов всегда больше, чем с новым, которое образуется в результате кроссинговера.

Здесь исходными группами сцепления являются гены A и B , в то время как гены a и b находятся в другой хромосоме. Поэтому гамет AB и ab образовалось больше. Соответственно в результате анализирующего скрещивания гибридов AaBb и aabb оказалось больше. Если бы сцепление было полным, то были бы получены только такие гибриды. Однако из-за кроссинговера в части клеток появились рекомбинантные хромосомы с новыми группами сцепления – Ab и aB , что привело к появлению некоторого количества гибридов Aabb и aaBb .

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn