Архимандрит наум. Архимандрит Наум (Байбородин) о возрождении России. В монастыре это неудивительно…

Главная / Экономия

Наследуйте у отца Наума горение духа

, насельник московского Донского монастыря:

Пробил час отшествия ко Господу, не побоюсь этих слов, одного из столпов старчества ХХ века отца Наума (Байбородина).

Число его духовных чад, рассеянных по всему постсоветскому пространству по обе стороны Урала, среди коих миряне, монашествующие, настоятели и настоятельницы святых обителей, не поддается исчислению.

Сегодня уже ранним утром, еще до официальных оповещений в СМИ о печальной новости, все странноприимницы Сергиева Посада были уже заполнены до отказа.

Почившему были присущи чудотворные дары прозрения, исцеления.

Его дарования и горение духа встретились с горячим стремлением к Истине, которое было характерно для юных поколений после смерти Сталина, «племени молодого, незнакомого» для ветеранов КПСС…

Отец Наум стремительно вовлекал молодежь в церковную жизнь. У него был такой дар обращать даже совсем далеких от Церкви людей к вере.

Одно время он отправлял одного за другим пообщавшихся с ним в Ленинскую библиотеку, там надо было по его благословению найти определенную книгу; когда люди начинали ее читать, то понимали, что там во всех подробностях излагается, как класть русскую печь. Отец Наум благословлял тех, кто может, возвращаться к земле. А в наших краях главное в деревне – не замерзнуть. Это в городах жители даже не задумываются, откуда в домах в зимний период появляется тепло, а в селах об очаге надо позаботиться.

Также, помню, отец Наум благословлял своих чад заниматься подготовкой духовной литературы, мы ее множили на ксероксах, где только кто мог. И я этим по его благословению занимался. Отец Наум еще до десятилетий церковного подъема говорил о том, что скоро откроется много монастырей, и старался силами своих пасомых обеспечить будущие обители душеполезным чтением.

Известно много случаев исцеления по его молитвам. Тех, кому требовалось исцеление души, он мог и в некие диспансеры отправить потрудиться, чтобы люди соприкоснулись с тем, что бывает, когда кто ведет нечестивую жизнь. Эти наглядные примеры сильно воздействовали.

При общении он выяснял, какая у кого специальность, чтобы понять, чем этот человек может быть полезен для обители, для Церкви. Благословлял юных энтузиасток учиться на сестер милосердия, имеющих педагогическое образование – обучать детей и взрослых Закону Божию. Молодых людей – учиться сольфеджио и вокалу, чтобы становиться клирошанами, диаконами. Горел сам и зажигал молодых своим «старческим» горением духа…

Часовщик церковной жизни

Протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине:

В 1977 году я вернулся из армии, надо было определяться, как дальше жить. Так я попал к отцу Науму. Он тогда был еще игуменом. К нему не так много народа ходило. Хотя уже тогда понятно было, что это удивительный человек. Ученый, ставший монахом. Прозорливец. Когда он меня только увидел, сразу подарил Евангелие. Я выхожу от него с этим Евангелием в руках, а там на на лавочке у проходной сидит какая-то монахиня и говорит:

– Будешь семинаристом, станешь священником.

– Почему? – спрашиваю.

– А батюшка Евангелие дарит только тем, кого рукоположат.

– Я не собираюсь становиться священником, – пожал я плечами и пошел дальше...

Но мой жизненный путь был взору отца Наума уже открыт.

Он мне тогда, как подарил Евангелие, назначил встречу. Я пришел. Он со мной поговорил, дал мне очень много ценных советов относительно внутренней жизни. Они мне потом именно как пастырю пригодились. А тогда он спросил:

– Кем ты хочешь быть?

– Да вот у меня, – отвечаю, – технический склад ума...

– Давай в семинарию!

– Я не могу!

– Тогда в медицинский.

– Да у меня и в роду никого из медиков нет.

– Поступай, я помогу.

Потом я уже узнал, что у него очень много знакомых медиков. А тогда он у меня спрашивает:

– А куда ты собрался поступать?

– В МЭИ, – отвечаю. Это Энергетический институт.

– Поступай, – благословляет, – я помолюсь.

Я поступил. Вернулся к нему. А он мне и говорит про оставшийся кусочек лета до начала учебы:

– Поезжай в Пюхтицу, там с отцом Таврионом (Батозским) в Рижский пустыньке пообщаешься.

А у меня тогда после армии даже денег не было, чтобы ехать так далеко. Он мне дал рублей 30, на них мы втроем с друзьями отправились туда. Очень много я вдохнул тогда в себя исповеднического духа, пообщался с теми, кто не оставлял храма Божиего при советской власти, прошел гонения, ссылки, лагеря.

Приехав в Рижскую пустыньку, мы поняли, что там нужна мужская сила: было много тяжелой работы. Мы остались там потрудиться. Отец Таврион все это время нас наставлял. Потом, когда нам надо уже было возвращаться в Москву, вдруг приходит и приносит так же, как и отец Наум, 30 рублей. Такая перекличка в действиях. Потом я отцу Науму приносил деньги, чтобы вернуть, но он их так и не взял обратно. А для меня тогда эта поездка стала значительной вехой моего внутреннего пути.

Потом, когда я уже учился в институте, я постоянно приезжал к отцу Науму, окормлялся у него. Также и после – уже работая в Академии наук. Многих своих коллег я к батюшке возил, люди обращались, воцерковлялись.

Чем был замечателен отец Наум? Он наполнял твою жизнь смыслом и давал ей направление.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре были два столпа: отец Кирилл и отец Наум. Отец Кирилл – пастырь любви. Скажешь ему, что, учась в институте, очень трудно утренние-вечерние молитвы полностью прочитывать, и так надо рано вставать, ночью какие-то работы постоянно пишешь... «Ну, сократи себе правило», – говорил отец Кирилл. А к отцу Науму с тем же подойдешь, он сразу: «Так выучи наизусть». Отец Наум был очень требовательный.

Бывало, приедешь к нему, а он скажет:

– Давайте собирайтесь, там пожар у людей случился, надо поехать помочь.

А это ехать куда-то в дальнее Подмосковье. Начинаешь упираться:

– Батюшка, да мне уроки делать...

Всё, на следующий день он тебя уже не замечает. Если ты не созрел, значит, ты не созрел, тебе еще надо что-то осознать. Старцам было внутренне открыто, готов человек к послушанию воле Божией или еще не готов, держится за собственную волю.

Он нас наставлял молиться так, чтобы не просить себе ничего: ни денег, ни положения, ни благополучия, – просто молись, и всё. Учил Иисусовой молитве. Казалось бы, а кто мы такие? Простые молодые ребята, не какие-то там пустынники, чтобы с нами таким даром делиться.

Отец Наум большой патриот России. Очень любил и как-то по-своему сокровенно переживал ее историю. Часто рассказывал про Куликовскую битву. Вот сейчас праздник Покров – он просто как-то ощущал Покров над Россией. Мог мысленно обращаться к временам преподобных Антония и Феодосия, которым Матерь Божия благословила основать Киево-Печерскую Лавру, послала строителей для возведения первого храма. Батюшка беззаветно любил Божию Матерь. Глубоко чтил преподобного Сергия. Чувствовал их предстательство за русский народ.

По всей России во всех монастырях и храмах, куда бы ты ни приехал, встречаешь служащих там чад отца Наума. Сколько он взрастил игумений в монастыри!

Часто я ездил к отцу Науму. А потом, когда уже стал священником, настоятелем большого прихода, иногда так дела затянут, что не вырваться. Тем более, помню, приедешь к отцу Науму, а у него там уйма народу, сидишь в этой каморке ждешь его. Некогда там и отец Венедикт, нынешний наместник Оптиной пустыни, так дожидался приема. И вот я не был несколько лет. А тут приезжаю год назад к отцу Науму. Он уже совсем слабеньким был. Я привез с собой духовных чад. А он мне положил руку на голову и спрашивает:

– А почему ты у меня четыре года не был?

У него, конечно, была прозорливость.

Знаю, как-то раз приехала к нему одна женщина, привезла с собой другую, стала ему про нее рассказывать:

– Батюшка, она такая несчастная, у нее ничего не получается, болеет, безденежная.

А батюшка смотрит на ту, которую она привезла, и говорит:

– Зачем ты ко мне такую богатую привезла?

– Какую богатую?! Я ей сюда даже билет на электричку покупала...

А потом так и выяснилось, что та женщина была весьма состоятельной, просто скрывала свои доходы и накопления. А старец, как рентген, все видел.

Отец Наум охватывал своим внутренним взором весь механизм духовной, общецерковной жизни, видел, где что ломается, где надо смазать, где подменить кого-то. Туда, где происходил сбой, он тут же посылал людей. Встав на место этой сломанной шестеренки, которую ты заменяешь, ты мог и не выдержать, сам сломаться, – но ты спасешься, если ты послушался старца и встал в этот строй. Отец Наум был твердым, решительным человеком, своего рода военачальником духовных фронтов. Отправлял чад туда, где ты должен проявить максимум своих сил: кем ты там будешь – игуменом, игуменией или просто монашествующим, ты нужен.

Сейчас это в нашей церковной жизни несколько утеряно, но для нас всех отец Наум был по-настоящему духовным отцом. Потом уже, когда батюшка был слаб, благословил нас каждого выбрать себе в духовники кого-то помоложе, чтобы постоянно исповедоваться, а к нему уже приезжать для решения кардинальных вопросов.

Такие два великих старца друг за другом ушли: отец Кирилл, отец Наум.

Мы и к тому, и к другому обращались. Отец Наум по поводу этого как-то просто сказал:

– Ты не найдешь всего и сразу, не получишь все у кого-то одного. Где видишь вишенку, там и срывай.

То есть почувствовал где-то благодатную помощь, участие Божие? – Это Сам Господь действует сейчас через того или другого духовника. У него было глубокое переживание Церкви как единого Тела Христова. Он и сегодня своими молитвами с нами.

«У преподобного были?»

, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Заяицком:

С отцом Наумом я познакомился в самом начале моего воцерковления. Помню, оказался я в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1983 году. А у меня там и спрашивают:

– У преподобного были?

– Сходите.

– А что он мне скажет? – спрашиваю, думая, что речь идет о преподобном Сергии.

– Что-нибудь да скажет, – отвечают мне, имея в виду, оказывается, отца Наума.

Он поговорил со мной. Посоветовал, какую мне духовную литературу читать. Благословил меня на тот момент и далее продолжать заниматься наукой. Я ему рассказал про свои труды. Потом мы к нему даже с моим научным руководителем приезжали. Он сам был из ученых, и к нему из академической среды часто обращались. Знаю, что многих он отправил в монастыри, кто-то стал по его благословению игуменами, игумениями.

«Такие, как отец Наум, показали нашему времени путь подлинного подвижничества»

, доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии:

Господь оказал мне великую милость: Он послал мне удивительного старца земли Русской – нашего батюшку отца Наума. С ним я познакомился в 1980 году, будучи еще целиком светским человеком, то есть сравнительно молодым ученым, самолюбивым, довольно высокомерным и щеголяющим своей эрудицией. Примечательно, что он долгое время не принимал меня: просто проходил мимо и мельком окидывал меня взглядом. Наверное, мое природное упрямство заставляло меня вновь и вновь приходить к его тогда еще сырой приемной в подвале.

Правда, за это время уже были сделаны первые шаги в церковной жизни: мы поехали в Печоры, и отец Иоанн (Крестьянкин) вместе с отцом Адрианом (Кирсановым) благословили нас с женой на венчание. Также многое сделал для нас и нынешний наместник Оптиной Пустыни отец Венедикт (Пеньков), который «отвадил» меня от моих усердных занятий гностицизмом и манихейством (была во многом уже готова докторская диссертация), обратив мое внимание на творения преподобного Максима Исповедника. Я первое время, естественно, сопротивлялся (это ведь почти «начинать жизнь заново», думалось мне), но затем, приступив к переводам трудов преподобного отца, понял, какие великие сокровища они таят в себе.

И когда отец Наум наконец стал со мной разговаривать, то я сначала даже и не заметил, как моя жизнь стала кардинальным образом изменяться. Процесс воцерковления был для меня довольно мучительным: каждый шаг давался «кровью души». Одно воспоминание о том, как я бросал курить, до сих пор приводит меня в трепет: как батюшка бился со мной, и сколько он молился, чтобы я порвал с этим «невинным», как я тогда считал, грехом! Скольких трудов стоило ему донести до меня, что такое настоящая духовная жизнь! Я помню, как он учил меня молиться: наклонит ко мне голову и тихо шепчет: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Вообще вся церковная жизнь нашей семьи прошла под его руководством. Он благословил наших детей и помог определиться с выбором жизненного пути. Дочь вышла замуж за будущего священника. По молитвам отца Наума родились наши внуки, а когда внук в три года безнадежно заболел (врачи давали ему один или два года жизни), а потом и ослеп, именно батюшка вымолил его. По его молитвам он избавился, к удивлению врачей, не только от своей неизлечимой болезни, но и от слепоты (теперь у него 100-процентное зрение).

Но самое главное, что я видел в батюшке, это то, что он никогда ни на чем не настаивал, а просто давал понять, что есть воля Божия о тебе, и далее предоставлял тебе самому решать, по воле Божией ли устраивать свою жизнь или по своей собственной. Я стал ясно различать, что если я склонялся к своему хотению, то все как-то сразу шло наперекосяк. И пришел к однозначному выводу: если бы мы всегда слушались нашего пастыря, жизнь бы наша была намного более глубокой и правильной.

Когда в последнее время старец болел, мы точно осиротели, оставшись без его окормления. Он мне даже приснился:

– Ну, теперь вы уже сами...

– Как мы сами? – думаю.

Но уверен, что батюшка не оставит нас, духом он с нами. В последний раз я исповедовался батюшке, когда он уже не мог реагировать, даже просто дать знать, слышит он меня или нет, хотя я был уверен, что он меня слышит и понимает. Я видел, в каком он был тяжелом состоянии, весь в трубках. И ясно осознал: наш любимый батюшка мучается за нас, своих чад, которых у него по всей России в монастырях да и среди мирян было великое множество. Он, точно апостол Павел, был всем вся (1 Кор. 9: 22).

Вот враг и мстил ему за то, что он обращал людей к вере, отдавая себя целиком: сколько на него было нападок, инсинуаций всяческих. Но я глубоко и непреклонно уверен, что батюшка – носитель духовной традиции, идущей от первых веков христианства через преподобных Антония Великого, Максима Исповедника и других, а также наших великих русских старцев. Собственно говоря, он и являлся великим старцем земли Русской. Такие, как отец Наум, отец Иоанн (Крестьянкин), недавно почивший отец Кирилл (Павлов), показали нашему времени путь подлинного подвижничества. За все эти 36 лет я, наверно, ни о ком, даже о родном отце, так не скорбел, как сейчас, узнав о кончине нашего любимого батюшки Наума.

Царство Небесное, дорогой наш отец Наум!

+ + + + + + + + + + + + +

АРХИМАНДРИТ НАУМ (БАЙБОРОДИН) О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ

По проповеди одного пророка Ионы Ниневия и все жители ее покаялись и были спасены в то время, как их город должен был погибнуть. А у нас до революции сколько было святых! Святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженные Паша и Пелагея Дивеевские... Ведь могли же они все помолиться Богу, чтобы Он не допустил революции. Сколько тогда еще по стране действовало семинарий, сколько церковно-приходских школ! Но в стране уже заправляли сатанисты. С различных руководящих да учительских должностей православных верующих увольняли. Ставили каких-то французиков. Раньше священники учили Закону Божию, а к началу XX века в классах стали учить блудники. Моя мама пошла в школу в 1908 году. Раз сходила, два сходила... Потом приходит и говорит: «В такую школу и ходить нечего». – «Чему вас там учили?» – «Учителя говорят: "Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!"» Тогда же столько было прозорливых, почему они не позаботились о народе? Почему допустили революцию? И в армии почти все сплошь предателями оказались.

В мире сегодня много власть предержащих, поклоняющихся диаволу. Они ненавидят Евангелие, Церковь и Православие. У сатанистов все извращено. Это они организовали революцию в России в начале XX века и в этом веке тоже уже неоднократно пытались устроить переворот. Но В.В. Путин все-таки предпринял меры, не допустил гражданской войны. Не произошло переворота, не дошло до стрельбы.

Главное – сохранять единство народа. До сих пор тайна: как во время Второй мировой войны вся Европа работала, чтобы погубить Россию, а мы выстояли. Мы все равно смогли быстро наладить производство танков и самолетов в достаточном количестве, даже наука во время войны развивалась. Когда в начале войны советская власть столкнулась с чудесами, происходящими на фронтах, то было приказано открыть храмы, восстановить Патриаршество. Церкви были открыты и на оккупированной территории.

Вопрос веры тогда был решающим. 4 сентября 1943 года состоялась кремлевская встреча Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении богословских курсов.

Сегодня в России необходимо определять людей так, чтобы каждый был на своем месте. Вредителям или бестолковым ничего доверять нельзя. Нам необходимо сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно ущербных чиновников и начальников. 100 лет прошло после устроенного в России переворота. Сатанисты не отказались от своих планов насчет нашей страны. И сейчас во власть продвигают врагов Христовых, которые люто ненавидят Церковь. Начни где-нибудь в школе или в институте всерьез говорить истину о Христе, так и уволить могут. Руководящие должности не должны занимать нравственно нечистоплотные люди. Это касается и руководства отдельных предприятий, и городского управления, и общефедерального – министерских кресел.

Народу сегодня нужны добрые правители всех уровней. Надо привлекать старых и мудрых людей, чтобы с ними советоваться и чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех. А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Причем читать лучше даже по-церковнославянски. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20: 2-3).

А сейчас в мире утверждается система юридического признания однополых браков, продвигаются законы о смене пола. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы такие у них есть. Необходимо исключить мужеложество, убийство нерожденных младенцев, продажу земель и имущества русского государства. В провинции, рассказывают, иностранцы часто скупают в округе производство, русских увольняют и грабят, высасывают ресурсы, а деньги отправляют за границу. Если так пойдет дальше, придешь к такому хозяину земли русской: «Ты от обезьяны произошел?» – «Я от Бога!» – «Вот и иди с Богом, питайся».

Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец света. Может быть большая война. Если взять большую веревку и один конец будут тянуть одни, другой другие, то понятно, что кто-то в конце концов перетянет. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, то молитва верующих уже не остановит бедствий. Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость. Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Веру Божию надо воздвигать, а не уничижать. Россия погибнет, если не пресекать богохульство.

Видимо, конец уже близок. В Африке сейчас много чудес происходит. Многие принимают Крещение. Переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию. Известен случай, как один убил жену-христианку и малолетних дочек, закопал их, а одна из девочек явилась и сказала: «Мама кормила нас грудью, Господь нас всех воскресил». Или также был случай с арабом-мусульманином в Сирии: долгое время у них с женой не было детей, и его родители уже требовали, чтобы он развелся с супругой, взял другую, способную родить наследника. Но он любил свою жену, молился Матери Божией, и Она послала ему ребенка. Тогда он собрал свои деньги и поехал в монастырь, чтобы сделать пожертвование на святую обитель, посвященную его Благодетельнице. Мусульмане, узнав об этом, ограбили его и, разрубив его тело на части, спрятали в багажник машины. Проехали сколько-то, а у них машина встала. Не едет дальше, и все. Мимо проезжала полиция и остановилась. Полицейские решили их проверить. Сказали открыть багажник. Тем ничего не оставалось, как это сделать. Открывают и видят, что он жив! Истекает кровью, но жив! «Матерь Божия, – говорит, – даровала мне жизнь, Сама накладывала швы». Этот араб крестился. Мусульмане намеренно делали все, чтобы умолчать об этой истории.

В свое время евреи – сыны Царствия – изверглись. Призваны были язычники, потомки Иафета, европейские народы, которые сейчас все больше уклоняются в нечестие. И точно так же, как когда-то евреи, сейчас извергаются по неверию европейские народы, а потомки Хама – прежде всего, живущие в Африке – познаю т и исповедуют Христа.

Раньше в Российской империи в школах преподавали Закон Божий. Люди соблюдали посты, хранилось Апостольское правило. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес! Церковь просвещала народ, много было церковно-приходских школ. В них учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно крепкими и жизнеспособными. Все делали для того, чтобы в обществе, в семьях и душах была гармония. Церковь была в союзе с государством. А как воплощался этот союз? Церковь учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты. Нация не вымирала. Нас сегодня уже чуть ли не миллиард населения должно было бы быть! За 20 лет правления Государя Императора Николая II население возросло на 50 млн. человек. После богоборческого же периода население сокращалось чуть ли не по миллиону в год. А абортов до сих пор сколько? Убивают и убивают младенцев. А стране так нужны воины, ученые…

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, - говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. - В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.

Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии».

Божественная Литургия и отпевание состоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 07:30. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.

«Скончался один из мощнейших старцев современного православия - духовник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Наум (Байбородин). Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и скончавшимся в феврале 2017 года архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли "всероссийским духовником".

Эта сеть духовников - организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев - в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус - духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.

В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них "истинным духовенством". И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.

Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле в этом году.

Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.

Вот что скончавшийся сегодня архимандрит Наум проповедовал в 2012 году: «В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Еще в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, все будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. - 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб - эти четыре организации управляют всем миром.

Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 - один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий.»»

Вниманию читателя предлагается сборник, в который вошли выдержки из проповедей известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, недавно почившего архимандрита Троице-Сергиевой Лавры отца Наума (Байбородина; 1927–2017), объединенные темой покаяния. Батюшка часто говорил о том, что цель жизни каждого человека – соединение с Богом, общение с Ним. Однако в нашем падшем, греховном состоянии души оно невозможно. И единственный путь, ведущий нас к Богу, – это путь «перемены ума», то есть покаяния.

Отец Наум не уставал повторять своим духовным чадам, что всякий христианин для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения, и проходится он через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. В этом делании наши главные помощники – святые угодники Божии, например святой преподобный Сергий Радонежский и Мария Египетская, сами деятельно прошедшие эту духовную науку.

Однако мало оставить страсти и избегать явных грехов – необходимо также отгонять нечистые помыслы, постоянно всеваемые в нас бесами. Соблюдая свой ум чистым от них, необходимо возводить его к Богу и непрестанно возносить к Нему молитву.

К этому призывал отец Наум каждого приходящего к нему человека. Об этом же он часто говорил в своих проповедях, выдержки из которых предоставляются вниманию благочестивого читателя.

Будем течь путем покаяния

Рассказ матушки Татьяны

Покаяние часто называют теми дверями, которые открывают нам рай. О том, как важно покаяние для посмертной участи каждого из нас, говорит реальный случай, происшедший с матушкой Татьяной, женой священника Виталия из Мордовии. Так как он также является и свидетельством силы молитвенного заступничества перед Богом отца Наума, рассказ о нем мы решили поместить в начале этой книги. Приведем рассказ матушки целиком.

В декабре месяце 2017 года я очень заболела. Началось все с того, что стало стрелять ухо, появилась сильная, нестерпимая боль, после чего пошло выделение. Меня положили в больницу, и там спустя неделю со мной произошло что-то страшное и ужасное. После очередной процедуры (пункции – прокола через ухо) мне стало плохо. Сильно кружилась голова. Я попросила позвать врача, но мне стало еще хуже, головокружение усилилось. Меня словно бы сильно кружили, после чего я почуяла сильную горечь во рту и подумала, что это отрыжка. Хотя врача и слышала где-то вдалеке.

Вдруг после этой горечи я понимаю, что стою за окном и смотрю с улицы в палату, хотя седьмой этаж. Я стояла и ничего не понимала, что произошло и почему так и что со мною делают врачи, а их было много. Страха не было никакого. Я стояла на беленькой дорожке в белой тонкой сорочке. Дорожка была похожа на зефир или пломбир в стаканчике. Мне стало так не по себе. Я смотрела в окно, и вдруг врач, которая держала меня за руку, повернулась к окну и закричала: «Господи, пусть живет, детей много и молодая еще!» Стукнула своими кулаками по подоконнику и, отвернувшись, схватила мою руку и кричала: «Быстрее!» Меня сильно удивило то, что она меня не видела совсем.

Здесь я услышала музыку, какую-то мелодию. Она шла непонятно откуда. Это как будто было похоже на молитву, но не как здесь. И мне захотелось пойти посмотреть. Дорожка вмиг удлинилась, и я пошла по ней. Идти было легко, кругом было это пение, музыка и теплый свет, как желтый, но не желтый. Это что-то другое, такого света я никогда раньше не видела, он не был похож даже на солнечный. И вдруг я дошла до золотых светящихся ворот.

Дорожка моя продолжилась. Я вошла в ворота и увидела множество батюшек и матушек-схимниц, знакомых и незнакомых. Там меня встретил отец Феофан (он был нашим духовником). Я взяла благословение и увидела отца Наума, отца Кирилла, отца Иеронима Санаксарского, отца Питирима. Отец Феофан спросил меня: «Готова умереть?» Я так удивилась, говорю: «А разве я не умерла еще?» Здесь ко мне подошел отец Наум, взял меня за руку и говорит: «Идем, покажу». Мы повернулись назад, и он мне стал говорить: «Нет, ты не умерла. Смотри, хлопочут. Времени мало».

И мы вернулись обратно и пели и молились. И после этого батюшки по очереди меня помазали маслом, каждый палец на руках и ногах с двух сторон. Мне было так хорошо! Я испытывала непонятное чувство радости. Снова разглядывала батюшек и радовалась. А отец Наум говорит: «Ты вернешься обратно». Я стала просить остаться у них, на что он мне сказал: «Мы уйдем, а ты не пройдешь». И снова отвернулся к красивому столику.

Тогда я подошла к отцу Кириллу и, взяв благословение, спросила: «Батюшка, оставьте меня! Ну попросите за меня!» А он ответил, указывая пальцем: «К нему, все к нему, он здесь главный». И указал мне на отца Наума. Я подошла и к отцу Иерониму с той же просьбой, а он ответил: «Нельзя, не пройдешь. Не сейчас». Тогда отец Наум повернулся и говорит: «Ну вот, мы на земле не виделись, а сейчас спрашивай, что хочешь». Я спросила: «Почему нельзя остаться?»

Он взял меня за руку и повел. Показал мне страшные комнаты и назвал мне мои грехи, грехи юности, сказал, как за них мучиться мне придется. Я спросила: «А как же я встану? Мне плохо». Отец Наум ответил: «Три причастия поднимут твое тело. Запомни и езжай в Лавру к одному священнику. После исповеди, причастия и пострига поднимется душа и дух укрепится. К нему, как к отцу Феофану, под крыло его – он примет. Пусть братия убегают от уныния. Я всех слышу. Пусть хранят любовь и укрепляются и стоят, как столбы, в вере».

После этого он сказал отцу Феофану: «Быстрее провожай свою чаду. Благословляй и отпускай, времени мало». И подал святую воду ему. И отец Феофан сказал, благословив крестом: «Пей». Я не хотела, сопротивлялась. И как только пригубила, меня словно кто-то впихнул в мое тело, в меня же саму, и так легко! После чего я открыла глаза, и меня сильно рвало. Потом я пришла в себя.

Но то удивительное чувство никак не покидало меня. Отец Наум сказал мне, что тот священник на правильном пути, к нему, и только к нему, он направит, как нужно, что он все правильно делает, что сильна его молитва. Что скоро вместо него Господь пошлет батюшку для принятия людей.

Я думала и сама себе не верила, что все это со мной произошло. Я начала сама себе строить планы, что я причащусь не три раза, а больше. И правда, что мне может помешать? После третьего моего причастия я попросила четвертый раз меня причастить и была рада этому. Но моим планам не суждено было сбыться – ко мне пришла нечистота женская. И тут я поверила, что это не просто обычный сон, что отец Наум со всеми батюшками и его благословением – это реальность.

Там еще я спросила, а почему меня врач не видела, когда я стояла у окна и она смотрела на меня. Отец Наум сказал: «Если бы вы, земные, видели потусторонний мир, вы бы сошли с ума. Поэтому Господь милостив и управляет все ко благу».

Так молитвенным заступничеством старца Наума женщина была возвращена к жизни ради принесения достойных плодов покаяния, которые одни помогут нам после нашей кончины. Покаяние батюшка считал самым важным делом в жизни христианина. Его наставления на эту тему собраны нами под одной обложкой в этой книге для духовного преуспеяния и возрастания всех верных чад Православной Церкви.

Путь покаяния

1. Во Христе великая тайна. В христианстве великая тайна возвещается миру. Церковь Православная спасает всех, кто верует во Христа, кто исповедует Троицу и ищет Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

Архимандрит Наум Байбородин - это известный священнослужитель Русской православной церкви. Долгие годы он был духовником Троице-Сергиевой лавры и являлся одним из самых почитаемых старцев среди российского духовенства.

Биография

Архимандрит Наум Байбородин родился в 1927 году в Новосибирской области. Он появился на свет в небольшой деревне Шубинка, в Ордынском районе. Его родителями были Александр Ефимович и Пелагея Максимовна Байбородины. При рождении он получил имя Николай.

Почти сразу после рождения его крестили в родном селе в Сергиевском храме. Вскоре после этого его семья переехала в Приморский край. В школу герой нашей статьи пошел в городе Советская Гавань. Отучиться он успел только 9 классов.

Семья

Родители будущего архимандрита Наума Байбородина были связаны с Русской православной церковью. Например, его мать Пелагея имела статус схимонахини. Всего в семье было семеро братьев и сестер, но все они умерли, будучи младенцами. Поэтому родители воспитывали только одного сына, который впоследствии и стал архимандритом Наумом Байбородиным.

Великая Отечественная война

Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.

Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.

Духовная жизнь

Доучиться в Политехническом институте Николай не смог. По настоянию родителей он оставил «мирской» вуз, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Особенно хотела этого его мама. В 1957 году Байбородин уехал в подмосковный городок Загорск, где стал послушником столичной духовной семинарии. Это был весьма серьезный шаг для человека, живущего в советском обществе, запрещавшем церковь и все, что с ней связано.

В том же году Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой лавры. Спустя год он был пострижен в монахи и получил имя Наума в честь преподобного святого Наума Радонежского. Постриг проводил архимандрит Пимен Хмелевский. В конце 1958 года Наум уже получил сан иеродиакона. Это произошло на празднике преподобного Сергия Радонежского. В сан его возвел сам митрополит Барнаульский и Новосибирский Нестор Анисимов. С 1959 года Наум - иеромонах. В Успенском соборе лавры в этот сан его возвел митрополит Херсонский и Одесский Борис Вик. Окончил семинарию будущий архимандрит Наум Байбородин, фото которого представлены в нашей статье, в 1960 году. После этого он поступил учиться в столичную Духовную Академию. Окончив ее, он получил степень кандидата богословия.

Церковная карьера

В дальнейшем церковная биография архимандрита Наума Байбородина складывалась весьма успешно. В 1970 году его произвели в игумены. Спустя еще 9 лет он получил сан архимандрита.

Деятельность Байбородина была связана с популяризацией идей Русской православной церкви. Он имел отношение к возведению сразу нескольких соборов и церквей в разных частях страны. Например, в 1996 году способствовал строительству Михаило-Архангельского женского монастыря в родном селе Малоирменка в Новосибирской области, которое раньше называлось Шубинка. Монастырь был возведен на месте разрушенного во время правления советской власти сельского храма. С 2000 года Байбородин играет важную роль в Духовном совете Троице-Сергиевой лавры. Сначала он входит в совет в качестве одного из членов, а с 2001 года становится попечителем детского дома в подмосковном поселке Топорково. Над этим детским домом издавна шефствовала

Проповеди Байбородина

Широко известны проповеди архимандрита Наума Байбородина. В них он пытался найти ответы на самые сложные вопросы, которые терзают большинство окружающих.

Например, популярной стала его проповедь "Воля к святости", произнесенная в Троице-Сергиевой лавре в 1998 году. В ней он рассуждал о трех главных грехах, которые существуют в нашем мире. После его смерти активно стала распространяться его проповедь, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Байбородин ее написал задолго до этого юбилея. К сожалению, в 2016 году старец заболел и впал в кому. В таком состоянии врачи поддерживали его жизнь на протяжении всего 2017 года. 13 октября архимандрит Наум Байбородин скончался. Рано утром 15 октября его отпели в Успенском соборе, расположенном при Троице-Сергиевой лавре. Ему было 89 лет. В своей проповеди на события 1917 года архимандрит Наум отмечал, как много святых было в России до Октябрьской революции. После событий 1917 года ситуация кардинально изменилась. Ответственность за события тех лет он возлагал на правителей, подчиняющихся дьяволу, которые ненавидят все, что связано с Библией. Именно они, по мнению Байбородина, организовали революцию в России. Старец усматривал предпосылки для переворота и в начале этого века. Он отмечал, что новая Гражданская война не началась, потому что этого не допустил Владимир Путин.

Воспоминания о Науме Байбородине

С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.

13 октября 2018 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно почтили память приснопоминаемого старца архимандрита Наума (Байбородина) в годовщину его преставления.

Раннюю заупокойную Литургию в Троицком соборе монастыря возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Никон в сослужении сонма архипастырей и духовенства.

По окончании богослужения владыка Никон совершил соборную панихиду по приснопамятному архимандриту Науму у могилы усопшего за алтарем Духовского храма Лавры.

Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий, архиепископ Салехардский и Новоуренгойский Николай, архиепископ Егорьевский Матфей, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, епископ Карасукский и Ордынский Филипп, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн, епископ Колыванский Павел, епископ Домодедовский Иоанн, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, епископ Савватий (Перепелкин) (на покое), епископ Воркутинский и Усинский Марк, епископ Анадырский и Чукотский Ипатий, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов), настоятели и насельники различных обителей, духовные чада архимандрита Наума.

За панихидой пел хор под управлением насельника Троице-Сергиевой Лавры иеродиакона Михея (Соррэ).

По завершении панихиды в братской трапезной состоялась поминальная трапеза, за которой еще раз была исполнена «Вечная память» по приснопоминаемому старцу Науму.

Человек здесь не живет, а готовится к жизни; для него здесь школа благочестия,
Церковь для него – мать родная, которая породила его для жизни вечной.
Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство…
Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой,
и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону.
Изменится наша природа, и будем там, подобно ангелам, вечно блаженны и радостны. Аминь.

Архимандрит Наум (Байбородин). Из проповеди 1998 г.


Известный по всей России старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни.

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.

В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.


Из воспоминаний насельников и клириков обители Преподобного Сергия
об архимандрите Науме


Выпускник Московской духовной академии (ныне насельник Лавры):

Как-то раз я стоял в очереди к о. Науму за благословением на поездку в Мстеру, в монастырь Иоанна Милостивого (в конечном счете, благословения он мне не дал, сказав, что искушений в дороге много будет). И вот время уже подходило к 12-ти, братии пора было на обед, и у него в "приемной" (так называли чада отца Наума келию, где батюшка принимал) все стали прижиматься к стеночке, для того чтобы выпустить батюшку и взять благословение.

«Передо мной стояла одна женщина, лет 60-ти; видно, ждала она долго и хотела попасть к Причастию на позднюю Литургию, но проходили без очереди священники, и еще вдобавок одна бабушка долго задерживала батюшку своими вопросами. В итоге эта женщина, которая хотела исповедоваться у батюшки, так к нему и не попала. Выходя из комнаты, о. Наум начал благословлять всех, но, подойдя к этой женщине, батюшка остановился и спросил ее: "Ты знаешь, что значит английское слово "биг"?" Она в недоразумении его переспросила, батюшка повторил тот же самый вопрос. И когда последовал ответ «не знаю», отец Наум сказал: "Большой". У тебя такая вера пусть будет – "биг", а не "литл".

Женщина смиренно опустила голову и ничего не сказала...»


Иерей Владимир Гаврилов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры на водопаде Гремячем:

«Отец Наум очень заботился об источнике Преподобного Сергия. Когда построили причтовый дом, я поехал к отцу Науму рассказать об этом радостном событии. А батюшка отвечает: "Печь постройте, чтобы можно было разжечь кадило, а то газа может не быть и свет могут отключить". И, действительно, однажды батюшкины предупреждения оправдались: как-то перед ночной службой отключили свет в храме – пришлось пономарям бежать в дом греть теплоту на газу. Но, потом, слава Богу, свет дали...»


Насельник
Троице-Сергиевой Лавры а рхимандрит Никодим (Деев):

«С отцом Наумом мы вместе поступали в семинарию в 1957 г. – это было наше первое знакомство – и учились в одном классе. После второго класса я на каникулы уехал домой; приезжаю – а он уже в подряснике и в монастыре.

Мы жили в монастыре, как и все. У нас было такое правило: не начинай разговаривать, не будучи спрошенным. Так, что-то спросишь – ответит, или начнет спрашивать – ответишь (проповедь и т.д.).

Но что мне запомнилось на всю жизнь: послушания у меня были разные – редко стал ходить на братский молебен, пропускать стал иногда. Отец Наум говорит мне: "Отец Никодим, нужно обязательно ходить на братский молебен – обязательно, потому что любовь к преподобному Сергию как раз проявляется и через братский молебен тоже".

Этот его совет я исполняю и по сей день».

Вечная и светлая память приснопоминаемому архимандриту Науму!

Смотрите также:

Проповедь архимандрита Наума (Байбородина) в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, произнесенная в Покровском Хотькове монастыре:

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn