Частные военные компании в России: статус, участие в вооруженных конфликтах, закон о ЧВК. Группа Вагнера. Закон о чвк внесут в думу в течение месяца

Главная / Экономия

Проблему неопределенного правового статуса российских граждан, фактически служащих в частных военных компаниях (ЧВК), уже невозможно игнорировать. Последней каплей стала трагедия под Дейр-эз-Зором, где 7 февраля погибли «солдаты удачи» из России. Отказ государства признать их «своими» льет воду на мельницу как внешних, так и внутренних оппонентов Кремля.

Недаром в Госдуме вновь подняли вопрос о государственном регулировании деятельности ЧВК. «Актуальность, которую обозначил министр иностранных дел Лавров про частные военные компании, требует государственного подхода, рассмотрения, потому что это уже является реальностью», — заявил 14 февраля глава комитета по обороне Владимир Шаманов.

До сих пор складывалось впечатление, что обе стороны конфликта под Дейр-эз-Зором — Россия и США, тянули время, не желая подтвердить факт смертельной атаки американцев на подразделения т.н. «ЧВК Вагнера». Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис минувшей ночью заявил, что ему не поступала информация о гибели в Сирии российских «контрактников».

Российский МИД также не давал никакой конкретики. Там заявили, что проверяют информацию о пострадавших в ходе авиаудара американской коалиции выходцах из СНГ. По данным «Коммерсанта», отряд ЧВК, подвергшийся обстрелу, насчитывал порядка 600 человек, вооруженных стрелковым оружием, а также артиллерией и танками.

Между тем, о гибели россиян 7 февраля написали ведущие мировые СМИ. The New York Times назвала конкретные фамилии погибших: Кирилл Ананьев, Владимир Логинов, Игорь Косотуров и Станислав Матвеев . Агентство Bloomberg написало о гибели 200 «солдат удачи». Видеозапись одного из авиаударов американской коалиции опубликовала CNN.

Ранее о деталях бойни под Дейр-эз-Зором со слов очевидцев писал телеграм-канал WarGonzo. Артиллерия не смогла поддержать «вагнеровцев», так как была выведена из строя боевыми дронами американцев. «После артобстрела по остаткам колонны прошлись из вертолетов. Средств ПВО даже ручных не было. Немногие выжившие подтверждают — над окопами противника висели американские флаги», — сообщили на условиях анонимности участники боя.

Диссонансом между неофициальной информацией о потерях и официальной позицией государства поспешили воспользоваться оппоненты Кремля. Так, кандидат в президенты РФ Григорий Явлинский потребовал от Владимира Путина «отчитаться о массовой гибели россиян в Сирии». «Заявления о непричастности государства к деятельности частных военных структур напоминают о том, как власти снимали с себя ответственность за гибель российских военных отправленных на войну в Чечню и Донбасс», — бьет наотмашь лидер «Яблока».

Пресса также не щадит действующего президента. По словам экс-главы Союза журналистов России Игоря Яковенко, сотрудники «ЧВК Вагнера» это те же «российские военные, которых Путин маскирует под «частников». «Их «героизм» почему-то никак не отмечен. Вероятность того, что кому-то из них будет присвоено звание Героя России, равна нулю… Можно гарантировать, что никто в студии Соловьева не предложит почтить их память», — пишет Яковенко.

На официальном признании статуса бойцов ЧВК настаивают, в частности, ополченцы Донбасса. «Солдаты ЧВК это солдаты России. Это воины государства… Если государство отказывается защищать, признавать своих солдат, то такое государство долго не простоит… Государство не вправе замалчивать их трагическую гибель и масштаб военной катастрофы. Ибо спустив с рук америкосам гибель наших парней сейчас, мы получим нападение пиндосов уже на саму Россию», — такие мнения можно встретить в сети.

О том, какие задачи должны выполнять российские ЧВК «СП» рассказал заместитель президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков .

— Пока есть сомнения в данных о погибших. Одни источники утверждают, что потерь не было вообще, другие говорят о двух сотнях бойцов, третьи называют цифру до шестисот человек. Официальных подтверждений нет.

«СП»: — К сожалению, в гибели Кирилла Ананьева сомнений нет, наши источники надежны…

— Да, в прессе называется эта и несколько других конкретных фамилий. Но, говоря о наших потерях, мы должны понимать, что потери американцев в Сирии тоже заметны, в том числе среди офицеров. Это десятки человек.

«СП»: — От этого нам в России не легче. Следует, видимо, задуматься о полноценном признании ЧВК…

— Сегодня основной формой войны является «гибридная война». Такие войны часто ведутся силами иррегулярных формирований, без включения регулярных вооруженных сил и без официального вступления в войну. Поэтому ЧВК являются очень удобным инструментом ведения таких войн. Однако надо понимать, что ЧВК не должна выполнять задачи линейной пехоты.

В круг задач ЧВК должны входить: оказание консультационных услуг войскам, с которыми они взаимодействуют, выполнение функций посредника между регулярными войсками или госорганами страны-куратора и иррегулярными формированиями, обеспечение транзита вооружений, доставка материально-технических средств и финансов в эти иррегулярные формирования и руководство боевыми действиями, которые они ведут.

Кроме того, ЧВК могут использоваться в качестве ядра тех сил, которые ведут линейный бой. Например, линейная пехота есть, она действует, но не надежна. Вот тогда ЧВК решают задачи заградотрядов, либо оказывают ей «моральную поддержку». Сейчас в мире распространена именно такая схема действий ЧВК.

«СП»: — А в Сирии?

— Судя по данным из Сирии, наши ЧВК использовались как линейная пехота и это нехорошо. Поскольку это добровольцы, это штучные кадры, исключительно ценные, высокоподготовленные, идейно мотивированные люди и их надо очень беречь. Использовать их в качестве линейной пехоты — это все равно, что забивать гвозди с помощью «айфона».

Мои источники, связанные с сообществом добровольцев Донбасса, считают, что сегодня компании типа «ЧВК Вагнера» используют бойцов так, как будто хотят их уничтожить. Такие люди понимают, где добро, где зло, и в случае обострения ситуации в стране могут стать центром консолидации сопротивления. Поэтому их бросают первыми в бой, как пехоту.

Я тоже считаю, что это вполне реально.

«СП»: — Звучит чудовищно… Какими могут быть последствия такого «использования»?

— Если потери в Сирии действительно окажутся большими, то это серьезно ударит по власти. Напомню, что именно необоснованные потери и провалы Русско-японской войны вызвали в свое время революцию 1905 года, а потери и провалы Первой мировой войны привели к революции 1917 года. Сейчас чувствительность общества к жертвам нивелировалась и поэтому даже сравнительно небольшие потери могут стать детонатором…

Тем более что силы, ориентированные на взрыв ситуации в России, этому будут способствовать. Мы уже сейчас видим, как активно они распространяют информацию из Сирии.

«СП»: — Нужно ли, по-вашему, зафиксировать цели использования ЧВК и защитить права их бойцов на законодательном уровне?

— Существуют правила охраны труда, которые обычные предприниматели обязаны соблюдать. Наверное, в сфере ЧВК тоже должно что-то такое быть.

— Отсутствие подтвержденной информации о случившемся под Дейр-эз-Зором объясняется, прежде всего, неопределенностью статуса «ЧВК Вагнера» в Сирии, — напоминает главный редактор портала chvk . info Евгений Берсенев . — Эта неопределенность в свою очередь вызвана правовым вакуумом с ЧВК.

«СП»: — В ряде западных, украинских и российских либеральных СМИ уже появились материалы, суть которых заключается в том, что погибшие бойцы «попытались отжать» нефтяной завод CONOCO , находящийся в провинции Дэйр-эз-Зор и контролируемый курдскими формированиями…

— Даже если это и так (что подтверждается далеко не всеми заслуживающими доверия источниками), то отнятие у противника экономической инфраструктуры — вещь вполне закономерная в условиях конфликта. Курдские формирования (контролируемые США) в данном регионе являются дестабилизирующим фактором — как для Дамаска, так и для Турции, кстати.

Другое дело, что подобные серьезные атаки должны тщательно планироваться, чтобы они не заканчивались так, как это случилось в данном случае. А для этого требуются согласованные действия с привлечением ресурсов армии, разведки и т. д. Ясно, что здесь этого не наблюдалось, что дало повод некоторым украинским ресурсам позлорадствовать, что, мол, «Россия утилизирует в Сирии пассионарный элемент» и выпустить фейки о «бегстве наемников из Сирии».

«СП»: А как это выглядит на Западе, где ЧВК появились и действуют уже давно?

— Если взять опыт англосаксов, то в руководстве и контролирующих структурах их ЧВК часто присутствуют отставные военные и политики, сохраняющие неформальные связи с действующим политическим руководством и военным командованием. И поэтому они действуют абсолютно согласованно. У нас пока мы можем видеть продолжающиеся споры «кремлевских башен», ссоры приближенных особ и прочие, не способствующие конструктивному характеру явления.

Из-за этих политических передряг мы имеем немалое (сколько бы их ни оказалось — ясно, что было много) количество погибших отличных бойцов, очевидный информационный проигрыш и большие политико-имиджевые потери. А главное, горе родных и близких павших. Поэтому следует активизировать работу над законом о ЧВК, дабы исключить для ребят статус «ихтамнетов».

«СП»: — Понимание, что добровольцы, пусть и на зарплате, защищают интересы страны приходит медленно…

— Наш солдат, даже в статусе сотрудника ЧВК, останется воином России. Опыт и настрой наших знаменитых «солдат удачи» (Олега Валецкого, Игоря Коваля и других) в этом убеждает. Можно напомнить, что ребята из «ЧВК Вагнера» совместно с сирийскими военными провели операцию возмездия за гибель летчика Романа Филипова . Это говорит, что каких-то внутренних противоречий у кадровых российских военных и «вагнеровцев» в Сирии нет. Дело в политических дрязгах, которые в данном случае просто вредны.

Своим взглядом на проблемы ЧВК с «СП» поделился один из разработчиков соответствующего законопроекта директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев .

— Специалисты нашего института были авторами последних двух редакций законопроекта о ЧВК. Их вносил депутат Госдумы Геннадий Носовко (законопроект принят не был — авт. ). Он был грамотно сделан, но стоял вопрос о политической воле. Не все понимали, что закон о ЧВК, предполагает создание подразделений, вписанных в интересы безопасности государства. Это просто форма реализации государственных интересов, не больше.

Кроме того, мы подготовили модельный закон о частной военно-охранной деятельности для ОДКБ. Он был опубликован в «Парламентской газете». Этот закон служит примером странам-участницам договора с целью унификации терминологии, подходов и т. п. Модельный закон рекомендуется для имплементации законодательным органам государств, входящих в эту структуру. Это делается для улучшения взаимодействия.

«СП»: — Что можно сказать о применении такого инструмента как ЧВК в Сирии?

— Сейчас, когда боевики ИГИЛ* потеснены и в организованной форме находятся в основном в Идлибе, встает вопрос о восстановлении экономики Сирии и одновременно о том, кто будет охранять тех, кто будет восстанавливать арабскую республику. Сирийское правительство, обладая вооруженными силами, тем не менее, не имеет возможности обеспечить безопасность иностранных специалистов.

«СП»: — А как вам на эту роль российская военная полиция?

— Это был хороший опыт. Батальоны военной полиции прекрасно показали себя и в Алеппо, и в Идлибе и в других местах. Но это государственные военизированные формирования! И поэтому государство несет ответственность за это. Но кто будет защищать бизнес?

Такая форма, как ЧВК, существуют более 50 лет. Общий объем этого мирового рынка достигает 150−200 млрд. долларов в год. Такие страны как США, Англия, Франция, Китай имеют подобные подразделения, а в России считают, что это наемники. Хотя существует протокол Женевской конвенции, где четко прописаны пять признаков наемничества!

«СП»: — Предположу, что вопрос создания ЧВК беспокоит корпорацию военных…

— В нашем проекте закона указано, что ЧВК охраняют объекты Минобороны, они не пересекаются с частными охранными организациями и не являются их конкурентами. А за рубежом ЧВК выполняют задачи, поставленные правительством России. То есть, ЧВК должны быть вписаны в мобилизационные планы, иметь центры подготовки.

Кроме того, существует серьезная социальная задача. Она связана с тем, что около 15% населения — это социально активные люди. Те, кто снял погоны, хотят заняться какой-то деятельностью. Им нужен выбор, куда идти: в Росгвардию, полицию, в бандиты или в ЧВК. Им нужна самореализация.

«СП»: — Какие еще резоны есть в легализации ЧВК?

— К числу достоинств ЧВК можно отнести то, что они расширяют возможности государства в обеспечении безопасности за рубежом. Причем, выполняют только те положения договоров, которые заключены официально. И только в этих случаях имеют право применять оружие. Это не какие-то вольные стрелки, которым нечего делать или хочется заработать!

К слову, довольно многочисленную российскую собственность за рубежом часто охраняют иностранные ЧВК за наши, российские, деньги. Поэтому пора легализовать ЧВК в России. Взять их под жесткий контроль государства и активно использовать для решения задач безопасности России.

* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Подпишитесь на нас

Законопроект определяет в качестве целей ЧВК «защиту прав и законных интересов» тех, кто заказал их услуги, продвижение услуг российских охранников и военных за рубежом, «развитие международного военного сотрудничества», а также «снижение уровня военных и террористических угроз».

При этом авторы законопроекта настаивают, что частные военные компании должны обязательно руководствоваться принципами «уважения прав и свобод человека», «к культурным особенностям и национальным обычаям государства территориальной юрисдикции, расовым и национальным отличиям и свободе вероисповедания, уважения суверенитета и территориальной целостности государств».

Никаких иностранцев

Сергей Миронов и Михаил Емельянов считают, что уставный капитал, необходимый для создания ЧВК, должен быть не менее 10 млн руб., при этом «предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал частной военной и военно-охранной организации не может быть более 50% от размера уставного капитала», сказано в проекте закона.

Но для иностранцев и россиян, которые имеют зарубежные паспорта, а также для иностранных фирм внесение денег в уставный капитал ЧВК законопроектом «запрещается». Не могут они и выступать учредителями частных военных компаний — это право имеют только российские граждане и юрлица, причем россияне, кроме того, не должны иметь судимость.

Кто сможет служить

Право служить в российских ЧВК справедливороссы иностранцам оставили. Работником частной военной и военно-охранной организации может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства, достигший возраста двадцати одного года, «годный по уровню профессиональной подготовки и состоянию здоровья для выполнения трудовой функции, непосредственно связанной с выполнением и оказанием военных и военно-охранных работ и услуг».

Ограничения на службу в ЧВК также распространяются на осужденных и на тех, кто служил в армии менее одного года или был уволен из силовых структур за совершение дисциплинарного проступка. Нельзя будет служить в ЧВК также тем, кто был привлечен к ответственности за распространение наркотиков или психотропных веществ. Не разрешат депутаты служить в российских ЧВК и тем иностранцам, которые находятся под санкциями России или ООН.

«Руководителем частной военной и военно-охранной организации может быть гражданин Российской Федерации, достигший тридцати лет, имеющий высшее профессиональное образование», — предложили депутаты, при этом уточнив, что руководителем ЧВК не может быть действующий чиновник или депутат.

Форма и оружие

Специальная форменная одежда и знаки различия работников ЧВК не могут быть аналогичными форме и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними, отмечают разработчики законопроекта. Порядок ношения формы для сотрудников ЧВК будет устанавливаться российским правительством, сказано в документе. Это касается и специальной раскраски, надписей и знаков на транспортных средствах ЧВК.

ЧВК вправе использовать оружие, сказано в тексте проекта. Виды, типы и модели оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников частной военной и военно-охранной организации на территории России определяются российскими нормативными правовыми актами, а за ее пределами — нормами международного права, международными и межправительственными соглашениями России и нормами права государства территориальной юрисдикции. То же касается и оборота оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также правил их хранения, говорится в документе.

Запрет на революции

Отдельно уточнили депутаты запреты, которые действуют для ЧВК. В поправках подчеркивается, что частным военным и военно-охранным организациям запрещается свержение законных органов власти или подрыв каким бы то ни было иным образом конституционного порядка, правовых, экономических, финансовых основ государства или «насильственное изменение международно-признанных границ государств, нарушение суверенитета, поддержка иностранной оккупации части или всей территории государства». Нельзя им будет также устанавливать свой контроль над природными ресурсами другой страны или насильственно изгонять местное население.

Пенсии для наемников

По мнению авторов законопроекта, работа в ЧВК должна засчитываться в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и Фонд государственного социального страхования, подчеркивают разработчики проекта. Они также подлежат обязательному страхованию «на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, похищения и требований о выкупе в связи с выполнением и оказанием ими военных и военно-охранных работ и услуг, в том числе и на территории иностранного государства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», говорится в документе. При этом страхование сотрудников ЧВК осуществляется за счет средств самой компании и включается в состав ее затрат, подчеркивают справедливороссы.

Именно защита прав бойцов ЧВК стала поводом для нового предложения о легализации ЧВК. В понедельник, 15 января, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил на пресс-конференции в Москве, что считает необходимым разработать , работающих в ЧВК в других странах. «Я думаю, что здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу, для того чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены», — сказал Лавров. Министр отметил, что практика использования ЧВК странами мира «распространяется».

Posted 25.12.2014 by redaktor

Виток либерализации в западных странах наряду с сокращением военных бюджетов и армий дали толчок развитию ЧВК, выбросив многих профессиональных военных на данный рынок. Спустя годы, роль таких компаний существенно выросла, как в ближнем зарубежье, так и в целом, на международном рынке. Каким статусом обладают данные компании сегодня?

Как показывает время (и уже — история), увлечение государств созданием ЧВК не только приносит свою выгоду этим странам, но и, к сожалению, чревато определенными проблемами, разрушительную силу которых даже сложно предположить.

Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации ЧВК. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.

Международные законы о частных военных компаниях

Прежде всего, стоит отметить, что конкретных международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большая часть бойцов различных ЧВК осуществляют свою деятельность согласно контрактам в качестве специальных сотрудников – технических специалистов, советников, инструкторов и пр. Подписанные документы формально лишают их права участия в военных действиях и ношения военной формы определенной стороны, а оружие позволяется применять исключительно для самообороны, однако эти формальности не мешают сотрудникам ЧВК, как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности.

С помощью каких юридических правовых норм регулируется деятельность ЧВК на международном рынке?

Наемничество официально запрещено (наказуемо) в большинстве стран мира. Но четкого нормативного акта, который бы строго регламентировал работу ЧВК, или хотя бы устанавливал их статус, нет.

А правовое положение самих компаний зависит от следующих факторов:

  • Вид проводимой операции.
  • Международно-правовое положение самих сотрудников.

В целом, в международно-правовом арсенале государств есть только нижеперечисленные инструменты:

  • Ст.47 Доп/протокола №1 от 08/06/77 к Женевским конвенциям от 12/08/49 о защите жертв международных вооруженных конфликтов.
    Документ говорит об отсутствии права у наемников на статус комбатантов (регулярная армия) или военнопленных. И определяет наемника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии.
  • В США регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений».
    Соответственно ему, ЧВК для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.
  • В ЮАР ЧВК лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998-го года – закон о регулировании иностранной военной помощи.
  • Резолюция ООН от 1974-го года — «Определение агрессии». В ней использование наемников с применением силы против другой страны квалифицируется как международное правонарушение.
  • Резолюция ООН от 14/12/79-го
    В ней наемничество определяется как угроза международному миру/безопасности и заявляется как преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством.
  • 20/10/2001-м вступила в силу Конвенция ООН , принятая еще в 1989-м – О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. Данные обязательства приняли на себя к 2003-му 25 государств.
    В этой конвенции определение наемника стало более широким: наемник уже — не только участник вооруженных конфликтов и завербованное для этих целей (за солидный гонорар) лицо, но и лицо, участвующее за деньги в нарушении территориальной целостности другой страны, в свержении правительства, в спланированных актах насилия.
  • Green Рарег (Великобритания, от 2002-го) и Швейцарская инициатива (от МККК и швейцарского правиельства, 2006-й г) — правовые инициативы, касающиеся усиления контроля над деятельностью ЧВК.
    Поддержаны 16-ю странами, в числе которых США с Украиной, Австралия и Германия, Польша с Канадой, Великобритания, Афганистан и пр. Суть инициатив:
    1 — создание международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-«агрессорах»,
    2 – международный контроль над режимом лицензирования этих компаний,
    3 – мониторинг за деятельностью компаний и разработка соглашений меж государствами, обладающими ЧВК.
    Данные инициативы завершились созданием в 2008-м году Документа Монтре.
  • Международный кодекс поведения ЧОК (2010-й г)
    К нему присоединились более 592 ЧВК из 70-ти государств (из них США – 62 ЧВК, Великобритания – 199 ЧВК). Документ стал началом узаконивания наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека.
    Согласно данному кодексу, выполнение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.
    Стоит отметить что, как данный Кодекс, так и Документ Монтре – это документы рекомендательного характера, не обладающие юридической силой.
  • Документ Монтре (2008-й г)
    В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВК (прим. в документе используется термин — ЧВОК) непосредственно в зонах военных конфликтов. За нарушение МГП, согласно документу, ответственны государства происхождения ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции.
    Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения ЧВОК МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, аудита/мониторинга таких компаний.

Ответственность государства – российские законы о частных военных компаниях

О деятельности отечественных ЧВК на сегодняшний день известно мало. Официально в нашей стране таких компаний нет.

На их месте сегодня стоят ЧОП-ы, существующие на основании законов об оружии, о ЧОД и др.

Законодательства, четко регулирующего деятельность ЧВК в нашей стране, нет. Зато есть уголовная статья, как за подготовку наемников в России, так и за само наемничество. Компании из РФ, работающие за границей, сегодня являются организациями консалтингового или охранного характера.

Что говорит российский закон о ЧВК?

Официально, несмотря на попытки регламентации данного инструмента, статус ЧВК остается неурегулированным на законодательном уровне. Данные организации остаются вне закона на основании:

  • Ст.359 УК РФ – Наемничество.
  • Ст. 208 УК РФ — Организация незаконного вооруженного формирования.

Отсутствие легальных возможностей для покупки боевого современного оружия.

Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных ЧВК (Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и пр.). Официально направлением их работы является охрана/защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и пр. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ – консультирование, охрана, а за рубежом – работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

  • Основное отличие отечественных ЧВК от иностранных: наши специалисты не принимают участия в геноциде, свержении власти, войнах против легитимных правительств. Работа российских ЧВК – это услуги по обеспечению безопасности в местах с нестабильной политической, а также с криминальной обстановкой.

Одна из ключевых причин, почему важна легализация ЧВК в РФ – это «текучка» кадров из нашей страны. Не секрет, что для зарубежных ЧВК отсутствие в России своих подобных компаний – это прямая выгода: наших профессионалов рекрутируют самые крупные зарубежные ЧВК, из страны утекают узкоспециализированные военные профессионалы, наши военные тренируют сотрудников иностранных подразделений и пр.

Принятие закона о ЧВК в РФ станет началом развития данной сферы, устранив проблему утекания кадров за рубеж.

Закон о легализации ЧВК в России

Он внесен в октябре 2014-го депутатом Носовко.

Данный законопроект стал практически сенсационным, и споры по нему продолжаются до сих пор — как среди правительства и экспертов, так и среди населения.

Согласно законопроекту, наши ЧВК можно будет использовать для охраны своих людей за пределами РФ без вмешательства в конфликты, а также для охраны нефтепроводов, морских судов и прочих задач.

Статус сотрудников ЧВК – военные, наемники или гражданские сотрудники?

Так наемники, или нет? Каков статус сотрудников ЧВК по законам РФ?

В принципе, ЧВК — так же, как и наемники — продают свои услуги военного характера. Но сходство между ними на этом и заканчивается.

  • Наемники – формирование искателей приключений за деньги, быстро и тайно формируемое в краткие сроки для крупного и, опять же, быстрого заработка. Пришел, выполнил, получил деньги, исчез. Никаких официальных документов и следов.
  • Сотрудники ЧВК – лица, официально зарегистрированные. ЧВК – это бизнес-структура с уставом и четкими правилами, и многие из таких структур являются частями транснациональных корпораций, сотрудничая с признанными правительствами.

Каков статус российских сотрудников ЧВК? И в чем отличие от ЧВК других стран?

Сотрудники российских ЧВК также мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности. На данный момент статус российских ЧВК по-прежнему остается в «серой» зоне — что, впрочем, не мешает им успешно работать.

Понятно, что в столь огромной стране, как Россия, заменить регулярную армию ЧВК не смогут, и задача политиков – не столько легализовать ЧВК, сколько четко определить цели, задачи, права и обязанности данных структур.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.

Госдума оперативно откликнулась на призыв МИДа узаконить статус частных военных компаний (ЧВК), пишут Никита Коваленко и Марина Балтачева на страницах интернет-газеты «Взгляд» . Уже озвучены принципы будущего закона – все воюющие за границей «дикие гуси» будут координироваться из Минобороны. ЧВК также будут выведены из-под действия уголовной статьи о «наемничестве». Что это может дать российскому государству?

Законопроект, призванный легализовать ЧВК, планируется внести в течение месяца, сообщил в среду первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов. «Закон позволит привлекать ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти газа, железные дороги», – пояснил Емельянов.

Депутат пояснил: в законопроекте пропишут понятие, задачи и виды работ ЧВК. Кроме того, будут закреплены государственные гарантии для россиян, работающих на частные военные компании. Также будут введены и необходимые ограничения: запрет частным военным компаниям нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

Актуальность ЧВК особенно продемонстрировала ситуация в Сирии, указал Емельянов. С ним согласны и другие депутаты: «Мы видим реальную практику, когда развитые страны, такие как Америка и ряд других, используют ЧВК для выполнения задач за пределами своей страны. У нас этот вопрос… несколько недооценен. Частные военные компании – это уже данность, от которой нельзя отмахиваться… Мы готовы включиться в эту работу», – заявил председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов.

«ЧВК – это быстрорастущий мировой рынок, в нем участвуют разные компании из западных стран, из Израиля и последнее время особенно активно из Китая. У нас колоссальное преимущество на этом рынке. Таким опытом участия в войнах, такой тактикой и стратегией, подготовкой, вооружением, которыми обладают наши офицеры, мало кто обладает из наших конкурентов. История России такова, что нам постоянно приходится воевать, отстаивать свой суверенитет и независимость. И опыт у нас колоссальный. Почему бы нам его не использовать?» – риторически спросил Емельянов.

Писать закон должны обстрелянные люди

«Самое главное, ЧВК помогут сохранить жизни сотен молодых людей. Даже по контракту в нашей армии служат слишком молодые люди без должного опыта. Отслужил год в армии, заключил контракт – и ушел воевать против высокопрофессиональных наемников и фанатиков. А в ЧВК будут принимать людей с очень большим опытом, это отставные военные, офицеры, прошедшие горячие точки. Соответственно, наши потери будут меньше», – надеется депутат.

«Кроме того, уволенные офицеры будут трудоустроены. Они ведь в относительно молодом возрасте демобилизуются. Всю жизнь готовились воевать – больше ничего не умеют. Спиваются, идут куда-то охранниками. Почему бы им не дать возможность послужить?» – спрашивает Емельянов.

Гендиректор частной охранной организации «РСБ-Групп», бывший офицер погранвойск ФСБ Олег Криницын, который сам неофициально позиционирует свою компанию как ЧВК, приветствует новость из Госдумы. По его словам, «российским контрактерам» нужны социальные гарантии, возможно, какие-то льготы.

«Больше я другого позитива не вижу. У нас куча документов, ограничивающих нашу жизнь, – закон об оружии, например, несовершенный, – сказал Криницын. – Как будет ЧВК перемещать оружие, какую-нибудь технику через границу, если такое будет? Не уверен, что это все быстро заработает. Если сделать по-нормальному, по-человечески, это мог бы быть инструмент влияния российского государства без участия российского государства – в тех странах, как говорил Владимир Владимирович Путин, в которых есть наши интересы. Туда, куда нецелесообразно вводить воинский контингент, может войти группа и отработать как частная структура».

Название «Вагнер» звучало не раз

В мире действительно работают уже более сотни крупных частных военных компаний, прежде всего в США, Великобритании, Франции. О значимости «солдат удачи» говорят появившиеся в прошлом году сообщения о том, что администрация Трампа привлекла к разработке военной стратегии США представителей двух известных ЧВК – Blackwater (ныне Academi) и DynCorp.

Как правило, к сфере деятельности ЧВК относится охрана объектов, тренировка армейских и полицейских подразделений, консалтинговые услуги в области безопасности, снабжение и обеспечение войск. Несколько десятков таких компаний были задействованы в Ираке и Афганистане.

В России аналогичной практики нет. Более того, работа в «частных армиях» может быть расценена как наемничество (статья 359 УК РФ). За «вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях» может грозить до четырех-восьми лет лишения свободы. Сама работа наемника «по специальности» в зоне военных действий наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

На Западе убеждены, что российские ЧВК уже существуют и даже представляют серьезную угрозу. Так, например, в июне США ввели в очередной санкционный список ЧВК Вагнера, а также подполковника в отставке Дмитрия Уткина, названного руководителем этой якобы существующей организации.

Как отмечалось ранее, никаких реальных способов наказать ЧВК Вагнера и Уткина у Вашингтона не существует. Хотя бы потому, что юридически не существует самого «Вагнера». Что, впрочем, не мешает главе СБУ обвинять «группу Вагнера» в уничтожении украинского Ил-76 в Луганске.

Но дискуссия о легализации ЧВК ведется как минимум с 2012 года, когда президент Владимир Путин поддержал идею создания таких компаний, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей – без участия российского государства. Тогда же в пользу практики использования ЧВК неоднократно высказывался куратор «оборонки» вице-премьер Дмитрий Рогозин. В 2014 году в Госдуму даже внесли законопроект о частных военно-охранных компаниях, но его так и не приняли – после отрицательного отзыва правительства.

Дебаты по этому поводу вспыхнули вновь после того, как в Сирии в плен к боевикам ИГИЛ попали двое россиян, которые формально не были военными, – Роман Заболотный и Григорий Цуркану. В минувший понедельник глава МИДа Сергей Лавров призвал создать законодательную базу для защиты интересов россиян, работающих на ЧВК в других странах, после чего депутаты вновь активизировались.

Чем «дикие гуси» отличаются от «военных специалистов»

После 1978 года, когда на экраны вышел британский боевик «Дикие гуси», именно так стали называть наемников, которые сражаются только за деньги. Отличить бойцов ЧВК от наемников сложно. Главное отличие – частную коммерческую структуру контролирует государство и работает она тоже в интересах государства.

И по российскому, и по международному праву главными критериями «наемничества» считаются два признака – это не только иностранное гражданство, но и «корыстные мотивы», работа за деньги. Впрочем, бойцы ЧВК тоже получают жалованье, а государства бывают и международно непризнанные – например, ДНР и ЛНР, поэтому юридическая граница между этими понятиями остается размытой. Как говорит по этому поводу Олег Криницын:

«Очень важно, чтобы наша деятельность не шла вразрез с Уголовным кодексом России и международными законами. Мы не создаем вооруженные формирования. Мы не участвуем как наемники в боях на территориях других государств».

Законопроект 2014 года, по словам Криницына, был «сырой». «Видно, что писал непрофессионал. Взяли выдержки из закона о частной охранной деятельности, добавили выписки из Налогового кодекса, непонятно вообще, к чему все получилось. Допустим, ЧВК запрещалось заниматься разведкой. А это один из элементов боевого обеспечения. Прежде чем куда-то пойти, необходимо провести разведку местности, условия и прочего», – недоумевает глава «РСБ-Групп».

Впрочем, инициаторы законопроекта обещают учесть в тексте подобные опасения.

«Мы исправляем ошибки законопроекта 2014 года, расширяем сферу его деятельности, убираем неоправданные ограничения, вводим дополнительные гарантии, – пояснил Михаил Емельянов. – Тогда главным возражением правительства было несколько надуманное положение о том, что наш законопроект якобы противоречит Конституции. Ссылались на статью 13, пункт 5, где сказано, что общественные объединения не могут создавать вооруженные формирования. А мы уточняем, что ЧВК – это не общественное объединение. Это коммерческая организация, преследующая цель – извлечение прибыли».

Если мы легализуем ЧВК, то все компании, которые действуют в рамках российского законодательства, под статью УК о наемничестве подпадать не будут, обещает депутат. Он напомнил про международный опыт – иностранные ЧВК в США, Великобритании, Китае и т. д. под эти статьи не подпадают.

«Мы в законопроекте записываем, что, во-первых, они должны действовать в полном соответствии с принципами международного права, с уважением территориальной целостности государств. Во-вторых, они могут участвовать в операциях за рубежом только по приглашению законных правительств этих стран и с разрешения нашего Минобороны, при наличии международного договора между нашими странами», – перечислил депутат.

«Но заказчиком не обязательно должно быть государство. Им может быть и наше Минобороны. Что очень важно: вне зависимости от того, кто является заказчиком, контролирующая и координирующая функция остается за министерством. При ЧВК на территории иностранного государства должен быть представитель министерства. Если ЧВК выходит за пределы, которые им диктует министерство, то по требованию министерства эта компания должна покинуть эту страну. Иначе будет отозвана лицензия», – пригрозил инициатор закона.

взяли у chvk.info

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn