Дифференциация свистящих звуков речевой материал. Последовательная дифференциация свистящих звуков. Денис и Соня

Главная / Энергосбережение

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,




кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.
На суку сухом Птица с птенцом. Весна в цветах, Птица в кустах.

Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.


дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

вкусный суп усатый сом высокая сосна

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

автобусная остановка тонкое сукно пустая комната

Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка

Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

Подберите упражнения, необходимые для постановки “ р “.

1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

4. Постановка Р из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5. "Автомат": губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

6. "Протолкни язычок": то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

9. "Болтушка (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

11. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша

сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

со-шо шо-со со-шо-шо

су-шу шу-су су-шу-шу

са-ша-са ша-са-ша

сы-ши-сы ши-сы-ши

сэ-ше-сэ ше-сэ-ше

со-шо-со шо-со-шо

су-шу-су шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать - решать Коса - каша

Лиса - Миша Шалаш - салат

Кусок мешок Сила -шило

Носок -пушок Каска- кашка

Сумка -шутка Маска -Машка

Крыса- крыша Миска- мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле - васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

Светло-синий, голубой.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что - гололёд.

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью - оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана - словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке, у сосны,

Распустилась верба.

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила -

Рукав не дошила.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

АЛЁШИНА ШАПКА

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

Греются на солнышке. - Головой вертят, на второе - хлопок по бокам

Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки , [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи жи -зы зы-жи-жи

зе-же же-зэ зе-же-же

зо-жо жо-зо зо-жо-жо

зу-жу жу-зу зу-жу-жу

за-жа-за жу-зу-жу

зы-жи-зы жи-зы-жи

зэ-же-зэ же-зэ-же

зо-жо-зо жо-зо-жо

Проговаривать слова, учиться различать звуки , [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук - жук Зал - пожар

Роза - рожа Коза - кожа

Лиза - лыжа Гроза - дрожать

Лизать - держать Тазы - ужи

Сказать - бежать Корзинка -пружинка

Разный - бумажный Резвый - нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки , [Ж].

Возле лужи - зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки , [Ж]

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун -

К нам приходите,

Сон приводите.

Встаньте, зверюшки,

Ближе к подушке.

Сон посерёдке,

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки -[Ж].

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]--[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

Сани - залы - шарик - жало

Суп - зуб - шут - жук

Сом - зонт - шов - жор

Лиса - Лиза - Луша-лыжа

Пасу - козу - укушу - вяжу

Носок - возок - мешок - снежок

Учимся различать звуки [С], , [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж]в словах.

Петушок, петушок

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Конь бежит,

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Петушок в сапожках

Песни поёт.

Курочка в серёжках

Избушку метёт.

Весна-красна

На чём пришла?

На жёрдочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах.

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала. (И.Суриков)

СНЕЖИНКИ

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж].

В БЕРЛОГЕ

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

МАЙСКИЙ ЖУК

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна - в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,- сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

(И.Демьянов)

5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

*На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

*Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

*Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

*Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

*Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш в словах:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 11 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 9 Звуки С-Ш

Стихи:

– Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 10 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

– Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


Запищите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну - с буквой С, в другую - с буквой Ш.

Са, се, ше, су, ши, що, сё, сю, ша, ста, шта, шпо, сла, слу, шлу, ска, шка, шку, аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши.

Спишите слова, подчёркивая в них слоги с Ш, С.

Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несёт, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, подушка, косилка, ватрушка, шторм, шутка, шарики, лисичка, насмешили, поспешили, постригли.

Закончите слово, добавив слоги СА или ША:

Ли-… ко-… Ми-… колё-… но-… ка-… су-… кры-… колба-… ро-…

Закончите слова, добавив слоги СЫ или ШИ:

Ли-… у-… но-… ро-… шала-… воло-… ко-… у-… мы-… кры-… камы-… малы-…

Составьте слоговые схемы слов. Определите место звуков С, Ш в этих словах. Надпишите буквы С, Ш над соответствующим слогом, а под схемой - слово.

Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С или Ш:

а) игру_ка, пё_трый, _каф, кра_ивый, _катулка, _тальной, _ить, голо_, маку_ка, ме_то, ри_, _агать, кро_ить, _крепка, камы_и, плюю_ка, пи_к, каранда_, вы_ивать, реди_ка, марты_ка, кро_ки;

б) _тра_но, _е_ть, пу_и_тый, пу_ты_ка, _ме_инка, _у_ки, па_ту_ок, ма_ини_т, _у_трый, бес_тра_ный, _у_укал_я, ве_ну_ки, _ти_ок.

Дайте полные письменные ответы на вопросы, используя слова для справок. Подчеркните слоги с буквами С, Ш.

Кто ведёт поезд? Что светит днём? Кто пасёт стадо коров? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как ещё можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?

Слова для справок: машинист, солнышко, пастух, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

Закончите предложения.

Да здравствует мыло … .

И полотенце … .

И зубной … .

И густой … .

Слова для справок:, гребешок, порошок, пушистое, душистое.

Измените словосочетания по образцу.

Ты носишь - Я ношу Я ношу - ты носишь

Ты просишь - … я ношу - …

Ты спешишь - … я прошу - …

Ты спишь - … я спешу - …

Ты гасишь - … я гашу - …

Ты рисуешь - … я рисую - …

Ты сыплешь - … я сею - …

Ты сеешь - … я сыплю - …

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Гоше дали ____. У пожарного железная ____. КАШКА - КАСКА

Соне купили плюшевого ____. Дай собаке ____ с супом. МИШКА - МИСКА

Надо менять старую ____. Мы видели большую старую ____. КРЫСА - КРЫША

У слона большие ____. У дедушки пушистые ____. УШИ - УСЫ

Мы видели Кремлёвскую ____. На уроке мы читали ____ Крылова. БАСНЯ - БАШНЯ

Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву С синим карандашом, букву Ш - чёрным.

Весёлый шоссе высокая овёс

Ясное пастушок синий башня

Сухое солнышко шерстяной шар

Интересное кошка сушёный шарф

Серая путешествие пушистый снег

Составьте и запишите предложения, подбирая к словам из первого столбика слова из второго столбика подчеркните буквы С и Ш.

Соня сохнет листья пасёт

Сосна спешит старушка шьёт

Мышь шумят солнышко сушит

Камыши шуршит пастушок осыпаются

Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами С, Ш. Подчеркните эти буквы.

Саша уступил место ____. Петушок, петушок, золотой ____, масляна ___ , шёлкова ____.

Кошка сидит на ____ и греется на ____. У Саши в диктанте всего одна ____. Ласточки свили гнёздышко под ____. Лёша молже Саши, а Саша ___ Лёши. Саша учится в новой ____. Машины мчатся по ____.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ёт гру...и. Па…ту..ок …пе…шит домой. Се…тра …шила …а…е руба…ку. Ма…а не…ёт бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной но…ке.

Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

Ве…ёлая …тару…ка У…тала …ить …тару…ка

Ве…ь день …егодня …ьёт. И …ела у ворот,

За кругленькой кату…кой А с кругленькой кату…кой

…ледит пу…и…тый кот. Играть пу…тил…я кот.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу. Запишите получившиеся предложения.

Саша, под, собирать, шишки, сосна; сухие, шелестят, под, листья, ногами; покрыты, пушистый, снег, кусты; в, спешит, Саша, школа; полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт; Сонина, рассказывать, бабушка, сказки, хорошо; Красную, сказка, слушать, мы, Шапочка, про; старушка, помогли, Саша и Шура, перейти, шоссе, через.

Прочитайте слово. Устно разделите его на слоги. Выпишите только тот слог, который содержит буквы З, Ж.

Зубы, забор, здание, жир, жара, жало, можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка, закон, жакет, изба, журавль, животное, узнали, вазелин, бумажный, однажды, указательный, ухаживал, узенький, музыка, мерзлота.

Закончите слово, добавив слоги ЗА или ЖА:

Ли…, ко…, ло…, сту…, ко…, по…, са…, гро…, сле…, гла…, лу…

Закончите слово, добавив слоги Зы или ЖИ:

Во…, но…, ро…, та.., эта…, ко…, лы…, сле…, вож…, стри…, арбу…, чи…, стреко…;

Закончите слово, добавив слоги ЗУ или ЖУ:

Ве…, во…, ле…, хо…, бу…, вя…, гры…, сту…, вле…, бро…

Вставьте в слова пропущенные слоги ЗА или ЖА.

Пи…ма вя…ли …ноза

Ма…ли по…ли …студил

Во…тый ска…ли …лила

Ле…ли са…ли

Составьте слоговые схемы слов, надпишите над соответствующими слогами буквы З, Ж. Под слоговой схемой запишите соответствующее ей слово.

Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завизжала, визжит, дребезжит.

Составьте словосочетания со словами из пунктов А и Б.

А) влажная, железный, свежий, пассажирский, зелёная, железный, зимняя, полезное, железное, заряженное;

Б) ружьё, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

Запишите предложения. Вставьте вместо слов - вопросов недостающие слова, содержащие буквы З, Ж.

После дождя (какой?) воздух. Корова - (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужайке. На калитке висел (какой?) замок.

Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

…убры …живут в …аповедниках. …уки бывают ра…ные: …ук-олень, … ук-носорог. Ё…ки …ивёт в норе, а у …айца нет …илья. Ё… и …аяц - дикие …ивотные.

У дома …дёт гру…овик. На гру…овике приве…ли вещи. В новый дом …аселяются …ильцы. Новые …ильцы будут …ить на пятом эта…е. Скоро …ильцы …аселят все эта…и. Новые дома удобны для …илья.

Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

Не …нали медве…ата, - Ё…ики - …ано…ы.

Что колются е…ата, Испугались ё…ики:

И давай с е…атами Несут щипцы и но…ики.

Играть, как с медве…атами. И давай по штучке

Вдруг медве…ата в слёзы: Вынимать колючки.

Ёжик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ёжик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его.

Гнёздышко.

Утром пришли дети, а гнёздышко пустое. Дети нашли гнёздышко и сняли его на землю. Птичка свила гнёздышко на кусте. В гнёздышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Зрительный диктант (З - Ж). Подчеркните буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

Зима.

Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

Измени слова по образцу . Подчеркни буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

Образец: лизать - я лижу.

Мазать, ходить, заказать, сказать, возить, жужжать, скользить, носить, грузить, бродить.

Составьте из слогов слова и запишите их в два столбика: С, Ц.

Цве, су, ци, ты, дак, фры, куз, рос, нец, мат, па, рус, та, ты, зы, ар.

Прочитайте слова. запишите только слоги с буквами С, Ц.

Яйцо, овца, коса, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица.

Прослушайте слова и образуйте от них имена существительные (слова-предметы) женского рода. Подчеркните буквы С одной чертой, букву Ц - двумя.

Сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, лётчик.

Закончите слово, вставив слоги:

А) СА или ЦА:

Ли…, ов…, пти…, колба…, лиси…, кури…, голо…, пугови…, мельни…, поло…, ле…, ули…;

Б) СО или ЦО:

Ли…, коле…, яй…, про…, коль…;

В) СЫ или ЦЫ:

Ве…, паль…, огур…, но…, ножни…, бу…, пугови..., глобу…, бой…, молод…, какту…, мельни…, колод… .

Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. С каждым словом составьте предложение.

Цвет - свет, цел - сел, селиться - целиться.

Определите наличие и место звуков С и Ц в словах. Составьте слоговые схемы слов. Буквы С, Ц надпишите над соответствующим слогом. Под схемой запишите нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Составьте слова из слогов. Запишите слова. Подчеркните букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; кон, ту, ци, я, сти; пус, ка, та; ка, а, я, ци; пля, та, цы.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С (жёлтым цветом) или Ц (чёрным цветом).

Ку…ок, …апля, по…адка, …епь, реди…ка, …веток, кури…а, фоку…, мельни…а, …такан, огуре…, …тук, ле…, яй…о, голо…, куни…а, …ундук, …веты, капу…та, крыль…о, ака…ия, опера…ия, …тан…ия, ме…я…, …вине…, летопи…е…, ли…твенни…а, демон…тра…ия, занимает…я, ку…ает…я, …пу…кает…я, …елит…я.

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы карандашами разного цвета (жёлтого - чёрного).

А) акация, солнце, цветы, водица, курица, дворец, куница, боец, пуговица, огурец;

Б) расцвели, цветёт, светит, клюётся, льётся, кусается, строится, открывается, целится, созревает.

Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчеркните слоги с буквой С жёлтым карандашом, а с буквой Ц - чёрным.

Курица с цыплятами, клумба с цветами, пёстрая курица, старая медведица, собака на цепи, старая мельница, у крыльца акация, солнце за лесом, свежая водица, сладкий леденец, знакомая улица, свежее лицо.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. запишите предложения, подчёркивая букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

Курица зовёт … . Сахар хранится в … . Москва - … нашего государства. Детёныш птицы называется … . Опасный вредитель для садов и огородов - … . Поезд подходит к … . В году двенадцать … . Сегодня целый день светит … . Зиме конец, наступает … .

Спишите текст, вставляя и подчёркивая пропущенные буквы С, Ц в словах.

Это …ад. В …аду много …ветов. Е…ть и а…тры, и на…тур…ии, и цикламены. …вета …елый день в …аду. Она …ама поливает …веты. Красивый у …веты …ад.

Увидела ли…и…а зай…а. Подкрала…ь к нему. Зая… заметил ли…у и в ку…ты. Ли…и…а за ним. Зая… за ку…т и ли...и...а за ку…т. …елый день гоняла…ь ли…и...а за зай…ем, но так и не поймала. Молоде… зая…!

Прочитайте предложение. Раскройте скобки, изменив при необходимости форму слов. Запишите предложение, подчёркивая буквы С, Ц.

У тёти Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тётя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень (расстроиться). Вдруг видит: идёт по (болотце) большая (серый) (цапля). Подошла (цапля) поближе, (сунуть) длинный клюв в воду и достала кольцо. Тётя Таня была очень рада.

Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Запишите только те слоги, в которых есть буквы Ч, Щ.

Щётка, щенок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, чтение, клещ, плач, вскачь, свечка, трещина, морщины, качели, верёвочка, вещевой, тачанка, защитник, начало, ищейка, починка, стачка, перчатки, морщинки.

Закончите слова, дописав слоги:

А) ЧА или ЩА:

Ро.., пи…, све…, встре…, ча…, зада…, ку…;

Б) ЧУ или ЩУ:

Та…, то…, пи…, кри…, уго…, стре…, наве…, изве…, кру…, зачи… .

Вставьте в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный, …ёткий, …а…а, …у…ка, …ено…ек, ве…и…ка, ру…и…а, то…иль…ик, вол…и…е, я…и…ек, …ето…ка, кри…а…ий.

Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время?

Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свёкла, лук, картофель?

Как по-другому называют плотоядных животных?

Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на букву Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и по значению слова каждой пары.

Щётки помочь горячий

Щадит щёлка плач

Составьте из слогов слова. в каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными Ч, Щ.

Пи, ту, чу, ща, ча, гун, ча, ку, ро, да, ща, кри, ча, чу.

Разгадайте ребусы.

Света - та + ча; щу + рука -ру; роща - ро + вель.

Измените слова по образцу, подчёркивая Ч чёрным цветом, а Щ - жёлтым.

Образец: червяк - червячок.

Чердак черпак чеснок

Знак кулак червяк

Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

Была …удесная погода. Мы вышли из …а…и леса. Под деревьями росла …ахлая трава. В ро…е поют …ижи, кри…ат гал…ата, пи…ат сквор…ата. Птицы хлопо…ут у своих гнёзд. Мы наве…аем больных у…еников. Филин - но…ной хи…ник. Больному необходима вра…ебная помо…ь. То…иль…ик то…ит ножи.

Спишите предложения, вставляя пропущенные слова, в состав которых входят буквы Ч, Щ.

Письма опускают в почтовый ______. Для дождливой погоды мама купила красивый ______. Надо отдать чужую ______. Мы собирали на огороде сочные_______. Очень вкусен копчёный ______. В лесу раздавался птичий ______. Туристы вошли в чудесное _______.

Слова для справок : ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

Спишите словосочетания. Слова, обозначающие признаки предметов, пишите по слогам. Подчеркните буквы Ч, Щ.

Почтовый ящик, врачебная помощь, поющие чижи, ночной хищник, горячие щи, чёткие шаги, очищенные овощи, жгучие лучи, летающий ящер.

Спишите слова, распределяя их в два столбика: с буквой Ч - в один столбик, с буквой Ц - в другой.

Цапля, пчёлка, огурец, цепь, огурцы, плач, чувство, печка, палец, чёлка, сверчок, грач, цвет, кузнец, чулки, стручок, цукаты, пальцы, силач, чурка, молодцы, врач, царапать, пальцы, богач, чистый, молодцы, калач, чтение, борцы, молодец, ситец, платочек, чтит.

Выпишите слоги с буквами Ч, Ц. Вспомните, как пишутся сочетания ЧА, ЧУ.

Чудо, грачи, кричали, цены, огурцы, оценивали, часы, строчу, встречали, цукат, молчу, отсвечивали, читай, свеча, отсрочка, цени, мельницы, оцепили, чайки, телятница, ворчливый, цветок, ударница, остроконечная, чтение, баловница, отцветает, отечество, очки, челнок.

Закончи слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА.

ули… столи… кори…

да… уда… ту…

мельни… ку… больни…

пугови… пти…

зада… горли…

Закончите слова, дописав слог ЧИ или ЦЫ. Слова третьего столбика разделите на слоги.

огур… паль… красави…

кала… вра… москви…

умель… уда… стрель…

ту… щип… рукодельни…

гра… от… сквор…

Измените слово так, чтобы появился звук [ Ч ]. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

Рукавица - … луковица - … страница - …

Кольцо - … крыльцо - … птица - …

Огурец - … лицо - … синица - …

Пуговица - … водица - … теплица - …

Цветок - … улица - … щипцы - …

Измените слова по образцу.

Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

Сестра - … - … коса - … - …

Вода - … - … куры - … - …

Земля - ... - … лук - … - …

Лик - … - … лиса - … - …

Прочитайте слова. определите место звуков Ч, Ц в словах. Составьте слоговые схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом.

Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учётчица, молочница, чулки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертёжница, лётчица, пулемётчица.

Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц.

…ерта, …епь, …веты, …ерешня, …истый, сите…, сила…, молоде…, мя…, то…ка, ли…о, коне…, вра…, ка…ка, яй…о, бор…ы, тка…иха, ножни…ы. встре…ный, но…ная, ме…татель, по…тальон, гор…и…а, доще…ка, пре…ни…а, …ирка…, …ти…а, …емодан…ик, за…епо…ка, …е…еви…ная, пе...ёно…ный, …ыплято…ки, вол…и…а, буфет…и…а, …епо…ка, …вето…ек.

    Горячая, разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чуткое.

    бабочка, яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Составьте словосочетания со словами из первой и второй строчек. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

    Кузнечики, черешни, солнце, котёночек, пулемётчица, колокольчики.

    Печёт, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой Ч или Ц. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

Снесла курочка … . Летом целый день печёт … . Лисица охотилась на … . Среди колокольчиков стрекочут … . Алёнушка печалится о … Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет …, а послезавтра будет … число. Из маленького цыплёнка вырастет большая … .

Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц.

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходит, кочка, с, кочку, на; пчёлы, полететь, гречишное, поле, на; пчёлы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, в которых есть буквы К или Г.

Начертите слоговую схему каждого слова. Над соответствующим слогом надпишите букву К или Г. Букву К обозначьте жёлтым цветом, букву Г - чёрным.

Котик, грибы, рукава, радуга, Коля, криво, ягоды, нога, берегите, греет, крыша, гремит, помогает, сапоги, клинок, прыгает, лагери, иголка, салфетки, кричит, клеит, ветки.

Закончите слова, добавив слог ГА или КА.

Ру…, но…, ро…, лу…, ре…, нит…, сём…, веет…, нор…,

…зета, …ражи, …рета, …чели, …питан, кочер…, баран…, бере…,

ма…зин, ру…ва, ро…тый, ма…роны, бо…тый

Закончите слова, добавив слог ГИ или КИ.

Но…, ве…, ру…, ре…, кеп…, гор…, вра…, день…, сабель…, сапо…, каблу…, заплат…, теле…, уро…, загад…

Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …ал…а, …аль…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…ка, …ро…одил

Измените слова так, чтобы в них появились буквы К или Г. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

Город - городок, игла -…, газета-…, гриб-…, графин-…, голова-…, голубь-…, губы-…, голос-…, гора-…, гармонь-…

Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

Утюг-… молоток-… когти-…

Листок-… берег-… ногти-…

Овраг-… полог-… локти-…

Галстук-… сапог-… лёгкий-…

Стог-… клубок-… мягкий-…

Допишите недостающую в словах букву Г или К нужным цветом. В скобках напишите проверочное слово.

Сне…, кула…, творо…, пак…, ро…, столби…, замо…, дру…, ла…, пиджа…, каблу…, шлан…, гама…, зна…, рыно…, плу…, клубо…

Составьте словосочетания, подбирая к словам из пункта А подходящие по смыслу слова из пункта Б.

А) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий.

Б) гармошка, кашка, ленточка молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.

Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами Г, К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Алёнки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Красная кофта висит на стуле.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами К, Г.

Сегодня на уроке мы отгадывали … . Подул сильный ветер, … гром. В лесу … кукушка. на доме развевался красный … . Галя сматывает нитки в … . Замяукал маленький, серенький … . Машина ехала по асфальтовой … Галя раскрашивает картинку цветными … . в лесу ребята собрали белые … и спелые … . Дождь перестал и выглянуло … . Гриша катался на … с … .

Летнее утро.

Небо …олубое. Бри…ада работает на лу…у. Люди возили душистое сено и с…ладывали его в сто…а. Большое стадо требует мно…о …орма. От …орма зависит …оличество и …ачество моло…а. Моло…о отправляют в …ород. Из …орода сельс…ие жители получают дру…ие проду…ты.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

…абачо… - толстячо… Он лежит на …ряд…е с мая,

Лё… на …ряд…у - …оловы не поднимая.

И молчо… .

Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

Малень…ое и большое.

Малень…ая Маня Я подумал, …лядя

Малень…ой лопат…ой На её работу:

Бережно вс…опала «Вырастет, наверное,

Малень…ую …ряд…у. Малень…ое что-то».

Малень…ое семя Но ошибся …реп…о

В …ряд…у посадила, Я в своей до…ад…е:

Малень…им забором Вели…ан арбузище

Е…о о…ородила Вырос тут на и …ряд…е.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

На школьном участке.

наступила весна. Солнце сильно …реет. Шумно бе…ут ручей…и. На …олых веет…ах появились поч…и. Бри…ада ш…ольников работает на о…ороде. Они пере…апывают …рядки и..жотовят …лумбы для цветов. Перво…лассни…и помо…ают старшим ребятам.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; фермеры, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снег, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревья; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и; скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите ответы . Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи? Кто воркует, а кто гогочет? Чем сгребают сено? Какая птица кукует в лесу? Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Говорила им горилла, приговаривала, говорила, говорила, приговаривала.

Голубка клюёт крупку.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Запишите слова в два столбика: с буквой Ч - в один, с буквой Т - в другой.

Тем, чай, тай, чем, тюбик, честно, чубик, тесно, тюк, чайный, тайный, Чук, тесто, чех, честно, тех, ток, чик, тик, Петька, ноты, печка, ночи, мять, мяч, тянуть, пугач, меч.

Прочитайте слова. Разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, которые содержат звук [т’] или [тщ’].

Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка, точка, ботиночки, течёт, деточка, ваточка, пяточка, веточка, котёночек, охотничий, птенчик, тянучий, тягучий, точечка, учитель, выключатель.

Вспомните название детёнышей животных и птиц. Запишите их названия в два столбика: слова со звуком [т’] - в один столбик, слова со звуком [тщ’] - в другой.

У галки - … у волка - … у кролика - …

У тигра - … у коровы - … у аиста - …

У белки - … у кошки - … у утки - …

Составь словосочетания, используя слова из первого и второго столбиков. «Подружите» слова.

Тыквенный ботиночки Тётин маечка

Митины домик Тонкий чемоданчик

Охотничий чашка Тёмный домик

Чайный яичко Птичий тучка

Утиный начинка Петя рюкзачок

Соедините слова из правого столбика со словами из левого столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Выделите буквы Ч и Т.

Тёплая чемодан

Тёмные котёл

Чужой печка

Чугунный котёнок

Плетёная бечёвка

Коричневый очки

Спишите слова, вставляя буквы Ч или Т.

А) Бо_инки, _ашка, мамо_ка, до_ка, _айный, _юбик, _есто, _ок, _януть, у_ить, пе_ать, ко_ёнок, на_инка, о_ки, ту_а, нито_ки, _удный, у_ебники, бабо_ки, те_ёт, соба_ка, Ане_ка, пе_ка, пау_ина, пе_енье, уто_ка, лету_ий, мы_ит, ме_ты, _емодан, дето_ка, Ви_я, паке_ик, ко_ка,

Б) _е_ёт, бо_ино_ки, ле_у_ий, п_ен_ик, _рубо_ист, ко_ёно_ек, _емодан_ик, Пе_е_ка, то_и_ь, ка_а_ь, выклю_а_ель, _ _ение, п_ и_ка, ле_и_ь, _яну_ка, све_а, _и_а_ь.

Бы_ок мы_ит. Ко_ёно_ек мяукае_. Нино_ка видит мя_ик. Ка_я ме_тает. Води_ка _е_ёт. П_и_ка поё_. У_еник Пе_я покупае_ у_ебники. Дево_ки иду_ на по_ту. Ко_ёнок хо_ет пойма_ь бабо_ку. Ка_я даёт соба_ке косто_ку. Мамо_ка покупае_ до_ке Тане_ке коф_о_ку. Ники_а и Ан_он _инят та_ку. Пе_я и Таня пекут пон_ики.

Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Т.

Ка_я покупает пя_ь па_ек не_енья. На пе_ке спит ко_ик _имофей. У будо_ки _явкает Ане_кина соба_ка. На тонких вето-ках у пау_ка пау_инка. _ё_я Ка_я поупает о_ки в оп_ике. Ви_я и Ми_я в _ени едят пон_ики. Ми_я и Вово_ка пьют в _ени _ай с пе_еньем.

Прочитайте скороговорки. Выделите слова со звуками [т’], [тщ’]. Из этих слов выпишите только слоги с этими звуками.

Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки. Внучек Тёма - в маечке, дочка Таня - в юбочке. У девочек Анечки, Манечки, Танечки в баночках бабочки. У Пети по чтению «пять», он Катю научит читать. Витечка читает, а Митенька мечтает.

Составьте слоговую схему слов, записывая над нужным слогом звуки [т’] или [тщ’].

Течь, чинить, точить, чтение, ботиночки, течёт, котёночек, птенчик, тянучий, точечка, учитель, выключатель.

Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы ч - т.

Вол_а_а

Однажды Вова увидел фильм о вол_а_ах. _ам у волка были маленькие вол_а_а. Сна_ала роди_ели приносили им пищу. Потом папа волк у_ил своих малышей охо_и_ься. Из этого ин_ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол_а_.

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша
ша-са
са-ша-ша
сы-ши
ши-сы
СЫ-ши-ШИ
сэ-ше
ше-сэ
сэ-ше-ше
со-шо
шо-со
со-шо-шо
су-шу
шу-су
су-шу-шу
са-ша-са
ша-са-ша
сы-ши-сы
ши-сы-ши
сэ-ше-сэ
ше-сэ-ше
со-шо-со
шо-со-шо
су-шу-су
шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn