Формирование регулятивных учебных действий на логопедических занятиях. Развитие ууд по фгосам у логопатов на школьном логопункте Формирование ууд на логопедических занятиях

Главная / Устройства

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Выступление на муниципальном семинаре:

«Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Учитель-логопед Васиченко Л.А.

п.Михайловка

Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии

Моя работа учителя-логопеда впервые нашла своё практическое применение в дополнительном образовании сравнительно недавно – около трёх лет назад. Созданное нами объединение «Речевичок» представляет собой коррекционно-развивающий процесс для детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. (см слайд №1)

Именно в этот период изменились требования в системе образования, они стали на порядок выше. Все ступени начального общего образования переходят на обучение по новому образовательному стандарту. Дополнительное образование является теперь частью непрерывного образовательного процесса. Тем самым, работа объединения «Речевичок» наряду с главной задачей-преодоление речевых трудностей каждого ребёнка в рамках ФГОС предусматривает и решение таких важных задач, как:

    Обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в дальнейшем – в школе;

    Улучшать условия для развития ребёнка;

    Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в формировании УУД.

В моей работе особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира.

Дети с нарушениями речи имеют не только речевые, но и психологические особенности, а это сильно затрудняет формирование у них УУД. Воспитанники недостаточно понимают обучающие задания, указания, мои инструкции, с трудом владеют терминами, испытывают трудности в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В связи с этим, я как специалист в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.

В своей логопедической практике на начальном этапе внедрения ФГОС можно четко проследить формирование УУД по некоторым направлениям:

    Так направление по развитию психологических предпосылок к обучению (слухового и зрительного внимания, памяти, концентрации внимания, мышления) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД . (см.слайд №2)

Дети с нарушениями речи часто выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают педагога, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД (см.слайд №3):

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную инструкцию:

    «Будь внимательным!»

Этот вид упражнения может содержать различные варианты заданий

В начале занятия: «Сейчас сядет на место тот, чьё имя начинается на звук А, затем – на звук М, и т.д.»

В качестве разминки: «Попрыгайте на двух ногах столько, сколько слогов в слове МАШИНА, сделайте наклон туловища влево столько, сколько слов в предложении ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА и т.п.

Графическое выполнение упражнения: среди разных фигур зачеркни в каждой строчке ТРЕУГОЛЬНИК; с усложнением: треугольник и КРУГ и т.п.

Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. (Так, звук Р в слове РОЗА занимает 3-е место) (см.слайд № 4)

    «Слушай и считай» (см.слайд №5)

На полянке у дубка

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов?

    Закончи стихотворение , вставляя слова со звуками П и Б в начале слова:

УЖ давно забылись лютые морозы,

Распускают почки белые … .

Мы посеем зёрна,

Пусть заколосится

На широком поле

Спелая … .

    «Что лишнее» или «4-ый лишний » (см.слайд №6)

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану (см.слайд №7):

    «Расскажи о звуке по плану-схеме»

Через 1–2 занятия алгоритм характеристики звука заменяется схемой. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

    Опиши предмет по опорным карточкам-схемам . (см.слайд №8)

    «Определи порядок картинок» .

    При развитии речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.) можно говорить о формировании познавательных УД . (см.слайд №9)

Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов:

Работа проводится на наглядном материале

    Назови явления природы и разложи по временам года;

    Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.);

    «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты);

    Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает?

    задание «Скажи наоборот» может использоваться на разные темы: Состояние человека (Девочка грустная, а мальчик весёлый). Описание овощей или фруктов (Огурец овальный, а помидор круглый); (см.слайд №10)

    Разложи предметы по видам (классификация предметов), например: одежда – обувь – головные уборы, по форме (круглые – квадратные – овальные) и т.п.

    Направление в работе по коррекции звукопроизношения, закреплению правильного звукопроизношения в речи ребёнка; развитию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, текущей темы (День защитника отечества, День семьи и другие темы, приуроченные к памятным историческим или социальным, культурным событиям), развитие диалогической и повествовательной речи - предусматривает формирование коммуникативных УД. (см.слайд № 11)

    артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»,

    речедвигательная гимнастика (сопровождение речью движений, с музыкальным сопровождением – логоритмика по методике Е. и С. Железновых); (см.слайд № 12)

    обыгрывание мини-этюдов, диалогов, сюжетно-ролевые игры. (см слайд № 13)

В свои занятия стараюсь включать различные методики, которые соответствуют новым стандартам и требованиям. Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих технологий. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я использую здоровье сберегающие технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг: «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков, пальчиковый театр). (см.слайд №14, 15)

В этом году стала применять метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

«Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» по Л. Генераловой. Именно поэтому в своей работе я не оставляю без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею арсенал игр и игровых упражнений: дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, психогимнастика. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Именно эти слова на сегодняшний день имеют огромную значимость, так как в рамках ФГОС основным принципом в структуре общеобразовательных программ является принцип интеграции образовательных областей, в этих условиях обучение становится организованнее и эффективнее. При планировании мной индивидуально-групповой деятельности область «Коммуникация» очень хорошо интегрируется с образовательными областями «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы» и т. д. (см.слайд №16)

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационно – коммуникационные технологии. Применение программ информационных технологий на логопедическом занятии позволяет разнообразить работу по формированию и развитию языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Итог выступления: На данном этапе своей работы я ещё не в полной мере постигла азы ФГОС-ов, моя программа по Развитию речи дошкольников, возможно, не на должном уровне соответствует программам Образовательного стандарта, но в своей работе я стараюсь развиваться в данном направлении, нахожусь в постоянном поиске. Но, самое главное, стараюсь как можно больше применять интересного, творческого в работе по коррекции и развития речи ребёнка, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества.

Источники:

    Программа ФГОС НОО

    Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи/ авт.-сост. С.Ф.Рыжова. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Интернетресурсы

    Копилка дидактического, демонстрационного материала.

Романюк Татьяна
Формирование коммуникативных УУД на логопедических занятиях средствами информационно-коммуникационных технологий

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей . Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие : оно осуществляется между участниками.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД формируются , когда ребёнок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; когда детей учат слушать.

Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом . Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы .

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

При этом компьютер должен только дополнять учителя - логопеда , а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять » свои методические идеи :

Делать то, что без компьютера делать сложно;

Делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

По – новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда , ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов , слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Преимущества ИКТ на логопедических занятиях :

Активизация познавательной деятельности детей;

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

Повышение интереса к обучению (мотивация) ;

Осуществление дифференцированного подхода;

Развитие творческих способностей;

Формирование привычки учебной деятельности;

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом ;

Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

О целесообразности использования ИКТ в обучении школьников, имеющих ОНР, говорят такие их особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Логопедические занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

В процессе работы мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы : формирование произношения ; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка ; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающих технологий .

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои воспитанники получают на первых занятиях . Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Работу начала с развития фонематического слуха и восприятия неречевых звуков, для этого подобрала презентации : «Звуки дома» , «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие кА «вода капает» , «дверь скрипит» , «молоток стучит»

Для развития и обогащения словаря, формирования лексико-грамматических средств языка , формирования навыков словообразования подготовила презентации по лексическим темам : «Професии» , «Времена года» , «Детская одежда» , «Головные уборы» , «Посуда» , которые знакомят детей с предметами и их назначением, с временными представлениями. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Для формирования звукопроизношения , развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала разучивания скороговорок в игровой форме .

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки» . Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме , хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, привлекают внимание детей младшего возраста и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки. Старшие дошкольники сами подбирают нужные картинки и слова, соединяют части скороговорок (поговорок, пословиц) стрелками, что стимулирует развитие их речи, активизирует внимание, память, познавательную деятельность. Проделанная работа позволила плавно перейти к следующему шагу по формированию навыков творческого рассказывания – умению соотносить образные обороты речи с предметом.

Для этого мы с детьми отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные дидактические игры «Овощи» , «Фрукты» . Игровая форма деятельности пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Воспитанники стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок. В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева, мнемосхемы. Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали с помощью воспитателя составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Для эффективного запоминания текстов, сохранения и воспроизведения информации , развития речи и создания монологов я познакомила детей с мнемосхемами. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают выстраивать :

Строение рассказа,

Его последовательность,

Лексику – грамматическую наполняемость.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения : от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе» - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Такие задания я предлагаю родителям вместе с детьми выполнить дома.

Поскольку видно, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.. Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом. Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в развитии речи старших дошкольников доказывают полученные результаты.

Диагностические исследования, проведенные в подготовительной группе, показали, что у 80% детей улучшилась связная речь, дети стали самостоятельно пересказывать небольшие по объему сказки, составлять рассказы из собственного опыта, у 90% расширился словарный запас, у 86% улучшилось звукопроизношение.

Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогут им быть успешными в школе, а чистая и правильная речь придаст им уверенности.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 г. Челябинска (МБОУ СОШ № 000)

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность в к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УУД) разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И учителя– общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению по встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с . В рамках данного подхода коррекционно – (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Содержание коррекционно-воспитательной работы по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению (по) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т. д. Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД. Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано, они постоянно переспрашивают учителя. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться. Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию: 1. «Объясни товарищу». Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников повторить его для своего товарища, который в это время отсутствовал в кабинете. 2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать слова, а вы записывайте, но вместо буквы С (можно брать любую из )всегда ставьте черточку». Таким образом дети записывают 8-10, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания (суффиксы, приставки), а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание, которое предусматривает 2-3 ступенчатые инструкции (например, букву "б" подчеркнуть, а букву "д" зачеркнуть). Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы. Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану: 1. «Расскажи о... по плану-схеме» (в нашей логопедической работе рассказать по плану-схеме или по алгоритму можно и о звуке, и о слове, и о предложении, и о любом предмете). Через 1–2 занятия схема заменяется какими-нибудь символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2) подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор. 3. "Составьте алгоритм". Детям предлагают объединиться в пары или микрогруппы и составить алгоритм решения определенной учебной задачи (например, составить алгоритм описания животного). Через 10 минут каждая пара выполняет задание логопеда, используя свой алгоритм. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа: поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове; поиск ошибок в слове; поиск , грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработать памятку, в которой дать алгоритм действий по проверке. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой» (с окошком для выделения слова). Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. 2. "Ищем «случайные» ошибки". (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. 3." Ищем орфографические ошибки". (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. 4. "Проверка предложений "-(III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед указывает строку, слово или предложение, в котором она допущена. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения. Для самооценивания и фиксации результатов используются: линейки достижений, лестница успеха, карта самонаблюдений. Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем сделать следующий вывод: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература: 1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. . – М.: Просвещение, 2010. 2. Логопедические занятия со школьниками (1–): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ , и др. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Ястребова общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn