Фз об обязательном медицинском страховании в российской. Основные положения закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Предполагаемые результаты нововведений

Главная / Устройства

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582, 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 23, ст. 2759, 2767; N 26, ст. 3120, 3122, 3131; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4191, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260, 3267; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290, 4291, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322, 4330; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6752, 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640, 7641; 2013, N 8, ст. 717, 720; N 14, ст. 1651, 1657, 1658, 1666; N 19, ст. 2307, 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477, 3478; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6159, 6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6341, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 6994, 6995, 7002; 2014, N 6, ст. 557, 559, 566; N 11, ст. 1092, 1096; N 14, ст. 1561, 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; N 26, ст. 3366, 3379, 3395; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4244, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст. 7541, 7545, 7547, 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 29, 35, 67, 74, 83, 85; N 6, ст. 885; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 18, ст. 2614, 2620; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3370; N 27, ст. 3945, 3950; N 29, ст. 4354, 4356, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629, 5637; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6711, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; N 14, ст. 1907; N 15, ст. 2051; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3284, 3285) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов "пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных" дополнить словами "статьей 5.35 1 ,", после слов "двадцати тысяч рублей," дополнить словами "в случаях, предусмотренных статьей 6.1 1 настоящего Кодекса, - тридцати тысяч рублей,";

2) часть 1 статьи 4.5 после слов "за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения," дополнить словами "а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35 1 , 6.1 1 настоящего Кодекса, за нарушение";

3) дополнить статьей 5.35 1 следующего содержания:

"Статья 5.35 1 . Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.";

4) дополнить статьей 6.1 1 следующего содержания:

"Статья 6.1 1 . Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.";

5) статью 7.27 изложить в следующей редакции:

"Статья 7.27. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158 1 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 1 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 2 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 3 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 5 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158 1 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 1 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 2 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 3 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 5 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.";

6) в части 1 статьи 23.1 цифры "5.37 - 5.43" заменить цифрами "5.35 1 , 5.37 - 5.43", цифры "6.1, 6.2" заменить цифрами "6.1 - 6.2";

7) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр "5.69," дополнить цифрами "6.1 1 ,";

б) в пункте 77 цифры "17.3 - 17.6" заменить цифрами "5.35 1 , 17.3 - 17.6";

8) часть 1 статьи 28.7 после слов "действия, требующие значительных временных затрат," дополнить словами "а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1 1 , 7.27 настоящего Кодекса,".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 23, ст. 2761; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2312; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573, 4574; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7014, 7041, 7061, 7067; N 50, ст. 7343, 7347, 7352, 7357; 2012, N 31, ст. 4322, 4333; 2013, N 14, ст. 1641, 1657; N 30, ст. 4039; N 51, ст. 6678, 6699; N 52, ст. 6948, 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4217; N 42, ст. 5615;

N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 29; N 10, ст. 1393, 1410, 1411, 1427; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3945, 3977, 4001; N 48, ст. 6706; 2016, N 1, ст. 11, 13, 45, 64; N 11, ст. 1493; N 14, ст. 1910; N 18, ст. 2511) следующие изменения:

1) наименование главы 12 изложить в следующей редакции:

"Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера";

2) дополнить статьей 103 1 следующего содержания:

"Статья 103 1 . Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

1. Судебный штраф, назначенный в качестве меры уголовно-правового характера в соответствии со статьей 104 4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - судебный штраф), исполняется по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Судебный штраф исполняется лицом, которому эта мера назначена, в срок, указанный судом в постановлении, определении о назначении меры уголовно-правового характера.

3. Контроль за исполнением судебного штрафа лицом, которому эта мера назначена, возлагается на судебного пристава-исполнителя.

4. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

5. При возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения судебного штрафа судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.

6. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты судебного штрафа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, он направляет в суд представление об отмене указанной меры уголовного-правового характера и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

7. Исполнительное производство по исполнительному листу об уплате судебного штрафа оканчивается в случае:

1) выплаты судебного штрафа в полном объеме;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ;

3) направления в суд, выдавший исполнительный документ, представления об отмене судебного штрафа.".

Президент Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (ст. 49) гарантирует охрану здоровья граждан, предоставление им медпомощи и возможность страхования жизни и здоровья. Тем самым, государство полной мерой взяло ответственность за организацию и оплату социальных, медицинских, оздоровительных и профилактических мероприятий на центральном и местном уровнях. В частности, медобслуживание всех категорий граждан проводится на безвозмездной основе в федеральных и коммунальных медучреждениях, за счёт средств из фондов ОМС (обязательного медицинского страхования). Порядок и условия их работы закреплены Законом № 326 ФЗ об обязательном медицинском страховании РФ.

Описание закона

Государственной Думой закон принят 19 ноября 2010 года и уже через шесть дней, единогласным голосованием, его одобрил Совет Федерации России. На протяжении действия, закон совершенствовался путем изменения части отдельных положений. Последняя корректировка принята 28 декабря 2016 года.

Закон регламентирует взаимоотношения между всеми участниками ОМС, закрепляет права и обязанности сторон, претензионный порядок решения спорных вопросов и определяет источники финансирования программы. Основные положения закона представлены следующим:

  • общие положения, разъясняют, что такое ОМС, какие термины используется текстом, даётся их толкование;
  • вторая глава распределяет границы полномочий государственных и местных структур, а также порядок их уничижения;
  • далее раскрываются требования к страховым компаниям, медучреждениям, другим участникам программы;
  • четвертая глава уточняет обязанности субъектов ОМС, а также права, которыми они могут воспользоваться;
  • основы обеспечения денежными средствами реализации программы закреплены главой пятой закона, в том числе взносы, порядок, сроки их внесения; тарификация медпомощи;
  • разграничение полномочий, взаимодействие федерального и территориальных ФОМС, рассматривает шестая глава;
  • закрепляются положения базовой помощи главой седьмой, где одновременно определены программы территориальных фондов;
  • глава седьмая предусматривает обязательность заключения договоров между субъектами ОМС;
  • закрепляет контролирующие функции и порядок их применения головой девятой;
  • десятая глава определяет единый порядок учёта персональных сведений и медицинских данных застрахованных лиц, а также раскрывает принципы оформления, выдачи документов подтверждающий факт принадлежности к ОМС;
  • заключительные положения закона раскрывают суть, и содержание мер, направленных на развитие здравоохранения, представляет перечень уже не действующих норм (приказов), определяет порядок вступления в силу настоящего закона.

С актуальным содержанием закона № 326-ФЗ полностью, со вступившими в действие изменениями, можно ознакомиться переходом .

Изменения в 2019 году

Средства, направляемые из центрального и территориальных бюджетов государственным медучреждениям рамками ОМС, не покрывают потребностей населения получения качественной медпомощи. Не обеспечивают полного спектра необходимых для лечения спектра медицинских услуг. В связи с этим, граждане вынуждены обращаться в частные поликлиники и оплачивать лечение из личных средств.

По инициативе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в 2017 году подготовлен проект реформы обязательного медицинского страхования, который был направлен на рассмотрение специалистов Центра стратегических разработок (ЦСР), а результат доработки проекта — позволил Минфину составить концепцию реформирования ОМС.

Реформа предусматривает введение в законодательство РФ следующих новшеств:

  1. Застрахованные лица по ОМС будут иметь возможность выбрать для лечения медучреждение не зависимо от формы собственности. То есть, предусматриваться охватить договорами о сотрудничестве подавляющее большинство больниц, поликлиник, медицинских центров.
  2. Реализуя право обращения к частным лечебные заведения, полис ФОМС оплатит стоимость лечения частично, а расходы по компенсации финансовой разницы будут возложены на потенциального пациента. Таким образом, гражданин будет определять необходимость, но не возможность, обращения к частнику, исходя из своих возможностей, помощи государства.
  3. Рассматривается возможность применения такого способа оплаты не только медпомощи рамками отечественных медучреждений, а даже при обращении к иностранным специалистам за пределами страны.

Начало проведения реформы запланировано на 2019 год. Первоочередные меры предусматривают:

  • завершение внедрения разно уровневой сети медицинских учреждений (первичной медпомощи, территориальных медучреждений, специальных высокотехнологичных клиник);
  • продолжение оптимизации системы обучения, повышения профессионального уровня медицинского персонала;
  • начать внедренческую деятельность по научным, техническим новационным разработкам в повседневную работу медиков;
  • закончить регулирование отношений частной и государственной медицины.

Остаётся фактом то обстоятельство, что для сотрудничества с частными клиниками, зарубежными партнерами области медицины, а также расширения базового перечня услуг, требуются значительные вливания в финансирование программы. Источником средств, вероятно, будет представлено увеличением отчислений ФОМС. Мера будет оправданной только в том случае, если уровень медицинского обслуживания, а также возможности лечения перейдут на концептуально новый уровень.

Что еще ждать

Основные положения проекта реформы, кроме прочего, предполагают изменения подходов к установленным страховым вопросам, сопровождению заключённых договоров, в том числе:

  • расширятся полномочия и возможности частных страховиков;
  • дополнительно к классической модели страхования может быть добавлен, как отдельный субъект, корпоративный страхователь;
  • предусматривается возможность организации частных медучреждений для оказания медпомощи населения рамками страхового покрытия.

По информации Центра исследований реформ, проводимая оптимизация отраслей медицины, снизила общее количество медучреждений. С нулевых до пятнадцатого года их количество сократилось вдвое (с 10.7 тыс. до 5.4 тыс. медучреждений), а места в стационарах, за этот же период, сократились на 27.55%.

Вместе с тем, реформа предлагают кардинальное изменение отношения к следующему:

  1. Финансовое положение медработников (независимо от уровня подготовки персонала) должно быть увеличено, минимум на 200.0%.
  2. Принятие мер законодательного характера, уравнивающих права врачей, практикующих в больших городах, а также на остальной территории страны.
  3. Разработку, техническое обеспечение, системы онлайн консультаций врачебного состава территориальных медучреждений со специалистами медицинских институтов, ведущих профильных клиник, для оперативного и правильного определения диагноза пациента.

В целях оперативного выявления клиники заболеваний, возможности назначения предупредительного лечения, оказания равной помощи при любом территориальном расположении медучреждения, реформа предполагает создание интегрированной системы учёта заболеваний («паспортов» пациентов).

Предполагаемые результаты нововведений

Расчёты ЦСР показывают, что к 2024 году передовыми отраслями развития государства станут здравоохранение и образование. Финансирование этих областей достигнет уровня ведущих стран мира на душу населения, затраты возрастут в 3.2 раза. Пути достижения этих целей связаны с выполнением следующих задач:

  1. Распределения средств между государственными медицинскими и образовательными программами развития. Результат может быть представлен увеличением финансирования медицины с 3.3 до 4.3% ВВП.
  2. Возможностью населения равной степенью использовать услуги государственных, частных медучреждений.
  3. Расширение перечня, бесплатных при ОМС, лекарственных препаратов.
  4. Уточнения категорий льготных слоёв населения, получающих бесплатные лекарства.
  5. Введение превентивных мер сохранения здоровья населения, в их числе:
  • дальнейшая работа по предупреждению алкоголизма (меры ограничения торговли алкоголем, ужесточение мер воздействия);
  • создание условий для массового занятия спортом, физкультурой;
  • введение в программу обучения школ занятий направленных на здоровый образ жизни;
  • стимулирование работающего населения для занятий в спортивных учреждениях, в том числе до 30.0 тыс. рублей материально.
  1. Организация работы медучреждений, направленная на раннее выявление, лечение заболеваний на начальных стадиях.
  2. Активное участие граждан в профилактической работе по предупреждению заболеваний, их профилактике

Минздрав России предполагает, что плановое внедрение положений реформы должно проводиться, с одновременным выполнением закона 326 Федеральный Закон об обязательном медицинском страховании в РФ. Комплекс указных выше мер, к 2025 году, предоставит возможность увеличить в стране средний показатель продолжительности жизни до семидесяти шестилетнего возраста, при сегодняшних — шестидесяти шести у мужчин, семидесяти семи – женщин. Одновременно, должно произойти снижение смертности трудящегося населения, которое должно составить не более трёхсот восьмидесяти на сто тысяч человек (сегодня пятьсот тридцать), детские смерти уменьшаться с 5.4 до 4.5 на одну тысячу рожденных живыми.

Ждем ваших вопросов.

На сайте работает юрист, который разъяснит все моменты закона.

Просьба оценить пост и поставить лайк.

Медицинское обеспечение граждан России осуществляется по . Известный каждому серо-голубой бланк попал в перечень обязательных для россиян документов, а просьба врача предъявить давно уже не приводит пациентов в замешательство.

Однако, как часто случается с законодательными требованиями, в обывательском мнении наличие документа воспринимается никак не больше, чем дань бюрократической машине. Поэтому разберемся с основными постулатами законодательства об организации медицинского обеспечения населения. Бесплатного и доступного, выстроенного по последнему слову научной мысли и технического обеспечения.

Законодательные основы

В полную силу страховая система медицинского обеспечения россиян, а в некоторых случаях – представителей других государств, заработала в России с января 2011, когда вступил в силу «Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (№326-фз от 29.11.2010).

Закон ОМС урегулировал новый подход к организации бесплатной медпомощи населению. Медицина окончательно стала страховой, нацеленной на обеспечение социальных прав граждан.

Полис гарантирует человеку оказание лечебно-профилактических мероприятий в случае наступления страхового случая за счет накопленных страховщиком средств. Формирование финансового резерва выводит российскую медицину на качественно иной уровень, позволяет переоснастить клиники по мировым стандартам.

Стороны соглашения

Участниками медстрахования выступают следующие стороны (гл. 3):

Государственное медицинское страхование невозможно реализовывать без профессионального вклада представителей, чья сфера деятельности требует лицензирования.

Страховые медицинские организации . Являются финансовыми операторами режима медицинского страхования: аккумулируют финансовые потоки из поступающих взносов, собственных средств, распределяют их на оказание медицинской помощи.

Эти субъекты отвечают по финансовым обязательствам, вытекающим из договоров ОМС. Помимо обязательного лицензирования (лицензия Минфина) легитимность организации подтверждается включением в государственный реестр СМО.

Медицинские организации в сфере ОМС . Это лечебные учреждения, непосредственно оказывающие медико-профилактические услуги населению по страховой системе. В соответствие со ст. 15 ФЗ 326 к участию в программах ОМС допускаются клиники всех организационно-правовых типов, частнопрактикующие специалисты. Все они подлежат включению в реестры структур, предоставляющих услуги по планам ОМС.

Права и обязанности

Стороны ОМС , которые выполняют ключевые задачи:

А вот обязанности владельцев полисов предельно просты: получить документ и предъявить его при необходимости. Застрахованные граждане могут выбирать клинику, докторов и страховую организацию, руководствуясь личными предпочтениями и обстоятельствами частной жизни. И аккредитованные клиники не вправе отказать предъявителю подтверждающей бумаги в бесплатной помощи.

Как происходит организация и финансирование фонда страхования

Федеральные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организуются государством.

Органы структурно выступают в роли страховщиков, но не лицензируются на ведение страхового бизнеса. И вот почему: по правовому положению фонды ОМС причислены к государственной социальной ветви. Управление осуществляется коллегиально: правительством РФ утверждается состав правления в количестве 11 человек во главе с председателем.

Территориальные фонды медстрахования (ТФОМС) по статусу не являются страховщиками, однако выступают участниками системы обязательного страхования. Управление проводит директор ТФОМС, назначаемый исполнительной властью субъектов по согласованию с ФФОМС.

Финансирование программ

Львиная доля финансовых потоков на медицинское страхование формируются за счет взносов страхователей различного уровня. Хозяйствующие единицы вне зависимости от формы деятельности перечисляют эти платежи в составе ЕСН (единого социального налога).

Основные моменты начисления взносов :

Нарушение порядка начисления и уплаты ЕСН влечет наступление налоговой ответственности страхователей в соответствие с нормами НК РФ.

Кроме страховых поступлений в обеспечении программ ОМС участвуют средства муниципальных, региональных и федеральных бюджетов .

Организация работы

В медицинском страховании клиники увидели возможность получить от государства дополнительные деньги на свое развитие: расширение перечня услуг, переоборудование. Но деньги выделяются не бездумно, а по особой схеме, показывающей эффективность работы лечебного учреждения. ТФОМС финансируют профессиональных участников программ МС в строгой зависимости от числа застрахованных лиц и установленных нормативов в регионе.

При этом анализируются параметры освоения уже перечисленных средств. Если обнаруживаются «сэкономленные» деньги, на следующий период обеспечение будет снижено ровно на величину экономии. Правовые отношения, возможности и обязанности медучреждений и территориальных фондов координируются сводом правил регионального уровня, договорами финансирования .

Когда обладатель полиса ОМС заболевает, проходит программную профилактику, уходит в и т. д., эксперты от страховых медицинских организаций дело на откуп только лишь медицины не оставят. Методы и качество проплаченной государством помощи жестко контролируются.

Последние изменения

Как все системные нововведения, обязательное медстрахование первые годы действия проходило обкатку с периодическими правками.

В 2014-2015 годах ВМП (высокотехнологичная медпомощь) вошла в систему обязательного страхования. Тогда страховая система охватила более 450 наиболее востребованных метода излечения. Через два года список расширился до 512 наименований, разработан алгоритм предоставления ВМП, не входящей в базовую систему ОМС.

С июля 2016 в тестовом режиме заработал институт страховых представителей – «поверенных» в делах здоровья. Эти сотрудники помогают гражданам сориентироваться в предоставляемых возможностях ОМС, оказывают юридическую поддержку, отслеживают качество медпомощи.

О принципах работы системы ОМС смотрите в следующем видеосюжете:

ОМС — это один из нескольких видов обязательного социального страхования для жителей Российской Федерации. Чтобы обеспечить страхование каждому гражданину, применяется комплекс экономических, правовых и организационных методов. Они направляются на обеспечение гарантий по оказанию застрахованному лицу бесплатной медицинской помощи на высоком уровне, в соответствии с объемом и установленными сроками. Выплата осуществляется за счет государственной страховой компании.

Действующий Федеральный закон создан на основе Конституции РФ. Он регулирует отношения, которые формируются в процессе получения полиса об обязательном страховании (ОМС). Закон определяет права таких граждан, их обязанности, а также гарантии, благодаря которым государственная страховая компания до сих пор действует.

Закон был принят Государственной думой 19 ноября 2010 года, а одобрен Советом федерации спустя 6 дней. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

  • Общие положения Федерального закона;
  • Перечисление полномочий субъектов РФ в сфере оказания услуг по обязательному страхованию;
  • Определение участников и субъектов;
  • Выявление прав и обязанностей застрахованных лиц;
  • Определение размера выплаты обязательного медицинского страхования;
  • Описание правового положения закона;
  • Перечисление программ в сфере ОМС;
  • Подписание договоров в области ОМС;
  • Контроль объема условий, качества и сроков по оказанию помощи;
  • Регистрация каждого участника ОМС по закону;
  • Заключительная информация.

Скачать

Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» состоит из 11 глав и 53 статей. В нем указаны главные принципы.

А что вы знаете об обязательном пенсионном страховании? Подробности

Таковыми являются :

  • Обеспечение медицинской помощи за счет государственной страховой компании. При наступлении страхового случая можно воспользоваться такими услугами;
  • Высокая устойчивость финансовой системы по обязательному медицинскому страхованию;
  • Обязательство перед страхователями уплаты страховых взносов. Размер взносов устанавливается в соответствии с Федеральным законодательством;
  • Соблюдение прав с государственной стороны застрахованных клиентов. Все обязательства по медицинскому страхованию между сторонами должны быть выполнены в срок, который указан в договоре;
  • Соблюдение условий для обеспечения качества помощи и общей доступности к услугам страховой компании.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей .

В дополнение следует знать, основы социального обслуживания граждан в РФ. Для этого изучите .

Последние изменения, внесенные в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Последние изменения были внесены в редакцию от 28 декабря 2016 года. Была изменена часть 1 статьи 31, название статьи 32, часть 1 статьи 32 и часть 2 статьи 32.

Ч 1 ст 31

В ч. 1 статьи 31 закона описываются методы расчета расходов, в том числе денежные средства на покупку полиса медицинского страхования. Клиенту предоставляется выплата после тяжелого несчастного случая на производстве или в быту. Если компания докажет, что причинение вреда здоровью не было несчастным случаем, то возместить денежные средства на лечение должно лицо, причинившее вред здоровью застрахованного гражданина.

Статья 32

В ст 32 закона было изменено название. Теперь оно звучит так «Оплата расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве».

Часть 1 статья 32

Было изменено предложение с «лечение застрахованного лица» на «медицинскую помощь застрахованному лицу».

Часть 2 статья 32

В ч 2 ст 32 закона было изменено предложение с «лечение застрахованного лица» на «медицинскую помощь застрахованному лицу».

Ниже рассматривается еще одна статья.

Статья 16

В 326-ФЗ ст 16 перечислены права и обязанности застрахованного лица.

"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"*1

_____
*1. Тексты документов не приводятся. Тексты всех нормативных документов см. на сайте www.сайт.

Комментарий

Л.П. Фомичева
аудитор, налоговый консультант

Новый Закон об обязательном медицинском страховании

Медицинское страхование в Российской Федерации предусмотрено в двух видах: обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях соответствующих программ.

Действующий Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" был принят в сложных условиях. Необходимость его принятия в первую очередь была вызвана недостаточным бюджетным финансированием российского здравоохранения. Внедрение страхования позволило сохранить систему медицинского обслуживания населения, предотвратить обвальное падение уровня финансирования медицинских учреждений и начать последовательное реформирование здравоохранения.

Вместе с тем многие положения этого Закона не работают, поскольку имеют декларативный характер, не подкреплены необходимым для их реализации материально-техническим состоянием медицинских учреждений и их финансированием. Это и обусловило разработку нового Федерального закона, принятого Государственной Думой 19 ноября и одобренного Советом Федерации 24 ноября 2010 года.

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ) введен в действие с 1 января 2011 года, за исключением положений, которые вступят в силу с 1 января 2012 года. Цель закона - усилить гарантии прав граждан на бесплатную медпомощь и урегулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС.

Закон N 326-ФЗ позволит постепенно, в течение 2012-2014 годов, увеличить финансирование здравоохранения, обеспечить сбалансированность государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь населению с финансовыми обязательствами государства, укрепить материально-техническую базу здравоохранения и в результате повысить доступность и качество медицинской помощи.

Статьей 4 Закона N 326-ФЗ устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования: доступность и качество оказываемой медицинской помощи; гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ ОМС независимо от финансового положения страховщика; автономность финансовой системы.

Определены также правовой статус и полномочия Федерального (ФФОМС) и территориальных (ТФОМС) фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе ОМС; их права, обязанности и ответственность; права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.

Урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования: прописан порядок формирования средств ОМС; размер страхового взноса на ОМС неработающего населения; период, порядок и сроки уплаты страховых взносов; ответственность за нарушения в сфере их уплаты; порядок установления тарифов на оплату медицинской помощи при ОМС; порядок формирования и расходования средств страховой медицинской организацией.

В целом Закон N 326-ФЗ достаточно подробно регламентирует права и обязанности всех субъектов и участников ОМС, их взаимоотношения, предусматривает модернизацию обязательного медицинского страхования и направлен на дальнейшее развитие здравоохранения.

Рассмотрим основные положения Закона более детально.

Застрахованные лица

В статье 10 Закона N 326-ФЗ установлено, что застрахованными лицами являются:

- граждане Российской Федерации (работающие и неработающие);

- иностранцы, постоянно или временно проживающие в нашей стране, и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

Лица, имеющие право на медпомощь согласно Федеральному закону от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".

Собственно, эти же лица являлись застрахованными и ранее, по прежнему законодательству.

Иностранцы, в т.ч. граждане государств - участников Содружества Независимых Государств, постоянно проживающие в Российской Федерации, имели такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и российские граждане, если международными договорами не предусмотрено иное (ст. 8 Закона N 1499-1). К постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, имеющие соответствующее разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Доходы иностранных работников, имевших разрешение на временное проживание в России, облагались страховыми взносами в 2010 году, поэтому они также имели право на медицинскую помощь по полису ОМС.

Такие работники могли получать в поликлинике больничные листы на случай временной нетрудоспособности. Это подтверждает и п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514: больничные листы выдаются гражданам России, а также иностранцам с видом на жительство или разрешением на временное проживание.

Работники-иностранцы, постоянно либо временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе получать пособия по временной нетрудоспособности при наступлении соответствующего страхового случая, если они работают по трудовому договору (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Беженец и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с российскими гражданами в соответствии с федеральным законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"). Обязательное условие - установление им органами Федеральной миграционной службы юридического статуса беженца и выдачи соответствующего "Удостоверения вынужденного переселенца".

Не названы в новом Законе иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации. Они въезжают на территорию России по действующим документам и обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы в органах внутренних дел и выехать из нашей страны по истечении определенного срока пребывания. Статус временно пребывающего предполагает наличие у иностранного гражданина миграционной карты, документа, лишь подтверждающего право иностранного гражданина находиться на территории России (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). С 2010 года суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не облагаются страховыми взносами (подп. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; далее - Закон N 212-ФЗ). Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории России, он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в его пользу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются. Из ст. 2 Закона N 255-ФЗ также следует, что иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, с 2010 года не являются застрахованными и не имеют права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Возможность добровольной оплаты страховых взносов работодателем за таких граждан законодательством не предусмотрена. Если компания включит в трудовой договор, заключенный с таким работником, условие об оплате ему больничного листа и добровольном перечислении взносов, ФСС России данные пособия в любом случае не возместит. В письме Московского областного отделения ФОМС от 29.01.2010 N 04-03-11/652 разъяснено: поскольку такие лица не подпадают под ОМС, работодатели не должны выдавать им полисы ОМС. Если же полис уже выдан, документ необходимо вернуть страховой организации.

Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся в России, в т.ч. граждан государств - участников СНГ, осуществляется в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации", которым утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ.

Как правило, такие лица имеют возможность бесплатного получения только скорой и неотложной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и острых заболеваниях). В этом случае медицинская помощь оказывается им за счет средств бюджетов всех уровней лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна транспортировка пациента, плата за оказанную медицинскую помощь взимается как за плановую.

Плановая медицинская помощь всех видов может быть оказана гражданам этой категории только на основе добровольного медицинского страхования или на платной основе.

Единый страховой полис для всех территории России

Одним из больших недостатков существующей системы является невозможность получить медпомощь по полису ОМС, находясь в другом регионе. В настоящее время полис обязательного медицинского страхования не является единым для всех регионов России. Каждая страховая компания печатала для своих застрахованных собственные полисы, которые нужно было менять по мере того, как заканчивался срок его действия. При смене места работы человек обязан был сдать полис ОМС работодателю и получить новый там, куда он трудоустраивался. На это уходило время, в течение которого сотрудник, с чьей заработной платы уплачивались взносы в ФОМС, фактически не имел возможности получить медицинскую помощь. А при переходе в категорию неработающих он должен был получить полис в страховой медицинской организации, по результатам конкурса страховавшей неработающих граждан.

Формально получить медпомощь по полису ОМС не по месту прописки гражданин может и сейчас. Но больницы и поликлиники чаще всего, нарушая действующий Закон, отказывают в приеме иногородним гражданам и гражданам, проживающим в другом районе данного города. Происходит это по нескольким причинам: во-первых, нет единой базы застрахованных, по которой можно было бы определить, откуда придут деньги за пациента, и придут ли. Во-вторых, в крупных регионах, таких как Москва или Санкт-Петербург, программа ОМС стоит значительно дороже, чем в целом по стране, отсюда нежелание принимать "чужих" пациентов. В связи с этим медучреждения зачастую отказываются принимать во внимание полисы, выданные в других регионах, и пытаются лечить иногородних только за деньги.

Закон N 326-ФЗ предусматривает разработку базовой и территориальных программ ОМС (ст. 3 Закона N 326-ФЗ). В главе 7 Закона указано, какие виды помощи включаются в каждую из них. С 2013 года скорая медицинская помощь включается в базовую программу ОМС, а высокотехнологичная - с 2015 года (ст. 51 Закона N 326-ФЗ). Программы утверждаются на федеральном и региональном уровнях соответственно. Базовая программа действует на всей территории России, а территориальная - в пределах субъекта РФ. Субъекты получат право добавлять в базовую программу виды медпомощи и страховые случаи, не входящие в ОМС, и дополнительно их финансировать.

Для реализации на всей территории Российской Федерации прав граждан на бесплатное получение медпомощи Законом N 326-ФЗ предусмотрено следующее: начиная с мая 2011 года гражданам будут выдаваться полисы ОМС единого образца, гарантирующие получение бесплатной медпомощи по базовой программе ОМС в любом регионе страны независимо от места проживания застрахованного (ст. 45). На территории субъекта РФ, где выдан полис ОМС, граждане могут рассчитывать на помощь в объеме территориальной программы ОМС (ст. 3). Полис можно не предъявлять, если требуется экстренная медпомощь (п. 2 ст. 16).

Замена выданных и действующих региональных полисов ОМС на полисы единого образца будет производиться не аврально, а постепенно (ст. 51).

До 1 мая 2011 года при необходимости будут выдаваться полисы старого образца в прежнем порядке, а с 1 мая 2011 года по 1 января 2012 года - новые полисы единого образца. Электронный полис будет действовать на всей территории России. Внешне "заменители" привычных нам бумажных документов напоминают пластиковые карты с чипом и представляют собой электронную карту единого образца. Этот полис предназначен для машинного считывания информации о пациенте.

Новый бессрочный полис будет действовать, даже если человек не успел застраховаться в страховой компании. Он послужит гарантом получения медицинской помощи в любом регионе страны независимо от места проживания и будет выдаваться всем - как работающим гражданам, так и безработным. Замена полиса предполагается только по причине его утраты или износа, изменения фамилии, имени, отчества застрахованного. При смене страховой медицинской организации, места жительства, статуса застрахованного замена не предусматривается.

Полисы ОМС старого образца, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до вступления в силу Закона N 326-ФЗ, являются действующими до замены их на полисы ОМС единого образца или универсальные электронные карты гражданина Российской Федерации. Все лечебные учреждения после 1 января 2011 года обязаны принимать пациентов по старым полисам.

Полисы подлежат замене, если человек хочет сменить страховую организацию, либо истечет срок их действия, либо в случае смены жительства. Чтобы не возникло проблем с оказанием медицинской помощи, всем гражданам, застрахованным в системе ОМС, следует заглянуть в документ и поинтересоваться датой окончания его действия. Полная замена "бумажных" полисов старого образца на электронные карты должна закончиться к 1 января 2014 года.

C 1 января 2012 года полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ст. 45 Закона N 326-ФЗ).

Москва перейдет на универсальную электронную карту в течение 2011 года. Она начнет заменять москвичам полис обязательного медицинского страхования и свидетельство пенсионного страхования. Кроме того, с помощью этой карты можно будет оплатить проезд в городском транспорте и реализовать свое право на получение большинства государственных услуг. Новый электронный документ сохранит все возможности, которые сегодня предоставляет социальная карта москвича.

С 2014 года на территории России начнет действовать единая универсальная карта "три в одном", включающая медицинский полис, полис пенсионного страхования, информацию о полагающихся человеку льготах.

Безусловно, новые полисы позволят гражданам получить необходимую помощь на отдыхе или в командировке. В то же время для введения в России единого электронного полиса нового образца нужна особая подготовка: специальное оборудование и для изготовления документа, и для того, чтобы в больницах и поликлиниках смогли "прочитать" его.

Впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным медицинскую помощь. У медицинских учреждений появилась гарантия оплаты оказанной иногороднему гражданину помощи, и они теперь будут заинтересованы в ее оказании.

В случае задержки оплаты страховая медицинская организация за счет собственных средств уплачивает медицинской организации пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день возникновения просрочки, от не перечисленных сумм за каждый ее день (п. 7 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).

Помимо единого медицинского полиса обсуждается возможность замены привычных бумажных историй болезни на электронные. Для приема иногородних граждан врачу нужна история его болезни. Ведь этот человек не наблюдался в поликлинике, и с собой чаще всего историю болезни не возит. Если бы к единому полису автоматически прилагалась история болезни, было бы прекрасно. А еще лучше - иметь свою лечебную карту в сети, в электронном виде. Это важно, особенно для тех, кто часто ездит в командировки, путешествует. В таком случае врач из любой клиники страны сможет получить всю информацию о состоянии здоровья человека. При этом сокращается время диагностики, что при некоторых заболеваниях позволяет спасти жизнь.

В то же время в некоторых европейских странах использование электронных карт в глобальной сети запрещено, т.к. нет надежной защиты данных. Кроме того, информация, размещенная в интернете, может стать доступной не только врачу. А нарушение конфиденциальности грозит обернуться судебным иском к лечебному учреждению.

Персонифицированный медицинский учет

Отсутствие единой базы данных застрахованных лиц приводит к тому, что количество застрахованных по ОМС превышает количество граждан России.

Для реализации на всей территории Российской Федерации прав граждан на бесплатное получение медпомощи планируется создание единого информационного пространства, включающего всех субъектов и участников ОМС, и введение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и оказанной им помощи (гл. 10 Закона N 326-ФЗ).

С 1 января 2011 года начнется создание единой базы, что позволит гражданам получить медицинскую помощь в любом регионе России. Электронная база застрахованных будет создаваться по мере обращения за медицинской помощью, а также замены старых полисов на новые.

Единая база обеспечит достоверность и исключит дублирование информации о застрахованных. В течение двух лет основная часть застрахованных будет внесена в эту электронную базу.

В идеале благодаря созданию единой информационной базы каждый получит возможность записываться на прием к врачу не выходя из дома - со своего домашнего компьютера через интернет.

Законом N 326-ФЗ установлены порядок осуществления персонифицированного (индивидуального) учета в системе ОМС, а также процедуры взаимодействия медицинской, страховой медицинской организаций и территориального фонда в системе персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу.

Определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования ФФОМС (ст. 7 Закона N 326-ФЗ).

Статья 16 Закона N 326-ФЗ устанавливает, что застрахованные лица имеют право на защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

В статьях 47 и 48 Закона установлен порядок взаимодействия между страховой медицинской и медицинской организациями с ТФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в ст. 49 - порядок взаимодействия территориального органа ПФР с ТФОМС и страхователями для неработающих граждан.

Во исполнение данного Закона принят Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ (далее - Закон N 313-ФЗ), вносящий соответствующие изменения в персонифицированный (индивидуальный) учет. Мы рассмотрим его отдельно.

Выбор страховой организации, клиники и врача - за пациентом

Роль страховой организации несколько меняется по сравнению с ныне действующей системой. Сейчас выбор страховой организации остается за страхователем, т.е. работодателем, у которого работает человек, поскольку он платит за работника страховые взносы. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг.

Согласно ст. 16 Закона N 326-ФЗ гражданин получает право самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию, занимающуюся ОМС. Одновременно исключается право на это работодателя и органов муниципальных образований.

Выбор может сделать гражданин, достигший совершеннолетия. Детей со дня рождения до дня регистрации их рождения страхуют организации, где застрахованы их матери или законные представители. После того как ребенок зарегистрирован и до совершеннолетия его страхуют страховщики, которых выбрал один из родителей или их законный представитель.

Если же человек не выберет компанию или не подаст заявление об ее смене, считается, что он застрахован в организации, где страхование было осуществлено ранее. Исключение составляет только смена места жительства. В этом случае в течение месяца гражданин обязан выбрать новую организацию при отсутствии на этой территории прежнего страховщика. О смене места жительства, фамилии, имени, отчества человек должен уведомлять страховщика в течение месяца.

Если граждане не выбрали страховщика, ТФОМС ежемесячно до 10-го числа направляет сведения о них страховщикам. Разделение числа граждан между страховыми компаниями производится пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них, причем соотношение работающих и неработающих граждан, не обратившихся в страховую медицинскую организацию, которое отражается в этих сведениях, должно быть равным. Страховщики, получившие такие сведения из ТФОМС, присылают гражданину письмо. В нем подтверждается факт страхования в данной организации и сообщается о необходимости получения полиса ОМС.

Застрахованное лицо будет вправе заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную. Страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе.

Правда, не стоит надеяться, что от выбора зависит количество медицинских услуг - во всех компаниях они будут едины. Все страховые компании будут иметь договоры со всеми клиниками системы ОМС. Страховые компании будут выполнять посреднические функции, выступать защитниками пациентов, отстаивая их права, организовывать независимую экспертизу оказанных медиками услуг. Массового перехода из одной компании в другую специалисты не прогнозируют. Скорее всего, большинство останутся в компаниях, где уже застрахованы.

Как правило, желание сменить страховую компанию возникает в критические моменты, когда пациент осознает, что в сложной ситуации помощь была оказана не в полном объеме, а компания не смогла защитить его права, т.е. не выполнила свои основные обязательства. Замену страховой медицинской организации, где ранее был застрахован гражданин, можно будет осуществить один раз в течение календарного года, но не позднее 1 ноября. Чаще - в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, - путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию, с которой он хотел бы сотрудничать. На основании этого заявления застрахованному лицу или его представителю страховой медицинской организацией выдается полис ОМС.

Страховые организации, работающие с ОМС, будут жестко контролироваться. От них требуется стабильность деятельности. Для этого новый Закон предписывает увеличение уставного капитала таких компаний вдвое - с 30 до 60 млн. руб. Страховые медицинские организации не вправе осуществлять иную деятельность, кроме обязательного и добровольного медицинского страхования (ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Сегодня медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет средств бюджетов различных уровней. При этом они получают деньги не зависимо от того, сколько пациентов приняли и вылечили. И уж тем более независимо от качества проведенного лечения.

Новый Закон меняет эту ситуацию - деньги пойдут за пациентом, т.е. финансируется оказанная услуга, а не учреждение.

Из перечня медучреждений, работающих в системе ОМС, граждане смогут выбрать больницу, где они хотели бы получать помощь. Их перечень доступен на официальных сайтах территориальных фондов ОМС. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи.

По письменному заявлению пациент может выбрать лечащего врача в соответствии с законодательством Российской Федерации (ведь территориальный принцип медицинского обслуживания, например, новый Закон не отменяет). Правда, тут есть одна оговорка - при согласии врача. Если человек живет в одном районе города, а хочет лечиться у врача, работающего в другом районе, нужно спросить его согласие - готов ли он ездить на вызов через весь город. Поэтому вызов врача на дом нужно будет делать в поликлинике, обслуживающей территорию проживания пациента. Право же выбирать стационар становится законным. Врач поликлиники, выписывающий направление, теперь обязан будет прислушаться к нашим пожеланиям.

Еще одно требование нового Закона - теперь все медицинские учреждения должны иметь свои сайты в интернете с подробной информацией.

Если предположить, что пациенты все-таки получат реальное право выбора поликлиники и врача, медицинские учреждения окажутся в условиях жесткой конкуренции. Ведь чем больше пациентов, тем больше денег заплатит больнице страховая компания.

Право на выбор доктора и лечебного учреждения уже давно закреплено в Федеральных законах "Об охране здоровья граждан" и "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", однако по факту это не происходит. Горожане в большинстве своем лечатся по территориальному принципу: в муниципальной поликлинике по месту жительства. И ни о каком выборе лечебного учреждения и тем более врача речь не идет. Здесь уместно вспомнить о родовых сертификатах, которые также давали право будущим мамам обратиться за помощью в любой родильный дом, имеющий свободные места. Однако в реальности обещания оказались пустыми. Не повторится ли такая же ситуация и сейчас?

Принципиальная новация Закона N 326-ФЗ заключается в том, что предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой (ст. 15 Закона N 326-ФЗ). Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, они должны быть включены в специальный реестр медицинских организаций и вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и иным операциям. Реестр таких организаций ведет ТФОМС и публикует в интернете или иным способом. В реестре указываются наименование, адрес медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых ими в рамках территориальной программы ОМС. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.

Ранее "частники" тоже работали с ОМС, но получали специальное разрешение от администрации города на определенные услуги. Теперь частные клиники могут просто заявить о вступлении в систему.

Но тут возникает резонный вопрос: заинтересуют ли мизерные деньги, которые платят отделения ФОМС за каждого гражданина по полису, частные клиники? Напомним: годовой подушевой норматив по государственной программе оказания бесплатной медицинской помощи составляет 4059 руб. 60 коп. Пересматривать его пока никто не собирается.

Тарифы по системе ОМС существенно ниже, чем в частных клиниках, а делать из полиса "скидку" пациентам запрещено законодательством. Как утверждают страховщики, это сделано, чтобы защитить нас от манипуляций сознанием. Не стоит ожидать, что человек с улицы может прийти с полисом и получить лечение. В эти клиники будут давать направление на определенную услугу по госзаказу. Например, клиника получит госзаказ на зубопротезирование для ветеранов. Тогда пенсионер получит направление в эту клинику. То же будет происходить со сложными операциями или технологиями. Полис ОМС, может, и будет использоваться частными клиниками, но в комплексном лечении, где часть услуг будет бесплатной, а часть - за приличные деньги.

В Законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю над оказанием медицинской помощи. Защита прав застрахованных должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах ее оказания и контроль за тем, как она была оказана. Если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, положенные ему бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И страховая компания становится "адвокатом", защищая его права. Это не доведение до суда, а разбирательство на самой ранней стадии возникновения конфликта.

Статья 16 Закона N 326-ФЗ дает пациентам право возмещения ущерба, причиненного страховой медицинской или медицинской организациями в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими обязанностей по предоставлению медицинской помощи. Статьей 31 Закона N 326-ФЗ определен порядок такого возмещения в ситуации, когда ущерб не связан с произошедшим тяжелым несчастным случаем на производстве. Если последний имел место, следует обратиться к ст. 32 Закона, которой установлено, что лечить после тяжелой травмы на производстве следует за счет средств, поступающих в ФФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

К сожалению, наше государство практически не занимается просветительской деятельностью в области прав пациентов. У нас почти нет юристов, занимающихся судебной практикой по медицинской тематике. Кроме того, должен существовать институт независимых медицинских экспертов, на которых не могло бы влиять медицинское сообщество. Ведь только так можно дать независимое заключение о качестве и правильности лечения. О таких вещах пока никто не говорит, но для правильного получения медицинской услуги мы должны иметь на руках информацию, благодаря которой могли бы оспаривать неправильные действия врачей и привлекать к ответственности виновных. А для этого надо иметь реально работающий судебный механизм, какого сегодня, увы, нет.

В главе 9 Закона N 326-ФЗ устанавливается система экспертиз качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в т.ч. оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов при оказании медицинской помощи. Указано, кто может выступать в качестве эксперта. Установлено, что медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую информацию. Результаты экспертизы оформляются соответствующими актами по формам, установленным ФФОМС.

По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные ст. 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Помимо неоплаты некачественно оказанной помощи медицинская организация будет возмещать причиненный по ее вине пациенту вред.

Финансовое обеспечение

Изменяется структура управления системой ОМС. Страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается ФФОМС, с 2012 года ему будут перечисляться все медицинские взносы. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12 Закона N 326-ФЗ).

Главой 5 Закона N 326-ФЗ урегулированы вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (в т.ч. установлен порядок формирования средств ОМС); определен порядок и сроки уплаты страховых взносов; установлена ответственность за нарушения в сфере их уплаты; определен порядок расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.

Средства ОМС формируются за счет:

Доходов от уплаты страховых взносов на ОМС;

- недоимок по взносам, налоговым платежам;

- начисленных пеней и штрафов;

- средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФОМС в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС; средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты ТФОМС в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

- доходов от размещения временно свободных средств;

- иных источников, предусмотренных российским законодательством (ст. 21, 26 и 27 Закона N 326-ФЗ).

Порядок и условия размещения временно свободных средств Федерального и территориальных фондов ОМС устанавливаются Правительством РФ (ст. 29 Закона N 326-ФЗ).

Впервые в Законе появилась норма, указывающая, что средства фонда ОМС могут быть использованы не только на территории России, но и в медицинских учреждениях зарубежных стран, но конкретной информации о том, какие это будут медицинские учреждения, пока нет.

Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться ТФОМС и страховыми медицинскими организациями (ст. 13 и 14 Закона N 326-ФЗ).

Правовое положение ФФОМС и ТФОМС определено в гл. 6 Закона N 326-ФЗ. Предусмотрено усиление роли ТФОМС как контролирующей организации. В рамках своих полномочий он будет проводить проверки целевого использования средств ОМС не только в страховых медицинских компаниях, но и в медицинских организациях, а также независимо от страховщика осуществлять все виды медицинских экспертиз случаев лечения застрахованных граждан (ст. 40 Закона N 326-ФЗ). ТФОМС подконтролен и подчинен ФФОМС.

Минздравсоцразвития России уже разработало проект типового положения о ТФОМС, проект ведомственного приказа от 6 декабря 2010 года о его утверждении представлен на официальном сайте министерства. Согласно документу ТФОМС является некоммерческой организацией, созданной субъектом РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории региона. Документом утверждаются основные задачи, функции и средства ТФОМС, а также порядок контроля над их деятельностью и механизм их ликвидации.

Страхователями для работающих граждан по-прежнему признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 11 Закона N 326-ФЗ). В отдельную группу выделены индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие нотариусы и адвокаты. Страхователь регистрируется в территориальных органах Пенсионного фонда РФ. Особенности постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на ОМС с 1 января 2012 года устанавливаются Правительством РФ. Страхователи являются плательщиками взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с Законом N 212-ФЗ (ст. 22 Закона N 326-ФЗ).

Территориальные органы ПФР представляют сведения об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в ТФОМС в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между ПФР и ФФОМС.

Страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 11 Закона N 326-ФЗ). Сейчас деньги за них в ФОМС региональные власти перечисляют по остаточному принципу, кто сколько может. Это приводит к несбалансированности системы ОМС и, соответственно, к необеспеченности стандартов медицинской помощи, необходимых для российских граждан.

Впервые ст. 23 и 24 Закона N 326-ФЗ установлен поэтапный переход к фиксированному платежу на неработающее население. Этот платеж будет одинаков для всех регионов РФ в связи с тем, что является таким же страховым взносом, как и платежи работодателя в системе ОМС. Статьей 25 данного Закона установлена ответственность за неуплату этих взносов.

В 2011 году платежи на неработающее население жестко фиксируются на уровне 2010 года. С 2012 года будет установлен единый для всей страны тариф ОМС на неработающее население. Закон об установлении платежа в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население запланировано принять в первом полугодии 2011 года.

Медицинские тарифы станут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медпомощь, оказанную в одной медицинской организации.

Тариф на оплату медпомощи устанавливается соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями медицинских и страховых организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профсоюзов медработников (ст. 30 Закона N 326-ФЗ).

Уточнены положения, определяющие правовой статус, особенности формирования и расходования средств страховых медицинских организаций. Такие средства поделены на целевые и собственные (ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Страховые медицинские организации ведут раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи. Целевые средства не могут перейти в собственность страховой организации (ст. 28 Закона N 326-ФЗ), за исключением оговоренных данным Законом случаев.

Система договоров

Гражданин получает бесплатную медицинскую помощь по ОМС на основании договора, заключенного в его пользу участниками этой формы обслуживания.

Медицинская организация оказывает услуги по ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи, заключаемого со страховой организацией. Медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС (п. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).

Страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по таким договорам (п. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ). Эти средства она получает из ТФОМС. Средства направляются медицинской организации изначально авансом, неиспользованные целевые средства должны быть возвращены медицинской организацией страховщику, а затем и в ТФОМС. Установлена ответственность за нецелевое расходование средств.

В главе 8 Закона N 326-ФЗ детально определена система договоров в обязательном медицинском страховании и механизм организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам.

В типовых формах договоров, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, эти права и обязанности будут конкретизированы, и за каждое нарушение условий договора предусматриваются штрафные санкции.

Модернизация здравоохранения

С 2011 года отчисления в ФФОМС вырастут на 2%. Деньги, как известно, будут направлены на модернизацию здравоохранения. Региональные программы модернизации предусматривают повышение доступности амбулаторной помощи, в рамках которой должна увеличиться зарплата врачей-специалистов, работающих в поликлиниках. Аналогичная ситуация и с медиками в стационарах.

В главе 11 "Заключительные положения" Закона N 326-ФЗ определено: в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным, в течение 2011-2012 годов будет осуществляться реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, прописаны нормы, правила переходного периода на 2011-2012 годы.

Безусловно, одномоментный переход "на новые рельсы" в принципе невозможен. В настоящее время и ФОМС, и страховые компании, и лечебные учреждения изучают Закон N 326-ФЗ. Пока не отлажены финансовые потоки, не подготовлены необходимые программы, не сформирован алгоритм действий. На все нужно время.

Время покажет, станет ли центральной фигурой здравоохранения работающий гражданин, за которого ФФОМС получает взносы. Пока же наша система медицинского обслуживания настроена больше на пенсионеров, а не на работающих граждан. Другими словами, больше всего услуг получает тот, кто может проводить уйму времени в очередях перед кабинетом врача.

А все мы даже не интересуемся тем, как наши деньги приходят в систему ОМС, как и на что они там тратятся, каковы расходы на административный персонал, содержание зданий, всевозможные поездки, участие медиков в конференциях и т.д. А ведь это все нецелевые траты. Как потребители данной услуги, как граждане, мы об этом ничего не знаем, но платим.

Изменения законодательства в связи с принятием Закона об ОМС

Закон N 313-ФЗ вносит изменения в отдельные законодательные акты, в частности в НК РФ, Федеральные законы N 212-ФЗ, "Об организации страхового дела в Российской Федерации", " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", " Об обращении лекарственных средств", Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрим кратко основные изменения, затрагивающие деятельность организаций и предпринимателей.

В Законе N 212-ФЗ исключено упоминание о ТФОМС

Поскольку Законом N 326-ФЗ с 2012 года устанавливается единый страховщик - ФФОМС, упоминание о территориальных фондах ОМС с 1 января 2012 года будут исключены из названия и ряда статей Закона N 212-ФЗ. Например, в ст. 58 и 58.1 данного Закона из текста таблиц с разбивкой страховых тарифов по внебюджетным фондам будет исключено упоминание о ТФОМС. Ранее было установлено, что с 2012 года в данный фонд должны уплачиваться взносы по ставке 0%. Теперь установлено, что территории будут получать трансферты из ФФОМС на финансирование передаваемых регионам полномочий в сфере ОМС.

В НК РФ прописаны льготы страховщикам и медикам

В Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, уточняющие перечень льгот в отношении сумм, выплачиваемых в системе обязательного медицинского страхования.

Во-первых, в соответствии с подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказанные страховыми организациями. С 1 января 2012 года страховые медицинские организации - участники ОМС не уплачивают НДС при получении средств от ТФОМС, если данные средства:

- являются целевыми и перечисляются на основании договора о финансовом обеспечении ОМС;

- предназначены для ведения дела по ОМС;

- являются вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС.

Эти же средства не учитываются в доходах при определении базы по налогу на прибыль (новый подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, с этой даты подп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ утрачивает силу, в связи с чем в п. 48.1 ст. 270 Кодекса уточнен и список затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль.

В расходы не будут включаться средства, переданные медицинским организациям для оплаты медпомощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи.

Статья 294.1 НК РФ, устанавливающая особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций, изложена в новой редакции.

Теперь средства, полученные от ТФОМС, будут учитываться в доходах, если они предназначены для ведения дела по ОМС или являются вознаграждением по договору о финансовом обеспечении ОМС.

Изменения в персонифицированном учете

Законом N 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Преамбула Закона дополнена следующим положением: персонифицированный учет по данному Закону также распространяется на лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Этот учет будет вестись для целей обязательного медицинского страхования Пенсионным фондом РФ. ПФР будет обязан представлять в ФФОМС сведения о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, необходимые для обязательного медицинского страхования. Порядок такого обмена информацией будет установлен соглашением между ПФР и ФФОМС (ст. 16 Закона N 326-ФЗ).

Внесены уточнения и в п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ.

Указано, что документы в электронной форме, содержащие сведения о застрахованных лицах, направляемые страхователем в Пенсионный фонд РФ, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Изменения в положении страховых организаций

В частности, с 1 января 2012 года изменяются требования к минимальному размеру уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование (изменения в п. 3 ст. 25 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации").

В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик будет обязан направлять в ТФОМС сведения о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Форма и порядок направления такой информации должны быть утверждены страховщиком по согласованию с ФФОМС.

Другие новации

Корректируется с 1 января 2012 года порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов и субвенций из бюджета ФФОМС территориальным фондам ОМС в соответствии с Законом N 326-ФЗ (изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ).

В Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" вносятся многочисленные изменения.

Например, в ст. 44 данного Закона установлено, что организация, получившая разрешение на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, обязана страховать риск причинения вреда жизни, здоровью пациента путем заключения договора обязательного страхования. Участие пациента в проведении такого исследования при отсутствии договора обязательного страхования не допускается. Порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливаются типовыми правилами.

Кроме того, в ст. 71 Закона N 313-ФЗ конкретизированы:

- требования к представляемой заявителями информации о медицинских организациях, в которых предполагается проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, и о качестве лекарственных препаратов;

- требования к порядку и условиям страхования жизни, здоровья пациентов, участвующих в клиническом исследовании лекарственного препарата;

- механизмы, позволяющие осуществить процедуры проведения экспертизы и регистрации лекарственных препаратов на основании документов, представленных на регистрацию до 1 сентября 2010 года;

- условия обращения лекарственных препаратов в упаковке с маркировкой, нанесенной в соответствии с требованиями, действовавшими до 1 сентября 2010 года.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn