Классификация торговых и складских помещений. Планирование складских помещений Виды складских помещений, их планировка

Главная / Свет

С выбором складского помещения рано или поздно приходится столкнуться каждому предпринимателю, чей бизнес связан с поставками, перевозками, торговлей или каким-то образом вызывает необходимость хранить товары. В этом случае приходится пройти через долгий поиск подходящей локации, помещения, оборудования, изучить классификации складов и т.д. Не зная терминов и не имея образования логиста будет трудно определить, что на 100% подойдет именно вам.

Эта статья была написана, чтобы облегчить сложный и трудоемкий процесс аренды склада. Чтобы, разобравшись в классификации складских помещений, вы могли сразу отсеивать ненужные варианты и экономить свое время.

Общая информация о складах

На каждом этапе процесса создания товара, начиная с добычи сырья и до передачи конечному потребителю, он нуждается в специальных местах для хранения. Этими местами и служат склады - территории, помещения, а также их комплексы для хранения предметов, товаров и оказания складских услуг.

Но не только для этого. С точки зрения логистики склады призваны выравнивать колебания поставок и спроса, синхронизировать скорость потоков сырья и готовой продукции. Сбор товара в определенном месте складирования даёт вам время оценить дальнейшие действия и решить, как поступить с грузом. Возможно, его придётся расформировывать или переупаковывать. Именно поэтому склад является незаменимым элементом любой логистической цепочки. И в зависимости от типа поставленных в этом процессе задач требуется тот или иной вид помещения для их решения.

Каких видов бывают склады?

Существует множество классификаций складов, но основное разделение происходит по назначению. Здесь виды складов представлены следующие:

  • производственные - обычно размещаются на территориях предприятий и предназначаются для хранения сырья, материалов и комплектующих;
  • транзитно-перевалочные - используются для кратковременного хранения грузов при транспортировке и перегрузке. Для удобства строятся возле портов, железнодорожных станций, аэропортов и т.п.;
  • таможенные - или пакгаузы. Предназначены для временного хранения в зонах ожидания таможенной очистки;
  • сезонного хранения - для товаров сезонного характера;
  • резервные - для запасов на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств;
  • оптовые распределительные - склады, снабжающие товарами торговые сети. Основная их работа заключается в приемке товара, его рассортировке и подготовке к отправке в магазины;
  • розничные - склады торговых предприятий.

Помимо этого, помещения различаются по конструктивным характеристикам. В первую очередь, варьируется площадь. Склады могут занимать от одной сотни до нескольких тысяч квадратных метров. Также имеет значение высота. Некоторые СК позволяют укладку грузов только на высоте человеческого роста, в то время как в других высота подъема превышает 25 метров.

Классификация складов по конструкциям включает в себя следующие виды:

  • закрытые - занимают отдельные помещения;
  • полузакрытые - имеют в наличии от одной до трех стен;
  • открытые - обустроены на специальных площадках.

Виды складских помещений также классифицируют по режиму хранения. Особенно это важно для товаров, которые требуют особого обращения. Склады для них выделяют:

  • сухие;
  • холодильные;
  • морозильные;
  • утеплённые;
  • отапливаемые;
  • неотапливаемые и др.

Различаются склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные;
  • комплексно-механизированные;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

На немеханизированных складах обслуживание грузов происходит вручную, в то время как на механизированных технологические операции обслуживания и комплектования уже определены. Автоматизированные склады предполагают управление транспортными устройствами с помощью компьютера. На них система поиска и размещения грузов работает самостоятельно. И, наконец, автоматические склады, которые практически не требуют вмешательства человека и работают благодаря программному управлению.

Perfect Pick - это новое, энергоэффективное решение для отбора типа "товар к человеку" и складирования в ящики и контейнеры. Основным элементом Perfect Pick является iBOT ™ - многонаправленный механизм дистанционного управления, передвигающийся по встроенной в стеллажи рельсовой системе. Perfect Pick обеспечивает высокую производительность и плотность хранения.

Структура склада и используемое оборудование

Склады также обладают развитой внутренней структурой. Большинство состоит из нескольких зон, которые различаются по назначению и используемому на них оборудованию.

Основные зоны включают в себя:

  • зону погрузки и выгрузки. Она может быть как поделена на две разные зоны, так и совмещать оба направления деятельности. В зависимости от транспорта, который работает в этой зоне формируются и требования к площадкам;
  • зона приемки. Предназначена для приема грузов и перенаправление их на место хранения;
  • зона хранения. Здесь располагается оборудование для хранения грузов;
  • зона сортировки. Принимает заявки на транспортировку грузов из мест хранения в зону погрузки;
  • зона экспедирования. Ведёт учет отправляемых грузов;
  • административные-бытовые помещения.

Для взаимодействий с грузами на складах используют специальное оборудование двух типов: для передвижения и размещения продукции. Первый тип - различные механизмы и транспорт, помогающий перемещать грузы по складу и за его пределы. Например, ручные тележки на 2 или 4 колесах или, самые распространённые, гидравлические тележки, которые применяются для перевозки грузов на паллетах. Они бывают самоходными и в таком случае развивают гораздо большую скорость и могут перевозить тяжелые грузы. Без крупной техники на складе тоже не обойтись. Для разных типов работ используются погрузчики и штабелёры. Основное их различие - в габаритах. Штабелер меньше по размерам и больше подходит для внутрискладских работ.

Погрузчики же будут полезны снаружи, особенно на открытых складах.

Второй тип - конструкции для размещения и хранения грузов. Это стеллажи, контейнеры, шкафы, паллеты, ящики и т.д. Наиболее распространены стеллажные системы, о видах и типах которых мы писали ранее.

Классификация складов

Чтобы точнее определить требуемые параметры складских помещений, было создано несколько буквенных классификаций.

Склады класса А

СК «MLP Уткина Заводь»

Эти помещения включают в себя ещё два подкласса - А+ и А. Первый представляет собой самый элитный и качественный тип зданий и обладает следующими характеристиками:

  • прямоугольная форма;
  • 1 этаж;
  • легкие металлоконструкции и сэндвич-панели - строительные материалы, имеющие трёхслойную структуру, состоящую из двух листов жёсткого материала и слоя утеплителя между ними;
  • отсутствие колонн или шагом колонн не менее 12 м расстоянием между пролетами не менее 24 м;
  • 40-45% площади застройки;
  • ровный бетонный пол с антипылевым покрытием и нагрузкой не менее 5 т/кв.;
  • м, на уровне 1,20 м от земли;
  • высота потолков не менее 13 м;
  • наличие систем вентиляции, пожаротушения, сигнализации и видеонаблюдения;
  • наличие площадок для отстоя, парковки и маневрирования большегрузных и легковых автомобилей;
  • система учета и контроля доступа сотрудников;
  • расположение на огороженной и круглосуточно охраняемой территории вблизи центральных магистралей;
  • профессиональная система управления;
  • опытный девелопер.

Склады той же категории, но немного ниже классом, на самом деле, отличаются не сильно. Они имеют все те же характеристики, только с другими численными данными. Например, у класса А в отличие от А+ шаг колонн должен составлять не менее 9 м, площадь застройки 45-55%, а потолки быть не менее 10 м в высоту.

Склады класса B

СК «RAUM Парнас 2»

Вторая категория, также, как и первая, делится на два подкласса - B+ и B. Основная черта, отличающая эти склады от остальных, это расположение в перестроенных или реконструированных зданиях. Помимо этого, класс B+ характеризует:

  • одноэтижность;
  • площадь застройки 45-55%;
  • ровный бетонный пол с антипылевым покрытием и нагрузкой не менее 5 т/кв. м, на уровне 1,20 м от земли;
  • высота потолков не менее 8 м;
  • регулируемый температурный режим;
  • наличие систем вентиляции, пожарной и охранной сигнализаций, пожаротушения и видеонаблюдения;
  • наличие достаточного количества автоматических ворот докового с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты;
  • офисные и вспомогательные помещения при складе;
  • оптоволоконные телекоммуникации;
  • огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная, благоустроенная территория;
  • расположение вблизи центральных магистралей.

В данной классификации класс B может иметь несколько этажей, и в таком случае должен быть оборудован достаточным количеством грузовых лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. Также требуются:

  • высота потолков от 6 м;
  • пол - асфальт или бетон без покрытия;
  • система отопления;
  • пандус для разгрузки автотранспорта;
  • охрана по периметру территории.

Склады класса С

Помещения этого класса изначально не планировались использоваться или не использовались в качестве складов. Это может быть капитальное производственное помещение или утеплённый ангар. К классу С предъявляются следующие обязательные требования:

  • высота потолков от 4 м;
  • пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

Остальные характеристики являются желательными. К ним относятся, например, наличие грузовых лифтов/подъемников, ворота на нулевой отметке, системы отопления и вентиляции, офисные помещения при складе, пожарная сигнализация и система пожаротушения, охрана по периметру территории, железнодорожная ветка и т.д.

Склады класса D

Склады по классификации не предназначенные для использования в качестве складских помещений. Это подвальные помещения или объекты гражданкой обороны, не отапливаемые производственные помещения или ангары. К классу D не предъявляется особых требований, только желательные:

  • наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей;
  • пожарная сигнализация и система пожаротушения;
  • система вентиляции;
  • телекоммуникации;
  • охрана по периметру территории;
  • железнодорожная ветка.

Параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе склада

Важно выделить для себя критерии, которые будут важны

Когда возникает необходимость подбора помещения, обращать внимание нужно не только на классификацию складов. Сразу понять, что конкретно подойдет для хранения вашего товара тоже бывает сложно, поэтому рекомендуем в первую очередь обращать внимание на следующие параметры:

  • площадь склада . От размера выбранного помещения зависит сколько грузов и каким образом можно будет разместить внутри;
  • размерность ворот . Если вы планируете хранить большие грузы, нужно учесть размер ворот, через которые товары будут заноситься на склад;
  • расположение вблизи транспортных магистралей . Это прямым образом повлияет на затраты на транспортировку грузов;
  • тип помещения . В зависимости от разновидности вашей продукции потребуются определенные условия хранения. При этом необходимо соответствовать прописанному в нормативных актах. Есть вариант сэкономить пространство, храня малогабаритные грузы в коробках;
  • отделка арендуемого помещения . Обратите внимание на состояние склада, его пол, стены и крышу. Помещение должно быть не только в хорошем состоянии, но и соответствовать требованиям пожарной службы и СЭС;
  • оборудование в наличии . Для хранения и перемещения товаров и грузов потребуется соответствующее оборудование. Это стеллажи, паллеты или специальный транспорт;
  • арендная ставка . Обращать внимание нужно не только на метраж, но и на дополнительные услуги, которые входят в стоимость. Иногда арендная ставка может включать НДС, коммунальные платежи, охрану и т.д.

Ответственный собственник всегда будет тщательно следить за состоянием своего объекта, вовремя делать ремонт и обеспечивать своим арендаторам обещанные условия. Однако при осмотре потенциального места аренды рекомендуем также обратить внимание на:

  • соответствие заявленным требованиям;
  • наличие на цоколе или колоннах трещин;
  • наличие внутри здания грибка или плесени.

Если вы столкнётесь хотя бы с одним из этих нарушений, значит вам попался некачественный объект, от аренды которого лучше отказаться.

Основные помещения и технологические зоны склада

Решение проблемы выбора местоположения складского комплекса позволяет перейти к решению следующего вопроса – расчет оптимальной площади склада и планировка складских помещений. На следующем рисунке представлена общая схема распределительного склада с железнодорожными и автомобильными подъездными путями, на которой указаны основные виды помещений и технологические зоны склада (см. рисунок «Схема распределительного склада»).

Планировка складских помещений может существенно варьироваться в зависимости от вида и предназначения склада, хранимой на нем продукции, особенностей складских технологических процессов, типовой схемой движения грузопотоков на складе и других факторов. Однако при любой планировке на складе можно выделить следующие основные помещения и технологические зоны:

Помещения основного производственного назначения (или основные помещения ) используются как для хранения продукции, так и для выполнения целого ряда складских операций.

Рампа представляет собой платформу, специально оборудованную для проведения погрузочно-разгрузочных работ с определенными видами транспорта. Так, на представленной схеме на железнодорожной рампе производится разгрузка подаваемых железнодорожных вагонов, а на автомобильной рампе погрузка на грузовые автотранспортные средства укомплектованных партий отправки.

Приемочная экспедиция используется для кратковременного хранения грузов, прибывающих вне рабочего времени склада, например, в праздники, выходные или ночные часы. Отправочная экспедиция предназначается для временного хранения грузовых партий отправки, ожидающих подачи транспортного средства для проведения погрузочных операций.

Участок приемки предназначается для проверки поступающей продукции по количеству и качеству. На участке комплектования осуществляется комплектование грузовых партий отправки в соответствии с поступающими потребительскими заказами.

Зона хранения – основная технологическая зона склада, которая оборудована универсальным или специальным оборудованием для хранения товаров. Товары в эту зону поступают из приемочной экспедиции, участка приемки или непосредственно с железнодорожной рампы. Они размещаются на стеллажах или в другом складском оборудовании, и оттуда впоследствии поступают уже на участок комплектования, в отправочную экспедицию или непосредственно на автомобильную рампу для отправки покупателям. Внутри зоны хранения могут быть выделены отдельные внутренние зоны для хранения определенных групп товаров (продовольственных, промышленных, хозяйственных и пр.), а также зоны со специализированным оборудованием (например, холодильники для хранения скоропортящейся продукции).

Вспомогательные помещения предназначаются для хранения поддонов, порожних контейнеров, складской тары. В этих же помещениях может производиться ремонт поврежденной в процессе оборота тары.

В подсобно-технических помещениях располагаются машинные отделения, вентиляционные камеры, ремонтные мастерские, кладовые, подзарядные аккумуляторные станции и пр.

Наконец, административно-бытовые помещения включают в себя офисы, конторские помещения, места отдыха и приема пищи.

Рисунок «Схема распределительного склада»

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДА

Для расчета полезной площади склада необходимо знать некоторые характеристики склада и плановые показатели его работы. К их числу относятся емкость склада, полезная и общая площадь, пропускная способность и оборот склада. Рассмотрим поочередно эти показатели

Емкость и грузооборот склада

Под емкостью склада понимают максимальное расчетное количество грузов, которое может быть размещено для хранения на данном складе. Грузы обычно исчисляется в тоннах. Например, емкость склада составляет 3000 тонн (Е = 3000 т). Это значит, что на складе можно разместить до 3000 т продукции определенного вида, например, продовольственных и промышленных товаров.

Другим важным показателем является грузооборот клада – количество грузов, которые были переработаны на складе за определенный период. Например, годовой грузооборот склада составляет 100 тысяч тонн в год (Q= 100 000 т/год). Это значит, что на складе за год было переработано 100 тысяч тонн грузов.

Под складской переработкой понимают складские операции по приему и проверке грузов, их размещению на складе для хранения, изъятия, комплектации и отправке получателю, образующих в совокупности складской технологический процесс .

Производным показателем от величин EиQявляется средний срок хранения грузов:

t ср = D p    E / Q

где – коэффициент использования емкости склада,D p –количество рабочих дней в году, дн.

Емкость склада не всегда используется на 100%. Как правило, используется только часть емкости склада, и тогда коэффициент будет меньше единицы. К тому, как рассчитывается коэффициент, мы вернемся немного позже.

Полезная площадь склада

Основной функцией любого склада является хранение продукции. Для выполнения этой функции служит зона хранения, где располагается складское оборудование, в котором хранится продукция. Та часть зоны хранения, которая непосредственно занята складским оборудованием, носит название полезной площади склада.

Существуют различные методики расчета полезной площади склада. Выбор методики зависит от типа склада и вида хранимой продукции, а также конструкционных особенностей и используемых на складе технологий. Рассмотрим два примера.

Пример 1. Емкость склада для хранения тяжелых металлических изделий (металлические заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.) составляет 5000 т. Максимальная допустимая нагрузка на пол складского помещения составляет 2,0 т/м 2 . Тогда полезная площадь склада может быть определена по формуле:

S пол =E/= 5000 / 2 = 2500 м 2 ,

где E– емкость склада, т;– допустимая нагрузка на пол склада, т/м 2 .

Коэффициент определяется конструктивными особенностями склада. В обычных помещениях, например, в магазинах нагрузка на пол варьируется в пределах= 0,6…1,0 т/м 2 . Однако на складах, которые предназначены для хранения тяжелых металлических изделий (металлические заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.), этот коэффициент достигает значений= 3,0…4,0 т/м 2 .

Пример 2. Емкость склада для хранения товаров широкого потребления составляет 2000 т. Средняя плотность груза составляет 0,5 т/м 3 . Хранение грузов производится на стеллажах марки СТ-2М-II. Размеры стеллажа составляют 412017054000 мм. Коэффициент заполнения объем стеллажа при хранении груза в поддонах составляет 0,64. Тогда полезная площадь склада, занятая под стеллажи, рассчитывается по формуле:

S пол =E/ (H) = 3000 / (40,50,64) = 2344 м 2 ,

где H– высота укладки груза, м;– средняя плотность груза, т/м 3 ;– коэффициент заполнения объем стеллажа (плотность укладки).

Общая площадь склада

Под общей площадью склада следует понимать основные производственные помещения, включая участки приемки и комплектования, отправочную и приемочную экспедицию, а также площадь проходов и проездов между стеллажами и другим складским оборудованием. В каждом конкретном случае размер общей площади склада определяется конкретной планировкой складских помещений. Так, например, площадь приемочных и отпускных площадок можно определить по любой из следующих двух формул:


где Q– годовой грузооборот склада, т/год; А – доля грузооборота, прошедшего через данную технологическую зону (А = 0,2…1,0);k– коэффициент неравномерности поступления груза (k= 1,2…1,5);t– средняя длительность пребывания груза в технологической зоне (до 2 дн);D p – количество рабочих дней в периоде;– допустимая нагрузка на пол, т/м 2 ,H– высота укладки груза, м;– средняя плотность груза, т/м 3 ;– коэффициент заполнения объема стеллажа, или плотность укладки.

Под грузооборотом склада понимают совокупный объем груза, поступившего или выбывшего со склада за определенный период времени.

Появление коэффициента А в формулах вызвано тем, что далеко не все грузы проходят через приемочную и отправочную экспедицию, участки приемки и комплектации, а только их некоторая часть.

Ширина проездов между стеллажами принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проходов – от 0,7 до 1,5 м. Ширина проезда определяется в зависимости от ширины транспортного средства (погрузчика) и минимального зазора между погрузчиком и краем проезда, которое должно составлять 15-20 см.

При приближенных расчетах можно использовать следующую формулу:

S общ =S пол /= 2500 / 0,4 = 6250 м 2 ,

где S общ – общая площадь склада, м 2 ;– коэффициент использования площади склада.

Пропускная способность и оборот склада

Одним из важных параметров работы склада является средний срок хранения грузов, который определяется по формуле:

где t i – время пребыванияi-го груза на складе, дн;q i – объемi-го груза, т;Q– совокупный грузооборот склада за определенный период, т.

Допустим, что через склад в течение определенного периода прошло пять партий груза. Объем грузов и время их хранения обозначено в следующей таблице:

п/п

Объем груза, т

Время хранения, дн

q t

Тогда среднее время грузов хранения на складе составляет: t ср = 30250 / 410 = 7,38 дн. Зная значение данного показателя, можно рассчитать пропускную способность и оборот склада за определенный период.

Пропускная способность склада рассчитывается по формуле

F= Е /t ср = 3000 / 7,38 = 406,6 т.

В рассматриваемом примере пропускная способность склада составляет около 400 т в сутки. Соответственно, складской комплекс должен обладать необходимыми ресурсами для обеспечения такой пропускной способности. Под ресурсами здесь понимаются персонал склада, складское оборудование, например, погрузчики, а также необходимые технологические площади, где будут производиться операции по приему и отпуску грузов.

Оборот склада (например, месячный оборот) определяется по формуле:

П о =D p /t ср = 30 / 7,38 = 4,07,

где D p – количество рабочих дней в периоде (напр., месяце), дн.

Коэффициент использования емкости склада определяется по формуле:

 = Q  t ср / (D p  E) = 100 000  7,38 / (365  3000) = 0,67.

Таким образом, заполнение склада продукцией составляет в среднем 2/3 от емкости склада.

Планирование складских помещений

Учебное пособие

1.

Технические и технологические требования к устройству складов

Место складов и логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада.

Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Строительство одноэтажных зданий складов позволяет уменьшить стоимость строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента применяются железобетонные блоки. Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.

В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.

Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т.д.). Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями. Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. В одноэтажных складах окна размещают выше уровня стеллажей.

Устройство складов должно отвечать ряду технологических требований:

Соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.

Соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.

Для того чтобы здание склада отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.

Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.

Планировка складских участков должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов.

Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности. Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гидротермического режима хранения товаров.

На конструкцию складов наряду с экономическими критериями влияет также необходимость обеспечения доступности складируемых изделий, их размеры и вес. Альтернативами являются плоская, высотная, стеллажное хранение или хранение в подвешанном состоянии, а также хранение на открытом воздухе.

Здание может быть многоэтажным и одноэтажным. Последние в зависимости от высоты делятся на обычные (с высотой, как правило, 6 м), высотные (с высотой свыше 6 м) и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Предпочтительным является строительство одноэтажных складов. Одна из основных целей разработки системы — добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому учитывайте те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по ширине, длине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м. Отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные) склады. За рубежом эта высота достигает 18 м и выше.

Одноэтажное складское здание без подвала носит название плоского склада. Его высота пригодна для штабелирования и может составлять до 6 м. Высота плоского склада до 4 м и использование простых транспортных средств являются более экономичным по сравнению с высотными зданиями. При большом весе единиц хранения и хорошем использовании высоты они эффективны, но требуют относительно большой земельной площади. Многоэтажные склады отличаются ограниченными нагрузками на пол, дополнительными затратами площадей и капитальных средств на создание клеток и т.п.

Склады, оборудованные стеллажами, размещаются в одноэтажных зданиях и достигают высоты 14 м и более.

Строительство подвесных складов имеет то преимущество, что они могут быть быстро перестраиваться. Эти склады защищены от непогоды и имеют определенные преимущества по сравнению с хранением на открытом воздухе.

2. В иды и планировка складских помещений

Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические и административно-бытовые.

1. Помещения основного производственного назначения предназначены для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования товаров).

2. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.

3. Подсобно-технические помещения предназначены для размещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).

4. Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.

Все пространство склада состоит из двух частей:

· площадей, используемых для хранения

· площадей, неиспользуемых для хранения.

При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Требования к планировке складских помещений:

· применение эффективных способов размещения и укладки товаров;

· исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности товаров;

· возможность применения подъемно-транспортного оборудования;

· обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;

· обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.

На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.

Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного.

Основные складские зоны.

Рис.1. Принципиальная схема склада

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования). В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Участок разгрузки (на рис.1. — железнодорожная рампа):

· механизированная разгрузке транспортных средств;

· ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещена склада):

· приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад.

Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки

· приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

· размещение груза на хранение;

· отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

· формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция:

· кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме — автомобильная рампа):

· погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.

Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.

Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.

Общая площадь склада рассчитывается по формуле:

где S гр — грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);

S всп — вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;

S пр — площадь участка приемки;

S км площадь участка комплектования;

S рм — площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;

S пэ — площадь приемочной экспедиции;

S оэ — площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).

А) Грузовая площадь (S)

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

где Q — прогноз годового товарооборота, руб./год;

3 — прогноз величины товарных запасов, дней оборота;

К н — коэффициент неравномерности загрузки склада;

К иго — коэффициент использования грузового объема склада;

С v — примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м 3 ;

Н -высота укладки грузов на хранение, м;

254 — количество рабочих дней в году.

Величины О и З определяются на основе прогнозных расчетов.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.

Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

где V пол — объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по все его высоте, м 3 ;

S об — площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м 2 ;

Н — высота укладки груза, м.

Технологический смысл коэффициента К иго заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом.

Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Расчет К иго для стеллажей марки CT -2 M II показал, что в случае хранения товаров на поддонах К иго = 0,64, при хранении без поддонов К иго = 0,67.

Примерная стоимость одного кубического метра упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

· стоимость грузовой единицы;

· вес брутто грузовой единицы;

· примерное значение веса одного кубического метра товара в упаковке (табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектации

п/п

Наименование товарной группы

Средняя нагрузка в т/м 2 при высоте укладки 1м

(а также вес одного кубического метра товара в упаковке, т)

Консервы мясные

0,85

Консервы рыбные

0,71

Консервы овощные

0,6

Консервы фруктово-ягодные

0,55

Сахар

0,75

Кондитерские изделия

0,50

Варенье, джем, повидло, мед

0,68

Чай натуральный

0,32

Мука

0,70

Крупа и бобовые

0,55

Макаронные изделия

0,20

Водка

0,50

Ликеро-водочные изделия

0,50

Виноградные и плодово-ягодные вина

0,50

Коньяк

0,50

Шампанское

0,30

Пиво в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Безалкагольные напитки в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Прочие продовольственные товары

0,50

Более точно вес одного кубического метра хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики склада.

Таблица 2.2.

Исходные данные для расчета площади склада

№ п/п

Наименование величины

Обозначение

Единица измерения

Значения величины

Прогноз годового товарооборота

руб./год

Прогноз товарных запасов

дней оборота

Коэффициент неравномерности загрузки склада

К и

Коэффициент использования грузового объема склада

К иго

Примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара

руб./м 3

Высота укладки грузов на хранение

Доля товаров, проходящих через участок приемки склада

А 2

Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе

А 3

Доля товаров, проходящих через промежуточную отправочную экспедицию

А 4

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектования

т/м 2

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участке приемочной экспедиции

т/м 2

Время нахождения товара на участке приемки

t пр

Дней

Время нахождения товара на участке комплектования

t км

Дней

Время нахождения товара в приемочной экспедиции

t пэ

Дней

Время нахождения товара в отправочной экспедиции

t оэ

Дней

Примерная стоимость 1т. хранимого на складе товара (брутто)

С р

руб./т.

Б) Площадь проходов и проездов (S всп)

Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.

В) Площади участков приемки и комплектования(S пр и S км )

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м 2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Данные табл. 2.1. показывают количество тонн того или иного товара, размещаемого на 1 м 2 названных участков.

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

где А 2 — доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;

А 3 -доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;

q укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м 2 на участках приемки и комплектования, т/м 2 ;

t пр -число дней нахождения товара на участке приемки;

t км -число дней нахождения товара на участке комплектования;

С р -примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, так как появляется жесткая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы.

Г). Площадь рабочих мест (S рм )

Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м 2 , оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.

Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Д) Площадь приемочной экспедиции (S пэ)

Как отмечалось ранее, приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

где t пэ — число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;

q э укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м 2 в экспедиционных помещениях, т/м 2 .

Е) Площадь отправочной экспедиции (S оэ)

Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:

Условные обозначения

Размер площади зоны, м 2

Зона хранения (грузовая площадь)

S груз

Зона хранения (площадь проходов и проездов)

S вспом

Участок приемки товаров

S прием

Участок комплектования товаров

S км

Приемочная экспедиция

S пэ

Отправочная экспедиция

S оэ

Рабочее место заведующего складом

S ру

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ СКЛАДА

S общ

Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров.


Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетный склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6*6, 6*12, 12*12; 12*18; 18*18; 18*24.

Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов выделите функциональные зоны, обеспечивающие возможность размещения необходимого оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.

Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов. Они оборудуются столами и креслами, персональным компьютером, картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты (подзоны), оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т.д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т.п.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Рекомендуется отделить эту зону от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис.1.

© Все права на это учебное пособие принадлежат: Координационный совет по логистике, Московский транспортный институт, Учебный центр "Логистика", Запись опубликована 09.04.2014 автором admin в рубрике .

Складские здания и сооружения подразделяют:

1. В зависимости от устройства :

1.1. Открытые площадки – замощенные или асфальтированные (бетонированные) площадки, имеющие уклон и водостоки для отвода поверхностных вод. Предназначены для хранения грузов крупной внешней таре (контейнерах, бочках),на которые атмосферные условия влияют незначительно.

1.2. Полузакрытые складские сооружения – различные по конструкции навесы: без стен или имеющие от одной до трех стен. Навесы могут быть односкатными и двухскатные, высотой 4-6 метров и предназначены для предохранения грузов от атмосферных осадков.

1.3. Закрытые склады - обособленное здание расчлененное на отдельные складские помещения для размещения товаров, хранение которых требует постоянного гидротермического режима либо защиты их от воздействия внешней среды, особенно атмосферных осадков.

2. По огнестойкости материалов стен и конструкций здания делятся:

2.1. сгораемые;

2.2. полусгораемые (трудносгораемые)

2.3. несгораемые.

3. По утепленности закрытые складские здания подразделяют:

3.1. Неутепленные склады строятся без чердачного перекрытия, без утепленного пола и без дверных тамбуров. Используют их для хранения тары и товаров, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0 °.

3.2. Утепленные склады строят с утепленным перекрытием, полом, дверными тамбурами, двойными дверями и окнами, имеют толстые стены. Эти склады предохраняют товары от резких колебаний внешней температуры и влажности воздуха.

3.3. Отапливаемые склады – имеют отопительное оборудование и вентиляционные устройства, что позволяет регулировать и поддерживать необходимую температуру и влажность воздуха.

3.4. Охлаждаемые склады – имеющие устройство для поддержания в камерах хранения товаров минусовой температуры для хранения скоропортящихся товаров.

Устройство и планировка складов определяется их назначением, особенностями ассортимента товаров, их физико-химическими свойствами, организацией и технологией складских процессов. Строительство складских зданий осуществляется из типовых сборных железобетонных конструкций и деталей. Форма здания склада может быть различна (Г, П, Ш, Т-образной). Наиболее удобной является прямоугольная форма здания с соотношением длины и ширины 1:2 или 1:3. Она позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна. Фундамент сооружают из прочных материалов (железобетонных блоков), его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку.


Для характеристики объемно-планировочных решений зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг – расстояние между основными поперечными конструкциями (колоннами, стенами и др.). пролет – расстояние между продольными несущими конструкциями. Высот а – расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются шаг колонн – 6 и 12 м; длина пролета 12,18 и 24 м; высота складских помещений – не менее 6 м.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы , представляющие собой платформы: со стороны железнодорожных путей –высотой 1,1 м от уровня рельсов и шириной не менее 6 м; со стороны автомобильного подъезда – высотой 1,2 м от уровня дорожного покрытия и шириной не менее 4 м. над рампами делают козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков. Для въезда транспортных средств устраивают наклонные спуски – пандусы . Длина платформ должна позволять одновременно принимать к разгрузке как можно больше транспортных средств (вагонов, автомобилей).

Для приема универсальных контейнеров предусматривают сооружение контейнерной площадки .

Склады имеют наружные и внутренние двери , которые могут быть раздвижными и распашными их ширина и высота зависит от вида транспортных средств, применяемых для внутри складского перемещения грузов.

Освещение склада может быть естественным и искусственным. Для естественного освещения служат окна. Источниками искусственного освещения являются электрические лампы накаливания или люминесцентные. Различают общее, местное и дежурное освещение. Общим называют освещение всей площади склада, местным – освещение места работы, например, экспедиции. Дежурное освещение используется в нерабочее время.

3.1. Виды складских помещений, их планировка

Все помещения товарных складов в зависимости от их роли в выполнении складских операций делят на группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические, административно-бытовые.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, приемораспаковочные, упаковочные и помещения для фасовки товаров.

Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов. Сюда же относятся тароремонтные мастерские.

Подсобно-технические помещения – это помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядные аккумуляторные станции.

Административно-бытовые помещения предназначены для размещения конторских служб, мест отдыха и приема пищи, красных уголков, гардеробных, зала товарных образцов, душевых и др.

Весь складской технологический процесс включает операции: разгрузку транспортных средств; приемку товаров; распаковку; хранение; упаковку; фасовку и отправку товаров покупателям. Для выполнения этих операций выделяют соответствующие зоны склада :

– зона разгрузки транспортных средств

– зона приемки товаров

– зона хранения

– зона отборки и комплектования заказов покупателей

– зона погрузки автомобильного транспорта.

Итак, все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения . При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Рис. 1. Схема планировки склада

Зона разгрузки должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров. Под зону хранения отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса Специальные требования предъявляют к планировке зала товарных образцов, который должен быть непосредственно связан с помещениями вычислительного центра. Наиболее удобной является боксовая планировка зала товарных образцов, когда весь зал делится на несколько отдельных зон, в каждой из которых размещают образцы товаров одной или нескольких групп и рабочие места товароведов-коммерсантов.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называют складом?

2. Какие функции выполняет склад?

3. Как делят склады по месту в процессе товародвижения?

4. Какие выделяют виды складов по выполняемым функциям?

5. Виды складов по режиму хранения?

6. Как классифицируют складские сооружения?

7. Какие группы помещений включает склад?

8. Назовите основные показатели объемно-планировочного решения склада.

9. Какие зоны размещаются на складе?

Огромные объемы современного промышленного производства привели к необходимости концентрации продукции при помощи специальных элементов инфраструктуры, именуемых складами. Это общее название мест для хранения, которые могут подразделяться на базы, терминалы и собственно хранилища.

Что такое склад?

Складские помещения требуются любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, торговой компании или любой хозяйственной структуре. Чем крупнее фирма, тем выше роль склада в общем комплексе помещений.

Современный склад - сложный многомерный объект как с управленческой, так и с технической точки зрения. Складирование осуществляется на любом этапе производства - от добычи сырья до этапа окончательной реализации продукции. Поэтому разновидностей таких помещений существует великое множество, и поневоле требуется классификация складов. Для уяснения этого нужно понимать, как устроен и работает склад.

Поговорим о его структуре

Склад - не просто помещение, где весь груз свален вперемешку. Он обладает собственной структурой, часто довольно сложной. Склад делится на зоны различного назначения и с разным оборудованием. Рассмотрим основные из них:

  • Зона выгрузки-погрузки (одна или две раздельные). Там расположены площадки, непосредственно обслуживающие транспорт. Требования к ним зависят от вида этого транспорта.
  • Зона приемки, отделенная от других. Там принимают грузы и направляют к местам хранения. Эта зона наиболее автоматизирована.
  • Зона хранения с предназначенным для этого оборудованием.
  • Сортировочная зона, где принимают заявки на перемещение и транспортировку груза.
  • Прочие помещения (бытовые, хозяйственные, административные).

Как выбрать склад?

Рынок очень изменчив, для эффективной работы компании часто ищут новые складские помещения. Грамотный выбор хранилища - важная хозяйственная задача. Решая ее, следует предусмотреть наиболее оптимальную технологию обработки груза, а также определиться с необходимой площадью. Излишки квадратных метров для хранения приведут к дополнительным расходам, что нерационально.

На чем следует в первую очередь заострить внимание, выбирая складские помещения для производственных нужд? Важнейшими параметрами следует считать площадь здания и его объем, высоту и площадь каждой зоны, число, расположение и оборудование ворот, а также размеры места, на котором транспорт может маневрировать.

При этом главное - определиться с размером помещения. Это важно для максимально эффективного использования объекта. Для оценки различных технологических решений в складском хозяйстве применяются нормативные коэффициенты. Реальные показатели должны стремиться к установленным нормам, в противном случае эффективность работы склада будет снижена.

Кто должен этим заниматься?

Лучше всего доверить выбор склада специалистам, имеющим опыт и необходимое образование. Это профессионалы довольно узкой специализации, и позволить себе иметь их в штате могут лишь самые крупные компании. Остальным можно порекомендовать прибегнуть к услугам специализированных фирм, выполняющих такие проектировочно-расчетные работы.

Затраты на оплату их услуг в итоге окажутся на порядок ниже убытков, понесенных вследствие неправильного выбора склада и его планировки.

Классификация складов в логистике

Для упрощения задачи следует определиться, по какому критерию выбирать помещение. Виды складов и их классификация различны по отношению к отдельным областям и участникам логистической системы, по функциональному назначению, по принадлежности к определенной форме собственности, по технологической оснащенности или ассортиментной специализации, по режиму хранения, виду складского здания или складирования, по типу транспортных связей или в зависимости от общего масштаба деятельности.

Если площадь более пяти тысяч квадратных метров, существующая классификация складов позволяет считать такой объект терминалом.

Имеются специальные склады для хранения товаров, вывозимых и ввозимых на территорию нашей страны. На них предусмотрены особые правила хранения, которые регламентирует Таможенный кодекс. Особенностью их является отсутствие налогов и пошлин на товары на период хранения.

Как классифицируют в РФ складские помещения

Разные компании, специализирующиеся на оценки недвижимости коммерческого характера и логистике, имеют собственные системы классификации. Ведущими в мире признаны системы лондонской компании Knight Frank, также стоит принять во внимание продукт группы РМС (Санкт-Петербург). Последняя классификация складов - результат отечественной разработки, учитывающей требования российских покупателей и арендаторов, а также особенности различных регионов нашей страны.

Данная классификация предусматривает 4 категории. Обозначение их ведется при помощи латинских заглавных букв.

Высший уровень - склад класса А

К классу А относятся современные одноэтажные здания, построенные из высококачественных материалов по предписанным технологиям. Требования к таким складам следующие: помещение должно иметь высоту от 8 метров и выше для беспрепятственного размещения многоуровневых стеллажей, ровные полы с отсутствием дефектов и имеющие антифрикционное покрытие.

Обязательно наличие пожарной сигнализации и автоматизированной системы пожаротушения (порошкового либо спринклерного типа), возможности регулировать температурный режим, автоматический ворот с гидравлическим пандусом (регулирующимся по высоте) и тепловая завеса.

Также непременные требования - присутствие совмещенных со складом офисных помещений, видеонаблюдения, охранной сигнализации, центрального кондиционирования и выделенной линии интернета. Склад класса А должен обладать удобным подъездом (желательно вблизи центральной магистрали) и площадкой, достаточно просторной для маневрирования большегрузных автопоездов.

Другие типы складов

Под складом класса В существующая классификация подразумевает многоэтажное капитальное строение с высотой потолков в пределах от 4,5 до 8 м, бетонными либо асфальтными полами без покрытия, оборудованное противопожарной системой, пандусом для разгрузки, охраняемой территорией и необходимыми телекоммуникациями. На территории склада подразумеваются также офисные помещения, а температурный режим обязан поддерживаться в диапазоне от +10 до +18 °С.

Складом класса С именуется утепленный ангар либо производственное помещение капитального типа, имеющее высоту 3,5-18 м и полы без покрытия (бетонные, асфальтные или из плитки). Ворота такого склада находятся на нулевой отметке, то есть заезд транспорта осуществляется внутрь помещения. Температурный режим обязан поддерживаться зимой в интервале от 8 до 14 градусов Цельсия.

Самые щадящие требования - к складам, имеющим класс D. Под такой склад разрешается использовать помещения подвалов, объектов гражданской обороны, а также ангары и неотапливаемые здания производственного назначения. Понятно, что цена аренды или покупки склада в основном зависит от его класса.

Западная система

Классификация складов, разработанная упомянутой британской компанией, вобрала в себя многолетний мировой опыт. Для работы в условиях российской действительности она адаптирована несколько хуже отечественной, но большинство ведущих фирм, специализирующихся на оценке коммерческой недвижимости, придерживаются именно ее принципов.

Рынок недвижимости складского типа развивается стремительно. Его участникам необходимо выработать единые критерии в оценке объектов как уже построенных, так и только проектируемых. Приведенная ниже система может стать ее основой.

Назначение и классификация складов, согласно ей, подчинена основному критерию - наличию в помещении условий для хранения определенной продукции. Все складские помещения разбиты на 6 классов. Самый высокий - А+, самый низкий - D (классов C+ и D+ не существует). К классам А и А+ требования жестче, чем к аналогичным в отечественной классификации.

В чём же отличия?

Разница между классами А и А+ наблюдается в требованиях к высоте потолка (10 и 13 м соответственно), шагу колонн и ширине пролетов, нагрузке на пол, площади застройки, количеству и системам оборудования ворот. Различия также касаются таких моментов, как присутствие автоматизированной системы товарного учета, электроподстанции, ограждения, охраны и парковки.

Принимаются во внимание уровень благоустройства территории, наличие отдельной железнодорожной ветки. В целом большая часть складских помещений, которым по принятой в компании РМС классификации присвоен класс А, по западным меркам заслуживают лишь класса В или В+.

Следует помнить, что классификация функции складов по любой системе носит достаточно условный характер. Чтобы определить реальную стоимость приобретения или аренды склада, необходимо учесть гораздо большее количество важных производственных параметров.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn