Консультации для воспитателей в детском саду. технология тико. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по тико-моделированию с дошкольниками Тико моделирование для дошкольников
Консультации для педагогов "Технология ТИКО - моделирования для развития детей дошкольного возраста"
Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым О. Уайльд.Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.
Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Ирина Иванова
Инновационная образовательная технология «Тико - моделирование» в развитии детей дошкольного возраста
«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже
(Швейцарский психолог и философ)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству .
Задача современного педагога : научить дошкольников основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техно- моделирования , робототехники , используя современные виды конструкторов.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.
В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор . Что такое ТИКО ?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС» , автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников .
Актуальность работы с ТИКО :
обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
развитие мелкой моторики ;
развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
обеспечение развития детского технического творчества .
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как :
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие );
позволяют педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна : формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО , дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида) .
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.
Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития . Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО .
ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях :
1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО -конструктора детали декораций и персонажи для сказок;
2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей ;
3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель , транспорт ит. д. ;
4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;ит. д.
Таким образом , созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками , инструкциями, чертежами,
развивается логическое мышление , коммуникативные навыки.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста . Увлеченные в процесс моделирования и конструирования , дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи .
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника . Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов , решая проблемы по созданию развивающей среды ; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей , а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками .
Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
- «Периметр».
- «Каталог геометрических фигур и тел».
- «Объем».
- «Многоугольники».
- «Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы, стулья - по количеству детей.
- Стеллажи для хранения наглядного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)