Нагорье духов 3 5. Духи Алтая (духи гор, воды, культ огня, Алтайские шаманы). охотничья легенда кумандинцев

Главная / Учет

Однажды мы с моим мужем и его другом (Владимиром) пошли в поход в горы. Мы не альпинисты, не спелеологи, просто искатели приключений.
В нашей области есть горный хребет – Белый Камень. Он довольно популярен среди туристов, но дорога к нему почти непролазна, так что на машине подъехать очень сложно – только на своих двоих. Тем не менее, туристы там бывают. Но, ближе к делу.
Мы пришли засветло, сразу нашли неплохое местечко для лагеря и стали раскладываться. Надо отметить, что палатки на тот момент у нас не было, и спали мы под куском полиэтиленовой пленки. Ну, пока суд да дело – начало смеркаться. Мы костерок развели, кашку сварили, покушали и баиньки. Спали так: под одним куском пленки мы с мужем, под другим, метрах в трех от нас – Вовка. Уснули.
Проснулась я, простите, по самой низменной причине – чай запросился на волю. Открываю я глаза, тихонько выбираюсь из под пленки… И тут начинается самое страшное – полянка слабо освещается полу потухшим костром, со всех сторон горы, а по поляне ходят две девушки. Хочу сразу оговориться – жилья нет на 15 км. Вокруг, с одной стороны река, с другой довольно топкое болото, да и лес – не парк нифига. То есть так просто туда не дойти. Следующее – из напитков я на ночь пила только чай, так что алкогольно – кумарный угар тоже исключается.
Так вот, вижу я этих девушек, сначала даже не пугаюсь, но потом понимаю что что-то не так. Во-первых: дело было весной, в конце апреля, на улице еще довольно прохладно. А эти девушки в маечках и коротеньких шортиках, почти что трусиках. Во-вторых – я не вижу их лиц – их просто нет. Головы вижу, а лица как будто в тени. Ну, и третий, заключительный аккорд, я заметила, уже залетая обратно под пленку, они видны до колена. Ниже – словно дымка. Пока я стояла и пялилась, одна из девушек стояла рядом с Вованом, а вторая направилась к нам. Я на тот момент была уже под пленкой. Не знаю, наклонилась ли она надо мной, но я услышала, как зашуршала пленка, как будто ее пытаются поднять и голос: “Пустите, мне так холодно”. После этого я просто вырубилась.
Проснулись мы с мужем от истошных Вовкиных воплей: “Ребята, просыпайтесь! Вы горите!” Мы с Олегом вылетаем из-под пленки и видим, что мы в кольце огня. Горела трава вокруг. Но самое смешное в костровище только угли были, да и то едва тлели…
Ну, мы все потушили, конечно, но я так и не смогла уснуть, а как только рассвело, подбила мужиков свалить домой. По дороге я им все рассказала. Мне, конечно, не поверили, мол, тебе приснилось. Но мне кажется, что это нифига был не сон. К тому же я считаю, что эти девушки и кольцо огня как то связанны между собой. Может, эти девушки тут погибли, может, это горные духи приняли такой облик – не знаю. Если кто-то сможет мне объяснить, что это было, буду очень благодарна.

Середина весны – прекрасная пора для путешествия в горы. Собираясь в поход, изучите местные поверья, чтобы, повстречав бесплотных обитателей гор, не повторить судьбу первопроходцев.

Старик Борис, или Боб, был знаменит на всю округу. Он жил в одиноко стоящей хижине на Каракольских озёрах, на высоте почти двух тысяч метров. Единственным способом добраться к Бобу была восьмикилометровая узкая тропа, поднимающаяся почти отвесно к перевалу Багаташ. И всё же люди нескончаемым потоком шли и шли к старику.

Шли и мы: взбирались в гору по узкой скользкой тропке, пролегающей через хвойные заросли, горные стремнины и ежевичные поляны. В середине пути тропу пересекал ледяной ручей, и молодая девушка-проводник попросила нас остановиться и прислушаться. Почувствовать воздух, его вкус, температуру, силу ветра. Скоро нам предстояло попасть в царство других стихий, по ту сторону ручья. Журчащий поток ледяной воды, словно портал, перенёс нас на другой берег, где встретили холод, влажность, непередаваемо прозрачный воздух и низкие тяжёлые жемчужные облака.

Эта дорога - единственная, ведущая в озёрный край, покоящийся в чаше между двумя хребтами, вдали от людских поселений. В конце пути нас ждала еловая роща, ежевичный ковёр, усыпанный кедровыми шишками, а за опушкой - зеркальная поверхность первого озера. Мы вышли из тенистой прохлады леса, вступая в святая святых Алтая - долину Каракольских озёр.

Семь озёр, соединённые подземными протоками, цепочкой пронизывают горное ущелье и ступенями поднимаются к заснеженному перевалу Багаташ. Здесь слепящее солнце скрывается за набухшими влагой тучами резко и без предупреждения, заставая врасплох даже опытных проводников. В этом наполненном силой и энергией месте, на берегу самого крупного озера и жил шаман Боб, лечивший людей от всех болезней.

Путники, искавшие исцеления, покидали дом старика с улыбкой на лице. С какой бы болью ни приходил человек, разговор с Бобом приносил ему облегчение, ведь тот умел указать на истинно важные вещи и вселить надежду, заставляя забыть о болезни. "Мне кажется, шаманы - просто очень хорошие психологи", - усмехается Иван, проводник с турбазы на Каракольских озёрах. Много лет назад его мать, работавшая тогда на конных маршрутах, чуть не лишилась жизни под копытами взбесившейся лошади. Животное разбило ей голову и переломало кости, в результате чего женщина надолго впала в кому. Когда врачи уже потеряли надежду и хотели отключать аппараты жизнеобеспечения, друзья выкрали женщину из больницы и отвезли к шаману Бобу в горы. И произошло чудо.

Встав на ноги, мать Ивана выстроила неподалёку от хижины шамана туристическую базу, чтобы путешественники тоже могли приобщиться к тайнам алтайских гор. Когда приезжих стало слишком много, Боб собрал свои вещи и уехал доживать жизнь на Телецкое озеро, где и умер через два года, успев стать чемпионом края по гонкам на снегоходе. Он был русским, но алтайцы почитали его, как одного из последних настоящих шаманов.

Шаманизм - это не просто вера. Это осознанное взаимодействие с миром духов. Шаманы - не просто маги, но наставники, исповедники, лекари, врачеватели души и тела. Алтайский шаманизм родился из мифических представлений местных жителей о единстве человека и мира природы и о том, что связывать эти два элемента должны посредники, наделённые особым даром.

Иван ещё помнит мудрого старика, который знал, как разговаривать с людьми и с духами. "У меня до сих пор хранятся лечебные сборы, которые он сам готовил из трав, растущих здесь, в окрестных горах. Он знал, какое растение избавляет от боли в горле, а какое - от мигрени", - вспоминает Иван.

Наутро мы отправляемся наверх к перевалу, к таинственным Замкам Горных Духов. С вершины открывается вид на ожерелье зеркальных, прозрачных, как слеза, озёр и на заросшую лесом долину, укрытую обветренными серыми хребтами. За нашими спинами перевал уходит вдаль, к широкому плоскогорью, поросшему сухим жёлтым лишайником, открытому всем ветрам. Вдалеке высятся каменные развалины, напоминающие крепостные стены древних замков - о них и пойдёт речь.

Иван рассказывает нам историю о советских путешественниках, которые однажды оказались здесь в дождливую ночь. Темнота застала их на перевале, и чтобы укрыться от бушующего ветра и ливня, туристы забрались в каменные пещеры, вырезанные в скале, словно царские покои. Говорят, ещё Чингисхан, проходя через алтайские горы, распорядился выстроить для себя эти каменные хоромы, которые затем населили духи гор. Туристы развели костёр и, отогревшись, легли спать. Наутро ни один из них не проснулся.

Много лет учёные пытались выяснить, что за феномен привёл к смерти людей и, не найдя разумного объяснения, решили взорвать "замки" от греха подальше. Иван утверждает, что суровые духи, наказавшие путников за бесцеремонное вторжение, ещё витают над развалинами своих владений. Я спрашиваю, видел ли кто-нибудь этих духов. Иван качает головой и говорит, что есть люди, обладающие особым даром - видеть "воплощение духа". Например, однорукий старик Курбаши, самый старый инструктор конных походов на Алтае. Сейчас он живёт в Барнауле и вырезает удивительные картины по дереву. Однажды в лесу Курбаши увидел воплощение духа, вернулся домой и своей единственной рукой вырезал на дереве явившийся ему образ.

Через несколько лет в Барнаул приехал молодой филармонист из Санкт-Петербурга. Увидев изображение, сделанное Курбаши, молодой человек пришёл в ужас: вне всяких сомнений, однажды он видел то же самое.

Иван долго не хотел отвечать, что же именно увидели эти два таких разных человека, но наконец, сказал: "Это был старый алтаец. Старик-алтаец шёл через лес и пристально смотрел на них".

Анна Ефремова
Студентка Школы межэтнической журналистики, Москва

Горный Таджикистан. Одна из самых высоких точек мира находится здесь. Памир часто называют «Крышей мира». Более 90% страны занимают горы, хребты. И живут здесь не только люди. Помимо мирных пастухов с собаками и овец, за которыми они присматривают, в горах существует множество существ гораздо более древних, чем человечество.

Много странного происходит в горах. У альпинистов есть много неписаных правил, чтоб не обижать духов гор. А тем, кто нарушает правила, обычно в горах приходится не сладко. Тут и травмы, и гибель, и страх. По древним легендам именно в горах высоко обитают жестокие и ужасные демоны — Дэвы и прекрасные Пэри. Но человеку с ними лучше не сталкиваться. Живых после таких встреч не видели.

Людям всего примерно 10 тысяч лет. А горы здесь часто обнажают краснозем, являющийся корневой породой. В таджикских горах есть места, где отчетливо видны следы динозавров. В одном из горных селений археологи нашли цепочку следов динозавра и человека, проходивших примерно в одно и то же время.

Мой отец, геолог, рассказывал, что в горах есть такие места, где даже будучи в полном одиночестве, чувствуешь чье-то незримое присутствие. Есть такие дикие места высоко в горах, что нога человека ступает здесь раз в несколько десятков лет. И это ощущается во всем. В безмерной тишине, например. Когда слышишь, как за десятки метров от тебя падает капелька воды. Это ощущается в нетронутости природы. И в неприятии природой человека. Или не природой. А теми, кто живет в тех местах тысячи, а может и миллионы лет.

Духи гор явно недовольны такой интервенцией людей. Потому альпинисты долго в высокогорье не задерживаются. Помимо древних духов, за последние несколько десятков лет армию , пополняют погибшие туристы и альпинисты. Редко кого удается вытащить, обычно тех, кто погиб в горах там и оставляют. Кстати, поэтому у геологов, туристов запрещены одиночные маршруты. После гибели кого-либо из горняков остаются имена. Так одна из варзобских скал, носившая название «Клык», позже была переименована в «Наташку», т.к. именно с нее сорвалась очень опытная альпинистка Наталья во время обычной тренировки. Многие другие скалы и хребты также носят имена людей, погибших при попытке покорить их.

Я сам, когда был в недельном переходе Сиёма-Лабиджай, через ледник на Перевале Четырех, неподалеку от Короны Сиёмы, часто ощущал на себе чей-то взгляд, явно не человека и не животного. Особенно это было ощутимо на леднике. На высоте 4 200 метров.

Наша туристическая группа из 13 человек поднималась на ледник, но вместо обычных 3 часов подъём отнял у нас почти весь день. Будто кто-то специально скатывал вниз нас. Но самые жуткие вещи стали твориться когда мы спустились с ледника. Ночью кто-то смял все палатки. Мы проснулись в спальных мешках и куче тряпья вместо хорошо растянутых палаток. И можно было бы списать все на бродячих животных, но животных не было, по словам дежурных. Не было и следов зверей, если только это не были летающие медведи. И каждому из нас очень хотелось поскорее встретить рассвет чтобы поскорее удрать от этих жутких, пугающих мест, где нам явно не были рады, несмотря на рюкзаки по 25-30 килограмм за плечами.

Можно было бы не придавать значения собственным страхам, списать все на горную болезнь. Однако вся фото- и видеоаппаратура также отказала. Правда позже исправно заработала, уже когда мы спустились до лагеря. Так что нам на память остались только съемки до ледника.

РАССКАЗЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

ДУХИ ГОР

Через пару дней после посещения Листвянки, решил я еще раз совершить восхождение на пик Черского, чтобы сделать хорошие снимки с этой высокой вершины. На этот раз я был один. Поздним июльским вечером электропоезд сообщением Иркутск-Слюдянка доставил меня в этот город железнодорожников, рыбаков и шахтеров. Свое название Слюдянка город получил благодаря разрабатываемым ранее месторождениям слюды. Такое же название имеет и река, что, вырвавшись из ущелья, ограничивает город с юга.

На окраине нахожу знакомую тропу и углубляюсь в ущелье. Темнеет. В траве, по краям тропы, словно звездочки загораются светлячки. Этой ночью мне предстоит преодолеть сорок километров пути, чтобы утром начать восхождение на пик Черского.

Свое название эта остроконечная гора получила по имени известного польского исследователя Восточной Сибири - Черского. Высота пика свыше двух км. Ранее я уже дважды бывал на этой вершине, откуда открывается завораживающая картина горной страны. Теперь я планирую поближе познакомиться с природой Хамар-Дабана и сделать фотографические снимки. На этот раз я не имею с собою палатки, и весь мой груз состоит, в основном, из продуктов питания, необходимых для трех дней пребывания в походе.

После двух часов движения по лесной тропе вдоль берега Слюдянки, зажатой громадами гор, мне предстоит перебраться на другой берег. Днем в верховьях реки прошли сильные ливни, и теперь она ревет, как разъяренный зверь, обдавая берег хлопьями пены. При попытке перебраться на другой берег по выступающим из воды валунам, я теряю равновесие и плюхаюсь в воду. Поток подхватил меня и выбросил на гряду камней. Чертыхаясь на чем свет стоит, выбираюсь обратно на берег. Утонуть в такой реке сложно, но покалечиться очень просто. И, между прочим простудиться, тем более, что запасная одежда в рюкзаке успела намокнуть. Тем временем небо затянули тучи и в ущелье стало темно. Это заставило меня дождаться рассвета.

Укрывшись полиэтиленовой пленкой, закрываю глаза, и пытаюсь вздремнуть. Благодаря теплой погоде, несмотря на то, что я был мокрым, как упавший в ведро с водой мышонок, холода я не чувствовал. Испытав нервное потрясение, уснуть я не мог.

В монотонный рокот реки вплетаются глухие удары. Это под напором воды, трутся и ударяются друг о друга камни. "Если есть на свете духи гор, лесов и воды, то здесь для них самое подходящее место" - подумал я. Почти тут же, словно наяву, передо мной пляшут крохотные, диковинные человечки со звериными лицами. Они пляшут, борются и гримасничают. Примерно так бывает, когда вы закрываете глаза, перед тем посмотрев на сильно освещенный предмет, и некоторое время еще продолжаете видеть его контуры. Здесь было все более четче и ярче. Обнаженные, мускулистые и загорелые фигурки звероподобных человечков, я видел также четко, как на экране телевизора. Мои веки были закрыты, но я не спал. Что это? Игра воображения? Но, я ведь даже не пытался представлять себе, какими могут выглядеть эти "духи", так как уверен, что их не может быть. На всякий случай, я запустил в темноту увесистым камнем, в ответ донеслось тревожное рявканье косули. Так по медвежьи косули рявкают тогда, когда чувствуют опасность.

Конечно, то что я увидел с закрытыми глазами нельзя назвать мистикой, но феномен требует объяснения.

Поразмыслив, прихожу к выводу, что при определенных стрессовых ситуациях воображение может рисовать им схожие картины, независимо от их воли. Наверное, не случайно многие первобытные племена и народы имели культ поклонения духам, которых они изображали, как звероподобных человечков, которые и теперь красуются за витринами многих музеев. Или вот еще загадка: известно, что человек, отравившийся мексиканским грибом и находящийся в состоянии галлюцинации, видит фигурки людей, одетых в национальные мексиканские наряды. Почему именно мексиканские? Объяснить это не может никто. А вот гриб назвали мексиканским.

Можно попытаться отыскать связь между моим ночным видением и тем, что произошло со мною вечером следующего дня, уже на обратном пути. Проходя по тропе, обратил внимание на густую ель, на ветвях которой красовались многочисленные, разного цвета тряпочки. Заглянув под густую крону этой ели, увидел я темного от времени, изготовленного бревна идола. Правда, ничего звероморфного в идоле я не нашел. Позже узнал, что это священное место бурят и монголов. Каждый идущий, приближаясь к идолу, должен остановиться и принести в жертву божеству кусочек своей одежды, пищи или, еще лучше, брызнуть на идола несколько капель спиртного. Только в этом случае путник может рассчитывать на успех путешествия. Знай я это - не пожалел бы и "пузыря".

Человечки давно исчезли. Светает. Вброд перехожу реку и продолжая прерванное "купанием" путешествие, внимательно наблюдаю за окружающим. Состав принесенных и отшлифованных глыб представляет минералогическую "окрошку". Рядом с белыми, как сахар глыбами мрамора, темнеют валуны из гранита и других вулканических пород.

Геология хребта исключительно сложна и интересна. Складчатый фундамент этих гор сформировался еще в позднем протерозое или рифее, значительно раньше образования складчатого фундамента Уральских гор. Позже мощные тектонические силы разорвали земную кору, и в образовавшийся разлом хлынула вода. Так 25 миллионов лет назад образовался Байкал.

Силы растяжения и теперь расширяют этот разлом. Общая длина разлома составляет более полторы тысячи км. Мы являемся свидетелями рождения нового океана! Интересно, как назовут его люди много-много лет спустя? Да и будет ли существовать тогда человечество? Наверное, нет?

С этими мыслями я поднимаюсь по ущелью все выше и выше. Несколько раз мне встречались свежие следы медведей, но самих зверей встретить не довелось. Начинают встречаться голубые ели, такие же, что растут в нашем городе, перед Дворцом культуры. Поражает высокотравье альпийских лугов, в которых пестреют цветы водосборов, саранок и аконитов. Все чаще начинают встречаться кустики рододендрона золотистого - реликта третичного периода, а также пепельно-серые куртинки оленьего мха - цетрарий и кладонии альпийской. Удивляет лишайник бородач, или уснея бородатая. Она словно ватой покрывает колючие лапы старых елей. Свисая с ветвей, ее зеленые бороды достигают длины до полутора метров. Уснея произрастает и у нас, на Урале, но там ее бороденки достигают не более десяти см.

Этот лишайник не переносит загрязнения воздуха соединениями серы. Сравнивая бороды уснеи на Хамар-Дабане и на Урале, легко представить насколько прибайкальский воздух чище уральского.

Вот и площадка, на которой обычно отдыхают туристы перед броском на пик Черского. Отсюда можно подолгу любоваться горной панорамой. Внизу, в ущелье реки Быстрая, виден водопад, и ветер доносит шум падающей воды. К сожалению, погода начинает портиться, на горы то и дело наползают облака, из которых сыплется мелкий дождь. Немного отдохнув и разложив сушиться одежду, налегке, без рюкзака начинаю подъем на пик.

По мере подъема исчезают субальпийские луга и тайга. Их место занимает горная тундра с кустиками кедрового стланика. Не без труда преодолев скальный гребень, часто отдыхая, поднимаюсь на вершину пика. Идет дождь. Огромная туча закрыла всю окружающую местность. Это циклон, похоже, это надолго. Сверкают молнии. Боясь потерять в тумане тропу и сбиться с дороги, начинаю спуск по мокрым камням.

Идти вверх по ущелью Адыл-Су и пройти мимо альплагеря «Шхельда» просто не возможно. На подходе к нему дорога сужается почти до состояния тропы. Слева – не очень глубокая, но пропасть. Справа - подъём на горный хребет, сплошь состоящий из скал и просто камней, вросших в мшистую землю между стройных, и не очень, баксанских сосен. Баксанских потому, что рядом с каменным шумом резвится по камням речка Баксан, давшая своё имя ущелью и всему этому району Приэльбрусья. Здесь – кавказская Мекка для альпинистов и горных туристов.
Лагерь альпинистов уютно расположился на неком подобие мыса между рекой Адыл-Су и речкой Шхельдой. Она – словно продолжение ледникового языка – стекает с него в конце ущелья Шхельдинского. А оно, ущелье это, - украшение всего Баксана. Романтические души ошеломлённо и восторженно замирают при входе в него: над ним, как атланты, возвышаются вершины знаменитой Ушбы и башни замка Шхельды.
Повыше речки, пониже хребта вдоль крутоватого склона сначала лесом, потом сквозь завалы аккуратно уложенных лавиной сосновых стволов и затем через альпийский луг проложена тропа-тропиночка. По ней бродят цепочки туристов и альпинистов. Одни – полюбоваться пейзажем и, если желание есть, подняться к Шхельдинскому перевалу, другие или на штурм и восхождение, или на тренировки. Наше отделение на сей раз шло потренироваться.
Поднимались не спеша. Альпинисты вообще в горах спешить не любят. И совсем не для того, чтобы людей не насмешить. Посторонних людей там и не бывает. Просто силы берегут, чтобы не расходовать их зря при вспомогательном движении – они потом пригодятся, для дел более серьёзных.
В спокойный ритмичный шаг и разговор о том о сём вдруг вмешались какие-то непонятные звуки. То ли стоны, то ли вздохи. Откуда-то снизу. Остановились, всмотрелись, ничего и никого. Двинулись дальше. Опять застонало… Снова встали, опять всмотрелись. На берегу речки среди обязательной россыпи камней куча булыжников побольше. Из неё вверх, под разными углами, торчат…коровьи копыта с ногами! Картина ясна, как окурок сигареты. Несчастное животное безмятежно паслось на альпийском лужке, наслаждалось пейзажем, травой и жизнью, а коварный камнепад сшиб его и сверху камнями прикрыл. Пришлось выручать. Спустились, камни раскидали, корову поставили в исходное положение, вытащили наверх. И – дивное диво: коровёнка как ни в чём ни бывало, не повернув головы кочан и спасибо не сказавши, принялась деловито щипать траву. Ни видимых, ни не видимых повреждений заметно не оказалось… До самого бивака хватило смеха и балагурства.
Так день и начался, да с самого с самого утра что-то и не заладилось. Накануне при прыжке через трещину «потянул» правую ногу, тугая повязка особого облегчения не принесла и я слегка охромел. По этой простой причине не успевал идти в должной степени быстро вместе со своим отделением, оттопывающем технику передвижения по травянистому склону. Отстал немножко.
Ребята ушли за перегиб горы и потерялись из виду… Или это я потерялся – это, пожалуй, вернее. Так или иначе, но я не видел ни их, ни того, что там происходит. Да и особой нужды не было видеть. Никакой опасности не предвиделось. Я ковылял по красивейшему альпийскому лугу, всему в цветах и кузнечиках, веером рассыпавшихся из под ног в разные стороны. Синие крокусы, ирисы, рододендроны… Ровное стрекотание насекомых звучало музыкой, настраивало на миролюбиво-созерцательный лад. Сверху солнышко, снизу великолепной пышностью ковёр разнотравья – даже ступать по нему стальными шипами триконей кажется кощунством.
За спиной – пик Кавказ… Красивый пик. Даже прекрасный… На внешний вид. Но вредный: дурная слава вьётся вокруг него, как стая стервятников. Слишком много торчит на нём «чёртовых пальцев» да «жандармов». И вечно что-нибудь случается скверное даже с бывалыми восходителями. При спуске после успешного восхождения именно с него, уже внизу на моренной каменной осыпи погиб, случайно оступившись, «Снежный барс» Олег Рощин…В этом же ущелье сгинули трое югославских альпинистов - в час назначенный не вышли на контрольную связь. Группа спасателей не нашла никаких следов. И только с вертолёта заметили на вертикальной стене висящую на переломе обнажённую, в одних трусах, фигуру одного человека. Он оказался одним из пропавших. Как и куда исчезли других двое, почему висел так ужасно найденный – осталось загадкой навсегда. «Горой духов» зовут этот коварный, зловещий и таинственный пик местные жители…
Но пик – по другую сторону ущелья, а здесь – «нейтральная полоса», как бы… Остановился передохнуть и кстати сделать фотоснимок знаменитого пика. «Смена 8 м» - прекрасный фотоаппарат, получше нынешних импортных «мыльниц». Щёлк, щёлк – два кадра сделаны… Больше не успел. Сверху донёсся истошный вопль: «Камень!» Так полагается орать диким голосом, когда сорвавшийся камень летит туда, где в данный момент находятся пока ещё целёхонькие люди. Людьми в данный момент оказался я.
Поднял голову в направлении крика. В первую секунду не увидел ничего интересного, затем… Из-за перегиба склона стремительно вынеслась в небо порхающая стайка чёрных птиц, как показалось издали. Летели «птички» прямо на меня и уже собирались пикировать. По своей «породе» они принадлежали к «чемоданам» - так на альпинистском сленге называются крупные камни. Встреча с ними не могла окончиться ничем хорошим, а она приближалась.
Убежать в сторону нет времени. Отступить тоже. Спрятаться! Куда?! Завертел головой, как миксер, в разные стороны. Ага! Вон какая-то расселина метрах в пяти. Туда! Два прыжка на мигом поправившейся ноге и я оказываюсь в спасительной нише. «Чемоданы» с мрачным, и разочарованным, бормотанием проносятся точно над моей головой… Бомбёжка миновала.
Выбравшись из своего «камнеубежища» отправляюсь своим путём. Через несколько шагов оборачиваюсь: интересно, всё-таки, где же это я отсиделся… И оторопело остановился. Щель показалась настолько мала, что уместиться в ней просто невозможно. Вернулся обратно проверить: встал на четыре точки и попытался влезть туда, откуда только что вылез. Не тут-то было – не влезается, да и только! И так, и сяк, и задом наперёд, и передом назад – никак. Да как же это? Да ведь я там с рюкзаком убрался, станковым… Ну и ну… Вывод только один из двух: либо я в момент опасности уменьшился, либо расщелина увеличилась…
Размышляя о странностях происшедшего, поднимаюсь вверх. Появляются, невесть откуда, как из под скалы, два каких-то, по виду, очень матёрых субъекта в полном альпинистском снаряжении, незнакомых, спрашивают:
- Почему один по горам бродишь?
- Да не один: отделение наверху. У меня нога потянута – не могу быстрее идти.
- Так отсиделся бы на биваке внизу.
- Скучно внизу-то…
«Ка-амень!!» - донеслось сверху. Опять! Да чтоб вас! Они размножаются там, что ли, камни эти? Их-то мне как раз и не хватало... На сей раз «чемоданы» оказались более увестстыми и солидными - применили другую тактику. Они не летели. Они скакали и прыгали по склону горы. И снова в мою сторону. Подпрыгнут вверх, пролетят эффектно с десяток – другой метров, ударятся о поверхность и опять взлетают.
Незнакомцы оказались в безопасной зоне и решили, судя по всему, поинтересоваться зрелищем: как я выйду из положения, и выйду ли вообще… А от своей волшебной расщелины я уже отошёл далековато – не успею. Ситуация… Впрочем, в горах совершенно обычная. Камнепады здесь – в порядке вещей. И, если они не имеют лавинообразный – абсолютно смертельный, характер, то существуют определённые приёмы противостояния им. В данном случае: не метаться и не рыпаться. Ведь невозможно заранее определить, куда будет направлен очередной скачок осатаневшего «чемодана» - вдруг как раз в ту же сторону, куда и ты сиганул… «Здрасьте, вот так встреча!» - получится.
Поэтому пришлось встать на месте, изобразить при внутреннем мандраже, спокойствие и полную невозмутимость, внимательно наблюдая за дурацкими пируэтами «чемоданов», собрав готовность в любой момент шарахнуться от ближайшего из них, если ему «вздумается» кинуться на тебя… Вот в двух метрах справа буквально простриг борозду в траве чёрный острый камень, похожий на дискообразную шестерёнку, вот другой ударился об скалу и перелетел через мою голову – я невольно пригнулся... Ну, кажется, всё... Представление окончилось.
- А ты молодца. Хорошо стоял. Правильно стоял, - одобрительно улыбнулся один из зрителей.
- Это вроде того что комплимент?
- Да нет. Просто констатируем факт. Если бы не устоял – был бы с нами…
- Это каким же образом?
- Про образы у Горы духов спрашивай…
Там «чемоданы», тут загадки… Чертыхнувшись, достаю пачку сигарет – самое время закурить, поворачиваюсь – надо же и ребят угостить … Никого нет… На сотни метров вокруг – ни души живой… Только что стояли вот здесь, в пяти шагах… Исчезли. Пропали. Сгинули. Только кузнечики умолкли, да у подножья пика Кавказ заклубилось облако странного вида…
- Стас! Как ты там? – любопытствуют ребята сверху.
- Как в понедельник. Ещё гостинцы будут?
- Нет… Наверное… Ты не поднимайся. Мы спускаемся. Здесь скалы трухлявые.

На биваке «улыбка Шхельды», среди палаток-памирок при мерцающем свете костра, жарившем, уютно потрескивая, белые грибочки с тушёнкой, рассказал о происшествии и чудесным образом пропавших альпинистах… Помолчали.
- А как они выглядели, те двое? Опиши поподробнее, – внимательно посмотрел на меня сосед по палатке.
Рассказал подробнее: лица, рост, сложение, экипировку, даже голоса…Опять помолчали. Над «Горой духов» стояла полная луна, глядя на нас круглым глазом из-за так и стоящего чудного грибообразного облака…Завтра на штурм. Пошли по палаткам. Сосед подёргал меня за рукав штормовки:
- Те двое знаешь кто были?
- Сбрендил? Я же уже сказал, что не знаю!..
- Чш-ш… Тихо ты. Это были Миша Хергиани и Алик Рощин. Оба погибли два года назад… Если бы тебя камень смял – ты с ними бы и оказался… Понял теперь что они имели ввиду?.. Спокойной ночи…

Не спится. Голова на рюкзаке. Лицо залито лунным соком. Тишина… Зачем люди в горы идут? Ведь не все возвращаются. Многие зарекаются на всю оставшуюся жизнь. И через год опять обнаруживают себя на снежнике или на скале… Опять кто-то срывается. Ревут лавины и гремят камнепады… «Горная болезнь» - точнее не скажешь. Она неизлечима так же, как мир прекрасного. Гибнут люди. «Так лучше, чем от водки и от простуд»… Закрываюсь спальником с головой.

Так окончился этот день. На память о нём стоит на моём столе снимок «Горы духов»» со странным грибообразным облаком над вершиной, в котором видятся зловещие черты какого-то незнакомого лица…
Но горы всё равно прекрасны. И не мы покоряем их – они нас покорили.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn