Образец составления учетной политики для ип и ооо на осно. Администрация Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области Учетная политика в году образец

Главная / Юридические лица

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗОВСКОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Азовы

Об утверждении Положения по учетной политике для целей

бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета на 2017 год по администрации муниципального образования Азовское»

Во исполнение Федерального Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказа Министерства финансов России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» Администрация муниципального образования Азовское

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Положение по учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета на 2017 год по администрации муниципального образования Азовское согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Обнародовать настоящее постановление путем размещения на стендах организаций, учреждений, предприятий и в общественных местах и опубликовать на официальном сайте администрации муниципального образования Азовское.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года.

5. Признать утратившим силу постановление Администрации муниципального образования Азовское от 04 февраля 2016 года № 4-а «Об утверждении Положения по учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета на 2016 год по администрации муниципального образования Азовское»

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

муниципального образования О.Г. Жернакова

Утверждено

постановлением администрации

муниципального образования Азовское

Положение по учетной политике для целей

бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета на 2017 год по администрации муниципального образования Азовское

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ (далее - Закон №402-ФЗ), приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкции к Единому плану счетов № 157н), от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 162н), от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - приказ № 65н), от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - приказ № 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

Учетная политика реализуется через:

План счетов бюджетного учета;

Порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

Перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета;

Иные вопросы организации бюджетного учета.

Бухгалтерский учет ведется в электронном виде с использованием программ автоматизации бухгалтерского учета.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждении, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет глава администрации муниципального образования.

Бюджетный учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского (бюджетного) учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Основными задачами бухгалтерского (бюджетного) учета являются:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский (бюджетный) учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации.

Бухгалтерский (бюджетный) учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Документы представляются в бухгалтерию согласно графику документооборота (приложение 3).

Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам осуществляется с применением бюджетной классификации в порядке, установленном Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и иными нормативными документами, утвержденными в рамках реализации приказа по учетной политике.

Бюджетный (бюджетный) учет ведется с применением регистров учета из приложений № 2 к приказу № 162н:

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке указывать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Работники учреждения (мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения учреждения, в которые представляются указанные документы.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.

2. Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности учреждения.

Право подписи первичных учетных документов предоставлено:

Первая подпись: занимаемая должность и фамилия, имя, отчество;

Вторая подпись: занимаемая должность и фамилия, имя, отчество.

Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (бюджетная деятельность) и сметы доходов по внебюджетным средствам (иная приносящая доход деятельность) осуществляется раздельно с учетом источников за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Учет деятельности за счет внебюджетных средств (целевых, безвозмездных, безвозвратных средств и иных поступлений) осуществляется раздельно по видам поступлений согласно утвержденным сметам с дальнейшим включением результата деятельности в единый баланс учреждения.

Книга «Журнал-главная» единая по всем источникам финансирования.

Нумерация платежных документов сплошная по всем источникам финансирования.

В расходном кассовом ордере поле «Получил» получатель заполняет вручную.

Авансовые отчеты нумеруются сквозным образом.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами производится один раз в три месяца.

Инвентаризация расчетов с организациями и учреждениями проводится один раз в год.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация материально-производственных запасов и основных средств учреждения один раз в год.

Учет основных средств осуществляется материально-ответственным лицом.

Учет отработанного времени ведется в табелях, которые сдаются для обработки в бухгалтерию согласно графику документооборота.

Порядок отнесения материально-вещественных ценностей к основным средствам, нематериальным активам, а также материальным запасам определяется разд. 1 приложения №2 к приказу №162н.

Учет основных средств осуществляется в соответствии с п. п. 4 - 10 и 18 - 20 инструкции (приложения №2 к приказу №162н).

Учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с п. п. 11 - 13 инструкции (приложения №2 к приказу №162н).

Учет вычислительной техники:

Списание компьютерной техники осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Акты о списании утверждаются руководителем учреждения или уполномоченным лицом.

Учет материальных запасов осуществляется в соответствии с п. п. 21 - 26 инструкции (приложения №2 к приказу №162н).

Учет исполнения бюджетной сметы осуществляется с применением бюджетной классификации Российской Федерации.

Расходование бюджетных средств с лицевого счета, открытого в органах Федерального казначейства, отражается по кредиту счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами». Сдача депонированной заработной платы, возврат текущей дебиторской задолженности и прочее оформляются как восстановление кассовых расходов.

Фактические расходы учитываются на счетах 1 401 20 200 «Расходы учреждения» и 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» в разрезе необходимой аналитики.

Учет исполнения сметы доходов и расходов целевых поступлений осуществляется по видам целевых поступлений согласно утвержденной смете.

Администрирование доходов осуществляется по следующим кодам классификации доходов Российской Федерации:

951 1 08 04020 01 1000 110 «Государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий»;

951 1 11 05035 10 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления сельских поселений и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений)»;

951 1 13 02995 10 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений»;

951 1 14 01050 10 0000 410 «Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности сельских поселений»;

951 1 17 05050 10 0000 180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов сельских поселений»;

951 2 02 01001 10 0000 151 «Дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности»;

951 2 02 03015 10 0000 151 «Субвенции бюджетам сельских поселений на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»;

951 2 02 03024 10 0000 151 «Субвенции бюджетам сельских поселений на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации»;

951 2 02 04999 10 0000 151 «Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам сельских поселений»;

другие коды классификации доходов в соответствии со спецификой учреждения.

При применении неунифицированных форм первичных документов учреждением указывается перечень форм первичных учетных документов и форм, по которым составление документов действующим законодательством не предусмотрено, но они применяются для отражения хозяйственных операций, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» форма первичного документа содержит обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) личные подписи этих лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем учреждения по согласованию с главным бухгалтером. К учетной политике прилагаются:

1) рабочий план счетов бюджетного учета (приложение 1);

2) график документооборота (приложение 2);

3) периодичность формирования регистров бюджетного учета на бумажных носителях в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета (приложение 3);

4) форма дефектной ведомости (приложение 4);

5) акт сдачи-приемки (приложение 5).

Бюджетное учреждение предоставляет отчетность в соответствии с доведенными сроками от главного распорядителя (распорядителя) на основании приказа МФ РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

При проведении инвентаризации учреждение пользуется Методическими указаниями по проведению инвентаризации (приказ МФ РФ от 13.06.1995 № 49). Учреждение проводит инвентаризацию имущества и обязательств ежегодно перед составлением годовой бюджетной отчетности по графику на основании приказа руководителя в присутствии членов инвентаризационной комиссии, утвержденных соответствующим приказом на очередной год. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Председатель инвентаризационной комиссии назначается руководителем учреждения.

Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственных лиц. Внеплановая инвентаризация проводится при смене материально-ответственных лиц, чрезвычайных обстоятельствах, стихийных бедствиях, реорганизации, ликвидации учреждения.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю. Окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель филиала в течение 10 дней со дня предоставления акта инвентаризации.

Результаты инвентаризации отражать на соответствующих счетах бюджетного учета.

В организации утверждается соответствующими приказами состав следующих комиссий:

Комиссия по расследованию случаев порчи, пропажи и уничтожения документов. При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, государственного пожарного надзора;

Комиссия по приемке, выбытию и рыночной оценке объектов основных средств;

Комиссия по оценке рыночной стоимости материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств;

Комиссия по приемке и списанию материальных запасов;

Комиссия по проверке кассовой дисциплины и ведению кассовых операций;

Комиссия по приемке результатов ремонтных работ;

Комиссия по уничтожению бланков строгой отчетности. Комиссией оформляется акт о списании бланков строгой отчетности (форма утверждается учреждением самостоятельно). Аналогичный порядок действует и в отношении некомплектных и испорченных бланков. Основанием для их уничтожения служит акт о списании, составленный комиссией.

Комиссия по проведению инвентаризации нефинансовых активов, денежных средств и обязательств.

Ведение бюджетного учета осуществляется автоматизированным способом с использованием программного продукта.

3. Методика ведения бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского учета применяются первичные документы и регистры бухгалтерского учета, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30 марта 2015 года №52н.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

К основным средствам не относятся предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

Отнесение объектов стоимостью до 3000 рублей к основным средствам или материальным запасам определяется путем сравнительного анализа данных ОКПО и ОКОФ. При отсутствии сведений об объекте в ОКОФ, он должен относится к материальным запасам.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, которые учитываются на счете 1 106 00 000 «Капитальные вложения в основные средства».

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);

2) суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

3) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

4) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

5) таможенные пошлины;

6) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

7) затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

8) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Затраты по оплате договоров на приобретение основных средств, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов основных средств в целях обеспечения собственных нужд осуществляются по статье 310 ЭКР «Увеличение стоимости основных средств».

Затраты по оплате договоров на оказание транспортных услуг по доставке основных средств осуществляются по подстатье 222 «Транспортные услуги» ЭКР.

Затраты по оплате договоров на монтаж основных средств, на оказание услуг по страхованию имущества, консультационных услуг при приобретении основных средств осуществляются по подстатье 226 «Прочие услуги» ЭКР.

Если в рамках договора поставки предусмотрены также доставка, монтаж основных средств поставщиком или какие-либо другие сопутствующие услуги, оплата производится, исходя из сущности договора, в полной стоимости по подстатье 310 ЭКР. Остальные услуги рассматриваются в этом случае как дополнительные в рамках основного договора и оплачиваются также по подстатье 310 ЭКР.

В случае если заключено несколько договоров, связанных с приобретением основных средств, каждый из них оплачивается по соответствующему коду ЭКР в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Данные о текущей рыночной стоимости объекта основных средств могут быть получены из массовой информации (INTERNET, газет, рекламных каталогов), от органов статистики, организаций-изготовителей, а также от специализированной организации, оценщиков.

Обоснование текущей рыночной стоимости объектов основных средств подтверждать документально распечатками из вышеуказанных источников, документами оценщиков, органов статистики.

К реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта.

К модернизации - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.

К дооборудованию - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

При заключении государственного (муниципального) контракта, предметом которого является модернизация единых функционирующих систем (таких как: охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи и т.п.), не являющихся одним инвентарным объектом основных средств, расходы отражаются следующим образом:

В части оплаты поставки основных средств, необходимых для проведения модернизации, отражается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

В части услуг по разработке документации, а также работ по проведению монтажа, инсталляции оборудования, его сопряжения, - по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (Письмо Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931).

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект.

Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который состоит из десяти знаков и определяется как порядковый номер.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

При невозможности нанесения инвентарного номера на объект основного средства, он указывается в инвентарной карточке.

Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации не может производиться свыше 100 % стоимости объектов основных средств. Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. На объекты основных средств, используемые в деятельности учреждения, амортизацию в целях бухгалтерского учета начислять линейным методом исходя из их балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроком их полезного использования.

Срок полезного использования в целях начисления амортизации принятых к учету объектов основных средств определять:

По основным средствам, включенным в 1 - 9-ю амортизационные группы, - в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (по наибольшему сроку, предусмотренному для указанных амортизационных групп);

По основным средствам, включенным в 10-ю амортизационную группу, - исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;

По безвозмездно полученным основным средствам - исходя из срока их фактической эксплуатации.

Нематериальные активы.

К бюджетному учету в качестве нематериальных активов принимаются активы, которые удовлетворяют одновременно следующим условиям:

Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

Возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

Использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ, ожидаемого срока использования этого объекта.

Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В состав объектов нематериальных активов не включаются:

материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

Материальные запасы.

Согласно п.п. 99, 100, 101 Инструкции к Единому плану счетов № 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. Оценка материальных запасов в учете осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. Единицей учета материальных запасов является номенклатурный номер.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Текущая рыночная стоимость материальных запасов определяется по данным средств массовой информации (INTERNET, газет, рекламных каталогов), органов статистики, организаций-изготовителей.

Обоснование расчета текущей рыночной стоимости подтверждается документально.

При определении текущей рыночной стоимости учитывается информация о сделках, заключенных на момент принятия материальных запасов к бюджетному учету, с идентичными (однородными) материальными запасами в сопоставимых условиях.

В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых материалов (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (их повышение или понижение).

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) материальных запасов признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких материальных запасов, либо может быть учтено с помощью поправок.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Учет денежных обязательств.

При оформлении и учете кассовых операций учреждение руководствуется порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации с учетом следующих особенностей:

Прием в кассу наличных денежных средств производиться по бланкам строгой отчетности - квитанциям, ПКО, ККТ.

Выдача наличных денежных средств подотчет на хозяйственные нужды осуществляется на срок до 10 дней в размере, не превышающем 100000 руб. материально- ответственным лицам, утвержденным приказом руководителя, при отсутствии приказа, денежные средства выдаются руководителю подведомственного учреждения на основании заявления, утвержденного главой администрации.

Денежные документы: оплаченные талоны на ГСМ, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины учитываются на счете 1 201 35 000 «Денежные документы». Денежные документы хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача из кассы денежных документов оформляется Приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и Расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002). Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам. Учет операций с денежными документами ведется в Журнале по прочим операциям.

К бланкам строгой отчетности относятся:

Квитанционные книжки;

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним.

Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк на забалансовом счете 03 - «Бланки строгой отчетности».

Расчеты по доходам

Учреждение осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета. Порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета определяется в соответствии с законодательством России и иными нормативными документами. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета.

Поступившие доходы отражаются на счете 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции № 162н.

Поступление и начисление администрируемых доходов отражаются в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора доходов.

Расчеты с подотчетными лицами

Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа руководителя или

служебной записки, согласованной с руководителем. Выдача денежных средств под отчет

производится путем перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.

Способ выдачи денежных средств должен быть указан в служебной записке или приказе руководителя.

Выдача средств под отчет производится штатным сотрудникам, не имеющим задолженности за ранее полученные суммы, по которым наступил срок представления авансового отчета.

Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) устанавливается в размере 10 000 (Десять тысяч) руб.

В соответствии с п. 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У на основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена (но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Банка России.

Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), - 30 календарных дней (п.26

При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с Положением о порядке и условиях командирования, возмещения расходов, связанных со служебными командировками лиц, замещающих муниципальные должности. Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный Правительством РФ, производится при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам с разрешения руководителя учреждения, оформленного соответствующим приказом.

По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных

ценностей устанавливаются следующие:

В течение 10 календарных дней с момента получения;

В течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.

Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной

материальной ответственности.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе

кредиторов. Дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывать на финансовый результат по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.

На основания п.п. 339, 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения:

По истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;

По завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

При наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.

Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц - получателей социальных выплат.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Финансовый результат

Для учета финансового результата применяются следующие счета:

1.401.10. 000 «Доходы текущего финансового года»;

1.401.20.000 «Расходы текущего финансового года»;

1.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

На счетах «Финансовый результат» производится сопоставление начисленных доходов и начисленных расходов учреждения.

Учреждение не применяет счет 1.401.40.000 «Доходы будущих периодов».

Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат (прибыль) от деятельности учреждения, а дебетовый остаток - отрицательный результат (убыток).

В конце финансового года финансовый результат текущей деятельности учреждения закрывается на счет 1.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Забалансовые счета

01 «Арендованные основные средства»

На этом счете учитываются основные средства, принятые от сторонних организаций по договору в аренду, договору в безвозмездное пользование.

Аналитический учет по счету ведется по арендодателям по каждому объекту основных средств (по инвентарным номерам арендодателя) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые учреждением на ответственное хранение.

Аналитический учет материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения по договорным ценам или ценам приобретения.

На данном счете учитываются также сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах.

Аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения на Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

03 «Бланки строгой отчетности»

На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг - квитанционные книжки, бланки трудовых книжек и вкладыши к ним и т.п. Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.

Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности.

04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»

На этом счете учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента ее списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, полученные в погашение этой задолженности, списываются с этого счета и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

На этом счете учитываются ценные подарки и сувениры.

Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

08 «Путевки неоплаченные»

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

На этом счете учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.).

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего, даты получения, заводского номера.

17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения»

Счет предназначен для учета поступлений денежных средств на банковские счета учреждений в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, возврата указанных поступлений. Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке.

18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения»

Счет предназначен для учета выбытий денежных средств с банковских счетов учреждений в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также восстановления выбытий. Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке.

4. Технология обработки учетной информации

Обработка учетной информации ведется автоматизированно с применением

программного продукта АС «Смета» и АС «УРМ».

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

Система электронного документооборота с территориальным органом Казначейства России;

Передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в

Инспекцию Федеральной налоговой службы;

Передача отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в отделение Пенсионного фонда России;

Передача отчетности по страховым взносам в отделение Фонда социального страхования;

Размещение информации о закупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.

В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:

На сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы данных;

По итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись копии базы данных на внешний носитель - CD-диск, который хранится в сейфе главного бухгалтера;

По итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.

5. Первичные и сводные учетные документы, бюджетные регистры и правила

документооборота

Все документы по движению денежных средств принимаются к учету только при наличии подписи руководителя и главного бухгалтера.

При обработке учетной информации применяется автоматизированный учет по следующим блокам:

Автоматизированный бюджетный учет учреждения как у получателя бюджетных

средств, распорядителя бюджетных средств ведется с применением программы АС «УРМ», «СУФД», АС «Смета».

Свод месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета составляется с применением веб-клиента «Свод-Смарт»;

Свод годовой, квартальной бюджетной отчетности ГРБС - с применением программы АС «Свод-Смарт»;

Информационный обмен документами с межрегиональным операционным управлением Казначейства России осуществляется в системе удаленного финансового документооборота (СУФД онлайн) с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством на основании договора об обмене электронными документами.

Учреждение использует унифицированные формы первичных документов, перечисленные в приложении 1 к приказу № 52н. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы..

Порядок движения и обработки первичных учетных документов и отчетности регулируется графиком документооборота, приведенным в приложении 2.

Формирование регистров по приложению 3 к приказу № 52н бухгалтерского учета осуществляется в следующем порядке:

В регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа);

Журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;

Инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

Инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии;

Опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;

Книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий заполняются ежемесячно, в последний день месяца;

Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца;

Журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;

Другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное

не установлено законодательством РФ.

При обнаружении в регистрах учета ошибок сотрудники бухгалтерии анализируют ошибочные данные, вносят исправления в первичные документы и соответствующие базы данных. Исправления вносить с учетом следующих положений:

Доначисления или снятие начислений исправлять за счет доходов и расходов текущего года дополнительной бухгалтерской записью или способом «красное сторно»;

Восстановление в учете остатков прошлых лет применять счет 1.401.10.180

«Прочие доходы».

Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе и заверен собственноручной подписью. Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухгалтерского учета, утверждается отдельным распоряжением.

Учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерская (бюджетная) отчетность хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами ведения архивного дела, но не менее пяти лет.

Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, хранятся в электронном виде на съемных носителях информации в соответствии с порядком учета и хранения съемных носителей информации. При этом ведется журнал учета и движения электронных носителей. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью учреждения. Ведение и хранение журнала возлагается распоряжением главы на ответственного работника.

По требованию другого юридического или физического лица, государственного органа учреждение за свой счет изготавливает на бумажном носителе копии электронного

первичного учетного документа, электронного регистра. Копии электронных документов

на бумажном носителе заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.

6. Для налогового учета

Ведение налоговых регистров осуществляется в электронном виде и на бумажных носителях.

Ответственность за ведение налогового учета возлагается на руководителя и главного бухгалтера организации.

Бюджетные учреждения являются налогоплательщиком по следующим налогам:

Налог на прибыль организаций.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на имущество организаций.

Земельный налог.

Транспортный налог.

7. Изменение учетной политики

Учетная политика учреждения применяется с момента ее утверждения последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также существенных изменений условий деятельности учреждения.

Бухгалтерский учет - это строгая, структурированная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме, которая воплощается путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций.

Основа и рамки бухгалтерского учета лежат в разрабатываемой учетной политике . Существуют стандартные принципы ее организации, но каждый экономический субъект, устанавливающий в своей деятельности систему двойной записи, обязан составить собственный четкий и строго регламентированный документ об , чтобы он служил ориентиром и нормативом для документоведения.

Что это такое

В России законодательство о бухучете состоит из:

  • Закон о бухгалтерском учете №402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
  • Положения о бухгалтерском учете (ПБУ);
  • другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения — Письма и Постановления Минфина РФ;
  • внутренние документы хозяйствующих субъектов.

С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право , несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности.

Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем. Неразрывно с бухгалтерией трудовое право, поскольку данные о работниках занимают большую часть общего учета.

Каждая из перечисленных отраслей предусматривает связанные между друг другом меры ответственности при отсутствии на предприятии учетной политики. Руководитель экономического субъекта обязан утвердить внутренний акт о ней согласно ПБУ 1/2008 . Стандарт утвержден Министерством финансов России в 2008 году, последняя редакция датируется 2015 годом.

Положение ориентировано на юридических лиц, кроме кредитных учреждений, и устанавливает для них общие требования организации учетной политики. Также и в иных ПБУ содержатся дополнительные нормы в этой сфере, а Налоговый кодекс России дает четкие указания об учетной политике для целей налоговой работы.

В основном ПБУ учетной политикой называется комплекс способов ведения бухучета - группировки и обобщения сведений, стоимостной оценки и наблюдения.

Вариант организации такой политики зависит от главных приоритетов и принципов, при выборе которых необходимы комплексный подход и цель оптимизировать деятельность. Какие факторы нужно учитывать при этом выборе:

  • форма организации;
  • отрасль;
  • вид деятельности;
  • параметры внутренних сторон работы - экономической, финансовой, административно-управленческой, производственной;
  • масштабы;
  • особенности отделов бухгалтерии и менеджмента;
  • коммерческая политика.

К примеру, если предприятие стремится уменьшить налоговую нагрузку через оптимизацию налогообложения прибыли и имущества, то в учетной политике потребуются соответствующие бухгалтерские решения - амортизация с повышающими показателями, оценка ценностей по цене последнего выпуска или поставки.

Учет относится к бухгалтерии и регламентируется не только Налоговым кодексом и Письмами Минфина, но и 402 Законом о бухгалтерском учете.

Алгоритм действий:

  • составить план будущего учета - провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства;
  • «примерить» план на действующую систему учета - проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета;
  • фактическое применение плана - включение в учетную политику, создание новых регистров.

Необходимо сформировать документ учетной политики и утвердить его руководителя хозяйствующего субъекта.

Гласит, что учетную политику на предприятии должен разрабатывать главный бухгалтер, а при его отсутствии - другим ответственным лицом. Утверждение документа о политике вменено руководителю бизнеса.

Стандартный документ об УП состоит из двух разделов - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета. Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличий между двумя формами учета. Но допускается формирование и отдельных документов УП по каждой тематике.

Что нужно включить в локальный акт УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Что входит в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, и др. особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Разработанная учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия и начинает действовать с первого дня следующего года. Обычно приказ подписывают руководитель и главный бухгалтер.

Изменения на 2019 год

С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные — правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.

При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.

Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Составление приказа об утверждении учетной политики фирмы обычно происходит на стадии создания предприятия или его реорганизации. Этот документ является завершающей частью процесса формирования учетной политики и служит сигналом для начала ее применения.

ФАЙЛЫ

Что такое учетная политика

Учетной политикой называют ряд способов ведения и , применяемых на предприятии. Каждая организация вправе составлять собственную учетную политику, которая может зависеть от самых разных параметров. К числу влияющих на нее факторов относятся:

  • федеральные и местные законы и подзаконные акты;
  • виды налогообложения организации;
  • способ ведения хозяйственной деятельности и т.п.

Всего существует три вида учетной политики, закрепленных в законодательстве:

  1. учётная политика для бухгалтерских целей;
  2. учётная политика для налоговых целей;
  3. учётная политика для отчётности по международным стандартам.

Какие вопросы решает учетная политика

Перечень проблем, которые затрагиваются в учетной политике, весьма обширен.

Если речь идет о бухгалтерии, то тут и рабочие планы счетов, способы учета товаров и материалов, способы распределения доходов, шаблоны первичных документов и т.д.

Учетная политика в плане налогов также разнообразна по своему содержанию. Она определяет:

  • систему и структуру налогов, оплачиваемых организацией;
  • объекты налогообложения;
  • пути признания расходов и доходов для вычисления налога на прибыль;
  • способы начисления амортизации, определения стоимости производственно-материальных активов;
  • порядок исполнения налоговых обязательств и т.п.

Порядок принятия учетной политики

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.

Роль приказа

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Основание для приказа

Каждый издаваемый в организации приказ должен иметь обоснование и основание для выпуска. В данном случае, в качестве обоснования можно вписать необходимость совершенствования бухгалтерской и налоговой деятельности предприятия (пишется всегда после слов «В связи с…»), а в качестве основания дать ссылку на федеральные законы и акты.

Как сформировать приказ

С 2013 года использование унифицированных стандартных форм первичных кадровых и бухгалтерских документов отменено. Теперь любые приказы могут быть написаны в произвольном виде или, если в организации есть собственный шаблон документа – по его образцу.

При этом, в любом случае необходимо, чтобы приказ по своей структуре соответствовал определенным параметрам делопроизводства, а по содержанию включал в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата его составления и номер;
  • название компании, в которой он выпускается.

Затем идет основная часть:

  • описывается суть распоряжения, то есть фиксируется факт утверждения учетной политики, с указанием точной даты, с которой она вводится в действие;
  • дается ссылка на приложения к приказу — документы, которые, собственно и определяют основные положения учетной политики;
  • прописывается обязанность руководителей подразделений ознакомить с ней подчиненных.

В завершение в приказе следует назначить ответственных за его выполнение работников. Если администрация организации считает, что приказ нужно дополнить еще какой-то информацией, ее также следует внести в бланк отдельными пунктами.

Как оформить бланк

Оформляться приказ, утверждающий учетную политику фирмы, может также свободно: его допустимо писать на обычном чистом листе бумаги или на фирменном бланке компании, причем как на компьютере, так и в рукописном виде.

После того, как содержание приказа будет сформулировано, его надо отдать на подпись директору или его заместителю/представителю, обладающему (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных каким-либо методом, автографов недопустимо, т.е. подпись должна быть «живой»).

Кроме того, с приказом под роспись следует ознакомить и ответственных за его выполнение работников.

Удостоверять приказ при помощи штемпельных изделий (штампов и печатей) на сегодня необходимо только в одном случае - если это правило закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах организации.
Пишется приказ всегда в одном экземпляре, но при надобности можно сделать его дополнительные, заверенные надлежащим образом, копии. Составленный приказ нужно зарегистрировать в журнале учета распорядительной документации.

Можно ли вносить изменения

В приказ допустимо вносить какие-либо изменения, но только тогда, когда они не имеют кардинального характера и касаются лишь малой его части. Однозначно легализовать такие изменения призван . Если же требуется «глобальное» редактирование документа, лучше отменить ранее действующее распоряжение, утратившее свою актуальность, и выпустить новое.

Сколько времени и в каком порядке хранить документ

Любые приказы всегда должны лежать в строго отведенном месте, закрытом для доступа посторонних лиц. Длительность их хранения зависит либо от норм законодательства РФ, либо от положений внутренних нормативно-правовых актов компании.

С наступлением 2017 года в различных регламентирующих документах организации найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками. Основной регламентирующий документ для бухгалтера в организации – Учетная политика также нуждается в актуализации в связи с принятием новых законодательных норм.

Изменения в раздел об учете основных средств

С 01.01.2017 года обновляется Классификация основных средств по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 г. №640.

Поправки следующие:

  • утрачивает силу норма о том, что Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета;
  • классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции.

До внесения указанных изменений большинство организаций определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что для целей бухгалтерского учета организация должна руководствоваться п.20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду. В связи с указанной поправкой необходимо изменить формулировку в учетной политике. Необходимо указать, что срок полезного использования определяется согласно ПБУ. Для сближения налогового и бухгалтерского учета, организация может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию при определении срока полезного использования основного средства в бухучете. Основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Однако это не следует указывать в учетной политике. У организации должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В некоторых организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в некоторых - один бухгалтер. Данный порядок необходимо отразить в учетной политике.

Изменения в раздел о порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Согласно ст. 266 НК РФ организация в налоговом учете вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

С 01.01.2017 года организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму большую, чем в 2016 году. (изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ).

С 2017 года действует норма, согласно которой, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года выбора у организации не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. В этой связи, организации, формирующие в налоговом учете резерв, должны внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.

При этом, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства. То есть если у организации есть кредиторская и дебиторская задолженность в расчетах с одним контрагентом, то в налоговом учете резерв сомнительной задолженности можно создавать в размере не большем, чем разница между дебиторской и кредиторской задолженностями, а не на всю сумму дебиторской задолженности, как было раньше.

Изменения в раздел о порядке учета убытков в целях налогового учета

Для целей налогового учета в 2017 году изменился порядок списания убытков и формирования резервов. Так, в силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 статьи. Названной нормой определено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Ранее можно было уменьшать налоговую базу на полную сумму убытка.

Если в учетной политике организации прописан порядок учета убытков, то необходимо внести изменения в этот раздел.

Изменения в раздел об учете страховых взносов

В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС России организациям необходимо в учетной политике утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателя обязывает п. 4 ст. 431 НК РФ.

В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 г. №АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не утвердило новую форму карточки на 2017 год. ФНС РФ оставляет право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр.

Необходимо утвердить форму налогового регистра по учету страховых взносов в учетной политике, издав приказ по организации, а за основу можно взять карточку, использовавшуюся в 2016 году. Следует учесть, что ФНС вправе запросить указанные карточки при проведении проверки, а за их отсутствие организация может быть оштрафована в размере 200 руб. за каждую карточку, согласно ст. 126 НК РФ.

Дополнения в учетную политику о порядке ведения раздельного учета при оказании интернет-услуг иностранцам

С 01.01.2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ от 03.07.2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Данный закон регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 01.01.2017 г. в ст. 148 НК РФ появилось указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя, а сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.

Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российская организация по таким операциям вправе не начислять и не уплачивать НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом необходимо вести раздельный учет по НДС.

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.

При этом организация вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В таком случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.

В налоговой учетной политике нужно закрепить:

  • порядок ведения раздельного учета НДС;
  • применяет ли организация правило 5%, и, если применяет, то отразить и порядок определения совокупных расходов (письмо ФНС России от 22.03.2011 г. №КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

Изменения в учетную политику для субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. №64н (вступил в силу с 20.06.2016 г.) внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.

Право на упрощение бухгалтерского учета имеют субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Необходимо отметить, что согласно пп.1 п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту. Таким образом, если организация относится к СМП в силу Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но подлежит обязательному аудиту в силу Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

При этом поправки, внесенные в ПБУ Приказом №64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:

  1. в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25
    • указанные СМП вправе оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. До внесения поправок, организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
    • микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иные организации вправе признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ;
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;
    • организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (до внесения поправок, МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Исключений из данной нормы для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, не было);
  2. 2. в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесен дополнительный пункт 8.1, а также дополнен пункт 19:

    Организации могут определять первоначальную стоимость основных средств:

    • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;

      Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

      До внесения указанных поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01).

    • организации вправе начислять амортизацию:

      По ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

      По производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету.

      Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.).

  3. в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в пункт 14 внесена дополнительная норма, позволяющая организациям списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Ранее срок списания расходов по НИОКР определялся организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
  4. в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» дополнено пунктом 3.1, позволяющим признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn