Патриции и не патриции. Патриции в риме К какому древнему государству относятся патриции

Главная / Учет

Патрициям принадлежало исключительное право занимать все правительственные должности (магистратуры); они одни могли быть и жрецами. Таким образом они командовали войсками, правили государством, были судьями, совершали служение богам. Знание правил, по которым совершаются ауспиции, было привилегиею патрициев и придавало им священный авторитет. Только они подробно знали обычное право, потому плебеи во всех процессах совершенно зависели от них. Они занимались военными упражнениями; правила военного искусства передавались в их семействах от поколения к поколению, потому они одни были способны командовать войсками, и по закону одни имели право на это; они превосходили плебеев и образованностью, и знанием общественных дел, и уменьем говорить в многочисленных собраниях; потому естественно было, что они имели преобладание в государстве. Прибавим, что они были богаче плебеев, как землевладельцы, что кроме своих земель они имели в пользованы общественные земли; прибавим к этому гордость знатностью происхождения, силу, какую дает замкнутая организация сословия, все члены которого соединены общими интересами; прибавим, что патриции были уважаемы, как представители старинного римского быта, хранители преданий, наследники славных предков, и мы легко поймем то, что они совершенно владычествовали в государстве более столетия по основании республики. Переворот оставил неприкосновенным то общественное устройство, какое было создано законами, приписываемыми Сервию Туллию; но фактически управление государством перешло, при строгом соблюдении законных форм, исключительно в руки патрициев.

Национальные и сословные собрания

Патриции образовали большинство в общих национальных собраниях по центуриям , где, на основании предварительных решений сената (сенатусконсультов), все граждане, обязанные служить в войске, избирали консулов, других сановников и постановляли законы; по распределению числа центурий между имущественными классами, богатое сословие имело большинство голосов; а в богатом сословии преобладали патриции; потому, когда они были согласны между собою, они решали в центуриальных комициях все вопросы как хотели; но и в тех случаях, когда, по разногласию между центуриями богатого класса, решение зависело от центурий следующих классов, патриции все‑таки сохраняли ту выгоду, что сановниками могли быть назначаемы только члены их сословия. Притом сановники, созывавшие народ в центуриальные комиции и управлявшие их совещаниями, имели очень широкие права, так что легко могли отвратить всякое решение, несогласное с интересами господствующего сословия. Кажется, что патриции пользовались огромным влиянием и в собраниях народа по куриям, вручавших своим решением (так называемым lex curiata de imperio) правительственную власть сановникам, избранным в центуриальных комициях. Владычеству сословия патрициев была выгодна краткость срока, на который избирались сановники, хотя государственным делам и ходу войны она часто вредила. Были комиции, в которых богатство не давало никакого перевеса, все голоса имели одинаковую важность; это были собрания плебеев по трибам; но патриции старались приобретать в них большинство, посылая в них массу людей, преданных интересам знатных фамилий. Итак, устройство римского государства было аристократическое, но в аристократических учреждениях лежали зародыши, из которых в последствии времени развились демократическое устройство, равноправность всех граждан и свобода их. Верховная власть принадлежала собранно центурий; оно избирало сановников, установляло законы; оно в последней инстанции решало дела о жизни и смерти граждан. Закон, принятый в первый год республики по предложению Валерия Попликолы, дал каждому осужденному на казнь или на тяжелый имущественный штраф, право апеллировать к собранию народа по центуриям (право провокации). Итак, собрание центурий было источником всякой власти. В этом его праве, еще не развившемся в первые времена республики и стесненном тогда многими ограничениями, лежал зародыш, из которого развились демократическое правление и свобода.

Характер патрициев

Мы будем видеть, что патриции упорно защищали свои привилегии, старались по возможности увеличивать их, выказывали эгоизм, сословное высокомерие, часто и безжалостность, стремились отнять, у плебеев права, приобретенные тяжелой борьбой, противились, упорно и надменно всем их требованиям; увидим, что молодые патриции пытались разгонять собрания плебеев, издевались над ними, пытались мешать законной деятельности трибунов; но нельзя промолчать о хороших качествах сословия патрициев: оно верно охраняло государство, защищало родную землю и ни при каких бедствиях не утрачивало веру в спасение отечества; патриции отличались военным искусством и храбростью, гражданскими доблестями, честностью, строгой нравственностью и простотою образа жизни, во многих случаях проявляли возвышенность духа и всегда выказывали себя людьми твердыми, мужественными.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова патриции

патриции в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

патриции

ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater - отец) в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия.

Большой юридический словарь

патриции

(лат. patricii, от pater - отец) - в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую часть общинных земель. По одной из версий П. изначально представляли собой коренное население на территории будущего города. После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к началу III в. до н.э.) верхушка: П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет (см. Нобили).

Патриции

(лат. patricii, от pater ≈ отец), в Древнем Риме первоначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей ≈ родовая аристократия. С конца 6 в. до н. э., в период формирования классового общества и государства, П. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus). После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к началу 3 в. до н. э.) верхушка П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет . В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций.

Лит.: см. при ст. Плебеи.

Википедия

Патриции

Патри́ций или (лат. patricius, от - отец).

  1. В Древнем Риме - лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
  2. В средние века в германских городах - лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.

Примеры употребления слова патриции в литературе.

Комната Патриции Мишель выходит из ванной комнаты, легонько массируя щеки -- он только что побрился.

Когда она кидает ему куртку, из нее прямо к ногам Патриции выпадает какой-то предмет.

Мишель залезает в карман курточки, висящей на спинке стула, дает Патриции мелочь.

В кадре появляются мужские ноги, затем ноги Патриции , мы узнаем их по краю ее полосатого платья.

Крупный план Патриции , она стоит, левой рукой скрывая часть лица, медленно отнимает руку, смотрит вниз.

Внезапно под крик Патриции он взлетел под потолок, качнулся, словно парящий маятник, и с размаху врезался в деревянную стену.

Мы знали об этом, но из-за Патриции и Аллена принимали ее такой, какой она была.

Он старался не смотреть на обуглившуюся голову некогда красивой Патриции Маккарлик.

Если это нам не поможет, у меня будет такой же непривлекательный вид, как у Патриции и остальных членов тайной организации.

Помните, когда мы шли к Патриции Маккарлик, я сказал вам, что ваша идея станет единственным адекватным решением наших проблем.

Среди этих ста тысяч зрителей восседали на лучших местах матроны, патриции , всадники, откупщики, менялы, богатые иностранцы, которые приезжали со всех концов Италии и стекались со всего света в Вечный город.

Здесь вперемежку толпились патриции и плебеи, ораторы и деловой люд, горожане и торговцы, которые стояли маленькими группами и обсуждали свои дела.

Не плебеи, а завистливые патриции , которым не под силу с ним тягаться.

Само собой разумеется, что сюда же приходили и молодые щеголи - патриции и всадники - полюбоваться прекрасными дочерьми Квирина.

Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

  • В средние века в европейских городах - лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.
  • Античная эпоха

    В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

    После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса , слившись, образовали нобилитет .

    Средневековая Европа

    См. также

    Литература

    • Патриции // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов
    • Патрициат / А. П. Черных // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

    Патриции

    Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел за­конных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и за­конными родственными связями являются только связи по отцу. Действи­тельно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархаль­ного типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) име­ли общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

    У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требо­вавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетель­ствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего со­хранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находи­лось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.

    Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить сле­ды общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохра­нились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные спо­собы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

    Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три три­бы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три пле­менных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном рим­ском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образо­ваний - латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских пле­мен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).

    Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия - на десять ро­дов, каждый род - на десять семейств. Таким образом, всего было 30 ку­рий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотноше­ние заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных це­лей.

    Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели террито­риальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).

    Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии припи­сывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридца­ти, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал кури­ям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ со­держится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых - из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и на­звали одну Рамны - в честь Ромула, вторую - Татии, в честь Татия, а третью - Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользу­ясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» ). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищен­ных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуют­ся по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).

    Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

    Патриции и плебеи Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.Патриции полагали, что лишь их можно

    Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

    Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

    Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

    Сословия, патриции и знать Важная - возможно, самая важная - черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

    Из книги Повседневная жизнь в Венеции во времена Гольдони автора Декруазетт Франсуаза

    «Трепещите, неправедные патриции!» «Роскошь, разврат и испорченные нравы» - пессимизм Нани был обоснован. В Венеции шла крупная игра, и не только в загородных домах. Играли в казини, играли в ридотти. Играли даже на баржах. Так, в юности, плывя на лодке в Феррару, Гольдони

    Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

    Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

    Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

    Патриции Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто

    Говоря о раннем периоде римской истории, что ещё хотелось бы сказать. Надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями , об этом я уже говорил. Итак, патриции -аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с Ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. И плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. И вот возникает конфликт. Рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. Они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. Как я уже говорил, реформа Сербия Туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях.

    Впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. Как они их выбивали? В частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. Сецессия значит «Уход». В момент опасности, когда Риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте Рим без нас. И уходили из Рима на Священную гору. Это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на Священную гору под Римом. И патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. Представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. И рот отказался подчиняться желудку. В результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. Эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. В результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав.

    Фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в Риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в истории Рима законов Двенадцати таблиц. Когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. А запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. Поэтому законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). Так вот законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе.

    Важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. Народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. И кроме того он имел право вето. Вето значит «запрещаю». Он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. Итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – очень важное должностное лицо в Риме, имеющее право вето. Впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в Риме.

    Но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. Само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. Они в основном занимались финансами в Риме. То есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. Самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю.

    Вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции.

    © 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn