Противоречивый дитрих бонхоффер. Смотреть что такое "Бонхёффер, Дитрих" в других словарях

Главная / Юридические лица

Последняя проповедь

8 апреля 1945 года, в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхеффера провести богослужение. Он читал из 53 главы пророка Исайи: «.. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»... В камеру вошли двое гестаповцев в штатском и приказали пастору следовать за ними. Бонхеффер знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: «Это не конец, это начало новой жизни».

Дитрих Бонхеффер еще в юности мечтал научиться верить. То что, Дитрих в 17 лет решил посвятить себя изучению теологии, было большой неожиданностью для его семьи, в которой, хотя и относились уважительно к церковной традиции, но в церковь не ходили. Через четыре года Дитрих защищает диплом в Берлинском университете. Затем, после нескольких лет учебы и служения за границей, он возвращается в Германию и становится пастором, а также преподает систематическую теологию в Берлинском университете. Дитриха более всего волновали не отвлеченные богословские рассуждения, а этические вопросы, которые возникают у верующих людей. Как поступать в случае, если и то и другое решение можно обосновать Писанием? В каких случаях надо смиряться, а когда открыто противостоять злу? Он всегда был честен перед собой и не боялся ставить острые вопросы. А в это время над Германией сгущались тучи фашизма, и его вере предстояло подвергнуться тяжелым испытаниям.

Когда Дитриху Бонхефферу было 27 лет, к власти пришел Гитлер. Он говорил «Немцы! Вы избранный народ, все народы придут и поклонятся вашему величию, а те, кто не придет, познают нашу силу и наше оружие». Немецкий народ принял Гитлера как мессию, «спасителя Германии». Церковь тоже признала его власть. А как же иначе? Не сказано ли в Писании: «… всякая власть от Бога»? Скоро над церквями появились нацистские стяги, а в католических классах рядом с распятием повесили портреты Гитлера. Фюрер не сомневался, что он легко подчинит себе церковь. Ватикан к тому времени был настолько политизирован, что заключить с ним соглашение было проще простого, ну а о германских протестантах Гитлер говорил: «Они предадут кого угодно, лишь бы не лишаться своих убогих приходов и зарплат». Хотя в глазах народа Гитлер старался выглядеть верующим человеком, во время своих выступлений нередко размахивал потрепанной Библией и утверждал, что является истинным католиком, в разговорях со священнослужителями он не скрывал своих планов относительно будущего церкви. «Христианство исчезнет в Германии так же, как это произошло и в России, – заявлял Гитлер. – Германская раса существовала за тысячу лет до Христа, и в будущем мы прекрасно обойдемся без христианства. Церковь не должна мешать нам, иначе она просто останется за бортом истории». Один из крупных нацистских чинов на съезде «Немецких христиан» (объединение христиан, лояльных фюреру) призывал слушателей «..освободиться от Ветхого завета с его еврейской моралью и всеми этими историями про торговцев скотом» Из Нового завета следовало вычистить «негероическую» теологию апостола Павла, страдающего «комплексом неполноценности», а место униженного раба должен был занять непобедимый и гордый герой Иисус. Да и он не должен затмевать образ великого фюрера, который ведет свой народ в «тысячелетнее царство», рай на земле.

Нам сейчас все это кажется диким, но тогда лишь немногие пасторы смогли противостоять идеям нацистов, да и их тут же лишали прихода и всех возможностей для заработка, а если и это не помогало, арестовывали, отправляли в тюрьмы и концлагеря. Эти люди, среди которых был и Дитрих Бонхеффер, основали «Исповедническую церковь», полностью осудив фашизм и тех христиан, которые его поддерживали. Тем, кто пытался сохранить свой приход путем компромисса с властями, Дитрих говорил: «Кто удаляется от исповеднической церкви, тот удаляется от спасения».
В 1935 году Бонхеффер становится директором небольшой семинарии Исповеднической церкви, занимающейся подготовкой пасторов. Его лишили права преподавания, уволили из университета и запретили проповедовать. Когда и это не помогло, нацисты закрыли семинарию. Но за два года движение окрепло, а семинария выпустила больше сотни пасторов, многие из которых позже погибли в концлагерях.

Именно в это время Бонхеффер решил присоединиться к заговорщикам, которые собирались свергнуть Гитлера. Муж его сестры Ганс фон Донаньи, личный помощник рейхсминистра юстиции, тесно связанный с адмиралом Канарисом, "записал" Дитриха в агенты Абвера. Это освободило Бонхёффера от надзора Гестапо и от призыва в армию, а также дало ему возможность выезжать за границу. По легенде, он собирал развединформацию. На деле же – активно способствовал подготовке заговора по свержению Гитлера. Именно в это время был написан его главный, но незаконченный труд "Этика". Он обвинял церковь в пассивности в борьбе со злом: "Церковь виновна в гибели самых немощных и беззащитных... Попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения... Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер - это антихрист".

В 1939 году Бонхеффер ненадолго уезжает в Нью-Йорк. В Европе начинается Вторая мировая война. Друзья советуют ему не возвращаться, предлагают работу в теологическом университете, в котором он когда-то стажировался. Но Бонхеффер смотрел в будущее. Он писал своим друзьям: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени..."

В 1943 году непокорный пастор был арестован. Тюрьма не сломила его – он беспокоился только о родных и невесте, с которой был помолвлен за два месяца до ареста. Будучи в тюрьме, он не переставал работать. Он просил родных передавать ему книги, много читал и продолжал писать. Окруженный горем и отчаянием он размышлял о том, как принести Евангелие безбожному, «совершеннолетнему» миру, не нуждающемуся в Боге и религии, как отделить христианство от «религиозной шелухи» и сделать его доступным людям. Из многочисленных заметок и писем, написанных им в тюрьме, его друзья впоследствии составили сборник «Сопротивление и покорность», который оказал огромное влияние на протестантскую теологию ХХ века.

Два года провел Бонхеффер в тюрьме. Войска союзников все ближе подходили к Германии, даря надежду ему и другим узникам. Но неудавшееся покушение на Гитлера в 1944 году подтолкнуло судебные механизмы, и в апреле 1945 года поступил приказ уничтожить нескольких активных участников заговора. Среди них был и Бонхеффер.

Через 10 лет после его смерти бывший врач концлагеря Флоссенбург написал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки... я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице... За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу"...

Через двадцать дней Гитлер покончит жизнь самоубийством. Бог не благоволит к тем, кто ставит себя выше Христа и покушается на Его церковь. А Церковь Германии существует и поныне, и среди ее мучеников одно из славных мест занимает пастор Дитрих Бонхеффер – человек, который был верным до смерти.

(39 лет)

Семья и образование [ | ]

Родился в протестантской семье врача-невропатолога Карла Бонхёффера, в которой был шестым из восьми детей. Окончил гимназию (), изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина , ученик либеральных богословов Адольфа фон Гарнака , Рейнгольда Зееберга ; значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт . В защитил дипломную работу, посвящённую философскому и догматическому исследованию фундаментальных категорий церковной социологии (Sanktorum communio). Доктор теологии ( ; тема диссертации: «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии»).

Пастор [ | ]

Заключение и казнь [ | ]

Память о Бонхёффере [ | ]

В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд приходских церквей названы в его память (Dietrich-Bonhoeffer-Kirche).

В память о Бонхёффере в Германии выпущена почтовая марка. Бонхёфферу посвящено одно из сочинений Оскара Готлиба Бларра ().

В 2006 году широко отмечалось столетие со дня рождения Бонхёффера. По словам главы Евангелической лютеранской церкви Германии епископа (одного из редакторов полного собрания сочинений Бонхёффера), «он - святой, в протестантском значении этого слова».

Научные труды [ | ]

Примечания [ | ]

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.
Дитрих Бонхёффер
Дата рождения 4 февраля (1906-02-04 ) […]
Место рождения
Дата смерти 9 апреля (1945-04-09 ) […] (39 лет)
Место смерти
  • Флоссенбюрг , Германия
Страна
Место работы
  • Берлинский университет
Альма-матер
  • Нью-Йоркская объединённая теологическая семинария
  • Берлинский университет ( )
  • Тюбингенский университет
Награды и премии
Сайт dbonhoeffer.org
Цитаты в Викицитатнике
Дитрих Бонхёффер на Викискладе

Семья и образование

Родился в протестантской семье врача-невропатолога Карла Бонхёффера, в которой был шестым из восьми детей. Окончил гимназию (), изучал теологию в университетах Тюбингена и Берлина , ученик либеральных богословов Адольфа фон Гарнака , Рейнгольда Зееберга ; значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт . В защитил дипломную работу, посвящённую философскому и догматическому исследованию фундаментальных категорий церковной социологии (Sanktorum communio). Доктор теологии ( ; тема диссертации: «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии»).

Пастор

Заключение и казнь

Память о Бонхёффере

В настоящее время Дитрих Бонхёффер является символом лютеранского мученичества в XX столетии. Его статуя, в числе изображений десяти христианских мучеников этого времени, помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд приходских церквей названы в его память (Dietrich-Bonhoeffer-Kirche).

В память о Бонхёффере в Германии выпущена почтовая марка. Бонхёфферу посвящено одно из сочинений Оскара Готлиба Бларра ().

В 2006 году широко отмечалось столетие со дня рождения Бонхёффера. По словам главы Евангелической лютеранской церкви Германии епископа Вольфганга Хубера (одного из редакторов полного собрания сочинений Бонхёффера), «он - святой, в протестантском значении этого слова».

Научные труды

  • Sanctorum communio (1927)
  • Акт и бытие (Akt und Sein, 1930)
  • Хождение вслед (Nachfolge, 1934)
  • Жизнь сообща (Gemeinsames Leben, 1938)
  • Этика (Ethik, 1949)
  • Сопротивление и покорность (Widerstand und Ergebung, 1951)
  • Бонхёффер, Д. Следуя Христу. - М: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.
  • Бонхёффер, Д. Сопротивление и покорность / Пер. с нем. А. Б. Григорьева.; вступ. ст. Е. В. Барабанова. - М.: Прогресс, 1994.
  • Бонхёффер, Д. Хождение вслед / Пер. с нем. Г. М. Дашевского . - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т , 2002. - C. 226. ISBN 5-7281-0382-0 .
  • Бонхёффер, Д. Жизнь в христианском общении / Пер. П. Ласточкина и Г. Ивановой; ред. М. Козлова.
  • Бонхёффер, Д. Псалтирь - библейский молитвенник; О душепопечении / Пер. с нем. А. Лейциной, Р. Штубеницкой. - М.: Нарния, 2006.
  • Бонхёффер, Д. Сопротивление и покорность (Письма и заметки из тюремной камеры) // Вопросы философии . - 1989. - № 10. - С. 114-167. ; № 11. - С. 90-162.
  • Бонхёффер, Д. Пища для ума (Фрагменты из тюремных писем) // Здравый смысл . - 2001. - № 17.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.

Он заглянул в лицо величайшему злу ХХ века и одним из первых понял, какая страшная судьба ждет мир после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Знаменитый немецкий богослов, определивший развитие всей христианской мысли ХХ века в послевоенном мире, всей своей жизнью показал, что значит следовать за Иисусом.

В то время как вождь нацистов соблазнял немецкий народ, запугивал континент и пытался уничтожить всех евреев Европы, небольшая группа диссидентов пыталась разрушить Третий Рейх изнутри. Среди них был Дитрих Бонхёффер.

Он действовал решительно, отважно и безоглядно, видя в заговоре против Гитлера исполнение воли Бога. В самое трудное и опасное время Бонхёффер вернулся из США в Германию, чтобы противостоять злу в атмосфере всеобщего безумия. Здесь, следуя зову своего сердца, он стал агентом абвера, органа военной разведки и контрразведки нацистской Германии.

После раскрытия заговора Дитрих Бонхёффер был казнен гестапо за считанные дни до конца войны.

***

Дитрих родился 4 февраля 1906 года в Бреслау в многодетной немецкой семье известного врача-психиатра и преподавателя университета Карла Бонхёффера. Родители и предки Дитриха принадлежали к немецкой аристократии. С ранней юности Дитрих прекрасно музицировал, знал иностранные языки.

В семнадцать лет Бонхёффер говорит учителю и всему классу: "Хочу заниматься богословием, чтобы быть пастором!" Позднее он вспоминал: "Момент этот был поистине наполнен радостью. Стены класса отодвигались в бесконечность. Случилось что-то необыкновенное: я торжественно предстоял перед своим классом, а главное - перед своим Богом".

Годы христианской учебы: поездки в Рим, Америку, Англию. Путь возрастания во Христе. Минуты сомнений, противоречий, непонимания, печали, одиночества. А потом - освещающий разум, и душу наполняет небесный свет Христа. Вот слова, написанные впоследствии: "...Когда полностью откажешься от претензий стать кем-то - святым или грешником, проповедником или учетчиком добрых дел, больным или здоровым; когда пройдешь через множество успехов и поражений, только когда отдаёшь себя в руки Богу, принимаешь в глубину себя страдания Бога в этом мире, а не свои собственные страдания, только тогда пребываешь с Христом в Гефсимании. В этом, на мой взгляд, и состоит вера. Только так и становишься человеком и христианином".
Молодой, высокообразованный пастор пользуется уважением и любовью своих многочисленных друзей, верующих и неверующих. Его служение становится путём неустанного приближения ко Христу.

Но в истории Германии наступает трагический период - нацизм. В это безумное время человеческой деградации очень немногие в стране находят в себе силы и мужество стать в оппозицию к беспощадному режиму. Дитрих Бонхёффер, черпая силы в Создателе и Спасителе, эти силы находит. Позже он так вспоминал об этом:

"Я оказался в положении радикальной и непостижимой оппозиции не только ко всем моим друзьям; мои нелицеприятные оценки происходящего, и людей, руководящих этими событиями, приводили меня к всё большей изоляции к большинству членов заколдованного общества".
У гитлеровцев было свое отношение к христианству. Большевики в России убивали верующих за то, что они - классовые, идейные враги. Нацисты попытались трансформировать христианство в свою пользу, пытаясь совместить его с мистикой и оккультизмом. Свастика Гитлера должна была заменить крест Христов.

Дитриху Бонхёфферу было 27 лет, когда к власти пришел Гитлер. Немецкий народ принял Гитлера как "спасителя Германии". Скоро над церквями появились нацистские стяги, а в католических классах рядом с распятием повесили портреты Гитлера.

За указаниями Гитлера евреи не могли больше быть пасторами. Каждый служитель должен был подписать документ на личную преданность фюреру. Тогда лишь немногие пасторы смогли противостоять идеям нацистов. Их тут же лишали прихода и всех возможностей для заработка, а если и это не помогало, арестовывали, отправляли в тюрьмы и концлагеря. Эти люди, среди которых был и Дитрих Бонхёффер, основали "Исповедническую церковь", полностью осудив фашизм и так называемых христиан, которые его поддерживали. Да, если бы только христиане могли увидеть в преследованиях евреев страдания Самого Мессии...

1935 году Бонхёффер становится директором небольшой семинарии Исповеднической церкви, занимающейся подготовкой пасторов. Его лишили права преподавания, уволили из университета и запретили проповедывать. Наконец нацисты закрыли семинарию. Но за два года движение окрепло, а семинария выпустила больше сотни пасторов, многие из которых позже погибли в концлагерях.

В 1939 году Дитрих посетил Лондон, а затем Нью-Йорк, где ему было предложено заняться преподавательской деятельностью. Однако, несмотря на начало Второй мировой войны, Бонхёффер отклоняет предложение остаться в Америке и возвращается на родину. Он так объяснял свою позицию: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе со своим народом, вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени".

В 1942 году он пишет: "Мы были свидетелями множества злых дел, мы насмотрелись всего на свете, мы обучились искусству притворства. Хватит ли у нас внутренней силы сопротивляться тому, что нам предписывается совершать?!"

В апреле 1943 Дитрих Бонхёффер был арестован, обвинён в "подрыве вооружённых сил", в участии в переправке четырнадцати евреев в Швейцарию, и помещён в тюрьму Тегель. Узы не сломили его - он беспокоился только о родных и невесте, с которой был помолвлен за два месяца до ареста. Будучи в тюрьме, он не переставал работать - просил родных передавать ему книги, много читал и продолжал писать. Окруженный горем и отчаянием, он размышлял о том, как принести Евангелие безбожному, "совершеннолетнему" миру, не нуждающемуся в Боге и религии, как отделить христианство от "религиозной шелухи" и сделать его доступным людям.

Для Дитриха начинается последний подъём на его Голгофу. Его поведение в тюрьме стало подвигом, длившимся два года. Вот что рассказывал о нем бывший с ним в лагере "Флоссенбург" пленный английский офицер Бест: "Душа его воистину светилась в темном отчаянии нашего заключения. Всегда он являл собою само смирение и кротость, всегда излучал атмосферу счастья, радости, благодарности уже за одно то, что живет. Он был одним из тех немногих людей, для которых Бог реален и близок".

20 июля 1944 года Дитрих был переведён в тюрьму гестапо на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, в феврале 1945 - в концлагерь "Бухенвальд", а в начале апреля в концлагерь "Флоссенбург" (Бавария). В тюрьмах и лагерях сохранял присутствие духа и мужество, не давал окружающим предаться отчаянию, читал Библию, писал стихи, в которых отвечал на мученические вопросы своего времени.

8 апреля 1945 года, в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхёффера провести богослужение. Оно стало последним в его жизни. Он читал из 53 главы пророка Исайи о Христе: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих"... За Бонхёффером пришли двое гестаповцев и приказали пастору следовать за ними. Дитрих знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: "Это не конец, это начало новой жизни".

Путь следования Христу завершался... Вместо римских легионеров перед Бонхёффером стояли агенты гестапо. Вот что вспоминал в своих записках врач концлагеря "Флоссенбург" Филипп фон Хассен, видевший, как умирал Бонхёффер: "Через приоткрытую дверь камеры я увидел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И потом, на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице. За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей вере и преданности Богу".

Ранним утром 9 апреля 1945 года в концлагере "Флоссенбург" был оглашен смертный приговор участникам заговора против Гитлера: адмиралу Канарису, генерал-майору Остеру и пастору Бонхёфферу. До окончания войны оставалось чуть больше месяца.

Через двадцать дней Гитлер покончит жизнь самоубийством. Бог не благоволит к тем, кто ставит себя выше Христа и покушается на Его Церковь. Церковь Германии существует и поныне, и среди ее мучеников одно из славных мест занимает пастор Дитрих Бонхёффер - человек, который был верным Богу до смерти.

Сегодня имя Бонхёффера официально признано и вызывает благодарение Богу в сердцах многочисленных христиан, которых вдохновляет его жизнь и вера. Британский журналист Малькольм Маггридж писал о нем: "Оглядываясь сегодня в прошлое, видишь, что жива память о человеке, который умер не во славу свободы и демократии, не ради стабильного роста национального валового дохода, не ради каких-то противоречивых идей и целей XX века, а во имя креста, на котором 2000 лет назад умер Христос".

Что ж, Бонхёффер сполна оплатил свой путь следования за Учителем. Подобно большинству первых учеников Христа, в конце пути он принял мученическую смерть.

"Кто я?" - спрашивал себя Дитрих Бонхёффер в своих стихах, написанных в концлагере, и отвечал: "Неважно, кто я. Главное, что я принадлежу Богу".

Наша эпоха характеризуется поиском, боязливым ощупыванием и вопрошанием о божественных вещах. Над нашим временем нависло великое одиночество, такое одиночество, какое существует только там, где правит богооставленность... Но растет страстное ожидание того, что однажды вернется время, когда Бог будет обитать вместе с людьми, когда Бога можно будет найти.

Жажда соприкосновения с божественными вещами наполняет людей, она обладает огромной силой и ищет своего удовлетворения. И в наше время предлагается множество панацей, которые сулят радикальное удовлетворение этой жажды, и к ним тянутся тысячи жадных рук.

Дитрих Бонхёффер - Книги - Проповеди - Письма - Размышления

Что же давало Бонхёфферу силы исповедовать христианство и наряду с занятиями теологией и пасторскими заботами верить в будущее взрослого свободного от религии человека? В эпоху апокалиптического саморазрушения всех основ культуры, этики, гуманистических ценностей, межличностных связей, наконец, самой человечности человека - на что он опирался, чем руководствовался, когда говорил, что нельзя «охаивать» человека за его мирскую сущность, что нужно отказаться от всех «поповских уловок» и не усматривать предтеч Бога в психотерапевтах или философах-экзистенциалистах (ибо Иисус призывал не к культивированию болезней, а к здоровью, не к новой религии, а к новой жизни), что совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего и именно потому ближе к Богу?

Дитрих Бонхёффер - Псалтирь - библейский молитвенник - О душепопечении

Пер. с нем.: А. Лейцина. О душепопечении: нелегальные лекции в Финкенвальде (1935 - 1937)

Пер. с нем.: Р. Штубеницкая. - М.: Центр «Нарния», 2006. - 192 с.

ISBN 5-901975-29-6

Пер. с нем.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1994

У всего нашего теперешнего «христианства» будет выбита почва из-под ног, и нам останется довольствоваться в «религии» лишь несколькими «последними рыцарями» да еще кучкой интеллектуально нечестных людей. Неужели они и есть немногие «избранные»? Должны ли мы со всем пылом, раздражением или возмущением обрушиться именно на эту сомнительную группу людей, пытаясь сбыть им наш залежалый товар? Неужели мы набросимся на нескольких несчастных в минуту их слабости, чтобы, так сказать, «религиозно» изнасиловать их?

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn