Светицховели в альтернативной науке. Собор Светицховели- центр Христианской Грузии: тайна Хитона Христова Светицховели - главный православный храм Грузии

Главная / Свет

Одним из главных храмов Грузии считается собор Светицховели в древней Мцхете. Светицховели в переводе с грузинского обозначает «Животворящий столп». Почему собор назвали так? Есть две версии.

Древнее предание гласит, что в далеком IV веке там, где сейчас возвышается храм, стояла маленькая церковь Святой Сидонии. Эта церковь была разрушена. Ее много раз пытались восстановить, но это никому не удавалось. Снова и снова начинались работы, но что-то каждый раз шло не так.

Это продолжалось до тех пор, пока в XI веке на могиле Святой Сидонии не выросло кедровое дерево. Именно оно и стало первым столпом нового храма. Строительство наконец-то было успешно завершено — казалось, само небо пришло на помощь людям. Так, опираясь на фундамент веры и традиций, великий храм стоит до сих пор и носит имя «Светицховели».

Храм находится в курортной зоне. Поэтому с легкостью можно совместить исследование истории и .

Легенды храма Светицховели

Другая легенда говорит, что один из солдат, бывший свидетелем распятия Христа, привез домой Хитон Христа. Сестра этого солдата Сидония была христианкой. Прикоснувшись к Хитону, сестра скончалась. И похоронили ее вместе с Хитоном, ибо так крепко она сжимала святыню, что разжать ее руки было невозможно. На могиле выросло кедровое дерево.

Царь Мириан был первым христианским государем Грузии. Он решил воздвигнуть храм над тем местом, где была похоронена Сидония. Кедр срубили, сделали из него семь колонн для храма. Строительство шло своим чередом, шесть колонн успешно установили, но седьмая повисла в воздухе.

Положение спасла Святая Нино, которая неистово молилась ночь напролет. Наконец, без прикосновения руки людской столп встал на место. Но стал столп животворящим — он мироточил и это миро излечивало больных.

Строительство храма было успешно закончено и стали звать его Светицховели. И стоит он в славной Мцхете по сей день и будет стоять до тех пор, пока есть на земле праведники.

Легенда легендой, но исторические факты следующие: первый храм на этом месте был деревянным, и строили его в 4м веке, однако он долго не простоял. Затем на этом же месте Вахтанг Горгасал в 5м веке построил первый каменный храм. А нынешний Светицхевели построен на том же месте уже в 11м веке.

Небольшой город Мцхета особенный для Грузии, на протяжении тысячелетия это была столица древнего государства. Город замечателен сам по себе и про него я расскажу чуть позже, но здесь есть главный храм страны, которой обладает огромной притягательной силой. Мне здесь понравилось даже больше, чем в других местах. С моим мнением согласились даже нецерковные люди, которые были вместе со мной в поездке. Мистическое место.

В этот храм хочется войти и не хочется выходить. Просто попадаешь в другой мир, душе сразу все становится понятным и важным. Мне повезло и в этом городе мы остались ночевать, поэтому утром в большом храме вообще никого не было. Но там ты не один. По центру огромная роспись величественного Христа и тишина вокруг, древние камни помогают сосредоточиться. В одном из дальних приделов одинокий монах со свечой читал молитвы.

Самым главным архитектурным сооружением в городе является Кафедральный собор Светицховели, который был возведен в ХI веке. На протяжении тысячи лет этот храм является главным собором всей Грузии. Светицховели - в переводе с грузинского означает Животворящий столп. Храм построен в честь 12 великих апостолов, а место его выбрано неслучайно. Сама история происхождения храма очень интересная и косвенно связана с Христом.

Хитон Христа был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. По второй версии Элиоз был жителем Мцхеты и служил солдатом в Иерусалиме, присутствовал при распятии. После смерти Христа охранники Спасителя спорили о том, кому достанутся одежды и Элиоз заполучил цельнотканный и оставшийся неразделенный Хитон Христа, с которым и вернулся домой. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось - так ее с ним и похоронили в царском саду.

Жители Мцхеты уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели здесь хвою и уходили здоровыми. На самой же могиле выросло дерево - ливанский кедр. Первый христианский государь Грузии Мириан решил возвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили, из него было вырезано семь колонн, шесть из них было установлено в церкви, а седьмая …повисла в воздухе. Святая Нина Каппадокийская, просветительница Грузии, молилась всю ночь и тогда столб без прикосновения руки человека встал на место. Этот столб мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил это название и в нем есть место, которое указано и ограждено. По преданию, царь был так потрясен таким чудесным фактом, что боялся подходить близко к столбу.

По древнему преданию, именно здесь в IV веке была построена первая христианская церковь в Грузии – церковь святой Сидонии. И хитон Христа тоже находится здесь под фундаментом храма.

Позже этот храм был разрушен и многие века пытались восстановить, но безрезультатно. В начале ХI века великий каменный храм был построен. Главным архитектором этой красоты был мастер Арсакидзе Ута, который происходил из бедной семьи. По зависти коллег он был оклеветан и по приказу царя ему отрубили правую руку. Над центральной аркой северного фасада помещен рельеф руки, держащей угольник и надпись – «Рука Божьего Арсакидзе. Помяните». Вверху на фото видна рука с инструментом (над лучами апостолов).

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II.

Собор с большими куполами и красивыми фасадами, украшенные декоративными арками и искусной резьбой.

Высота собора 54 метра.

Интересно, что внутри храма множество захоронений царей и знати, которые находятся прямо на полу храма и по этим плитам все ходят. На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. Представителей этой фамилии здесь больше всего.
Крест Нино. Его очень много по всей Грузии.

12 лучей – 12 апостолов.

Монашеские кельи.

Церковные помощники (пономари) и священнослужитель.

В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.Место Животворящего столпа находится почти в центре храма и закрыто каменной сенью. Вокруг него есть много фресок Христа и на одной из них есть некая деталь, которые некоторые считают за НЛО

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Под небом голубым, есть город золотой...На заднем фото храм .

Ставший главным собором и центром христианства в Грузии, Светицховели повторил весь исторический путь грузинского народа от осквернения сельджуками, когда храм использовался как хлев для верблюдов, до разграблений турками и персами. Потайные комнаты Светицховели служили укрытием для местных жителей во время набегов и хранилищем ценных книг и драгоценностей.

Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери - символ неделимости их страны - Ее удела.

Координаты 41° 50′ 31″ N, 44° 43′ 16″ E

Когда я ехал в Грузию, главное, что хотелось увидеть - это грузинские церкви. Меня всегда манила их неприступность, аскетичность и холодная красота. , пожалуй, самый святой город для всех грузин. Важнейших и древнейших церквей и храмов здесь больше, чем в каком-либо другом месте в Грузии. Давайте совершим небольшую прогулку по городу и его окрестностям, чтобы самим убедиться в том, что Мцхету заслуженно называют «колыбелью грузинской церкви и государственности».

Храм Джвари

С грузинского его название (ჯვარი) переводится как «крест». И это название монастыря не случайно: именно здесь просветительница Грузии, четырнадцатилетняя святая Нино поставила первый на территории страны православный крест из виноградной лозы и провозгласила эти земли христианскими.

Храм же появился на несколько веков позже описываемого события: в начале VII века. Примечателен он в первую очередь тем, что стал первым сооружением, построенным в виде тетраконха - креста с закругленными концами. После Джвари этот архитектурный тип распространился по всей стране.

И действительно, когда я зашел внутрь первый раз, меня поразила именно его архитектура. Первое, что бросается в глаза - это некое возвышение в центре храма, на котором стоит крест. Бытует мнение, что это то самое место, где поставила крест святая Нино.

«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод...» - таким увидел Джвари Михаил Лермонтов в XIX веке. Сегодня все в церкви осталось таким же, как во время визита русского классика. Обрушенная ограда с входными проемами и сам храм - величественный и строгий.

Что мне в нем нравится, так это то, что он не поразит вас своей красотой и размерами. Время становления христианства непростое, тогда еще не было принято думать об украшательстве. Храм скорее напоминает небольшую и неприступную крепость, что подтверждает его стратегическое местоположение: с вершины холма долина реки Куры просматривается на много километров вперед. Аскетичная его красота выражается скорее в идеальных пропорциях помещений и купола, в строгости прямых линий и гладкости внешних стен.

Как добраться

Добраться можно только на такси или на своем автомобиле.

Стоимость поездки на такси туда-обратно и полчаса ожидания водителем будут стоить примерно 10–12 USD (25–30 лари).

Часы работы и стоимость

Монастырь Джвари можно посетить каждый день с 8:00 до 20:00. Службы здесь проводятся только по праздникам, но попасть в это время в него может любой желающий. Так что приезжайте смело в любое удобное для вас время. Вход в храм бесплатный.

Собор Светицховели

В центре Мцхеты расположен другой не менее значимый храм грузинской церкви - бывший кафедральный собор Светицховели, который по своему внешнему виду, размерам и декору является прямой противоположностью аскетичному Джвари.

Вид и размеры собора поражают с первого взгляда. Честно признаться, поместить его в кадр не широкоугольного объектива практически невозможно. Но могу дать совет: оказавшись на территорию храма, отойдите сразу же в дальний правый угол ограды, туда, где круглый год растут потрясающие розы. И попробуйте сделать кадр оттуда - уверен, что результат вас не разочарует.

Так вот, собор Светицховели - до недавнего времени главный собор Грузинской православной церкви - был построен в XI веке на месте другой небольшой церкви Двенадцати Апостолов IV века.

С этим сооружением связана одна из самых важных легенд в грузинской истории, отголоски которой вы можете увидеть в храме по сей день. Она гласит, что житель Мцхеты Элиоз привез из Иерусалима Хитон Иисуса Христа и вручил его своей сестре, которая умерла, как только прикоснулась к хитону. Ее и похоронили, завернув в одеяние. Вскоре на могиле девушки выросло большое дерево - ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из ствола вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть из них сразу же встали на место, а седьмая никак не поддавалась, повиснув в воздухе. Святая Нино молилась всю ночь, после чего столб встал на свое место и замироточил. Столб стал излечивать от недугов и хворей всех жителей округи. Отсюда и пошло название храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «животворящий столп».

Когда вы войдете на территорию собора, не спешите заходить внутрь, а обойдите храм со всех сторон. Тогда вы сможете прикоснуться к еще одной легенде, связанной со строительством Светицховели. Надо признаться, что средневековые цари страсть как любили выделиться на фоне других: строить для них нужно было так, чтобы творение превзошло все предыдущие. Только вот благодарность свою они выражали странным способом.

Иван Грозный, как мы помним, ослепил зодчих храма Василия Блаженного в Москве, чтобы они не смогли повторить подобного чуда где-то еще. Грузинский царь - заказчик Светицховели - недалеко ушел. И после того как зодчий Арсукисдзе воздвиг свое творение, царь приказал отрубить архитектору руку во избежание конкуренции. И если вы внимательно посмотрите на фасад храма, то увидите рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

А теперь самое время войти внутрь. Первое, что сразу поражает - это размеры. Многометровые своды, колонны, арки - все архитектурные элементы настолько воздушны и величественны, что сразу забываешь, насколько массивным храм выглядит снаружи.

Начните осмотр храма по часовой стрелке. Первое, что бросится вам в глаза - необычная фреска, изображающая распятие. Не уходите сразу и присмотритесь к ней чуть внимательней: по обеим сторонам от Христа будто бы парят две летающие тарелки. Бытовало даже мнение, что автор отобразил прилет НЛО. Историческая шутка, конечно, но все же. На самом деле это символическое изображение Солнца и Луны. Все остальные фрески собора тоже поздние, примерно XV века, в основном уже отреставрированные.

Но главное внутри - это сам животворящий столп. Он находится примерно в центре храма, в боковом южном нефе.

Над столпом построена каменная сень, стены которой украшены поздними фресками на тему истории Хитона и самого столпа.

Как добраться

Храм находится в самом центре города. Соблюдайте, пожалуйста, соответствующий внешний вид: пустить-то вас пустят, а вот если зайдете в шортах, на вас косо посмотрят.

Есть что добавить?

(სვეტიცხოვლი ), он же Собор во имя Двенадцати Апостолов — первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Это один из самых больших храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры. В современном виде существует с 1010 года, не считая отдельные перестроек. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.

Название

Как почти везде в Грузии, храм имеет официальное название (Имени 12-ти Апостолов) и личное: Светицховели. Свети (სვეტი ) — это столб, а Цховели (ცხოველი ) — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол «цховелеба» означает оживлять или давать жизнь . В современном грузинском языке это значение слова цховели почти утратилось, заместившись другим. Сейчас цховели — это нечто обладающее жизнью, то есть, животное. В золотой фонд грузинской туристической фразеологии вошёл перевод «Столбозверь». Так его реально называли некоторые гиды.

Кто-то из осетинских альтернативщиков утверждал, что храм строили осетины и поэтому назывался он «Осетисцховели».

История

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".

Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро :

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке царь Вахтанг Горгосал учредил католикосат, перенёс кафедру мцхетского епископа из Светицховели в Самтавро , а Светицховели стал кафедрой католикоса. По этому случаю Вахтанг построил тут базилику . Если заметите в храме каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики V века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса.

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас — последствия того ремонта. В 1656 году купол собора опять обрушился. Царь Ростом, хоть и был осознанный мусульманин, принял решение восстановить купол.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру — это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения : предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из них 4 - подкупольные. Храм - продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону . В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятно, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними спроектированы так, как будто столбы стоят на своем месте - например, арка свода от южной стены идёт к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Первый столб слева наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века . То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста - кстати, как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха - он появился в XVII веке и в то же время расписан фресками в персидском стиле. Сейчас он как трон не используется.

Животворящий Столб

Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули .

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Фрески на столбе - в основном про историю этого самого столба. О них см. ниже в статье про фрески.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Здесь есть сцены Апокалипсиса, интригующий зодиакальный круг, прославленные "светицховельские медузы" и многое другое. Росписи Светицховели - большая и сложная тема, поэтому мы вынесем её в особый отдел и не будем загромождать ею рассказ.

Захоронения

В прежние эпохи храм был некрополем и тут были захоронены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (черная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских.

Левее (севернее) надгробия царя Гиоргия XII находится чёрная плита - надгробие его жены, а чуть дальше ещё одна черная плита с надписью «Петр Багратиони Грузинский». Это Пётр Петрович Грузинский, до 1984 года глава грузинского царского рода и автор двух знаменитых песен: «Тбилисо» и «Чито-Гврито».

У каждого народа есть святыни, особо значимые для его исторических судеб и потому особо почитаемые. И приходят они по Промыслу Божию и Его милости.

– святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет : «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

По своем возвращении Элиоз, как и обещал, отдал окровавленный хитон своей сестре Сидонии, а она сообщила ему о смерти их матери Сарры, которая случилась сразу после бывшего ей таинственного откровения. Пораженная вестью о смерти Спасителя, прижимая к груди хитон с глубокой любовью к Господу, Сидония сказала брату: «Любезный брат, довольно с меня и с целой страны этого сокровища. Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола (знамением чего служит этот хитон) и дарует ему вечное спасение». Затем, выслушав весть о смерти Искупителя, в невыразимой скорби о Его страданиях Сидония, так же как и мать ее, скончалась. Вестью об этом был удивлен даже царь Адеркий, правивший страной в то время. Он пожелал увидеть деву и захотел взять хитон себе, но никаким образом никто не смог отделить хитон от тела Сидонии, потому что он чудесным образом прирос к телу умершей.

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – , что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn