«Воспитание толерантного отношения школьников к лицам с овз в условиях сельской школы» Пояснительная записка. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве ДОУ Гуманное отношение к де

Главная / Экономия

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,

видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В.А.Сухомлинский

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания является составной частью глобальных общественных изменений, происходящих в российском обществе. В этом процессе знаковыми индикаторами станет общественная и государственная позиция в толерантном отношении не только к разным этносам и культурам, но и отношении к лицам с ОВЗ.

Принцип толерантности в России, как отмечает Писаревская М.А. , может быть реализован при создании равноценного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении данного принципа.

В России проблема формирования толерантности рассматривается, в том числе, и как основа построения гражданского общества. Оно представляет собой систему негосударственных общественных отношений и институтов, дающих человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья.

Асмолов А.Г. считает, что школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Малофеев Н.Н. обращает внимание на то, что сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

О необходимости решения такой важной и актуальной проблемы как проблема толерантности в своих трудах писали известные отечественные и зарубежные представители психолого-педагогической науки: А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, Е. И. Пассов, В. А. Петровский, Э. Фромм и др.

В современной трактовке данное понятие имеет полинаучную природу, так как используется практически всеми гуманитарными науками. Ю.А. Шрейдер что данные феномен обозначает всеобщее равенство, моральный принцип и ценность. С точки зрения психологии толерантность рассматривается как ослабление реакции на неблагоприятный фактор, который перестает быть значимым для субъекта. В медицине - это симптом или снижение чувствительности к раздражителю. В социологии толерантность понимается как принцип, социальная норма, основополагающий демократический принцип.

Таким образом, смысл, вкладываемый в понимание толерантности, имеет широкое и часто разноплановое толкование. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к другому. Алиева Е.Ф. предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и другого.

В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Думаю, что нам удалось вскрыть еще и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.

Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие надгосударственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью.

Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования.

Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку.

Наиболее полное воплощение решение проблемы интеграции инвалидов в общеобразовательное пространство получило в теории идентичности. С точки зрения Микляевой А. В. , идентичность является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии как для тех, кто находится в группе риска быть отчужденным, так и для тех, кто может участвовать в отвержении. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни принцип равноправия полов, не «инвалидизировать» другого человека по тому или иному признаку. Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны.

Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, как убеждает опыт развитых стран, специалистам социальной сферы (в том числе, и учителям) необходима специальная, направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой.

Стоит также выделить и декларацию принципов толерантности . Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости» .

Таким образом, наиболее актуальной задачей современного образования является создание в сельской школе толерантной среды, способствующей овладению ребёнком культурой познания, культурой общения и культурой чувств в процессе совместной художественно-эстетической, интеллектуальной и игровой деятельности детей с разным уровнем возможностей здоровья, что способствует формированию основных компонентов толерантной личности и создавало условия успешной адаптации дошкольников к современным условиям социума.

Цель программы – воспитать толерантное отношение у школьников к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы.

Задачи программы:

    своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;

    оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования;

    обеспечение непрерывности проведения различных бесед, мероприятий с детьми и их родителями по вопросам толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы;

    осуществление информационно-разъяснительной деятельности по вопросам воспитания толерантного отношения обучающихся к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы

    практическое обучение методам и приёмам работы с детьми по воспитанию толерантного отношения обучающихся к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы.

Условиями решения задач :

1. Развитие коммуникативных способностей, как основное условие освоения детьми культурно-исторического опыта, познания собственного «Я», понимание различий между людьми и построения гармоничных толерантных взаимоотношений с окружающими, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия.

2. Организация совместной деятельности детей с разным уровнем возможностей, которая обеспечивала развитие у детей активности, ответственности, применения толерантных способов взаимодействия в процессе овладения способами присвоения культуры (культуры познания и деятельностно-практического отношения к окружающему).

3. Воспитание у детей ценностей жизни и природы, формирование, способности к эмпатии, понимание и уважение позиции другого и на этой основе развитие сотрудничества, взаимопомощи, формирование культуры чувств.

4. Повышение родительской компетентности.

Программа направлена на детей 5-7 классов, обучающихся в условиях сельской школы.

Противопоказаний к применению данной программы нет.

Длительность реализации данной программы составляет учебный год. Предполагается проведение занятий с детьми и родителями 1 час в неделю.

Для реализации программы необходим просторный кабинет, оборудованный мультимедиа аппаратурой.

Данная программа предполагает взаимодействие таких специалистов как психолог, социальный педагог, классный руководитель.

Методы и формы реализации программы:

    проведение бесед, консультаций, диагностик, методик с родителями и детьми;

    «Уроки доброты»;

    проведение тренинга по формированию толерантного отношения;

    организация классных часов на тему толерантности к лицам с ОВЗ;

    проведение акций.



ГРАМАТКИНА И.Р.

г. Москва, ИПИО МГППУ

В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогической помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования. В семьях, имеющих детей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассогласование, в , между тем, что декларируется на вербальном уровне, и тем, что существует на уровне непосредственного эмоционального переживания.

В нашем исследовании принимали участие 19 родителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклюзивный детский сад г. Москвы.

Для решения поставленных задач и проверки исходного положения использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга вербализированных и проективных методик. Это, во-первых, методики, позволяющие охарактеризовать отношение родителей к особому ребенку; тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина , «Цветовой Тест Отношений» А.М. Эткинда , проективная методика «Родительское сочинение» О.А. Карабановой . Во-вторых, - методы, направленные на выявление личностных особенностей и актуального эмоционального состояния родителей особого ребенка: «Диагностика родительской тревожности» А.М. Прихожан , «Цветовой Тест» М. Люшера .

Вербальное поведение родителей в момент тестирования принимается как показатель «их фактического поведения, отношений и мнений в реальных жизненных ситуациях». Суждения родителей рассматриваются как результат рациональной мыслительной деятельности, как проявление более общих социальных представлений и зависят от принятых в конкретной среде социально одобряемых норм. При этом они могут искажаться защитными механизмами. Проективные методики обладают возможностью выявить невербализируемые и/или чувственные неосознаваемые состояния, мотивы, потребности, ценности, особенности личности, «обходя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания. Расхождение между вербальными и чувственными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, что негативно сказывается на всей семейной системе, так как, с одной стороны , семья выступает единым организмом, который развивается и постоянно адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды. А, с другой стороны, семья – важный средовой фактор, влияющий на способность особого ребенка к успешной адаптации в социуме.

Проведенное исследование показало, что отношение родителей к особым детям имеет противоречивую структуру: во-первых, выражено рассогласование между желаемым образом родителя (как принимающего и любящего своего ребенка) на вербальном уровне и реальными чувствами по отношению к ребенку на эмоциональном уровне (эмоциональное отношение остается нейтральным или негативным). Во-вторых, можно отметить тенденцию в изменении родительского отношения к особым детям при поступлении в детский сад и через полгода его посещения ребенком, которая выражается в снижении требований и контроля со стороны родителей к ребенку, увеличении межличностной дистанции во взаимодействии, идеализации, заключающейся в преувеличении детских успехов и возможностей при оценке их реальных качеств. Родители, использующие стратегию дистантных отношений с ребенком , сознательно отгораживаются от него, предоставляя ему возможность быть самостоятельным, при этом происходит недооценка родителями возможностей и перспектив особых детей.

Возможно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ воспитываются вместе с детьми возрастной нормы, влияет на недостаточно адекватное восприятие родителями перспектив развития ребенка. Родители не стараются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, при этом происходит перекладывание ответственности на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение этой ответственности со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специалистов детского сада и родителей детей с ОВЗ.

Личностные особенности родителя, влияющие на его отношение к ребенку, рассматриваются в качестве главных детерминант формирования психики ребенка. Паттерн личностных особенностей родителей особых детей по результатам исследования характеризуется: средним или низким уровнем энергозатрат; снижением удовлетворенности от работы и возрастанием сомнений в целесообразности и эффективности действий; стрессом от неудовлетворенности эмоциональными отношениями со значимыми людьми; компульсивностью в плане энергичной защиты своих позиций; демонстрацией оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей в состоянии перевозбуждения; выраженным проявлением различных компенсаций, таких, как неучастие, социальная отгороженность, дискомфорт общесоматического плана; повышенной чувствительностью к социальным критериям и оценкам. Большинство родителей имеют неадекватно завышенную самооценку. Их внимание вследствие этого сосредоточено больше на себе как родителе, а не на ребенке как воспитуемом. Выявленные дисфункции являются чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Таким образом, психологическое изучение личностных особенностей родителей детей с ОВЗ позволяет установить те слабые зоны в области детско-родительских отношений и межличностных контактов с ребенком, которые нуждаются в психотерапевтическом воздействии . Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей такого ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого.


Литература

  1. Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №1. - С.59-73.

  2. Карманов А.А. Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера – URL: http://psyberia.ru/work/diagnos (дата обращения: 23.10.2008).

  3. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. - N 2(2). - URL: http://psystudy.ru . (дата обращения:14.10.2010).

  4. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) // Психологические тесты / Ред. А.А. Карелин. – М., 2001. - Т.2. - C. 144-152

  5. Собчик Л.Н.
Подготовила: Дружинина Елена Васильевна

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери

Инклюзивное образование в ДОУ, которое еще несколько лет назад рассматривалось в числе
приоритетных решений, становится оптимальной моделью функционирования детского сада. Инклюзия
позволяет успешно решать ряд проблем:
Инклюзия – активное включение в образование детей с
различными стартовыми возможностями, независимо от
интеллектуального уровня и физического состояния, социальной,
национальной и религиозной принадлежности. Отличительная
черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет
индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не
подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов

и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи» определено обустройство безбарьерной универсальной среды для
дошкольников с особыми потребностями посредством переоборудования входов в здание детского сада и
внутренние помещения, предметно-пространственной среды в группах, пешеходных дорожек и тротуаров
на территории ДОУ.
В ДОУ 12 групп общеразвивающей направленности. Почти в каждой группе
имеется несколько детей с проблемами зрения, слуха, небольшими опорнодвигательными проблемами, с умственной отсталостью, с нарушением поведения и
общения и ЗПР. Это не требует обустройства безбарьерной универсальной среды.
Воспитателям и специалистам ДОУ приходится решать проблемы социализации и
таких деток, чтобы позволить последним стать полноправными участниками учебновоспитательного процесса, реализовать природные таланты, развить уверенность,
самостоятельность, инициативность, найти свое место в социуме.

Включение в группу малыша с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание таких условий:

Обустройство привлекательной, насыщенной игрушками предметно-развивающей
среды (для дошкольников с умственной отсталостью необходимо добавить в среду
игрушки предыдущей возрастной категории, для обучения слабовидящих -
игрушки, стимулирующие развитие полисенсорного восприятия).
Использование дидактического материала разноуровневого содержания.
Определение сильных сторон ребенка с ОВЗ, на которые впоследствии делается
упор (получение похвалы стимулирует дальнейшее развитие).
Отказ от соревновательной практики.
Создание атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки.
Обустройство уголков уединения (под нишами, с использованием балдахинов).
Стимулирование развития коммуникации между малышами, между
воспитанниками и взрослыми.
Постоянное присутствие второго взрослого при режимных моментах для оказания
помощи.
Важной частью плана реализации инклюзивного образования в детском саду
следует сделать ведение разъяснительной работы с воспитателями. Еще до
пополнения детского контингента дошкольниками с ограниченными
возможностями физического и (или) психического здоровья педагогический
состав ДОУ должен четко понимать порядок действий при условии введения
инклюзии.

В зависимости от характера
нарушения одни дефекты могут
полностью преодолеваться в процессе
развития, обучения и воспитания
ребенка, другие лишь сглаживаться, а
некоторые только компенсироваться.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в
ограничении его связи с миром, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с
природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к
элементарному образованию. А так же проблема негативного
отношения к детям с ограниченными возможностями со
стороны сверстников, наличия физических и психических
барьеров, мешающих повышению качества образования детей
с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот
факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к
таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными»,
«отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по
отношению к детям с особыми потребностями является
формирование у педагога педагогической толерантности, т.е.
способности понять и принять ребенка таким, какой он есть,
видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления,
иных форм поведения. А также воспитать у сверстников
толерантное и уважительное отношение к детям с
ограниченными возможностями здоровья.

Формировать толерантность должны:

Специалисты (учитель-логопед, педагог-
психолог, воспитатель, инструктор по
физической культуре, музыкальный
руководитель), работающие с детьми;
Родители;
Дети

.

Главной задачей толерантного воспитания
детей является развитие эмоций и чувств,
направленных на другого, а не приобретение детьми
знаний о правильном поведении. Именно это
отношение порождает сочувствие, сопереживание и
содействие. Решающую роль в формировании у
дошкольников толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья занимает
игра. Отсутствие принуждения, равные права
снимают напряженность, замкнутость, страх, что
тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру.
Если в группе есть «особые дети» педагог должен
вводить таких детей в игру через собственное
общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с
ним в паре, и лишь после того, как ребёнок увлёкся
игрой, переключить его на игру с другими детьми.

Игры направленные на воспитание толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.Спящая красавица
«Когда-то очень-очень давно злойпрезлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая
жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже больше ста
лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника
рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит
ее и придумает для нее самое красивое прозвище».
Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не
побудут в роли Спящей красавицы

3.Добрые волшебники
Дети
сидят
в
кругу.
Воспитатель
рассказывает: «В одной стране жил злодейгрубиян. Он мог заколдовать любого ребенка,
обозвав его нехорошими словами. Заколдованные
дети не могли веселиться и быть добрыми, пока
добрые волшебники не расколдуют их, назвав
ласковыми именами». Дети, представляя себя
добрыми волшебниками, подходят друг к другу и
пытаются расколдовать, называя ласковыми
именами.

4.Комплименты
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо
сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.
Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо,
мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
Упражнение проводится по кругу.

5.Волшебные очки
Воспитатель: «У меня есть волшебные
очки, в которые можно разглядеть только
хорошее, что есть в человеке, даже то, что
человек иногда прячет от всех. Пусть каждый
из вас примерит эти очки, посмотрит на других
ребят и постарается увидеть как можно больше
хорошего в каждом, может быть, даже то, чего
раньше не замечал».

6.Царевна Несмеяна
Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть
каждый подойдет к Царевне Несмеяне и
постарается утешить ее и рассмешить. Царевна
изо всех сил будет стараться не рассмеяться.
Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку
царевны». Затем дети меняются ролями.

7.Если бы я был королем
Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что
короли могут все? Давайте представим себе, что
бы мы подарили своему соседу, если бы мы были
королями. Придумали? Тогда пусть каждый по
кругу скажет, какой подарок он бы сделал.
Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то
подарил бы тебе...». Да, кстати, не забудьте
поблагодарить короля за подарок, ведь только
после этого вы сами сможете стать королем и
подарить своему соседу ваш собственный
подарок».

8.Праздник вежливости
Сегодня в нашей группе объявляется праздник вежливости!
Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают
благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится
шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других
ребят за что-нибудь. Вы можете подходить к кому хотите и
говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите,
благодарить других за что-нибудь - это очень приятно.
Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь
истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы?
Тогда начинаем».

9.Открытки в подарок
Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами
будем рисовать открытки в подарок друг другу.
Нарисуйте открытку своему партнеру. Она
должна быть очень красивая, нежная и добрая.
Когда открытка будет готова, я подойду к каждому
из вас, и вы продиктуете добрые слова и
пожелания вашему другу, а потом подарите ему
открытку».

В заключение хотелось бы отметить, что поиск
наиболее оптимальных путей, средств, методов
для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в
общество – это задача всех и каждого. Ведь
помочь наполнить черно-белый мир «особого
ребенка» яркими и светлыми тонами можно
только совместными усилиями.

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид - лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ - лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды - это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В основе современной социальной политики проис­ходит нормативное закрепление и реализация идеи обеспечения качества жизни лиц с ограничен­ными возможностями здоровья, создания условий для выравнивания воз­можностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Мероприятия, за­ложенные в федеральных и региональных целевых программах, должны привести к качественно­му изменению положения лиц с ОВЗ в структуре общества. Решение проблемы позитивной социа­лизации детей напрямую зависит от общественного сознания, которое формирует стереотипы вос­приятия людей с психофизическими недостатками и определяет отношение к таким людям.

Отно­шение общества к лицам с ОВЗ. как известно, может содействовать или препятствовать их успеш­ной социальной адаптации и интеграции в общество.

По сей день в нашем обществе принято делить людей на нормальных и ненормальных. Большинство в обществе даже не владеет подходящей для обсуждения данной проблематики терминологией, привычно употребляя оскорбляющее человеческое достоинство лексику.

Как свидетельствует статистика, количество детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии увеличивается год от года. И если медицина должна лечить болезнь, то перед всеми нами стоит задача – учить жить с такими детьми, по возможности смягчить состояние «не таких, как все» школьников, которые не могут учиться и развиваться в обычных, традиционных условиях. Им необходима система психолого-педагогической помощи, ориентированная на особые потребности и направленная на обретение полноценной и достойной жизни в обществе.

Важно формирование личностной готовности к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, сознания в целом, которое заключается в признании ценности любого человека, отношении к людям не с мерками полезности, а с подлинно гуманной позиции.

Психолог А.Г. Асмолов, говорил следующее о людях, имеющих ограниченные возможности здоровья: «… они пробуждают общество, в котором живут, к альтруизму и культуре достоинства, самим своим бытием взывая к милосердию и обращаясь к лучшему в окружающих людях. Они поддерживают животворящий для культуры психологический климат духовности. Ибо отношение к детям, старикам и инвалидам выступает важнейшим индикатором состояния общества».

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

В России существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

Необходимо формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Чтобы воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо организовывать их непосредственное общение.

Это способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Опыт такого взаимодействия показывает, что дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включение воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через такое общение. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания.

Одним из путей организации общения детей и воспитания гуманного отношения сверстников к детям с ОВЗ является интеграция, т.е.совместное обучение детей, которое дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn