Кант биография и философия науки кратко. Философия И. Канта. Особенности социальной философии

Главная / Принципы

нем. Immanuel Kant

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии

Краткая биография

Крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография из Википедии

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета - теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта - «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента - на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • что я могу знать? (метафизика);
  • что я должен делать? (мораль);
  • на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Гносеология

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость - не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», - пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)- пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

  • Категории количества
    • Единство
    • Множество
    • Цельность
  • Категории качества
    • Реальность
    • Отрицание
    • Ограничение
  • Категории отношения
    • Субстанция и принадлежность
    • Причина и следствие
    • Взаимодействие
  • Категории модальности
    • Возможность и невозможность
    • Существование и несуществование
    • Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же» представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играют способность суждения, воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика

В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой - понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная - в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называютгением».

Память

  • В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.
  • C 2005 года имя Канта носит Балтийский Федеральный университет, в сквере перед зданием находится памятник философу.

Иммануил Кант – представитель классической немецкой философии, которая, в свою очередь, сделала заметный поворот в философских науках и создала фундаментальные основы и принципы для изучения. И. Кант представляется создателем немецкого классицизма. Родился он в 22 апреля 1724 года в Восточной Пруссии в городе Кёненсберг, ныне именуемый Калинградом. Первоначальное образование И. Канта сосредотачивалось на религиозной тематике. В 1710 году он поступил в кенигсберский университет, где изучал физику, философию, математикой, но также прослушивал курс богословия. В 1755 году получил докторскую степень, а его лекции пользовались необычайным успехом. Его работы стали важными к прочтению литературными слитками. Из основного: «Критика чистого разума» написанная в 1781 году, «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» в 1790 году. Соответственно разделились и взгляды философа на несколько периодов: докритический и критический. В первый период своей научно-философской деятельности он занимался в основном естественнонаучными вопросами, изучал биологию и астрономию. В это время И. Кант создавал основу для своих идей. Критический, основной период его деятельности, что сделал И. Канта известным профессором, начался с 70-х годов. В основном, И. Кант выходил из гносеологической проблемы – изучал, как человек может понимать окружающий его мир. В докритическом периоде обозначалось, что, выходя за пределы определенных учений, анатомический мозг человека начинает уходить в противоречия. Следующий же этап (период научной деятельности) критикует эти границы познания. И. Кант показывает нам до каких пределов способен дойти наш чистый разум, и как дальше двинуться ему не под силу, какие формы познания в дополнение использует человек для познания окружающей его действительности. Также философом проводились серьезные размышления и исследования в таких областях, как этика и эстетика. Известным его наработками в этой сфере служит «Категорический императив», который носит его имя – категорический императив Канта. Это система моральных норм, которая служит для регулирования действительности и поведения человека в ней.

И. Кант выступает на засадах истинного идеалиста, рассуждая об априорности знания (то есть того, какое мы имеем еще до эмпирического опыта). Есть определенные знание, которые мы уже имеем – они-то и предшествуют опыту. В его систему познания также входит апостериорный опыт, который выводится из полученной информации. Знание состоит из содержания и формы. Форма имеется в нашем разуме в процессе познания (мы ее получаем эмпирическим способом), однако есть и доэмперическое знание, которые уже есть в нашем разуме, а процесс исследования неэмпирических условий апостериорного знания, по учению И. Канта, называется трансцедентальным. Мы познаем мир благодаря определенным категориям (единичность, множество, цельность; действительность, отрицание, ограничение; субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность). Накладывая категории на внешний мир, мы получаем широкий опыт, глубину суждения, а значит качество знаний.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Немецкая философия конца XVIII – первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии – самобытные и яркие мыслители, их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. Традиционно немецкую классическую философию связывают с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков - Людвига Фейербаха и Карла Маркса.

Обратим внимание на основные особенности немецкой классики. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в «сердце» культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию.

Немецкая философия антропологична в широком смысле этого слова: человек в ней перестал быть статичной фигурой, пассивным отпечатком природы Он – активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира. Для Гегеля человек – это необходимое завершение развития идеи, для Фейербаха главное – эмоциональная жизнь человека. У Канта человек предстает в трагической разорванности его духовной деятельности. Таким образом, можно сказать, что немецкая классическая философия – это философия деятельности.

Немецкая философия аксиологична. В ней духовный мир наполняется нравственными, эстетическими, религиозными ценностями; жизнь духа – это не только жизнь рассудка. Бессознательное, миф, иллюзия, воображение уже не изгоняются из предмета исследования.

Сфера социальной жизни, истории предстает как целостное и подчиненное объективным законам явление. Труд, прогресс, свобода и насилие отныне прочно входят в орбиту философского исследования.

Иммануил Кант (1724-1804) – самый старший из блестящих немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, философия жизни, экзистенциализм.

Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический.

В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» она выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц. Кант изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разрабатывал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественной истории человеческих рас.


Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-годов. Основные работы критического периода – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

Центральное место в его философии принадлежит теории познания. «Критика» для Канта – это уяснение границ и возможностей познавательных способностей человека. Вопреки традиционным взглядам на познание в философии Нового времени, Кант пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.

Кант, таким образом, находит «третий путь» в споре рационализма и эмпиризма, разума и чувств: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Мысли изначально «заражены» чувственностью, чувственность «нагружена» особыми внечувственными структурами. Таким образом, Кант выделяет три формы или три главные способности познания: чувственность, рассудок и разум. Как же протекает в таком случае процесс познания, как возможно познание?

Прежде всего, Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» . Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человеческая способность познания феноменов безгранична, считает Кант. Согласно его концепции, в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорное (от лат. a priori – из предшествующего) знание предшествует опыту и не зависит от него. Априорное знание нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе». Апостериорное (от лат. a posteriori – из последующего) знание – знание, получаемое из опыта. Однако апостериорное знание также не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов – не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка.

Характеризуя взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант пользуется понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный».

«Трансцендентальный» (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), в понимании Канта, это относящийся к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори. Трансцендентальный – это выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм. «Трансцендентный» означает выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры; непознаваемый.

Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Она проявляется в присоединении различных представлений друг к другу, в создании единого образа. Репродуктивная сила воображения проявляется в воспроизведении в памяти однажды созерцаемого.

Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «…рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».

Кант ставит задачу, исходя из общих представлений о природе познания, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В «Критике чистого разума» он задает три вопроса: как возможна математик, как возможно естествознание, как возможна метафизика.

Математика опирается на априорные формы чувственногосозерцания – пространство и время. Возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности связана с тем, что человек обладает как бы особыми «очками», сквозь которые он смотрит на мир, - особыми «ощущениями» пространственности и временности или, как говорит Кант, чистыми формами чувственного созерцания.

Теоретическое, «чистое» естествознание основывается на рассудке. Рассудок – это способность оперировать понятиями. Понятия есть продукт синтеза данных опыта и категорий. Категории – это как бы схемы мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Любое опытное содержание может быть подведено под категории количества (единство, множество, совокупность); качества (реальность, отрицание. Ограничение); отношения (субстанция и акциденции, воздействующее и подвергающееся воздействию); модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). Деятельность рассудка предполагает выделение в познании субъекта и объекта. Однако это лишь структурирование мира феноменов, в значительной степени условное. Рассудок не выявляет абсолютные, безусловные характеристики субъекта и объекта, не говорит о «вещах в себе». Они трансцендентны рассудку. Рассудок – это способность создавать единство явлений, феноменов посредством правил.

Существует и третья познавательная способность, которая является основанием «метафизики» – философии как особой познавательной деятельности, это разум . Кант рассматривает его как способность вносить единство в сами правила познания. Разум воплощается в философском размышлении, однако действовать он может по-разному. Как регулятор познания, он - высшая и направляющая инстанция для рассудка. Разум порой подталкивает рассудок к выхождению за пределы самого себя в область трансцендентного. Познание оказывается в плену иллюзий, мнимых величин. Поскольку разум стремится к «безусловному синтезу», он закономерно приходит к трем идеям. (Идея, по Канту, это понятие о безусловном, о том, что ничем не обусловлено, что является причиной самого себя, «вещью в себе»). Содержание идей находится за пределами человеческого опыта.

Первая идея – идея абсолютного единства субъекта, идея души. Вторая – идея абсолютного единства явлений, идея о мирекак о безусловной целостности. Третья – идея абсолютного единства всех предметов мышления, идея бога.

Первая и третья идеи не противоречивы, так, мы ничего не можем сказать об их предметах. Вторая идея порождает четыре антиномии (противоречия), в них заключены диаметрально противоположные ответы на один и тот же вопрос:

1) мир безграничен – и мир ограничен; 2) все в мире просто – и все сложно; 3) в мире есть причинность через свободу – в мире нет причинности через свободу; 4) все в мире необходимо - все случайно.

Эти противоречия свидетельствуют о том, что философия как мышление о мире, о вещах в себе – невозможна. Философия должна быть лишь «критикой» разума, должна устанавливать границы познания, демонстрировать неоднородность человеческой познавательной деятельности. С помощью философии можно уловить необходимость перехода от «чистого» разума, теоретического, к разуму «практическому» – нравственности.

Для понимания человека особенно важна третья антиномия. За ней скрываются два измерения человеческой жизни: человек принадлежит к миру явлений (феноменов), в этом мире нет свободы, это мир обусловленного. Но человек одновременно и «вещь в себе» (ноумен). Соответственно, человек имеет два характера – эмпирический и ноуменальный. Действия человека в эмпирическом мире всегда можно объяснить с помощью внешней причинной связи. Ноуменальный характер обладает «свободной причинностью», он действует сообразно идее свободы, он обнаруживает себя не как само действие, но, как правило, в действии. Когда мы смотрим на человека «со стороны», с точки зрения внешнего наблюдателя, мы никогда не сможем определить, какая сторона человеческого поведения – продукт свободы, а какая – «природы». Заслуга и вина человека остаются для нас скрытыми. Кант приходит к выводу, что человека как свободное и ответственное существо нельзя познать с помощью «чистого» разума, к человеку нельзя подходить как к «явлению», объекту. Человека можно познать только «изнутри», как субъекта свободного, самообусловленного действия. Но это особая познавательная способность.

С понятием «практический разум» связаны основные характеристики этического учения И. Канта.

Практический разум – это основание воли, он говорит человеку о необходимости действия вне зависимости от возможных последствий этого действия. Субъект практического разума (нравственного сознания) как бы намеренно выключает себя из цепочки причинно-обусловленных действий, он может действовать в условиях полной познавательной неопределенности. Для него подлинной реальностью оказывается его бессмертная душа, Бог, свобода. Находясь в рамках практического разума, можно лишь обнаружить императивы (повеления) в душе человека, заставляющие его действовать независимо от неблагоприятного результата, часто толкающие его к поступкам, противоречащим даже его собственным желаниям. Удовольствие, счастье, желание, традиционно относимые мыслителями к целям нравственного поведения, Кантом в качестве таковых отвергаются. Нравственный поступок ценен сам по себе, он не зависит от человеческих желаний, которые приковывают человека к миру феноменов. Нравственный императив – это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Он говорит о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда – как к средству.

Для немецкой классической философии - Кант подорвал аргументы в пользу рациональной теологии, естественной религии. Вольф наиболее постарался, чтобы продемонстрировать, что разум совместим с религиозной верой. Реймарус полагал, что истинна только вера. Кант показал, что рациональная религия - тоже чушь. Он освободил философскую мысль от зависимости от теологии. Для всей просветительской философии Нового времени имеет значение. Отбросил космологическое доказательство бытия Бога, которое деизм наиболее любил. Дискредитировал деизм. Создал предпосылки для материалистического отрицания всякой религии вообще.

Вывод: научное знание о предметах трансцендентальных идей невозможно. Вопрос был: возможна метафизика как наука?

Научное знание о предметности идей невозможно. Ни о душе, ни о мире как целом, ни о Боге. Идеи эти не имеют конститутивного применения. Нельзя конституировать, обосновать реальность существования тех или иных объектов.

Почему человеческая мысль так работает над тем, чтобы развивать эти идеи? Идеи имеют регулятивное применение. Цель - «вносить, насколько возможно, единство в частные правила».

Горан: методологическое значение этих идей, входит в регулятивное понимание. Чтобы познание не останавливалось нигде, чтобы не ставило себе абсолютных пределов, чтобы теоретическая мысль никогда не замирал

Общая характеристика философии Канта

Несколько оценочных суждений относительно философской позиции Канта в целом. Кант является родоначальником немецкой классической философии. Позиция Канта наиболее рельефно отражает всю специфику немецкой классической философии - половинчатость, непоследовательность, заключает в себе сочетание как рационалистической, так и антирационалистической ориентации. Это имеет место при обсуждении самых отвлеченных проблем. Рационалистическая и антирационалистическая ориентации обнаруживают социально-политическую направленность. Кант разительно отличается от французских философов 18 века. Социально-политическая ориентация замаскирована абстрактно-всеобщим способом постановки и рассмотрения проблем.

Французские философы открыто нападают на церковь и государство, доходя до неприкрытого атеизма. Кант тоже ставит перед судом разума все проблемы, показывая несостоятельность идей перед лицом чистого разума. Но дальше «я вынужден ограничить позиции разума, чтобы дать место вере». Только половина позиции Канта - рационалистическая позиция. Вторая половина - приверженность иррациональной вере. Он пытается привлечь практический разум - но не для рационального обоснования, а для объяснения (чтобы объяснить долженствование).

Сопоставим Канта с французами. В «Критике чистого разума» продемонстрировано, что ни душе, ни бессмертию, ни Богу нет места. Но французы шли до конца. Кант привержен религии. Ориентация на разум соотносится, так же как у французов, с революцией. У Канта - то же самое, приветствовал французскую революцию, рационализм тоже соотнесен с приверженностью революционным идеалам. Вторая ориентация - реакционная, охранительная. У Канта не столь ярко видно в силу различий между католической Францией и протестантской Германией. Протестантизм - религиозное освящение буржуазных ценностных ориентаций. Религиозная ориентация. Дальше принципа доброй воли не пошел. Содержательная сторона жизнедеятельности человека выносится за скобки.

Двойственность его позиции выражена концептуально, в дуализме на абстрактном уровне. Противоречивый характер дуализма составляет истинное величие Канта как философа. В силу двойственности своей позиции Кант смог заострить философские проблемы так, что после него их нельзя было не замечать. Не было бы и Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Дуализм Канта оказался заряженным ружьем, которое дало всю немецкую классическую философию. Острота постановки мировоззренческих и философских проблем.

Резко заострил проблему соотношения мышления и бытия. В Этом заслуга Канта сопоставима с тем, что говорилось в связи с Декартом. Более остро поставил проблему соотношения мышления и бытия, подчеркнув наличие априорных форм рассудочного мышления. В отличие от Декарта, обосновал наличие априорных форм, опираясь на глубокий анализ математического знания и теоретического естествознания. Более аналитичен. Подчеркнул качественную специфику теоретического знания - более резко, чем это делали рационалисты. В самом опыте он обнаружил наличие тех априорных форм, которые он охарактеризовал. Ссылка эмпириков на то, что все из опыта, не проходит.

Резко подчеркнул активно-творческую природу сознания. Особенно ярко - при подчеркивании априорности форм чувственного созерцания и категорий рассудка. Разум диктует законы природе, разум активен, создает весь мир и себя.

Разум принадлежит субъекту. Позиция Канта содержит в себе сильную субъективно-идеалистическую тенденцию. У Декарта она только обозначена. Кант ее тщательно разрабатывает, построил всю картину феноменального мира как субъективно-идеалистическую. И тенденция объективизма. В трансцендентальной эстетике подчеркивает объективность математического знания. Объективность - синоним сочетания свойств всеобщности и необходимости. Выражается в априорности, трансцендентальности главных форм чувственного созерцания и категорий рассудочного мышления. Трансцендентальность - это интерсубъективность, одинаковость для всех субъектов. Проявляется тенденция объективизма.

Признание мира вещей в себе. Противоречивость не могла остаться незамеченной, последователи пытались освободиться от нее, но сами впадали в противоречия. Фихте сначала боготворил Канта.

Философия свободы Канта

Противоречие этического долга и склонности человека. Категорический императив. Будучи безусловным предписанием, категорический императив исключает возможность для человека руководствоваться склонностями в своем этическом поведении. Человек нравственен только тогда, когда действует по велению долга, а не по склонности оказывает благодеяния другим людям. Долг - это принуждение соответственно нравственным законам. Если в силу склонностей, то нравственность терпит ущерб. Позиция вызвала оживленную дискуссию. Гейне сказал: люблю своих близких, в силу склонности оказываю им приятные услуги, но вот беда - я оказываюсь безнравственным человеком. Если действую исключительно из требований долга, то нравственный человек.

Признание безусловной ценности личности. Личность выступает как цель сама по себе. Категорический императив - формулировка: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... точно так же, как к цели, ... а не как к средству.

Если мы делаем другого человека, себя средством для достижения другой цели, мы не следуем категорическому императиву. Тогда мы безнравственные существа. Нельзя относиться к человеку только как к средству. Человек может быть средством, но не только.

Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты мог бы пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Требование должно быть применимо ко всем обстоятельствам, всем людям. Всеобщность и необходимость. V век до нашей эры - не делай другому того, что бы ты не пожелал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Признание свободы человека как необходимого условия возможности для человека следовать велениям долга. Если отрицать свободу человека, то нельзя и вменять ему ответственность за его действия. Если оценивать нравственность человека, то сама оценка предполагает признание свободы. Как возможна свобода в мире, подчиненном законам природы (третья антиномия, антитезис: в мире все происходит по законам природы, нет никакой свободной причины, человека включая)? Выход - жесткое разделение мира вещей в себе и мира феноменов. В мире феноменов свобода невозможна. Надо признать дуализм мира вещей в себе и мира явлений. Человек свободен как вещь в себе, как душа, понятие которой было отвергнуто Кантом посредством критики рациональной психологии. Понятие души - пустое, не соответствует никакому эмпирическому опыту и должно быть с точки зрения чистого разума отвергнуто. Но понятие души надо ввести, этого требует практический разум. Душа человека свободна, обладает свободной активностью, может начать ряд причин, начало ничем не обусловлено. Душа обладает разумом, только разум является законодателем, он дает нравственные законы, нравственный закон является императивом, императив как долженствование что-то делать - когда мы признаем свободу. В этом есть отличие разума от рассудка. Рассудок может только познавать - что было, что есть, что будет, а не что должно быть. Практический разум ставит этот вопрос и дает человеку предписания. В качестве ума постигающая способность практического разума не подчиняется условию временности. В нем можно найти то, что не можем найти в ряду эмпирических событий. Он свободен и ответственен за свои собственные деяния. Решить проблему свободы Кант смог только за счет пропасти между миром вещей в себе и миром явлений, которую он сам и вырыл.

Фихте биография

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814)

Родился в семье ремесленника-ткача. В семье было семь детей, семья нищенствовала, но дала возможность Фихте учиться. Помещик той земли, где была расположена деревня, сразу заметил исключительную память мальчика - тот мог повторить проповедь священника, даже не понимая слов. Взял на содержание учебу Фихте. Венский, Лейпцигский университет, теология.

После смерти опекуна Фихте не нашел денег оплатить экзамены, но защитился. От должности пастора отказался, работал домашним учителем в Цюрихе.

1789 - революция во Франции. Возвращается в Лейпциг, отправляется к Канту. Они договорились, что Фихте напишет работу. За несколько недель пишет «Опыт критики всякого откровения». Кант организовал публикацию этой книги. В 1792 году опубликована анонимно. Вся читающая публика сочла, что это работа самого Канта. Кант раскрыл имя Фихте. Фихте в один день стал знаменитостью. Фихте кормится у Канта, живет у него. Всем обязан Канту. Через два года обнаруживает, что кантовская философия его не удовлетворяет, разрабатывает свой вариант критической философии - «наукоучение», учение о научном познании. По рекомендации Гете Фихте приглашают на должность профессора философии в Иенский университет.

1795 - Фихте был редактором «Философского журнала». Пропустил статью Форберга, отрицающую бытие Бога. Веймарские власти не могли пройти мимо столь вызывающего факта. В 1773 году прусский король идал именной указ о Канте (деизм). Веймарские власти хотели воздействовать на Фихте без скандала, взять у него устное обещание. Кант написал верноподданическое письмо. Фихте пишет две статьи, в которых объявляет, что на него политические гонения за позицию, близкую к якобинской. Следует официальный публичный выговор, Фихте подает в отставку, уходит из университета, не признавая за властями право осуждать философов за позиции, неугодные теологам. Фихте был обязан и Канту, и Гете, но пошел на этот скандал. Несколько лет живет в Берлине, публикует новые работы, под влиянием работ Шеллинга (который считал себя учеником Фихте) осознает глубокий промах в самом сердце его позиции и резко ее меняет, с субъективно-идеалистической на объективно-идеалистическую.

1802 - Фихте четко объявляет, что его позиция - объективно-идеалистическая.

1805 - читает лекции в университете.

1806 - преподает в Кенигсбергском университете.

Пруссия терпит поражение в войне с революционной Францией, университеты временно закрываются. Фихте возвращается в Берлин, наделал шуму работой «Речи к немецкой нации» (до сих пор не улеглось в философском сознании) - призыв к духовному возрождению, объединению, немцы должны спасти Европу от декаданса. Основа идей нацизма, использовалась гитлеровской Германией.

1809 - учреждается Берлинский университет, Фихте назначен деканом философского факультета.

1812 - становится ректором.

1812 -- уходит в отставку, когда Пруссия выделяет часть войск в наполеоновскую армию для похода на Россию (конфликт). После разгрома Наполеона выступает с патриотическими речами, вступает в ополчение. Жена, ухаживая за ранеными, заболевает тифом. Фихте заразился и умер.

В Иенском университете читал лекции - из каждой лекции делал разработку. Времени очень мало. Тезисность работ, которые все сделаны из лекций.

1794 - О понятии учения, или о так называемой философии.

1794 - Основы общего наукоучения.

1800 - Ясное как солнце изложение широкой публике своей философии - попытался популярно изложить.

Скорее деятель, чем мыслитель. В условиях послереволюционной Франции действовать ему не приходится. Невозможность действовать ведет его к философии.

Философия свободы Фихте

Считалось, что Французская революция была следствием произведений Руссо и Канта. Фихте ставит философию Канта очень высоко. Прежде всего, учение о свободе. Фихте полагал, что Кант вполне доказал реальность свободы. Человек в своей деятельности абсолютно свободен и не связан никакими эмпирическими условиями. Человек должен действовать в соответствии с принципом долга без оглядки на эмпирические условия (перекликается с протестантской этикой первых десятилетий протестантизма, безудержная активность). Фихте так оценивает эту сторону результатов Канта: Философия Канта открыла ему истину, не показав ему ее оснований. Фихте считал, что открыл основания, прочный фундамент, не проработанный у Канта. Канта с самого начала притягивали справа идеалисты и слева материалисты. Монисты имели хороший объект для критики. Готлиб Эрнст Шульце подверг философию Канта критике справа за недостаточную последовательность в идеологической позиции. Кант неправильно использовал понятие причинности, когда говорил, что вещи в себе аффицируют наши чувства (выступают причиной). Причина, по Канту, -- категория рассудочного мышления. Поэтому ее нельзя применять к вещам в себе. Нелогичность позиции Канта.

Фихте, учитывая эту проблему и обосновав принцип свободы, приходит к выводу, что надо отказаться от вещей в себе, несовместимых с человеческой свободой. Как только убрал вещи в себе, устранил дуализм, перешел на монистическую позицию, последовательно субъективно-идеалистическую. Фихте и Канта пытался убедить, что понятие вещи в себе не нужно для Канта. Фихте обзывает его недоумком, «три четверти головы» в письме к третьему лицу. Сам Фихте мыслит последовательно. Есть только Я - позиция субъективистская.

«Моя система - первая система свободы. Моя система освобождает от вещей самих по себе».

Фихте о мышлении

Делает мыслящее Я началом своей философии. «В критической философии устанавливаются некие абсолютные Я как нечто безусловное». Выше абсолютного Я ничего нет в принципе.

Критицизм имманентен - он все полагает в Я. Разум субъекта - высший судья во всех вопросах. Это Кант (вторая половина - вера). Поскольку именно разум подверг критике все отношения, он является принципом критической философии. Фихте: «Я является началом рассмотрения всего, то, выше чего быть не может». Суть критицизма сводит к субъективизму, демонстрируя атомизацию современного ему общества (которое идет к буржуазной революции). Демонстрирует глубину социального кризиса немецкого общества той эпохи.

Фихте назвал свою философию критической, следуя Канту. Противопоставляет свою философию и кантовскую догматическую философию. Догматическую философию адекватно можно назвать материалистической философией, которая внешние вещи считает первичными. Критическая философия - антиматериалистическая философия, идеализм. Суть проблемы, по которой расходятся: догматическая - от бытия к мышления, критическая - от мышления к бытию.

Фихте отвергает материализм: согласно Фихте, нет способа перейти от бытия к мышлению. Противоположное направление приемлемо: мышление - высшее понятие, переход легок и естественен.

Существенно отличается от Канта. Когда Кант анализирует человеческое мышление, он пытается проникнуть в природу математического знания, теоретического естествознания, философии и на основании этого анализа утверждает, что и чувственное созерцание, и рассудочное мышление, и разум не могут дать нам возможность познать вещи в себе. Фихте, вместо того, чтобы анализировать сферы познания, исходит из анализа обыденного сознания. Предлагает помыслить стенку. Сделайте объектом своего внимания сам акт восприятия стенки. Это рефлексия на обыденном уровне. Единство мышления и объекта - мышление делается объектом. Имеет место совпадение. «Вникни в самого себя... направь свой взор внутрь себя. Твое субъективное мышление сделай объектом своего рассмотрения и ты получишь синтез объекта и мышления». Переход от мышления к объекту, бытию не составляет затруднения - достаточно рефлексивно мыслить. Поэтому бытие вторично по отношению к мышлению, бытие порождается мышлением.

Интеллектуальная интуиция, или интеллектуальное созерцание - единственно прочная точка зрения для любых философий. Мышление - единственный творец бытия. В самом мышлении Фихте исходит из Я как субъекта мышления, особой активности, которая не определяется вещами, а определяет вещи.

Отличие от Канта: у Канта от субъекта исходят только априорные формы чувственного созерцания, рассудочного мышления, а содержание чувственного опыта определяется воздействием на нашу чувственность вещей в себе. У Фихте нет вещей в себе.

Вещей в себе нет, все бытие есть продукт творческой активности нашего мышления. Не приемлет кантовский дуализм и занимает позицию субъективно-идеалистического монизма. За ее счет преодолевает кантовский агностицизм как проявление онтологического дуализма.

Фихте о познании

Фихте признает полную познаваемость бытия, поскольку бытие - продукт деятельности мышления. Так же как у Канта, сама способность мышления покоится на функции рассудочного мышления подводить многообразие представлений под одно представление (трансцендентальное единство апперцепции). Самосознание является у Фихте очень важным моментом. «А есть А» Фихте выводит из положения «Я есть Я».Мыслящий субъект может мыслить тавтологиями, потому что Я осознает себя как нечто самотождественное. Глубинная причина самой возможности мышления. Однако можно осознать свое единство мыслящего Я в результате деятельности этого Я, Я является деятельным субъектом. Тот акт деятельности, который является изначальным - полагание самого себя, Я полагает Я. Только мышление делает себя объектом своего внимания. Я тоже должно быть рассмотрено как Я-объект, а не как чистый субъект.

Рефлексивный характер отношения мыслящего Я к самому себе. Поэтому Я необходимо полагает самого себя. Изначальное единство субъекта и объекта в акте полагания мыслящим Я самого себя - основное положение единства любого объекта. Фихте - последовательный монист. Субъективно-идеалистическая точка зрения. Все остальное выводится из Я.

Объект - Я, являющееся объектом внимания самого себя. Выйти из круга субъективно-идеалистического понимания невозможно, если стать на позицию Фихте.

В центре внимания Фихте - проблема субъект-объектного отношения (значимость начиная с Декарта). Каждый мыслитель Нового времени подходит к этой проблеме. Фихте в этом же ряду. Фихте вносит свой вклад в разработку этой проблемы. Более резко, чем Кант, подчеркивает активно-деятельностную природу субъекта. Когда Я полагает Я - это одно сторона деятельности Я. Другая сторона становится объектом внимания Фихте: одни из наших представлений яявляются зависимыми от свободы, другие - от необходимости. Проблема субъект-объектного отношения сначала акцентируется так: Я делается объектом. Но есть такие представления, которые сопровождаются у нас чувством необходимости. Они от нас не зависят, они навязывают с необходимостью свое содержание. Откуда ощущение необходимости? Поиск ответа на вопрос, каково основание системы представлений, сопровождающейся чувством необходимости. Мы же признали, что все от Я, Я исходное. Исходя из этого вопроса, он переформулирует задачу: надо показать основания любого опыта. Ведь представления имеются в опыте. Для Юма всякое опытное знание случайно. Для Фихте источник этих представлений - опыт. Основания самой возможности опыта Фихте усматривает в том, что Я полагает и не-Я, то есть все то, что входит в понятие внешней реальности. Также продукт Я - Я полагает не-Я.

Тут ясно - обнаруживает то, что не могли понять многие философы: что Я может развить все из самого себя, не выходя за свои пределы. Если мы признаем наличие необходимых представлений из опыта, мы не выходим за пределы своего Я. За пределы субъективно-идеалистического круга выхода нет.

Не-Я - предмет чувственного опыта, чувственный опыт противостоит мышлению. Фихте возвращается на позицию Лейбница - есть рациональное познание, есть чувственное познание. Есть мышление, есть чувственный опыт. Объект чувственного опыта - не-Я, объект мыслительной деятельности - Я как объект. Вслед за Кантом привлекает понятие долженствования в деятельность Я, содержание которой составляет полагание не-Я.

Я должно созерцать. Следовательно, должно полагать себя как созерцающее. Следовательно, должно полагать нечто созерцаемое. Это и есть не-Я. Детский лепет: Я должно созерцать. И из этого - существование мира. Надо объяснить, почему должно созерцать.

Полагание созерцаемого совершается «через силу воображения». Вводит понятие продуктивного воображения, его деятельность бессознательна.

У Фихте надо различать два Я - абсолютное Я (сам использует), соответствующее кантовскому трансцендентальному сознанию, всеобщее Я, одинаковое у всех Я. Фихте не использовал термин «трансцендентальное», использовал «абсолютное». Это Я действует за спиной эмпирического Я, Я с маленькой буквы. Абсолютное Я действует бессознательно за спиной нашего эмпирического Я, оно полагает не-Я, наше эмпирическое Я не подозревает, что Я создало реальность и мы в рамках этой реальности себя обнаруживаем. У Канта - трансцендентальное сознание и эмпирическое сознание. Трансцендентальное - всеобщее, априорное, включает в себя априорные формы, посредством которых мы мыслим. Наше эмпирическое Я начинает шаг за шагом познавать, что трансцендентальное, абсолютное Я создало. Это у Фихте. Полагает не-Я абсолютное Я. Если не учитывать различия между двумя субъективными агентами, ничего не поймем.

Бессознательная деятельность создает весь мир объектов, не-Я. Эмпирическое Я осмысливает. То, что является продуктом деятельности сознания, познаваемо. Мир по Фихте познаваем. У Канта есть непознаваемый мир вещей в себе. У Фихте за пределами этого мира ничего нет. Эмпирическое Я способно познать все, что создало абсолютное Я, и этот процесс познания может продолжаться бесконечно.

У мира нет самостоятельного от Я существования, мир - только объект для того, чтобы эмпирическое Я постоянно преодолевало себя. Эта идея трансцендентального абсолютного Я продолжает функционировать в философии 20 века (Гуссерль и его последователи).

Эмпирическое Я выступает как страдательная сторона. Еще Аристотель подчеркивал, что чувственное восприятие есть результат воздействия на наши органы чувств предметов внешнего мира. Фихте опять подчеркивает страдательную сторону эмпирического Я при восприятии чувственного опыта. Не-Я - активная сторона, действующая на нашу чувственность.

Я не может полагать в себе ничего страдательного, не полагая в не-Я деятельность. Я является источником того, что эмпирическое Я является страдательным, оно положило в не-Я активность, а в Я - страдательность. Освобождение Я от этой зависимости от не-Я - это акт самосознания, осуществляющего деятельность по сознаванию самого себя. Через этот акт индивид порождает свою свободу.

Самоопределение себя, эмпирического Я к свободе осуществляется не непосредственным актом, а посредством преодоления тех препятствий, которые есть в не-Я. Большое Я создало препятствия для маленького Я, чтобы оно их преодолевало. Маленькое Я прилагает героические усилия и продвигается к осознанию своей идентичности с абсолютным Я. Познавая не-Я, эмпирическое Я приближается к сознанию того, что не-Я - это оно само.

Самосознание - начало всего и бесконечно отодвигаемая цель. Она никогда не может быть достигнута. Сущность абсолютного Я - активность, оно будет создавать новые препятствия. В этой деятельности эмпирического Я, если Я определяется через не-Я, имеем дело с теоретическим субъектом. Если не-Я определяется Я, имеем дело с практическим субъектом.

Практический субъект - субъект действующий, его активность направлена на преобразование объектов. Если имеем дело с теоретическим субъектом, он действует. Суть его деятельности - получение знаний об объекте, и деятельность адекватна, если не-Я - объект - определяет знание (не-Я определяет Я).

Практически деятельное существо, Я. Активность его направлена на не-Я, преобразование Я, и это не-Я определяется Я. Эмпирическое Я как практический субъект ставит цели, бесконечно преодолевает препятствия. Идеал деятельности - совпадение абсолютного Я и эмпирического Я - никогда не достижим.

Абсолютное Я определяет все. Только одно решение проблемы соотношения бытия и мышления. Надо четко различать эмпирическое и абсолютное Я.

Эмпирическое Я существует на протяжении жизни человека. Шеллинг обнаружил эту проблему. Фихте изменил свою позицию в корне.

В познавательной деятельности эмпирического Я мир предстает в форме ощущений, затем созерцания, представления, рассудка, разума. Ступени почти те же, что брал Кант. На уровне рассудка и разума - категориальное мышление, посредством категорий.

Строит чисто монистическую последовательность категорий, линейную. Схема упорядочения категорий легла в основу категориального аппарата Шеллинга и Гегеля.

Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть - примитивное решение. У Канта и Фихте - бессознательная, активно-деятельностная сторона, которая задает все за спиной эмпирического сознания Беркли. Усложненный характер идеализма, различие между теоретическими конструктами и эмпирией (эмпирическое Я). Кант рассматривает проявления сознания, акцентирует внимание на априорных (интерсубъективных) формах.

В античной традиции Сократ обнаружил в человеческом знании транссубъективное содержание, одинаковое для всех людей; Кант, Фихте - трансцендентальные категории, абсолютное Я, соответственно. Поэтому есть возможность научного познания. Но это все деятельность абсолютного Я. После Сократа появляется Платон с его теорией идей, теорией воспоминания. Через подчеркивание трансцендентальности категорий рассудочной деятельности и форм сознания (Кант) и того, что абсолютное Я создает мир, создаются предпосылки к осознанию наличия объективного содержания сознания. Создаются предпосылки к онтологизации этой объективности. Надо отказаться от субъективного идеализма и признать, что абсолютное, которое является порождением трансцендентального, абсолютного сознания, существует независимо от человеческих существ. Создаются предпосылки к переходу к объективному идеализму, находящиеся в рамках субъективного идеализма.

В конце XVIII в. в Германии возникает философское движение, в котором в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789 года, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории немецкой философии начался её классический период.

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Одно из положений (максима) категорического императива гласила: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия.

Эстетика . Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn