Персоналии. Любимов, Исидор Евстигнеевич: биография Нарком внешней торговли

Главная / Обустройство 

25.11.2015

90 лет назад , 18 ноября 1925 г. был создан Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Ведомство было образовано путем объединения Наркомата внешней торговли СССР и Наркомата внутренней торговли СССР.

В 1930 г. Наркомторг СССР был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР.

Архивный фонд «Народный комиссариат внешней и внутренней торговли (Наркомторг) СССР» (1925 - 1930, 11683 ед. хр.) хранится в РГАЭ (Ф. 5240).

В фондах РГАЭ богато представлена история ведомства:

Ф. 413. «Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг СССР)» (1917 - 1988, 18401 ед. хр.)

Ф. 272. «Всесоюзное объединение по экспорту животного сырья и отходов (Разноэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1930, 7 ед. хр.)

Ф. 4433. «Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (Торгсин) Наркомвнешторга СССР» (1931 - 1935, 177 ед. хр.)

Ф. 8336. «Всесоюзное объединение по импорту цветных металлов в СССР (Цветметимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1927 - 1931, 103 ед. хр.)

Ф. 8340. «Всесоюзное объединение по импорту оборудования, сырья и полуфабрикатов для электропромышленности и электростроительства (Электроимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1934, 96 ед. хр.)

Ф. 4079. «Всесоюзное объединение по импорту химических товаров для отраслей промышленности и специального оборудования для химических производств (Химимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1932, 197 ед. хр.)

Ф. 8345. «Всесоюзное объединение по экспорту кустарно-художественных изделий и ковров (Ковкустэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1928 - 1936, 148 ед. хр.)

Ф. 8397. «Всесоюзный государственный трест звероводческого хозяйства (Союззверовод) Главного управления пушно-мехового и охотничьего хозяйства "Главпушнина" Наркомвнешторга СССР» (1932 - 1936, 122 ед. хр.)

Ф. 289. «Главное управление пушно-мехового хозяйства (Главпушнина) Наркомвнешторга СССР» (1934 - 1936, 1939 - 1944, 149 ед. хр.)

Ф. 4344. «Всесоюзное объединение по заготовке второстепенного экспортного сельскохозяйственного сырья и новых видов экспортных товаров (Союззаготэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1929 - 1933, 507 ед. хр.)

Ф. 4039. «Государственная импортно-экспортная торговая контора (Госторг РСФСР) Наркомвнешторга РСФСР и управление уполномоченного Наркомвнешторга РСФСР по реорганизации Госторга РСФСР» (1922 - 1930, 7284 ед. хр.)

Ф. 6882. «Государственное объединенное правление (объединение) по нефтеторговле за границей (Нефтэкспорт) Наркомвнешторга РСФСР» (1922, 24 ед. хр.)

Ф. 8151. «Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР и Народный комиссариат внутренней торговли СССР» (1922 - 1925, 1706 ед. хр.)

Ф. 3600. «Всесоюзный совет съездов биржевой торговли при Наркомвнешторге СССР» (1923 - 1930, 966 ед. хр.)

Ф. 8197. «Управление государственной хлебной инспекции (ГХИ) Наркомвнешторга СССР» (1923 - 1930, 97 ед. хр.)

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1920 - 1922 гг., наркома внутренней торговли СССР в 1922 - 1924 гг. А.М. Лежавы (1870 - 1937) (РГАЭ. Ф. 92);

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1921 - 1922 гг. И.И. Радченко (1874 - 1942) (РГАЭ. Ф. 9455);

Заместителя наркома внешней и внутренней торговли СССР в 1927 - 1930 гг., наркома внутренней торговли РСФСР в 1934 - 1937 гг. Хинчука Л.М. (1868 - 1939) (РГАЭ. Ф. 4269).

Заместитель Сталина - * Лазарь Моисеевич Каганович
Министр иностранных дел - * Финкельштейн (Литвинов)
Внутренние дела - ГПУ - Янкель Ягода
Его заместитель - * Агранов Яков Саулович
Заместитель Верховного прокурора СССР и Верховный прокурор Красной Армии - * Розовский

Главное Управление Государственной Безопасности

Начальник Отдела Хозяйства - * Миронов Л. Г. Начальник Особого Отдела - * Гай М. И.
Начальник Заграничного Отдела - Слуцкий А. А.
Начальник Транспортного Отдела - * Шанин А. М.
Начальник Антирелигиозного Отдела - * Иоффе И. Л .
Начальник Главного Управления Милиции - * Вельский Л. Н.
Начальник Главного Управления Внутренней Безопасности - Могилевский Б. И.

Главное Управление концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД

Начальник Главного Управления - * Берман Яков Моисеевич
Его заместитель - * Фирин Самуил Яковлевич
Начальник концлагерей в Карелии - * Коган Самуил Львович
Начальник ГНУ Советской Украины - * Кациельсон С. Б.
Начальник концлагерей Северной области - * Финкельштейн
Начальник лагерей.Соловецких островов - * Серпуховский
Начальники областей в Московском районе: * Раппопорт, * Абрампольский, * Файвилович, * Зелегман, * Шкляр

Комиссариат внутренней торговли

* Венцер Израиль Н. И., заместитель наркома внутренней торговли СССР
* Левинсон Н. Н., заместитель наркома внутренней торговли
* Аронштам Григорий Наумович, начальник государственной торговой инспекции
* Беддеский Самуил В., начальник государственной торговли учебными пособиями
* Вешиер Лазарь Абрамович, начальник государственной торговли галантереей
* Гапелнн Израиль Е., начальник Свинтреста и московских столовых
* Гиттис Израиль Абрамович, начальник объединения московских столовых
* Гольдмая Давид М., начальник объединения столовых Донской области
* Гордон Лазарь Г., директор торговли промтоварами Московской области
* Гуревнч Н. Г., нарком внутренней торговли Белоруссии
* Гухман Соломон Исаакович, директор Мосторга
* Давидсон Вениамин А., начальник главного управления аукционами
* Зеленский Исаи Абрамович, председатель потребительской кооперации СССР и РСФСР
* Зюсман Г. А., начальник внутренней торговли Одесской области
* Каганович Л. Н., начальник Киевского отделения Союзпродмаг
* Каплан София, директор треста столовых в Москве
* Кремин Л. И., директор Белорусского треста торговли съестными припасами
* Нодель Вольф Абрамович, редактор газеты «Советская торговля»
* Сморгонский Ефим Моисеевич, начальник внутренней торгован в Баку
* Шалямэйзер X. Л., директор городской торговли в Ростове-на-Дону
* Шинкаревский Н. И., директор государственной торговли колониальными товарами
* Эпштейн Мейер Самуил., начальник Московского отделения внутренней торговли
* Рухимович А. Д., начальник главного управления металлургия
* Гуревич А. Д., начальник главного управления металлургической промышленности
* Каган И. Б., начальник главного управления угольной промышленности
* Израилович А. И., начальник главного управления газовой промышленности
* Гинсбург С. С. начальник главного управления строительной промышленности
* Гальперин Э, И., главный инженер азотной промышленности
* Биткер Г. С, начальник главного управления резиновой промышленности
* Бускин Д. А., директор Челябинского тракторного завода
* Шман А. М., начальник главного управления вагоностроения
* Альперовнч А. Н., начальник главного управления станкостроения
* Фигатнер И. Г., начальник рабочего сектора тяжелой промышленности
* Файнберг В. Г., начальник главного управления строительства горнорабочих машин
* Каган Б. Д., начальник треста «Продмашина»
* Фрумкин М. Л., начальник химического треста «Союзхимиластмасс»
* Биренцвейг М. Д., начальник заграничного треста наркомата тяжелой промышленности
* Израилович, главный инженер строительства сельскохозяйственных машин
* Слуцкий С. Б., начальник Азербайджанского нефтекомбината
* Розеноер С. Л., начальник нефтяного треста и газовой промышленности в Грозном
* Фалькович С. И., начальник машиностроительного завода в Краматорске
* Левенберг М. Г., главный инженер завода Орджоникидзе
* Шейман И. Б., директор паровозостроительного завода в Ворошиловграде
* Ицкахен И. И., директор турбогенераторного завода в Харькове
* Френкель А. М, директор алюминиевого комбината в Днепропетровске
* Злотчевский И. Е., директор Макеевского металлургического завода
* Гранберг Л. И., начальник мастерских завода им. Дзержинского
* Равякович Е. М., начальник мастерских Тульского оружейного
* Брускин А., второй заместитель наркома тяжелой промышленности

Народный комиссариат продовольствия

* Беленький М. Н, заместитель наркома продовольствия
* Дукор Г И., начальник финансового отдела
* Шаган, начальник планово-хозяйственного отдела
* Стрнковский Л. С, начальник главного управления мясной промышленности
* Гибер Б. В., начальник главного управления маслопромышленности
* Бронштейн Г. А., начальник главного управления молочной промышленности
* Марголин Г. С, начальник главного управления производства маргарина
* Глинский А. Л., начальник винокуренной промышленности
* Заводник И. С, начальник главного управления макаронной промышленности
* Кисин А. А., начальник главного управления по выделке дрожжей
* Зимин М. И., уполномоченный комиссариата продовольствия для Ленинграда
* Николаевский Л. С, уполномоченный комиссариата продовольствия на Украине
* Брейтман А. С, управляющий Украинским консервным трестом

Народный комиссариат обороны

* Гамарник Янкель, глава политического контроля Вооруженных Сил
* Шифрис А. Л., начальник Военно-интендантской академии
* Штерн Г. И., особоуполномоченный военного комиссариата
* Гекеер С. А., начальник отдела иностранных сношений в военном комиссариате
* Казанский Е. С, начальник главного управления мобилизации РККА
* Фишмар Я. М., начальник химического управления РККА
* Ашлей П. М., начальник финансового управления НКК

* Роговскян Н. И., начальник Военно-хозяйственного управления РККА
* Лайда М. М., главный редактор газеты «Красная заезда»
* Туровский С. Я., начальник политуправления Воздушны! Сил
* Германович М. Я., заместитель начальника политчасти Се». Кавказского военного округа
* Урицкий С. Б., начальник политотдела Закавказского военного округа
* Таиров Г. А., начальник политчасти (Сибирского военного округа.
* Аронштам Л. Н.. начальник политчасти Дальневосточной армии.
* Рабинович (Гришин) А. С, начальник политчасти Балтийского флота.

Внешняя торговля СССР

* Розелгольц А. П., нарком внешней торговли СССР
При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 май 1936 года. образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

* Барит Я. М.. главные бухгалтер комиссариата внешней торговля
* Геидин Я. М.. начальник управления импорта Внешторга
* Танц М. И., начальник планового сектора Внешторга
* Рабинович Ф. Я., начальник экспортного управления Внешторга
* Иевин М. И., начальник сектора торгпредств при Внешторге

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ОГПУ /НКВД/

Нарком внутренних дел СССР - Ягода Генрих Григорьевич
Первый заместитель - Агранов /Сорензон/Яков Саулович

Главное управление лагерей и поселений НКВД

Начальник - Берман Яков Матвеевич
Начальник и заместитель вольнопоселенческого управления НКВД - Ферин Самуил Яковлевич
Начальник лагерей и поселений на территории Карельской АССР, одновременно начальник беломорского политического лагеря - Коган Самуил Леонидович
Начальник лагерей и поселений Свердловской области - Погребинский
Начальник лагерей и поселений Северного края - Финкельштейн
Начальник лагерей и поселений Западной Сибири - Сабо
Начальник лагерей и поселений Казахстана - Волин Начальник СЛОН /Соловецкого лагеря особого назначения/ - Серпуховский
Начальник Верхне-Уральского политического изолятора особого назначения - Мезнер
Начальник лагеря в Ленинградской области - Ваковский
Начальник лагеря в Аэово-Черноморском районе - Фридберг
Начальник лагеря в Саратовской области - Пиляр
Начальник лагеря в Сталинградской области - Райский
Начальник лагеря в Горьковской области - Абрампольский
Начальник лагеря на Северном Кавказе - Айвилович
Начальник лагеря в Башкирии - Зелигман
Начальник лагеря в Восточно-Сибирской области - Троицкий
Начальник лагеря в Средне-Азиатском районе - Круковский
Начальник лагеря на Украине - Белицкий
Начальник лагеря в Белоруссии - Леплевский

ВКонтакте Facebook Одноклассники

ГМВТ устояла до 80-х годов, потому что все споры по внешнеторговым сделкам решались по законам СССР

Вторая половина 1920-х годов - время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриализации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли. Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП(б) в 1925 году. Он наметил следующую линию в этой области: «...сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов... Мероприятия должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы монополии внешней торговли; б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата...».

Одним из мероприятий по обеспечению единства работы заготовительных, закупочных и внешнеторговых органов в этот период было создание в 1925 году объединенного Наркомата внутренней и внешней торговли.

Было принято решение создать специализированные внешнеторговые акционерные общества , которые должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров: хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и так далее. Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте, хотя они не являлись, как правило, монопольными экспортерами или импортерами данного товара. Хотя они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экспортхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Госторг РСФСР, «Укргосторг», «Льноцентр», АРКОС, «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вукоспилка», «Масложирсиндикат». Акционерный капитал общества составлял 5 миллионов рублей. Государственные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.

Синдикаты . Право самостоятельного выступления на внешнем рынке получили также синдикаты - организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрасли. Наиболее известные из них - «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».

С развитием внешнеторговых операций государственных акционерных обществ и синдикатов снизилась роль других государственных и кооперативных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 годы снизилась (%): по экспорту - с 47,3 до 34; по импорту - с 86,8 до 54,1. За это же время доля государственных акционерных обществ выросла (%) по экспорту с 31,6 до 59,9, а по импорту - с 6,3 до 34.

ГМВТ с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х годов

В конце 1920-х годов в СССР сложилась система централизованного управления экономикой на плановой основе, многоукладный характер экономики стал уходить в прошлое. Возникла необходимость новой реорганизации системы внешней торговли СССР.

Если раньше главной задачей внешнеторговых организаций была мобилизация экспортных ресурсов, то теперь их главной задачей стала реализация товаров на внешнем рынке. Коренная реформа кредитной системы потребовала отмены некоторых устаревших форм мобилизации денежных средств - например, акционерных обществ.

В связи с этим в 1930 году основные реформы в области организации внешней торговли были проведены по следующим линиям:

Создание монопольных экспортно-импортных объединений;
- разграничение функций по заготовке товаров и по их экспорту;
- разделение Наркомата торговли на два самостоятельных ведомства: Наркомат снабжения СССР и Наркомат внешней торговли СССР.

С тех пор на протяжении более половины столетия система внешней торговли СССР продолжала базироваться на государственной монополии и никаких принципиальных перестроек не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торговли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 году два союзных министерства - внешней и внутренней торговли - слились в министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 годах). Однако через пять лет, в 1958 году, опять произошло разделение на два министерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 года. Можно еще добавить, что после войны появилась государственная система внешнеэкономических связей, которая вобрала в себя и государственную систему внешней торговли. Был создан Государственный комитет по внешним экономическим связям , который вместе с министерством внешней торговли осуществлял управление системой внешних экономических связей СССР.

Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года

В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 года стала состоять из следующих основных элементов:

Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР,
- торговые представительства СССР за границей,
- всесоюзные экспортно-импортные объединения,
- Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодексу 1964 года).

Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная торговая палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус общественной организации, но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (министерством) внешней торговли, оказывая содействие расширению внешней торговли СССР. В частности, ВТП организовывала советские выставки за рубежом и иностранные выставки в СССР.

Что касается Наркомата (министерства) внешней торговли СССР , то ведомство имело центральный аппарат и уполномоченных в различных районах СССР. К основным его функциям относились:

1) разработка и осуществление мероприятий по развитию экономических связей и улучшению торговли Советского Союза с иностранными государствами;
2) составление планов внешней торговли и обеспечение их выполнения;
3) разработка проектов торговых соглашений с иностранными государствами и контроль за выполнением этих соглашений;
4) руководство деятельностью и контроль за операциями подведомственных министерству внешнеторговых и хозяйственных предприятий;
5) разработка вопросов валютной и таможенной политики и выдача лицензий на ввоз и вывоз товаров;
6) руководство работой по внешнеторговому транспорту, фрахтованию судов и транспортно-экспедиторскому делу;
7) заведование таможенным делом.

Для выполнения возложенных на него функций Наркомат (министерство) внешней торговли находился в тесном взаимодействии с Госпланом СССР (планирование внешней торговли), Министерством иностранных дел СССР (разработка мер по улучшению внешней торговли с отдельными странами), «Внешторгбанком» и Госбанком СССР (расчеты по внешней торговле и разработка валютной политики), подведомственными всесоюзными экспортно-импортными объединениями.

Всесоюзные экспортно-импортные объединения были основным «рабочим» звеном системы внешней торговли СССР. К началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений, которые специализировались на тех или иных видах товаров. Что это за объединения? В области торговли машинами, оборудованием, транспортными средствами: «Техноэкспорт», «Машиноэкспорт», «Машиноимпорт», «Станкоимпорт», «Технопромимпорт», «Автоэкспорт», «Судоимпорт», «Авиаэкспорт», «Тракторэкспорт» и некоторые другие. В области торговли промышленным сырьем: «Промсырьеимпорт», «Разноимпорт», «Союзпромэкспорт», «Экспортлес» и другие. В области торговли продовольствием: «Экспортхлеб», «Плодинторг», «Плодоимпорт» и др. Три объединения специализировалось на оказании транспортных услуг: «Софрахт», «Союзвнештранс», «Автовнештранс». Были и некоторые специфические объединения, которые были связаны с торговлей предметами культурного назначения: «Международная книга», «Совэкспортфильм».

Объединения действовали на принципах хозрасчета. В соответствии с планами экспорта и импорта объединения получали от советских хозяйственных организаций товары по государственным оптовым ценам (без налога с оборота) и передавали им импортные товары по установленным ценам. Объединения обладали уставным капиталом, в пределах которого они могли нести ответственность. Объединения обладали ограниченной ответственностью в том смысле, что они не отвечали по требованиям нерезидентов, предъявлявшихся к Советскому государству, и, наоборот, государство не отвечало по требованиям иностранных фирм к объединениям. В первые годы своей деятельности объединения совершали экспортно-импортные операции почти исключительно через торгпредства. Сделки, как правило, заключались за границей, что создавало множество неудобств. После того как были достигнуты решающие успехи в социалистической индустриализации страны и укреплена технико-экономическая независимость СССР от капиталистических стран, торговая практика объединений была перестроена. Заключение сделок было перенесено в Советский Союз. Так, если в 1934 году в Москве было заключено лишь 8,1% всех импортных сделок, то в 1935 году их доля возросла до 76,3%. Это мероприятие позволило сократить расходы в иностранной валюте на содержание аппарата за границей, повысить международное значение Госбанка и «Внешторгбанка». Но, самое главное, согласно сложившейся практике все споры по внешнеторговым сделкам должны решаться по законам страны, в которой было подписано соглашение. Стало быть, споры решались по законам СССР.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

А.И. Микоян

Микоян Анастас Иванович (13(25).11.1895 г. село Санаин Тифлисской губернии (позже Туманянского района Армянской ССР), в семье плотника — 21.10.1978 г., Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Член КПСС с 1915 года.

Анастас Иванович окончил армянскую духовную семинарию в Тбилиси, учился на 1-м курсе Эчмиадзинской духовной академии. Вступив в РСДРП, вёл партийную работу в Тбилиси, Эчмиадзине, сотрудничал в социал-демократической печати. После Февральской революции 1917 года организатор Эчмиадзинского совета, затем пропагандист в Тбилиси, Баку, член Тифлисского комитета партии. В октябре 1917 года Микоян делегат 1-го съезда кавказских большевистских организаций, затем член Президиума Бакинского комитета большевиков; редактировал газету "Социал-демократ" (на армянском языке), позже "Известия Бакинского Совета". В марте 1918 года участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа мусаватистов, был ранен. Летом 1918 года, в период борьбы с германско-турецкими интервентами, комиссар бригады Красной Армии; участвовал в руководстве боевыми действиями на фронте. После временного падения Советской власти в Баку в июле 1918 года председатель подпольного горкома партии. Предпринял попытку освободить арестованных бакинских комиссаров, но сам был арестован в Красноводске и лишь случайно с несколькими товарищами избежал расстрела; находился в красноводской, затем в кизыл-арватской и ашхабадской тюрьмах. В феврале 1919 года по требованию бакинских рабочих английские оккупанты вынуждены были освободить Микояна с группой арестованных и выслали их из Закаспия в Баку. С марта 1919 года Микоян был во главе большевистского подполья в Азербайджане; член Кавказского краевого комитета партии; установив связь с Москвой, Астраханью, организовал доставку нефтепродуктов для Красной Армии. В октябре 1919 года по поручению Кавказского крайкома партии перешёл через деникинский фронт и прибыл в Москву, где встречался с В.И. Лениным, участвовал в заседаниях Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), на которых решались вопросы партийного строительства в Баку и в Закавказье. 28 апреля 1920 года в Баку началось вооруженное восстание; с передовым отрядом бронепоездов 11-й Красной Армии, направленной на поддержку восставших, Микоян прибыл в Баку, где остался на руководящей работе.

С октября 1920 году заведующий агитпропотделом, член бюро, секретарь губкома в Нижнем Новгороде (потом г. Горький сейчас возвращено старое название). В 1922-24 годах секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове-на-Дону. В 1924-1926 годах секретарь Северо-Кавказского крайкома партии, член РВС Северо-Кавказского военного округа. В 1926-30 годах нарком внешней и внутренней торговли СССР. В 1930-34 годах нарком снабжения СССР. В 1934 году - начальник, а с 1938 года нарком пищевой промышленности СССР. В 1937-46 годах заместитель председателя СНК СССР, в 1941-46 годах член бюро СНК СССР, одновременно в 1938-46 годах нарком внешней торговли. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии; в 1942-45 годах член ГКО, осуществлял контроль за организацией всех видов снабжения войск; одновременно в 1943-1946 годах член Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации. В 1946-55 годах заместитель председателя, в 1955-64 годах 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1946-1949 годах министр внешней торговли СССР, в 1953-1955 годах министр торговли СССР. В 1964-65 годах председатель Президиума Верховного Совета СССР, с декабря 1965 года член Президиума Верховного Совета СССР.

Делегат 10-24-го съездов партии; на 11-м съезде (1922) избран кандидатом в члены ЦК, с 12-го съезда (1923) член ЦК партии. С 1926 года кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), с 1935 года член Политбюро ЦК ВКП(б), в 1952-66 годах член Президиума ЦК КПСС. В 1919 году кандидат в члены, в 1920-27 годах член ВЦИК РСФСР, с 1922 году член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-8-го созывов. Автор многих работ по вопросам советской экономики и истории партии. Награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени и медалями.

Министр торговли СССР 1946-1948 гг. Любимов Александр Васильевич

После окончания начальной школы в 1912 году работал учеником слесаря на заводе Бромлей в Москве. С 1914 году работал на холодильной машине в торговом доме Прокофьева в Москве. В 1918 году добровольцем ушёл в РККА: служил красноармейцем. С 1923 по 1925 годы служащий пожарный пожарной охраны Москвы. С 1925 годы работал на парфюмерной фабрике "Свобода" в Москве: рабочим, мастером, секретарём партийной организации. В 1929 году окончил вечернюю профсоюзную школу. С марта 1931 года председатель Октябрьского райпрофсовета Москвы.

С августа 1932 года заместитель председателя Октябрьского районного Совета Москвы по рабочему снабжению.
С января 1934 года председатель Октябрьского районного общества потребителей, затем директор райпищеторга.
С января 1936 года председатель Коминтерновского райисполкома Москвы.
С ноября 1937 года народный комиссар внутренней торговли (с января 1938 года - торговли) РСФСР.
С января 1939 по март 1948 года народный комиссар (с марта 1946г. - министр) торговли СССР.
С апреля 1948 года член Бюро по торговле при Совете Министров СССР.
С февраля 1949 года начальник Главного управления городской кооперативной торговли Центросоюза - заместитель председателя Центросоюза.

С июля 1954 года председатель правления Роспотребсоюза.

С августа 1957 года персональный пенсионер союзного значения. И в 1957 году окончил окончил заочное отделение Высшей кооперативной школы в Москве.

Депутат Верховного Совета СССР 2 созыва. Член Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) в 1939-1952 годах.
Награждён орденом Ленина. Генерал-майор интендантской службы (1942).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Член Коммунистической партии с июля 1924 года.

Министр торговли СССР 1948-1953 гг.

Жаворонков Василий Гаврилович (10.05.1906 г., дер. Кустовская Устьянского района - 9.06.1987 г., Москва).

В.Г. Жаворонков родился в крестьянской семье. В 1929 году окончил Вологодский рабфак, а в 1936 году Московский горный институт, был оставлен в аспирантуре, но в 1937 году направлен на партийную работу. С июня 1938 года Жаворонков второй секретарь оргбюро ЦК ВКП(б) по Тульской области, в июле 1938 года избран первым секретарём обкома, а затем и горкома партии.

В период Великой Отечественной войны возглавлял Тульскую партийную организацию, был председателем городского комитета обороны, членом военного совета 50-й армии. С 1943 года первый секретарь Куйбышевского обкома партии, с 1946 году первый заместитель министра, 1948 года министр торговли СССР, с 1953 года министр государственного контроля СССР, с 1958 года заместитель председателя комиссии советского контроля Совета Министров СССР, с 1962 года заведующий Центральным бюро жалоб и предложений трудящихся Комитета народного контроля СССР.

С 1973 года на пенсии.

Василий Григорьевич Жаворонков награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1977 года за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством, большой личный вклад в организацию героической обороны Тулы в период Великой Отечественной войны Жаворонкову присвоено звание Героя Советского Союза и вручён орден Ленина и медали «Золотая звезда».

В Туле именем В.Г. Жаворонкова названа улица.

В марте 1953 года Министерство торговли было объединено вместе с Министерством внешней торговли, и Жаворонков был назначен заместителем министра внутренней и внешней торговли СССР. Позднее в 1953 году Министерство снова было разделено на два – Министерство торговли и Внешней торговли.

Министр торговли СССР 1953-1955 гг. Микоян Анастас Иванович

Министр торговли СССР 1955-1958 гг. Павлов Дмитрий Васильевич

Дмитрий Васильевич Павлов (12.10.1905 г. -17.07.1991 г.), в 1949-51 годах министр пищевой промышленности СССР, с 1952 по 1953 годы министр рыбной промышленности СССР, с 1955 по 1958 годы - министр торговли СССР.

Министр торговли СССР 1965-1983 гг. Струев Александр Иванович

Струев Александр Иванович (10(23).2.1906 г., Алчевск, ныне Коммунарск Ворошиловградской области -12.12.1991 г.)

Родился в семье рабочего. С 1925 года на советской и партийной работе.

В 1944-47 годах председатель Сталинского (ныне Донецкого) облисполкома. С 194 по 1953 годы 1-й секретарь Сталинского обкома КП Украины. В 1954-58 годах 1-й секретарь Пермского обкома КПСС. В 1958-62 годах заместитель председателя Совета Министров РСФСР. В 1962-65 годах председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по торговле. С сентября 1965 министр торговли СССР.

Делегат 19-25-го съездов КПСС; в 1952-56 член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956-61 и с 1966 член ЦК КПСС, в 1961-66 кандидат в член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го и 7-9-го созывов.

Герой Социалистического Труда (1976 г.). Награжден 5 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Член КПСС с 1927 года.

Министр торговли СССР 1983-1986 гг. Ващенко Григорий Иванович

Ващенко Григорий Иванович (06.01.1920 г.-16.05.1990 г.)

С 1935 года учащийся Харьковского машиностроительного техникума. С 1938 года техник заводской лаборатории, технолог термического цеха. В годы Великой Отечественной войны - старший технолог термического цеха завода в Нижнем Тагиле. В 1946 году вернулся в Харьков на завод транспортного машиностроения, где работал начальником технологического бюро, а с 1951 года начальником термического цеха завода. В 1955 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. С 1957 года начальник механосборочного корпуса завода. С 1958 года секретарь парткома завода. В 1959 году секретарь, а затем второй секретарь Харьковского обкома партии.

Первый секретарь Харьковского обкома Компартии Украины с 1963 по 1972 годы (в 1963-64 первый секретарь Харьковского промышленного обкома). С июня 1972 года первый заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР.

Министр торговли СССР в 1983-86 годах. С декабря 1986 года персональный пенсионер союзного значения.

Депутат Верховного Совета СССР 7-11 созывов. Член Центрального Комитета КПСС в 1966-1989 годах.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом "Знак Почета".

Похоронен в Москве.Член Коммунистической партии с 1943 года.

Министр торговли СССР 1986-1991 гг. Терех Кондрат Зигмундович

Председатель Белкоопсоюза, зам. Председателя Совета Министров БССР, министр торговли СССР

Начальник Главного Управления торговли г. Москвы Трегубов Николай Петрович

Трегубов Николай Петрович

ОН УМЕР, НЕ ПРИЗНАВ СЕБЯ ВИНОВНЫМ

Не стало человека, которого знала и уважала вся московская торговля. Ушёл из жизни человек, которого власти пытались сделать одиозной фигурой, но так и не смогли. Торговый люд не поверил... Трагическая смерть оборвала жизнь бывшего депутата Верховного Совета РСФСР, бывшего Начальника Главного управления общественного питания, бывшего начальника Главного управления торговли города Москвы, кавалера многих орденов и медалей, участника Великой Отечественной войны НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ТРЕГУБОВА. Он пробыл в местах лишения свободы более десяти лет, но так и не написал прошения о помиловании. Он запрещал это делать родным и близким. Через его дочь редакция газеты "Московская торговля" обратилась к Николаю Петровичу с просьбой разрешить от имени общественности написать такое ходатайство. Трегубов поблагодарил нас за инициативу, но попросил этого не делать. Вот его слова, переданные нам его дочерью: "Я лучше умру здесь, но просить о помиловании, значит признавать себя виновным, не буду". Но там он не умер. Пройдя через жестокие испытания судьбы, но не сломленный морально, в мае прошлого года Николай Петрович вернулся домой. Я встретил его случайно в Департаменте потребительского рынка и услуг, куда Трегубов пришёл искать свои документы для оформления пенсии. "Главный взяточник страны" не имел других средств к существованию, кроме пенсии. Сегодня ни одна газета не сообщила о смерти бывшего "зека", но много лет назад с какой-то обывательской радостью писала о "трегубовщине". Этот термин принадлежит старшему следователю по делу Главторга, а ныне члену Конституционного суда России. Именно он придумал версию: продавцы обманывают покупателей и "делятся барышом" с директором магазина, тот в свою очередь с директором торга, а последний уже несёт начальнику главка. Все это, мол, происходит не только с ведома, но по распоряжению Трегубова. Читатели верили и ненавидели "трегубовщину". И только те, кто долгие годы работал с Николаем Петровичем, кто знал его, тихо возмущались.
Почему тихо? Да потому, что в начале 90-х годов работники торговли и общепита на себе испытали, что такое 37-й год. Каждый день приносили "свежие новости": взяли тако-го-то директора, арестовали начальника управления и т. д. Я далёк от идеализации всех работников торговли. Были, да и есть, среди них и жулики, и проходимцы, но не они определяют лицо тружеников отрасли. Неочевидно, тогда власти очень нужно было найти "козла отпущениа" для того, чтобы направить "гнев народный" в определённое русло, дабы люди не подумали, что власть плохая. И они нашли: "трегубовщина". Впрочем, метод не новый, так сказать, исторический: то иноверцы, то богатые, то капиталисты, то безродные космополиты и, наконец, "торгаши". Ату их! И тогда мы заживём хорошо. С какой радостью сообщалось, сколько у кого из арестованных конфисковано. Но только о Трегубове молчали... Не было у него "кубышек". Не стало порядочного человека, крупного специалиста торговли, профессионала в высоком смысле. Сегодня многие вспомнят, как он решал сложнейшие вопросы. Сегодня многие вспомнят, как он вникал в нужды и заботы всех работников отрасли. Стоило только попасть к Трегубову на приём, а это, кстати, было не сложно. Сегодня одна из бывших работниц Главторга, узнав о смерти Николая Петровича, всплакнув, вспомнила один незначительный эпизод. Когда рано утром у лифта собирались сотрудники, Николай Петрович всегда становился в очередь. Разумеется, все расступались и пытались пропустить его вперёд. Он всегда с улыбкой отказывался: "Вам надо на работу не опоздать, а начальство не опаздывает, а задерживается". Незначительный эпизод? Ну, не скажите. Несмотря на все звания и регалии, это был исключительно скромный человек. Был... И я, наконец-то, смог написать то, что (более десяти лет рвалось "на свободу". Он возражал. И даже сейчас, после освобождения, с грустной улыбкой сказал: "Вот умру, тогда и пиши". Редакция "Московской торговли" уже публиковала материалы о расстрелянном директоре "Елисеевского" Ю. К. Соколове, о расстрелянном директоре Дзержинском плодоовощной конторы, участнике Парада Победы 1945 года М. А. Амбарцумяне. И вот о Николае Петровиче Трегубове. Да, теперь о разрешении на публикацию у него спрашивать не надо, но теперь все, кто помнят его, кто верит, что в торговле подавляющее большинство честные люди, должны потребовать пересмотра его дела. Пишите нам. Он умер, не признав себя виновным.АРКАДИЙ ГАВРИЛОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. На основании ст. ст. 49 и 51 Основного Закона (Конституции) Союза С.С.Р. образуется Народный Комиссариат Внешней Торговли Союза С.С.Р. для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза на основе государственной монополии внешней торговли.

Глава II. ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2. На Народный Комиссариат Внешней Торговли возлагается:

а) разработка и осуществление общих мероприятий, направленных к развитию торговых сношений Союза с иностранными государствами соответственно интересам Союза в целом и отдельных его частей;

б) составление экспортного и импортного плана Союза С.С.Р.;

в) осуществление импортно-экспортных планов и руководство связанными с внешней торговлей операциями, производимыми как через посредство центральных, местных и заграничных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, так и через акционерные и другие общества для внешней торговли;

г) разработка вопросов таможенной политики, а также заведывание таможенным делом Союза С.С.Р.;

д) участие в делегациях Союза С.С.Р. на международных съездах и конференциях по заключению торговых договоров и соглашений и по вопросам, касающимся внешней торговли, а также участие в разработке вопросов, подлежащих обсуждению на упомянутых съездах и конференциях;

е) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли, а также организация смешанных и иных обществ и учреждений по внешней торговле;

ж) дача заключений Главному Концессионному Комитету по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

з) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным и полным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

и) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

к) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли Союза С.С.Р.

Глава III. СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

3. В состав Народного Комиссариата Внешней Торговли входят:

а) Народный Комиссар и коллегия при нем;

б) Секретариат;

в) Управление делами;

г) Управление торговыми предприятиями и учреждениями;

д) Управление регулирования и состоящая при нем Плановая комиссия (Внешторгплан );

е) Экономическо-правовое управление;

ж) Финансово-счетное управление;

з) Транспортное управление;

и) Главное таможенное управление.

Примечание. При Народном Комиссариате Внешней Торговли состоят: Таможенно-тарифный комитет и Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, действующие на основании особых положений о них, издаваемых Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

Глава IV. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

4. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по секретариату возлагается: ведение делопроизводства Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли по сношениям с высшими органами Союза С.С.Р.; наблюдение за исполнением управлениями и органами Народного Комиссариата Внешней Торговли поручений высших органов Союза С.С.Р., Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли; организация секретарской части в заседаниях и совещаниях, созываемых Народным Комиссаром; заведывание секретной перепиской: прием, распределение и рассылка всей корреспонденции Народного Комиссариата Внешней Торговли.

5. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению делами возлагается:

а) делопроизводство по всем вопросам, не входящим в компетенцию других управлений;

б) учет личного состава Народного Комиссариата и его местных органов;

в) инспектирование и организация местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) обслуживание хозяйственных нужд Народного Комиссариата Внешней Торговли как учреждения;

д) издательская деятельность по вопросам внешней торговли.

6. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению торговыми предприятиями и учреждениями возлагается:

а) осуществление импортно-экспортных операций общесоюзного значения;

б) общее руководство деятельностью и согласованием оперативных планов всех учреждений и предприятий, работающих с государственными капиталами, полученными от Народного Комиссариата Внешней Торговли (государственных импортно-экспортных торговых контор при Народном Комиссариате Внешней Торговли, акционерных (смешанных) обществ и коммерческих частей торговых представительств);

в) распоряжение в пределах действующего законодательства капиталами Народного Комиссариата Внешней Торговли и его материальными фондами, выделенными для коммерческих целей;

г) контроль над поступлением доходов по договорам, подписанным Народным Комиссариатом Внешней Торговли, а также над поступлением прибылей от указанных в п. "б" настоящей статьи торговых предприятий и учреждений.

7. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению регулирования возлагается:

а) дача органам Народного Комиссариата Внешней Торговли руководящих указаний по вопросам политики внешней торговли и регулирование ее;

б) разработка для внесения через Государственную Общеплановую Комиссию на утверждение Совета Труда и Обороны импортно-экспортного плана Союза С.С.Р. и наблюдение за выполнением утвержденного плана;

в) установление по соглашению с подлежащими ведомствами номенклатуры и стандартов экспортных и импортных товаров;

г) разработка и представление на утверждение Совета Труда и Обороны контингентов экспортных и импортных товаров, а равно распределение утвержденных Советом Труда и Обороны контингентов;

д) выдача лицензии и удостоверений на право ввоза и вывоза товаров;

е) дача руководящих указаний местным лицензионным отделам и рассмотрение жалоб на действия последних;

ж) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

з) организация участия Союза С.С.Р. на международных выставках и ярмарках.

8. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Экономическо-правовому управлению возлагается:

а) участие в разработке международных торговых договоров и соглашений;

б) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, импортных и экспортных возможностей Союза С.С.Р., а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспортных отраслей хозяйства;

в) разработка принципов таможенной политики;

г) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

д) статистические работы, связанные с выполнением всех вышеуказанных заданий, а также объединение всех статистических работ, производимых в других управлениях по плану, предварительно согласованному с Центральным Статистическим Управлением;

е) информация и экономическая консультация по всем вопросам, связанным с системой монополии внешней торговли;

ж) составление периодических отчетов по Народному Комиссариату Внешней Торговли;

з) ведение предварительных переговоров о концессиях по внешней торговле;

и) составление заключений по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

к) дача заключений по всем юридическим вопросам, в частности, по заключаемым договорам;

л) систематизация законодательства по внешней торговле;

м) ведение судебных дел, в частности, дел о нарушении монополии внешней торговли.

9. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Финансово-счетному управлению возлагается:

а) разработка общих вопросов финансовой политики Народного Комиссариата Внешней Торговли;

б) составление проектов доходных и расходных смет и исполнение смет утвержденных;

в) выполнение финансовых операций Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) бухгалтерский учет денежных и торговых операций всех органов Народного Комиссариата Внешней Торговли с составлением по всему Народному Комиссариату периодических отчетов;

д) руководство и надзор за правильной деятельностью всех центральных и местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли в области финансового и счетного дела;

е) обслуживание валютных нужд органов Народного Комиссариата Внешней Торговли и предприятий, организованных при его участии.

Примечание. Состоящая при Управлении регулирования Плановая комиссия (Внешторгплан ) действует на основании положения о ней, утверждаемого Народным Комиссаром Внешней Торговли и председателем Государственной Общеплановой Комиссии Союза С.С.Р.

10. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Транспортному управлению возлагается:

а) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

б) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли;

в) участие в разработке и проведении международных конвенций и соглашений по транспортным вопросам.

11. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Главному таможенному управлению возлагается:

а) организация и управление таможенными учреждениями;

б) участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела;

в) разработка таможенного тарифа;

г) наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой и организация борьбы с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами зоны, в которой эта задача возложена на органы Объединенного Государственного Политического Управления;

д) наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части;

е) ведение таможенной статистики.

Глава V. ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРИ СОВЕТАХ НАРОДНЫХ

КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

12. Органами Народного Комиссариата Внешней Торговли являются:

а) уполномоченные Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик;

б) торговые представительства Союза С.С.Р. и торговые агентства Союза С.С.Р. за границей;

в) таможенные округа или представители таможенных управлений.

Раздел 1. Уполномоченные Народного Комиссариата Внешней

Торговли при советах народных комиссаров союзных республик

13. Порядок назначения и отзыва уполномоченных, их права и обязанности определяются общим Положением о народных комиссариатах Союза С.С.Р.

14. Уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик подведомственны непосредственно все агенты и органы Народного Комиссариата Внешней Торговли на территории данной союзной республики.

15. Уполномоченный в пределах распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли ведает всеми находящимися на территории данной союзной республики денежными и материальными фондами, выделенными в его распоряжение как Народным Комиссариатом Внешней Торговли, так и правительством данной союзной республики для операций по внешней торговле. Экспортные фонды, выделенные союзными республиками и переданные уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли, остаются собственностью республик.

16. Для осуществления возложенных на уполномоченного при совете народных комиссаров союзной республики задач по регулированию внешней торговли при нем учреждается управление.

17. Для осуществления коммерческих операций на территории данной республики под непосредственным руководством и контролем уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров этой республики им может быть с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли организована Государственная импортно-экспортная контора (Госторг ) с правом юридического лица, действующая на основании положения о ней, утверждаемого Советом Труда и Обороны. Госторг действует под руководством Управления торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

18. Госторг при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики проводит свои коммерческие операции исключительно на территории данной союзной республики. В случае необходимости проведения каких-либо операций на территории других союзных республик таковые могут проводиться исключительно через Госторг , состоящий при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговля при совете народных комиссаров подлежащей союзной республики, а за границей - через коммерческие части соответствующих торговых представительств.

19. В задачи уполномоченного входят:

а) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, экспортных и импортных возможностей, а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспорта республики;

б) разработка экспортно-импортного плана по данной республике, согласование его с соответствующей союзной республикой и представление его в Народный Комиссариат Внешней Торговли, а также его осуществление по надлежащем утверждении;

в) надзор за операциями по внешней торговле всех учреждений, организаций и лиц на территории данной республики;

г) наблюдение за точным выполнением законов и распоряжений по внешней торговле и охрана монополии внешней торговли;

д) выдача лицензий и удостоверений на ввоз и вывоз товаров в пределах контингентов, предоставленных Народным Комиссариатом Внешней Торговли данному уполномоченному на основании утвержденного общесоюзного экспортно-импортного плана, а равно выдача лицензий и удостоверений на вывоз неконтингентированных товаров;

е) контроль над деятельностью смешанных обществ на территории данной союзной республики;

ж) предварительная разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

з) экономическая консультация по вопросам внешней торговли;

и) исполнение всех поручений и распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли.

20. Для наблюдения и содействия при проведении за границей операций по внешней торговле, связанных с обслуживанием нужд данной союзной республики, уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров данной республики может с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли назначить своего представителя, действующего в составе соответствующего торгового представительства Союза С.С.Р., на основании положения, утверждаемого Советом Труда и Обороны, по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли.

21. В случае необходимости по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли с правительством данной союзной республики на территории последней под непосредственным руководством и надзором уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли могут быть учреждаемы специальные акционерные общества по импорту и экспорту.

22. Уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики организует в случае надобности на территории данной республики с утверждения Народного Комиссариата Внешней Торговли областные управления или отделения Народного Комиссариата Внешней Торговли, во главе которых стоят начальники, непосредственно подчиненные уполномоченному.

Раздел 2. Торговые представительства и торговые агентства

Союза С.С.Р. за границей

23. Торговые представительства Союза С.С.Р. за границей являются органами Народного Комиссариата Внешней Торговли, составляют в то же время часть соответствующих полномочных представительств Союза С.С.Р. за границей и входят в состав последних.

24. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей назначаются и отзываются постановлением Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли, согласованному с Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

25. В торговые представительства за границей в пунктах, представляющих особый интерес для той или иной союзной республики, по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли и совета народных комиссаров союзной республики вводится представитель союзной республики, а в представительства, при которых имеются советы, представитель союзной республики входит в качестве члена этих советов.

26. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей для выполнения возложенных на них задач имеют при себе аппарат, который разделяется на части регулирующую и коммерческую.

27. В задачи торговых представительств по регулирующей части входит:

а) выяснение общей экономической обстановки страны их пребывания;

б) изучение условий местного рынка и информация;

в) контроль над деятельностью смешанных обществ за границей;

г) наблюдение за исполнением существующих между Союзом С.С.Р. и данным государством торговых договоров и соглашений и участие в выработке новых договоров и соглашений;

д) надзор за торговой деятельностью в данной стране всех органов, учреждений и граждан Союза С.С.Р., в том числе и коммерческой части торговых представительств.

28. В задачи коммерческой части торгового представительства Союза С.С.Р. за границей по регулирующей части входит выполнение плановых заданий Народного Комиссариата Внешней Торговли и других органов Союза С.С.Р., а также торгово-комиссионных операций по поручениям коммерческих органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, государственных учреждений и предприятий, кооперативных, общественных и частных предприятий и лиц, коим разрешено совершение экспортно-импортных операций. Коммерческая часть торгового представительства в своей коммерческой работе подчинена через торговые представительства Управлению торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

29. Торговые агентства Союза С.С.Р. за границей учреждаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли и подчиняются Народному Комиссариату Внешней Торговли либо непосредственно, либо через торговые представительства Народного Комиссариата Внешней Торговли по распоряжению последнего.

Торговые агенты назначаются и отзываются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Функции торговых агентств в к аждом отдельном случае определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Раздел 3. Таможенные округа

30. Во главе таможенных округов стоят начальники, назначаемые и отзываемые Народным Комиссаром Внешней Торговли по соглашению с советами народных комиссаров союзных республик.

31. Районы таможенных округов, перечень входящих в состав каждого из них учреждений, а также местонахождения окружных управлений устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики. Состав таможенных округов, входящих в них учреждений, их права и обязанности определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли в установленном порядке.

32. В таможенные округа входят таможни I, II и III разрядов и таможенные посты.

Примечание 1. Открытие и упразднение таможенных учреждений, а также изменение места их расположения, установление разрядов таможни, переименование таможенных постов в таможни и таможен в таможенные посты производится Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики.

Примечание 2. Народному Комиссариату Внешней Торговли по соглашению с советом народных комиссаров соответствующей союзной республики предоставляется право выделять таможни и таможенные инспекторские участки из ведения округа с непосредственным подчинением Главному таможенному управлению.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn