Даниил гранин о милосердии сжатое изложение. Краткое изложение о милосердии гранин. Вдруг она мне сказала: «Вы знаете, я, наверно, не доживу до утра. Я скоро умру. Не отходите от меня». Я говорю, что сейчас позову врача, она отвечает: «Нет-нет, это не нуж

Главная / Быт

Урок развития речи

Тема: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии».

Структура текста-рассуждения.

Цель: продолжить знакомить учащихся с видами текстов, их особенностями; дать понятие о структуре текста-рассуждения; учить понимать прочитанное, осмысливать тему, раскрывать основную мысль высказывания, выявлять причинно-следственные отношения, оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чуткое отношение к людям, нуждающимся в помощи; коррегировать произношение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

1 Речевая зарядка.

У каждого из вас есть друг. Какие черты его характера вам нравятся?

Доброта, честность, щедрость, весёлость…

А какими из этих качеств обладаете вы?

Подобрать синоним к слову милосердие.

Сегодня мы будем говорить о положительных качествах характера человека. А работать будем с текстом А. Гранина « О милосердии». Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

2. Актуализация опорных знаний.

Что такое текст?

Какие типы текстов вы знаете?

Что такое текст-описание?

Что такое текст - повествование?

Что такое текст-рассуждение?

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы разберёмся, чем отличается текст - рассуждение от других текстов.

В тексте-рассуждении даётся объяснение какому-либо явлению или факту.

Текст отвечает на вопрос « почему?» и имеет характерную структуру:

ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (объяснение) – ВЫВОД.

Что мы называем тезисом? (высказывание, которое требует доказательства).

А как доказать тезис? (привести аргументы и факты).

В процессе доказательств используются определённая лексика. Предложения, содержащие доказательства, начинаются с фраз:

Я думаю, что…

Я считаю, что…

Я предполагаю, что…

Я точно знаю, что..

Я думаю, что, во-первых…, во-вторых…, в третьих… и, наконец, я уверен, что…

В ходе доказательства можно использовать слова - «мостики»: « потому что», « так как», « поэтому».

Текст - рассуждение заканчивается выводом (заключением). Автор подводит итог всему сказанному в главной части. В выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего.

- О чем мы сегодня узнали?

4. Этап закрепления.

А сейчас вы прочтёте текст и определите его тип.

Учащиеся читают текст « О милосердии».
В прошлом году со мной случилась неприятность: я упал, упал неудачно. Я сломал нос, рука выскочила из плеча и повисла плетью. Случилось это часов в семь вечера в центре Москвы, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.
С большим трудом я поднялся и добрел до ближайшего подъезда. Я чувствовал, что держусь, потому что нахожусь в шоковом состоянии, и надо что-то срочно сделать. Я пытался унять кровь платком; боль накатывала все сильнее. И говорить я не мог - рот был разбит. " Я решил повернуть домой. Шел я, как мне кажется, не шатаясь. Я хорошо помню этот путь метров четыреста. Народу было много. Мимо меня прошла какая-то парочка, женщина с девочкой, молодые парни. Хоть бы кто-нибудь мне помог. Все они смотрели на меня сначала с интересом, но потом отводили глаза. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.
Боль путала сознание, но я понимал, что если сейчас лягу на тротуаре, то люди будут просто переступать через меня. Я понимал, что надо обязательно добраться до дома. Мне так никто и не помог.
Позже я думал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде нет. Но если бы даже и приняли, они же видели, что я весь в крови, что со мной что-то случилось - упал, ударили. Почему же они не спросили, не нужна ли мне помощь? Значит, пройти мимо, не ввязываться, «меня это не касается» стало обычным чувством.
С горечью вспоминал я этих людей, злился на них, но потом я вспомнил о себе. Желание увернуться, уйти было и у меня. Уличив себя в этом, я понял, насколько стало это чувство привычным в нашей жизни.
Я не собираюсь оглашать жалобу на порчу нравов. Но, однако, уровень снижения нашей отзывчивости заставил меня задуматься. Никто персонально не виноват. Видимых причин не нашел.
Раздумывая, я вспоминал голодное фронтовое время. Тогда никого бы не прошел мимо раненого. Из твоей части, из другой ли - все помогали, тащили на себе, перевязывали. Никто не делал вид, что он ничего не заметил. Конечно, кто-то нарушал этот негласный закон, но ведь были и дезертиры, и самострелы. Но речь ведь не об отдельных людях, а о нравах той поры.
Я не знаю, что нужно сделать для необходимого взаимопонимания, но я уверен, что только из общего понимания проблемы могут возникнуть какие-нибудь конкретные выходы. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех подумать, что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?
Мне кажется, что причина «снижения нашей отзывчивости» в том, что люди думают в первую очередь о себе, а уж потом о других. С одной стороны, это понятно. Ведь жизнь в нашей стране всегда была нелегкая, а в последние время она для многих стала просто настоящим испытанием, поэтому люди думают только о том, как получить выгоду для себя. Но с другой стороны, такая позиция, конечно, неправильна, но изменить укрепившееся в сознании людей быстро нельзя. Отзывчивости надо учить с малолетства, и тогда, если каждый будет по-доброму относиться к прохожему, все будут помогать друг другу, и все будут счастливы.

Что его удивило?

Что он вспомнил о себе?

В чем причина « снижения нашей отзывчивости»?

А как думаете вы?

Почему можно сказать, что это текст – рассуждение?

Работу над текстом мы продолжим на следующем уроке. А для домашнего задания вам нужно узнать у членов своей семьи, случались ли с ними похожие ситуации. Запишите их, а на следующем уроке мы их обсудим.

25 мнений студентов на тему « Милосердие» по статье Д. Гранина

Как важно чувство сострадания, оказание помощи тому, кто в ней нуждается. Сострадание, оказание помощи – это те поступки, которые необходимы каждому. Нужно всячески призывать людей к их совершению. Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми.

Я думаю, что эти утверждения абсолютно верны. В нашей жизни, к сожалению, много такого, что вызывает жалость, сочувствие, но, увы, не все способны отозваться на чужую беду милосердием, состраданием. Милосердие объединяет людей, делает их лучше.

Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.

К сожалению, современный мир жесток. Милосердие стало или экзотикой, или привилегией богатых. Подменилось словом «благотворительность». Но разве можно заменить искреннее участие звонкой монетой? Нет у меня денег, чтобы оплатить операцию больному ребенку – но я могу поговорить с ним, отвлечь его от мыслей, что он никому не нужен…

Истинное милосердие – стремление понять. Сочувствие и сопереживание. Желание помочь и облегчить страдания окружающих.

Я думаю, что милосердие - это гуманность, жалостли­вость, сердобольность, доброта. Милосердие проверяется только поступками человека. Милосердие – это не взгляд свысока, это стремление разделить чужую боль, облегчить ее, пережить и принять.

Милосердие – это желание и умение вырваться за пределы собственных потребностей, пропустить страдания мира через свое сердце, увидеть окружающих не как предметы обстановки – но как личностей, со своими горестями и проблемами. Проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. Милосердие и сострадание, просто делает нас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит. У человека множество добродетелей: доброта, щедрость, отзывчивость, умение сострадать и любить и многие другие. И все они основаны на любви человека к человеку. Но мне кажется, что именно милосердие проявлять труднее всего. Для того чтобы быть милосердным, нужно обладать умением прощать. Нужно быть истинным гуманистом. Потому что изначально милосердие было проявлением великодушия к поверженному врагу. Да и сейчас, на мой взгляд, милосердие - это проявление великодушия к тому, к кому не хочется его проявлять.

Чем больше будет в нашей жизни милосердия, тем меньше в ней будет горя и страданий. Как важно чувство сострадания, оказание помощи тому, кто в ней нуждается.

Каждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Милосердие - это не жалость! Жалость тешит собственное самолюбие, унижает побеждённого врага; а милосердие даётся тяжело, но оно освобождает и даёт противнику второй шанс. поэтому это чувство способны испытывать люди только с чистым сердцем! Милосердие - готовность помочь, пожертвовать собой ради других, бескорыстно делать добро. Для меня милосердие - это прежде и качество, которое необходимо всем нам и которого сейчас очень не хватает. Для меня в милосердии основное - бескорыстие. Например, во время войны сестры милосердия самоотверженно ухаживали за ранеными, рискуя своей жизнью, выносили раненых и убитых с поля боя, и все это совершенно бесплатно. Кроме того, они морально поддерживали солдат, не давая им упасть духом, играет огромную роль в их победах. Милосердный человек, мне кажется, не знает слова «месть», или «отмщение». Такой принцип, как «око за око, зуб за зуб» - не для него. Делая зло, мы только увеличиваем зло, существующее в мире. Милосердный человек старается быть добрым и участливым с каждым человеком. Милосердие человека к человеку не может унижать, оно помогает человеку быть добрей. Помочь можно не только материально, но и духовно. Поддержка и понимание для каждого из нас значит не меньше, чем материальное благополучие. Милосердие, приветливость, доброта всегда украшают человека. Некоторые люди, независимо от возраста, никогда не утрачивают красоту - просто красота лица превращается в красоту сердца, красоту души. Можно привести много примеров людского участия, щедрости, красоты людской души. Ведь наша жизнь состоит из крошечных вещиц -улыбок и добрых дел. Наверное, повсюду у человека есть возможность проявить доброту и милосердие. Истинное милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это желание приносить пользу другим людям, не задумываясь о вознаграждении. Считают, что красота спасет мир. Но если быть точнее, то мир спасет красота человеческой души.

Если человек нуждается в помощи, помогайте ему, не проходите мимо. Давайте будем помогать друг другу. Самое ценное в человеке – безотчетная, душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Ведь только мы можем творить добро и никто другой кроме нас! Хочется воскликнуть: «Люди, будьте милосердны!»

А ведь жизнь у нас только одна, и было бы так прекрасно не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попытаться сделать жизнь других немного легче, светлее и милосерднее Что же такое милосердие? Мне кажется, что это такое качество человека, когда он способен с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, когда он способен помогать в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям. Более того, даже к врагу своему милосердный человек будет относиться с добротой и с надеждой на примирение.

Потеряв милосердия, мы словно разучились радоваться жизни, который бы она ни была. Мало кому хочется делиться своим счастьем с другими. Но жизнь у нас только одна, и было бы так прекрасно не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попытаться сделать жизнь других немного легче, светлее и радостнее. Это бы принесло радость и нам самим. Каждая улыбка на лице человека, которому ты помог, делает твою личность счастливее. Милосердных людей сейчас не много, да и то другие относятся к ним если не как к сумасшедших, то хотя как к глупому.. А мне кажется, что именно в наше время истинного милосердия людям больше всего не хватает. Конечно, богатые люди могут себе позволить сделать пожертвования в различные фонды помощи, но очень часто только для того, чтобы об этом вспомнили в газете или по телевидению. А те люди, которые действительно хотят помочь, зачастую не имеют в своем распоряжении средства для этого. Милосердие - это свобода отдавать что-либо от всей души. Потеряв милосердие, мы словно разучились радоваться жизни, какой бы она ни была.

Милосердие, самое благородное чувство человека. Я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое -- облагораживающее душу твою и помогающее другим преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия. У нас к сожалению, всё чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душевный порыв зачастую несёт благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгоистических побуждений. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания.

Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. С давних времен известно, что причиняемое кому-то зло вернется к тебе стократным злом и что добро, которое ты кому-то сделал, возвратится к тебе. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же милосердны!

Милосердие - это душевное качество само-по-себе, его не нужно определять при помощи других качеств. Достаточно долгое время понятие «милосердие» мы воспринимали как унижающие человеческое достоинство. Будто бы в милосердии и сострадании нуждаются лишь слабые, униженные и беспомощные люди. Нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. . Милосердие – это милость сердца. Милость, доброта, любовь, нежность, мягкость. Милосердие дает человеку то, в чем он нуждает ся . Когда человек придерживается милосердия, - это от доброты. Милосердие означает состояние души человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении любовь. Когда человека охватывает такое сердечное чувство, и он готов как-то сжалиться и поучаствовать в судьбе человека. Сегодня, когда мы живем в мире, где совершается очень много злых, бесчестных поступков, мы должны как можно добрее и милосерднее относиться к людям.

Милосердие... Если спросить кого-нибудь, что это такое в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое.Милосердие это неотъемлемая часть каждого человека.Без этих качеств мир развалится Если мне посочувствовал или помог чужой человек это помогает верить в то что мир полон доброты и милосердия. Мы сами должны иметь сострадание и милосердие. Этим мы поможем миру стать лучше. Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
К сожалению, в современном мире милосердие встречается все реже и реже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. Во всем они ищут лишь выгоду для себя, забывая, в чем истинное предназначение милосердия. Но что заставляет людей забывать? От чего зависит их уровень милосердия? Как ни странно, все начинается в детстве, когда с первыми шагами маленький и несмышленый ребенок впитывает в себя понятия, что хорошо, а что плохо. Я считаю, что если с детства не научить ребенка делиться чем-то хотя бы с ближними, то в будущем это приведет к тому, что, уже повзрослев, он не будет иметь даже «ростка» милосердия в душе. Нет числа примерам милосердия! Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Быть милосердным значит проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть милосердным, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть милосердным, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть милосердным

К сожалению, сейчас, в наше трудное время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь уходят на задний план, а, вытесняя их, вперед выдвигаются деловая хватка, умение получить прибыль и забота прежде всего о себе.

Слово милосердие когда-то было у нас распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали общества милосердия. Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относится к окружающим с терпением и пониманием, и милосердием, а к себе - с требовательностью.

Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен. Милосердие просто делает нас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит. Кто из людей милосерден? Мудрый и сильный духом человек, глубоко понимающий жизнь и не потерявший в её испытаниях свою душу и человеческую доброту. Людям не способным быть милосердными можно только посочувствовать, ибо их изнутри всегда будет разъедать обида, которую они не простили. Им никогда не даст покоя месть, которую они не реализовали. Их всегда будет трусить их злость, которой они предпочли свою светлую душу наполненную светом доброты. Им не видать и не испытать - чувства светлой радости в сердце, когда просто любишь, чувство освобождения и блаженства, когда прощаешь другого и желаешь ему добра. Им не испытать исцеляющей силы милосердия. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- ни будь и постоянно напоминал, что есть несчастные. Делайте добро!

Милосердие- это доброе и сострадательное отношение к человеку, Милосердие предполагает принятие, то есть терпимое отношение к несовершенству других, способность не осуждать (уметь прощать), а терпеливо помогать, проявляя истинную доброту в делах и чувствах своих. Именно милосердие к другому делает нас человечнее, Милосердие в этом мире есть, просто его не замечают. Важно понять, что милосердие есть даже в малом, например, уступить пожилому человеку в транспорте. Важнее не столько оказание помощи, сколько просто дарение радости ближнему. Что такое милосердие по отношению к ближнему? Это сострадание в первую очередь. Но это не значит, что милосердный должен плакать вместе с плачущим, как раз наоборот, его задача утешить, поддержать, помочь снова радоваться жизни. Кто не был никогда голодным или босым, не поймет, как тяжело быть в таком состоянии. А тот, кто ощутил на себе что-то подобное, постарается всячески помочь. Одно дело написать о милосердии другое – показать их самому. Было бы хорошо, если бы милосердие поселилось в души каждого человека, тогда и жить было бы проще и жизнь была бы радостней. Откуда думаете все наши беды на земле? Только от ожесточённости, от отсутствия милосердия.

Люди, наделённые милосердием способны понимать боль других людей и способны оказывать реальную помощь. И необязательно это должна быть материальная помощь. Помощь может быть и словом, и поступком.

Хотелось бы призвать всех людей земного шара развивать в себе милосердие. Очень хочется, чтобы вокруг царил мир и понимание, которые не возможны без милосердия.

Милосердие - это отличительная черта добрых и искренних людей. Милосердие - это высший дар, потому что не все люди способны сострадать другим и быть к ним милостивыми. Только по-настоящему добрый и отзывчивый человек может быть милосердным. Милосердие всегда было вдохновением для человека. Если отнять у человека милосердие, он потеряется в быстром течении мира, в котором так часто царят лож, Я считаю, что милосердие – это базовое чувство, которое должно быть заложено в каждом человеке. Ведь только помогая друг другу люди способны обрести мир и счастье. Милосердие приносит столько положительных эмоций. Ведь переведя старичка через дорогу или оказав помощь другу, человека переполняют светлые чувства. Изъять милосердие, значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности: милости к поверженным и пострадавшим. К сожалению, сейчас, в наше тяжелое время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь идут на задний план, а, вытесняя их, вперед выдвигаются деловая хватка, умение получить прибыль и заботу, прежде всего о себе. А другие люди - хмурые, неприветливые, постоянно обеспокоены состоянием политики и экономики. С давних времен известно, что причиняемый кому зло вернется к тебе стократного злом и что добро, что ты кому сделал, вернется к тебе. Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.

Я желаю всем людям встречаться с милосердием.

Милосердие - это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце». Мне кажется, что отсутствие или наличие милосердия во многом определяет поведение человека. Милосердных людей сейчас не много, да и то остальные относятся к ним если не как к умалишенным, то по крайней мере как к глупым. Милосердие - это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека. Способность человека быть добрым по отношению ко всем людям стало такой редкостью, что за это хочется благодарить, лицемерие, злорадство и прочие пороки. Человек без милосердия не может называться гордым именем человек. Милосердие является самым ярким и значимым пятном на картине мира. Без него люди бы потеряли человеческий облик. Поэтому так важно сохранять и развивать в себе это светлое чувство. Милосердие служит неким фонариком, который зовет всех на свет любви и благодетели. Это чувство толкает человека на сострадание и желание помочь даже незнакомым людям. В современном обществе многие люди забыли, что такое милосердие. Милосердие это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Милосердие - это доброта в сочетании с жалостью к ко­му-то, желание помочь. В жизни очень важно быть мило­сердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности. Сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра.По моему мнению, милосердие– неотъемлённая часть жизни людей. Без этих качеств невозможно представить себе хорошего человека. Ведь именно внимательное отношение к другим людям, их проблемам и переживаниям является основой взаимоотношений между людьми. . Безусловно, в наше время, когда общество почти совсем забыло о взаимопомощи и к чужому горю относится равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же милосердны! Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает. Почему дефицит милосердия сегодня так велик? Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!

Милосердие - это доброта, это умение сердцем почувст­вовать чужую боль и делами облегчить её. В основе мило­сердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоя­щая любовь к человеку.

Людям не способным быть милосердными можно только посочувствовать, ибо их изнутри всегда будет разъедать обида, которую они не простили. Им никогда не даст покоя месть, которую они не реализовали. Их всегда будет трусить их злость, которой они предпочли свою светлую душу наполненную светом доброты. Им не видать и не испытать - чувства светлой радости в сердце, когда просто любишь, чувство освобождения и блаженства, когда прощаешь другого и желаешь ему добра. Им не испытать исцеляющей силы милосердия.

Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает милосердия.

Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим.

Я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое - облагораживающее душу твою и помогающее другим людям преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия. Я желаю всем людям встречаться с милосердием в первом, благородном варианте.

Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Милосердие и доброта в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Как будто прозрели и начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на земле для того,чтобы дарить людям добро.Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность. Милосердие, приветливость, доброта всегда украшают человека. Подлинное милосердие бескорыстно. Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем. Желание быть полезным всем, приносить пользу и откликаться на просьбы – это маленький шажок к счастью. Не нужно специально искать приключений, достаточно посмотреть вокруг себя, заметить. Может, пора уступить место в транспорте. Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу. Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, помогают нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Милосердие безвозмездно - это тогда, когда ты не ждёшь ничего взамен, потому как всякое добро обязательно возвратится к тебе.

Милосердие –это сострадательная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, и даже, в пределе – на все живое. Милосердие способно разрушить все преграды между своими и чужими, сблизить людей, показывая, что все люди смертны, а жизнь у всех одна и надо беречь ее всеми возможными мерами. Заботьтесь о других, помогайте им в трудную минуту и тогда, помогут и вам. Каждый человек понимает слова милосердие по-своему. Ведь сколько людей- столько и мнений, однако, все высказывания людей сходятся в одном: милосердие - это когда ты делаешь людям что-то хорошее, причём, это добро может быть совсем разным. Например, ты можешь сходить к старому человеку, неважно сосед ли он твой, а может просто незнакомый человек. Важно лишь то, что ты делаешь это от чистого сердца и безвозмездно. Люди должны научиться сострадать другим. Я считаю, что милосердие - это благородное чувство человека. Готовность помогать каждому нуждающемуся. Милосердие способно сблизить людей, показать, что все люди равны: нет ни лучших, ни худших.
Я думаю, что людям не нужно стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо чувство сострадания и милосердия. В милосердии нуждаются все: и больные, и пожилые, и бедные, и те, кто по разным причинам оказались в трудном положении. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.

Милосердие - это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых - облегчить или улучшить жизнь людей. Люди разучились по-настоящему проявлять милосердие. Большинство из нас пытается отобрать для себя самое лучшее, всячески наградить себя. Если родители воспитали ребенка только избалованным эгоистом, то как он узнает, что такое милосердие и справедливость? Сейчас люди все меньше помогают бездомным животным, и что говорить о людях, потерявших жильё, их и вовсе сторонятся. Люди могут пройти мимо человека истекавшего кровью, подумав: "Меня это не касается», но не думая, что он сам мог оказаться на его месте.
Ведь если кто-то упадет, сильно разбив колено, он обязательно заплачет, может быть и не показывая слёз. А упади другой человек, как всё начнут смеяться над его горем. Я говорю о том, что нужно научиться сочувствовать другим, а не только себе. Ведь в современном обществе многие люди забыли, что такое милосердие. Мы должны любить всех людей, даже таких, которые нам не нравятся; должны делать добро всем, даже тем, которые не любят нас и делают нам зло. Милосердие в этом мире есть, просто его не замечают. Почему дефицит милосердия сегодня так велик? Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас милосердие навсегда? Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!

Безусловно, в наше время, когда люди почти совсем забыли о взаимопомощи и к чужому горю относятся равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни.

Любой человек зависит от окружающих его людей. Будь то друг, брат или незнакомец, идущий с ним по одной дороге. Давно доказано, что человек один жить не сможет. Он плохо переносит изоляцию, как бы его не прельщала эта идея. Почему же? Казалось бы, идеальная жизнь в каком-нибудь отчуждённом месте, где нет ни шума, ни надоедливых соседей, нет ничего, но ситуации в жизни бывают разные: случится беда, а помочь не кому. Вот именно тогда человек остро поймет, как ему не хватает сострадания других людей, как он одинок в этом мире. Милосердие проявляется в мелочах, человек в одиночестве, например, сломает руку. А вокруг никого. Никто не поможет, а сам он не в состоянии оказать себе первую медицинскую помощь или предпринять необходимые для заживления руки меры. В округе не найдётся человека, который проявит милосердие и протянет руку помощи. Исходя из приведенного примера, можно сказать, что каждый из нас зависит от другого. Мы – единая система, при выпадении из которой одного звена происходит колоссальный сбой, даже если мы этого не замечаем. Именно людская взаимопомощь помогает людям жить и верить в лучшее будущее. С самого раннего детства мы знаем, что без родителей невозможно жить, а без врачей – невозможно выздороветь. Это простая философия нерушимости системы людского общества, которая, к сожалению, в наши дни изменяется не в лучшую сторону с большой скоростью. А рушим её мы сами.

Милосердие - это один из важнейших залогов выживания человечества как вида. Но обладать таким высоким чувством дано, увы, далеко не каждому. Доброта души, жалость, сострадание закладываются в человеке с самого детства, в том числе и на личном примере родителей. На формирование этих качеств также влияют общество, окружающие люди, друзья.

Говоря о милосердии, каждый понимает это слово по своему. Я считаю, что милосердие –это сострадательная любовь выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, и даже, в пределе – на все живое. Милосердие способно разрушить все преграды между своими и чужими, сблизить людей, показывая, что все люди смертны, а жизнь у всех одна и надо беречь ее всеми возможными мерами.
Милосердное служение было всегда и будет всегда, потому что на нём и держится жизнь. Вся наша радость в этом мире происходит от желания счастья другим, а все страдания – от желания счастья только самим себе. Милосердие выше справедливости. Есть закон, а есть милосердие, понимание, прощение, принятие. Многие в этом нуждаются. И многие готовы это дать, подарить. И делают, не афишируя. Милосердие приносит столько положительных эмоций. Милосердие - это победа сил любви, добра и сочувствия в человеке! Милосердие, в первую очередь, характеризуется искренним желанием приносить пользу людям, не думая при этом о какой-либо награде

Кто из людей способен к милосердию? Красивый душой и сильный духом человек, в корень, смотрящий и не растерявший на дорогах жизни свою душу, способность сопереживать и любить. Чтобы проявить милосердие, надо освободить свою душу от мелочных обид, зависти, злобы, жестокости. Надо встать на новую ступень в своём духовном развитии. Милосерден тот, кто с пониманием относится к несовершенству других, кто умеет быть выше проблем, умеет прощать, не выпячивать своё «я», искренне, деятельно помогать, делать добро. Развивать чувство милосердия следует с самого раннего детства. Нравственное воспитание начинается еще в семье, затем оно продолжается в детском саду и в школе. Сначала дети осознают, что такое любовь к родителям и близким людям. Потом они учатся распространять свои добрые чувства на друзей и знакомых. Постепенно в ребенке формируется и чувство милосердия ко всем окружающим людям, как знакомым, так и незнакомым. Вершиной нравственного развития человека становится чувство милосердия ко всему человечеству.

Характерной особенностью милосердия является еще и активность действий. Мало в душе посочувствовать человеку, оказавшемуся в беде. Важно и помочь такому человеку активными действиями. Необходимо стремиться к тому, чтобы бескорыстная помощь окружающим людям стала нормой поведения.

К милосердию нужно прийти. Человек, не заботящийся об улучшении себя, чем он может порадовать других? Благодаря милосердным людям мы верим в торжество справедливости, верим, что добро обязательно победит зло, что нам непременно в трудную минуту окажут помощь, И пусть милосердных людей будет на земле больше и больше! Пусть милосердие станет не просто словом, а основной чертой характера каждого разумного человека.

Милосердие - это отличительная черта добрых и искренних людей. Милосердие - это высший дар, потому что не все люди способны сострадать другим и быть к ним милостивыми. Только по-настоящему добрый и отзывчивый человек может быть милосердным. В наше время кажется, что милосердие потихоньку уходит из человеческих сердец, но это не так. Человек умеет сострадать, человеку присуще помогать ближнему и даже у врага просыпается сочувствие к побежденному.

Милосердие толкало людей на подвиги, только оно могло слабого подвигнуть на решительные поступки. Милосердие - вот неотъемлемая черта характера честного и порядочного человека. Если бы каждый человек планеты был хоть чуть-чуть милосерден, то не было бы войн, преступлений, горя и боли. Было бы хорошо, если бы милосердие поселилось в души каждого человека, тогда и жить было бы проще и жизнь была бы радостней. Откуда вы думаете все наши беды на Земле? Только от ожесточённости, от отсутствия милосердия. Люди, наделённые милосердием способны понимать боль других людей и способны оказывать реальную помощь. И необязательно это должна быть материальная помощь. Помощь может быть и словом, и поступком.

Хотелось бы призвать всех людей Земного шара развивать в себе милосердие. Очень хочется чтобы вокруг царил мир и понимание, которые не возможны без милосердия.

Милосердие без доброты не может существовать. Даже очень злой человек имеет хотя бы крошечное зернышко любви. Придет время, и удастся победить зло благодаря шансу. Стоит привести пример: два заклятых врага еще со школьной скамьи, один другому желает смерти. Но оба оказываются в опасности. Один из них на волоске от гибели. Тот, что желал смерти своему врагу, вдруг протягивает руку и помогает выбраться. Оба спасены. Где та злоба? Может, врагами они так и останутся по отношению друг к другу, но ситуация показала, что существуют доброта и милосердие. Со стороны в реальной жизни или в фильме можно увидеть, как один человек помогает другому. Любой умилится при виде того, как девушка поможет встать споткнувшейся бабушке и донесет ее вещи до дома. Некий человек воскликнет: "Я тоже так могу и хочу!". А что получается на самом деле? Когда происходит что-то подобное здесь и сейчас, у человека будет выбор: либо он помогает в беде, либо проходит мимо. счастливым. Что такое милосердие по отношению к ближнему? Это сострадание в первую очередь. Но это не значит, что милосердный должен плакать вместе с плачущим, как раз наоборот, его задача утешить, поддержать, помочь снова радоваться жизни. Кто не был никогда голодным или босым, не поймет, как тяжело быть в таком состоянии. А тот, кто ощутил на себе что-то подобное, постарается всячески помочь. Вот идет хорошо одетый человек зимой с сумкой полной продуктов, по дороге встречается голодный оборванец и просит помочь. Милосердный человек без сомнений отдаст свою одежду и еду этому человеку, чтобы тот согрелся и поел. У самого пусть даже и крыши над головой нет. Благотворительная деятельность таких людей со временем привела к появлению понятия милосердие, которое рассматривается, как духовная и материальная помощь нуждающимся в ней людям..

Я считаю, что милосердие никогда не выйдет из моды, и навсегда останется в человеке, как одно из самых важных качеств. Из него можно черпать духовные силы. Милосердие... Если спросить кого-нибудь, что это такое в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое. Сейчас люди стали все меньше помогать человеку, который нуждается в помощи, и просто проходят мимо. Порой милосердие люди встречают с подозрением и даже неприятием. Важно при этом не сбиваться с пути и продолжать делать то, что велит сердце.

Милосердие - это ни что иное, как желание делать милость, творить добро.

Не смотря на то, что данное слово творить добро, так просто произносится, но как сложно бывает его воплощать в реальной жизни многим людям.

Стоит быть более чутким и внимательным к близким, людям нас окружающим. Порой бывает так, что человеку достаточно, чтобы его выслушали. Бывает так, что эта мелочь может спасти жизнь человека.

Милосердие - это искреннее желание помогать, не требуя и не желая получить что-то взамен. Стоит не путать Милосердие с чувством жалости. Будьте добрее и мир станет чуточку лучше.

Милосердие - это милое сердце, которому приятно жить. Милосердие одно из тех качеств человека, которое отличает его от животного и делает именно человеком. Милосердие - это чувство жалости, сочувствия к чужим бедам и проблемам. В более широком смысле слова милосердие - это умение проявлять снисходительность к человеку в этом нуждающемуся. В жизни каждого человека случаются ситуации, когда он оказывается перед выбором пощадить своего врага, действительного или мнимого, и по тому что он выбирает во многом судят о самом человеке. Легко быть безжалостным, следовать принципу око за око во всех поступках, но гораздо сложнее проявить настоящее милосердие и пощадить человека, от которого не видел в жизни ничего кроме зла. Часто под милосердием понимают оказание помощи немощным, больным, просто нуждающимся в заботе и теплоте людям. Таковы были сестры милосердия на войнах, которые одинаково заботливо относились и к своим раненным солдатам и к увечным солдатам врага. Милосердие возможно и по отношению к животным, которые могут нуждаться в нем ничуть не меньше их старших собратьев. Милосердие очень благородное чувство, которое делает честь человеку, его испытывающему. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия окажется трудно. Каждому из нас нужно не стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо чувство сострадания и милосердия. Ведь это первое лекарство от всех болезней и неприятностей. В милосердии нуждаются не только пожилые, бедные и больные люди, а нередко и те, которые из-за ряда обстоятельств оказались в трудном положении: бомжи, пьяницы, наркоманы. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.

Милосердие, приветливость, доброта всегда украшают человека.

Люди, к сожалению, всё чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душевный порыв зачастую несёт благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгоистических побуждений, неосознанных, возможно, но всё же нисколько не менее тщеславных. В наше время такое чувство, как милосердие многим кажутся пережитком старины.

Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия к ближнему, сделать их главными в жизни. Чтобы проявить милосердие, надо освободить свою душу от мелочных обид, зависти, злобы, жестокости.

Сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает милосердия, Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. от почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. К милосердию нужно прийти. Человек, не заботящийся об улучшении себя, чем он может порадовать других. Чем больше будет в нашей жизни милосердия, тем меньше в ней будет горя и страданий..

Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно. Что нужно делать, чтобы каждого из нас считали милосердным. Надо научиться любить ближних, прощать врагов.,подавать милостыню нуждающимся. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи мы смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача? Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отво­дить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в помощи. И с кем бы ты ни встретился, веди себя так, как подо­бает настоящему человеку: никого не губи. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Если в жизни важными делами будут вера, милосердие и честь, доброта, состраданье -значит завтра у планеты есть!

Д. Гранин "О милосердии". Помогите найти Очерк Д. Гранина "О Милосердии"

  1. Д. А. Гранин "О милосердии"

    В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал.. . Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

    С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу рот разбит.

    Решил повернуть назад, домой.

    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.. .

    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного они же видели, что я весь в крови, что-то случилось упал, ударили, почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается стало чувством привычным?

    С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное желание отойти, уклониться, не ввязываться и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в наглей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

    Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся и причин видимых не нашел.

    Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.. . Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас о главных жизненных правилах той поры.

    Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек я, например, может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
    ___

    Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием беречь в себе каждому способность откликаться на чужую боль.

    Д. Гранин отмечает убыль милосердия в нашей жизни и с горечью подытоживает: Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

    Мне нравится английская пословица "Милосердие начинается дома"... Если для милосердия надо пройти далеко от дома, это уже не милосердие... .

    Успевать делать добро близким....

Даниил Гранин

Милосердие

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.

С большим трудом поднялся - лицо залито кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там - она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычном?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади - и все шли мимо, никто не остановился, не поднял ее. Как же это так?» Обида и даже упрек мне звучали в их словах.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным.

Не берусь назвать все причины, отчего утратилось чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей. Появилось и укоренилось безразличие к своей работе, потеря всяких принципов - «А почему мне нельзя?» Начинало процветать вот то самое, что мы называем теперь мягко, - бездуховность, равнодушие.

Естественно, это не могло не сказаться на взаимоотношениях людей внутри коллектива, требовательности друг к другу, на взаимопомощи, ложь проникала в семью - всё взаимосвязано, потому что мораль человека не состоит из изолированных правил жизни. И тот дух сплоченности, взаимовыручки, взаимозаботы, который сохранялся от войны, дух единства народа, - терялся. Начиная с малого, пропадал.

У моего знакомого заболела мать. Ее должны были оперировать. Он слыхал о том, что надо бы врачу «дать». Человек он стеснительный, но беспокойство о матери пересилила стеснительность, и он, под видом того, что нужны будут какие-то лекарства, препараты, предложил врачу 25 рублей. На это врач развел руками и сказал: «Я таких денег не беру». - «А какие надо?» - «В десять раз больше.» Мой знакомый, работник среднего технического звена, человек небогатый, но поскольку речь шла о здоровье матери, раздобыл деньги. Что его поразило: когда он принес врачу деньги в конверте, тот преспокойно вынул их и пересчитал.

На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: «Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставлю себе». То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой - так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый.

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.


«Слово "милосердие" когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как же мы живем без понятия милосердия?..»

Даниил Александрович Гранин (род. 1919) - русский писатель, киносценарист, общественный деятель. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, кавалер Ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2008). Ниже приведен фрагмент из статьи Д. А. Гранина «Потерянное милосердие» («Нева», 1999. №8). Статья представляет собой переработанный очерк «О милосердии», опубликованный в 1987 году в «Литературной газете».

Случилось это в январе 1987 года. Было часов семь вечера, я шел по проспекту, усталый после своего рабочего дня. Это был длинный день напряженной писательской работы и других обязанностей, которых у меня в ту пору было достаточно много. Шел я из дома, направляясь к жене, которая лежала в больнице. Задумался о чем-то. Мимо проходило свободное такси, я очнулся, рванул, подняв руку, чтобы его остановить, за что-то зацепился ногой и полетел наземь. Со всего размаха ударился лицом об угол поребрика. Ощутил страшную боль в плече, еле поднялся, из носа хлестала кровь, нос был разбит, челюсть тоже, рука повисла. Я не мог ею пошевелить, понял, что у меня вывихнуто плечо. Левой рукой старался унять кровь, подошел к стене дома, прислонился, чтобы как-то прийти в себя. Мысли от боли путались, носовой платок был весь в крови, я пытался ее унять и не мог. Зажимая нос, повернул назад, решил добраться до дому.

Вид у меня, наверно, был ужасный, навстречу мне двигался вечерний поток людей, одни шли с работы, другие прогуливались. При виде меня усмехались, пожимали плечами. На лицах встречных появлялось любопытство или отвращение. Наверняка думали, что я пьяный или с кем-то подрался. Шла женщина с девочкой. Девочка что-то сказала матери, но мать ей что-то объяснила, заслонила. Шла парочка, они весело удивились, заговорили, обсуждая мой вид. Лица всех встречных, как оказалось, надолго запечатлелись в памяти, я их всех могу воспроизвести даже сейчас. Обыкновенные прохожие, наверняка симпатичные, милые в обыденной жизни, я запомнил их потому, что в эту страшную для меня минуту на каждом из них было выражение полного отчуждения, нежелания подойти, брезгливость, холодность, в лучшем случае - любопытство, но не более того. Ни у кого не появилось сочувствия. Ни у кого - беспокойства, никто не сделал шага навстречу, никто не спросил...

Я понимал, что, если упаду, никто не подымет, не поможет. Я был в пустыне, в центре города, переполненном людьми, среди своих питерцев, земляков, с которыми прожил всю жизнь. Город, где меня хорошо знали. И так, шатаясь, держась за стены домов, иногда останавливаясь, чтобы перевести дух, потому как чувствовал, что сознание мутится, я прошел до своего дома, с трудом поднялся, открыл дверь, но дома никого не было. Я позвонил к соседям и лег на пол, уже плохо понимая, что творится... Приехала «скорая помощь», соседи помогли вынести меня, положили в машину «скорой помощи»... Обыкновенная городская больница, бедная, в запущенном состоянии, переполненная. Обычно в таких больницах работают милые, хорошие врачи. Они мне вправили вывих, наложили гипсовую повязку, сделали уколы, перевязали, поправили нос и положили в палату. На следующий день я немного пришел в себя и стал думать: что же произошло?..

В конце концов, ничего особенного, обыкновенный бытовой случай: человек упал, разбился, добрался до дома, вызвали медицинскую помощь, отправили его в больницу. Но я никак не мог прийти в себя. Психологическая травма была сильнее травмы физической. Я не мог осмыслить, почему так болит душа. Если бы хотя бы один из тех, что шли мне навстречу - а их было несколько десятков прохожих, - остановился, помог - все стало бы нормальным, но ни один... Если бы я подошел к любому из них и сказал, что я писатель Гранин, помогите мне, они, несомненно, взяли бы меня под руку, отвели до дома, оказали бы помощь.

Но я был обыкновенным прохожим, с которым что-то случилось, пусть он идет весь в крови, шатаясь, еле держась на ногах, он для всех безразличен. А если это пьяный? Зачем вмешиваться. Я раздумывал: что же произошло с нашими людьми? Я же знаю их, раньше в этом городе они не были такими. Я помню войну, время, когда взаимопомощь между людьми была почти нерушимым законом, как мы помогали на фронте, когда другому было плохо, тащили раненых; то время, когда нужно было делиться хлебом и патронами, заменять друг друга в окопах. Я вспомнил блокаду Ленинграда, о которой я собирал материалы для «Блокадной книги», как блокадники рассказывали удивительные случаи взаимопомощи.

В 1942 году зимой шла по улице женщина, упала, а это значит, что она уже не сможет подняться, замерзнет. Прохожий, такой же доходяга, такой же дистрофик, как и она, подымает ее и, подставив плечо, ведет ее к ее дому, поднимается с ней по лестнице, растапливает печурку, поит кипятком, спасает ей жизнь. Я записал много таких рассказов спасенных людей. Обессиленный от голода человек где-нибудь садится, и неизвестный делится с ним куском хлеба. Рассказы о соседях, которые помогали друг другу, притаскивали дрова, приносили воду. Большинство ленинградцев в тех неслыханных условиях, умирая от голода, не позволяло себе расчеловечиться.

Этих рассказов великое множество, они составили большую книгу. Таков был закон блокадной жизни: ты должен помочь другому человеку, потому что завтра это может случиться и с тобой. Это не было результатом пропаганды или агитации, об этом никто не говорил, это было естественное чувство людей, терпящих бедствия. Я с моим соавтором Алесем Адамовичем задавали блокадникам один и тот же вопрос: почему вы выжили? Как вы могли на том смертельном пайке 125-150 грамм хлеба, сделанного наполовину из эрзацев, наполнителей, вроде целлюлозы, когда ничего больше не давали, и были морозы, непрерывные воздушные тревоги, обстрелы, бомбежка, как вы могли в этих убийственных условиях уцелеть?

Если уж совсем грубо - почему вы не умерли? У каждого был свой ответ, свой рассказ, их набралось свыше двух сотен, самых разных, всегда удивительных, несхожих ответов. Некоторые впервые как бы задумывались - действительно, почему? Эти уже пожилые мужчины и женщины пытливо, с недоумением вглядывались в свое прошлое, в ту лютую зиму 1941-1942 года, в те два с лишним года ленинградской блокады, в течение которых погиб миллион ленинградцев. Разные истории имели нечто общее, оно вырисовывалось все яснее и вдруг появилось перед нами важным открытием: чаще всего спасались те, кто спасал других.

То есть те, кто часами стоял в очередях за кусочком хлеба для своих близких, для детей. Те, кто шел разбирать деревянные постройки на дрова. Те, кто ходил, вернее полз, за водой на реку, к проруби, а то за снегом, который растапливал на плите. Казалось бы, они должны были беречь силы, не расходовать калории, лежать, экономить каждый шаг. Между тем, нарушая все законы физиологии и энергетики, выигрывали те, кто не щадил себя. Жена, которая отдавала часть своего пайка мужу, мать, которая, не имея чем кормить младенца, надрезала себе вену и давала ребенку пососать свою кровь.

Конечно, умирали и спасатели. Но, во всяком случае, они оставались людьми, а чувство любви, сострадания продлевало им жизнь. Медики, к которым мы обращались, не могли нам разъяснить этого феномена. Выживали те, кто спасал других, - удивительное это нравственное правило подтверждалось все новыми свидетельствами. Люди не знали об этом, они действовали, подчиняясь призывам любви и сострадания. Экстремальные условия блокады, когда ослаб, отдалился тоталитарный гнет, помогли освободить естественное чувство милосердия. Что же случилось с нами за эти годы мирной сытой жизни? Почему теперь, когда тепло, когда мы живем несравненно лучше, думал я, когда мы одеты и нет войны, нет блокады, почему мы проходим мимо? И спрашивал себя: а подошел бы я? Или я думаю об этом сейчас только потому, что я наткнулся на это холодное безразличие людей к своей беде?

Однажды ночью, когда мне не спалось в этой больнице, плечо еще очень болело, я пошел гулять по коридору. Больница была переполнена, особенно женское отделение, не хватало мест, в коридоре стояли кровати. Больные спали, но с одной из кроватей раздавался тихий стон. Я подошел поближе, увидел старую седую женщину с распущенными волосами. Я спросил, не позвать ли сестру. Она ответила: «Не надо. Лучше посидите рядом со мной». Я сел. Она медленно, с трудом стала рассказывать о себе. Ей было 75 лет, дочь ее жила на Дальнем Востоке, муж погиб в войну, сама она работала на швейной фабрике и пела в хоре. И однажды сидела в тюрьме за то, что избила директора фабрики... Вдруг она мне сказала: «Вы знаете, я, наверно, не доживу до утра. Я скоро умру. Не отходите от меня».

Я говорю, что сейчас позову врача, она отвечает: «Нет-нет, это не нужно, это не поможет, они ничего не могут сделать. Только не уходите». Она взяла меня за руку, закрыла глаза, как будто успокоившись, потом раздался прерывистый вздох, она открыла глаза, почти улыбнулась мне, глаза остановились, и я почувствовал - я даже не могу объяснить почему, этот момент я всегда чувствовал и на войне, и в госпитале - душа отлетает. Я держал ее руку, которая постепенно твердела, остывала. Я позвал дежурного врача. Да, она действительно умерла.

Я подумал тогда, как страшно и тяжело человеку, этой женщине, было умирать в одиночестве, в больничной постели, ночью, когда некому сказать последнего слова и некому выслушать. Нужно ведь так немного, всего-то - чтобы кто-то держал тебя за руку, чтобы кто-то был рядом. Она ничего не завещала, не просила, не было прощальных слов, это был обыкновенный разговор, но все же ее как бы провожали. Люди часто чувствуют близость смерти. Я помню это по войне, по блокаде. Да и в мирной жизни.

У нас совершенно ликвидирован институт причастия, когда приходит священник, когда человека готовят к смерти, когда он прощается с ближними. Люди умирают в полной заброшенности, некому сказать последнее слово, попрощаться с тем миром, в котором ты

жил. Это жестоко. И тут ко мне вернулось, пришло начисто забытое слово «милосердие». Старинное русское понятие, значение которого трудно даже выразить, столько в него входит. Это мило-сердце, то есть то сочувствие, сердечность, сокровенная расположенность одного человека к другому в минуты несчастья, бедствия, горя, одиночества, болезни, когда человеку более всего нужно соучастие, сочувствие, когда для человека невыносимо ощущение одиночества, своей ненужности.

Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как же мы живем без понятия милосердия?..

Мысли эти не давали мне покоя. И однажды, отбросив свою работу над романом, я сел писать статью о Милосердии. Просто так, для себя, чтобы разобраться в этой проблеме. Я писал о том, что слово это, так же как и понятие, входящее в него, было не просто забыто, а насильственно изъято из обращения. Его искореняли. Я вспомнил, что в Ленинграде раньше была улица Милосердия, которую потом переименовали, она стала называться улицей Текстильщиков. Я попробовал проследить, как на протяжении долгой нашей социалистической жизни изымались и терминология, и содержание этого чувства.

В 1937 году, в разгул репрессий, многие люди хотели хоть как-то помочь своим близким и знакомым, которых арестовывали и ссылали, помочь их семьям - женам и детям. Часто одновременно арестовывали и мужа и жену, а их маленькие дети оставались совсем одни. Их пытались взять к себе близкие и знакомые, но это не разрешалось, и детей отправляли в приюты. Не разрешали передавать посылки и передачи в лагеря, писать письма арестованным. Всякая форма помощи от посторонних рассматривалась как пособничество врагам народа. Происходили митинги, на которых приветствовали смертную казнь «врагов народа». Аплодировали, голосовали за смертную казнь, одни вынужденно, другие охотно. Врагов народа становилось все больше. Арестовывали в каждом учреждении, на всех предприятиях. Счет пошел на сотни тысяч, затем на миллионы. Репрессиям подвергали и тех, кто пробовал защищать невинно осужденных. Людей заставляли давать показания на соседей, на сослуживцев, возводить на них клевету, свидетельствовать об их антисоветских настроениях. Если кто-то из жалости, из чувства справедливости отказывался лгать, его самого могла постигнуть кара.

Страх, всеобщий страх, питаемый массовыми расстрелами, овладевал людьми, воцарялся и в деревне, и в городе. Страх заглушал чувство жалости. Страх овладевал психикой человека и далее контролировал все его поступки, слова, его отношение к людям. Милосердие превращали в устаревшее понятие, свойственное буржуазному обществу. Фальшивое чувство, которым богачи, буржуа морочат мозги пролетариату. Как всякое внеклассовое понятие, оно служит правящей верхушке, чтобы сгладить антагонистические противоречия... И далее в таком роде.

Советский же человек не имеет причин быть несчастным. Горе, уныние не свойственны советскому человеку. Мы строим светлое будущее, самое передовое общество и т. п. А мне не давали покоя слова Пушкина в стихотворении «Памятник».

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как первейшую обязанность поэта, Пушкин завещал пробуждать добрые чувства и милость к падшим. Вот что особенно поражало меня. Не честность, правдивость, любовь к родине и прочие добродетели вдохновляли его, нет, поэт должен прежде всего служить добру, свободе и милосердию. И надо сказать, что этот завет русская литература XIX века выполняла. Сострадание к «униженным и оскорбленным», пользуясь выражением Достоевского, проходило через все творчество и Гоголя, и Тургенева, и Толстого, и Достоевского, и Чехова, и Горького. И за ними, гигантами, следовали Лесков, Бунин, Короленко, Леонид Андреев, Куприн и другие.

Повесть Толстого «Поликушка» об убогом, несчастном, Гоголя «Шинель», «Слепой музыкант» Короленко, пьеса Горького «На дне», пьесы Чехова - сколько бы ни называть, будет неполно. Гуманизм русской литературы стал ее отличительной чертой, ее силой, обеспечил ей особое положение в читающем народе. Русская литература много сделала, чтобы воспитать в душах сочувствие к обиженным судьбой, к бедным, одиноким, к тем, кого считают неполноценными, кого относят к отбросам общества. Бродяги, проститутки, блаженные, нищие, преступники - для русской литературы не существовало отверженных.

Священный этот огонь соответствовал обычаям народа, народному характеру. Помню, в детстве, у нас в Новгородской области, в избах, можно было видеть деревянный лоток, идущий через стену наружу вниз. Когда кто-то, невидимый изнутри, постучит в такой лоток, хозяева опускали им по лотку картошку, кусок хлеба, пирога, не видя кто это. Существовала даже присказка, которой нам, детям, поясняли: «Чтобы нищий не стыдился, а хозяин не гордился». Анонимная помощь свидетельствовала о культуре народного милосердия. Стучали нищие, странники, погорельцы. Деревня подкармливала своего дурачка, не давала ему голодать, мерзнуть. Милосердие имело свои правила во всех, самых глухих уголках России.

Я вспомнил своего отца. Когда я был совсем маленький и мы шли по улице, отец давал мне при виде нищего пятак или три медных копейки, и я должен был подойти опустить их в шапку или подать в протянутую руку. Он приучал меня к тому, что нельзя проходить безучастно мимо нищего, просящего человека. И так было во всех семьях. После революции это чувство стало неприемлемо для того идеологического воспитания или, вернее, той идеологической обработки, которой подвергали народ. Его воспитывали в ненависти. «Смерть капиталу!», «Долой буржуазию!», «Искореним кулачество как класс!», «Если враг не сдается, его уничтожают!». Во всех лозунгах и призывах, со всех плакатов вопило: «Никакой пощады!», «Долой!», «Смерть!».

Шло воспитание классовой ненависти к эксплуататорам. И именно ненависти, хотя, казалось бы, можно было воспитывать сочувствие к эксплуатируемым. Существовала социальная система противостояния социализма капитализму. В рамках этой системы, казалось бы, могли рождаться любовь и сочувствие к угнетенным массам. Но воспитывалась, главным образом и прежде всего, ненависть, это было нужнее, это отвечало задачам тоталитарного строя. Естественно, что ненависть исключает милосердие, исключает сочувствие.

При ликвидации кулачества, когда ссылали сотни тысяч наиболее трудолюбивых, добросовестных крестьян и крестьянских семей, запрещали всякую им помощь. Дети отказывались от родителей - это поощрялось; нельзя было оказывать послабление семьям осужденных и высланных, за это наказывали. Исключали из партии, комсомола, не позволяли поступать в институты, занимать ответственные должности. В геноциде милосердия заставили принять участие искусство. Художественная литература, можно считать, изменила заветам Пушкина. Среди ее героев исчезали несчастные люди, исчезали болезни, отчаянье, бедность, герои, вызывающие жалость, неприспособленные к жизни.

Таково было требование идеологии, и оно становилось с годами все неукоснительней. Цензура тщательно изымала со сцены, с экранов, из поэзии все, что не соответствовало восхвалению социалистического образа жизни самого счастливого, бодрого, уверенного в своей правоте и своем будущем народа. Никаких сирых, убогих, слепых, слабоумных, ничего скорбного. Среди передовых художников в те годы ходило мнение о том, что с тоталитаризмом надо бороться его же методами, бесполезно взывать к милосердию. Борьба - вот вокруг чего бушевали моральные проблемы и во времена Брежнева. Борьба с культом личности за правопорядок, с последствиями сталинизма. Борьба правовая, борьба идейная, борьба, борьба... В этой борьбе гибли инакомыслящие, диссиденты, ожесточались и правые, и левые. О каком милосердии могла идти речь, если в ссылку отправляли целые народы, невзирая ни на какие заслуги; женщины, дети, старики - всех сгоняли в эшелоны и гнали в степь, в Сибирь, в Среднюю Азию. Во время войны были высланы крымские татары, чеченцы, поволжские немцы, ингуши, калмыки, балкарцы. Их безжалостно изымали из их исторической родины, и это было освящено высокими целями защиты родины и социалистического строя.

Человеку не разрешалось проявлять милосердие и сердечность. Это касалось буквально всех сторон быта, проникало внутрь семьи и семейных отношений. Это коснулось и церкви. Церковь лишили права на милосердие - основной ее функции. Выйдя из больницы, я стал по-иному видеть окружающих людей и нашу повседневность. Я увидел, в каком ужасном состоянии находятся не только городские больницы, но и дома для престарелых. Как там грязно, как плохо кормят и плохо обращаются со стариками. Как трудно жить инвалидам... Обо всем этом я написал в своей статье. Отдал ее в «Литературную газету», и, несколько сократив, газета ее напечатала. Статья называлась «Милосердие». Я никак не ожидал, что она вызовет такой взрыв читательского интереса, столько откликов. Буквально в течение двух-трех недель редакция получила сотни, может, и тысячи писем (я их не подсчитывал). Большинство из них были одобряющими, сочувствующими мне, от людей, которые были рады

и приветствовали возвращение в нашу жизнь понятия «милосердие». Я, что называется, попал в самое яблочко, в больное место.

Проблема, очевидно, назрела. Милосердие восприняли как одну из примет перестройки, как возвращение к нормальной жизни. Мое внимание привлекли и оппоненты. Что у них было? Прежде всего утверждение, что советский человек в милосердии не нуждается, милосердие - буржуазное чувство или чувство религиозное, в любом случае - чувство, чуждое нашей действительности. Оно унижает человека. Милосердие свойственно капиталистическому обществу, где есть бедные и забытые люди, находящиеся вне общества и вне его социального нимания. Меня называли антиленинцем, буржуазным гуманистом, идеологическим диверсантом, пацифистом. Авторы заявляли, что чувство милосердия - вредный пережиток.

К кому милосердие? К врагам отечества? К идейным врагам? А советский человек нуждается не в милосердии, а в заботе о нем. «Автор пишет о нищих. Но где он видел нищих? Социалистическое общество избавило советских людей от нищеты, у нас не может быть нищих, для всех есть работа. А если у нас и есть одинокие, несчастные люди, для них существуют соответствующие учреждения, в которых люди обеспечены. Милосердие унижает советского человека». Такова была самая мягкая критика в мой адрес. Были, конечно, и более злые и грубые обвинения в пособничестве врагам, в том, что начинается наступление, диверсия буржуазной идеологии. В одном коллективном письме меня назвали «агентом влияния».

Я не хочу здесь цитировать ни писем, ни выдержек из моей статьи. В конце концов, это всего лишь газетная статья, она прикреплена к своему времени, и вряд ли можно цитатами из нее представить впечатление, которое она вызвала в тот, 1987, год. Начались дискуссии. Республиканские и областные газеты перепечатывали статью. Обсуждали на предприятиях. Дело на этом не кончилось. Судьба газетного выступления получила продолжение, и оно определило для меня многое на несколько лет...

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn