Методы и подходы при написании научной работы. Контактная информация. Теоретические методы исследования

Главная / Экономия

Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.

В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.

Что такое методы в дипломной работе

Метод исследования дипломного проекта - это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.

Классификация

Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Теоретические методы

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.

Анализ

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.

Синтез

В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.

Моделирование

При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.

Аналогия

При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.

Дедукция

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.

Индукция

В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.

Обобщение

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

Специалисты различают:

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
  • аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.

Классификация

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.

Основная задача этого метода - структурировать, сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.

Классифицировать можно на основе разных признаков. Например, по:

  • физическим свойствам (весу, размеру, объему);
  • материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
  • жанрам (скульптура, живопись, литература);
  • архитектурным стилям.

Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

Абстрагирование

В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.

Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров

Формализация

Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.

Конкретизация

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Аналогия

Суть метода аналогии состоит в том, что, зная определенные свойства и характеристики предмета или явления, можно провести некую грань к другому, схожему с нашим объектом исследования предметом или явлением. В результате можно прийти к определенным выводам.

Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда дает надежные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определенные предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и сфере наук в дипломной работе всегда будет использоваться минимум 2: синтез и аналитический метод исследования

Практические (частные) методы

В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.

Наблюдение

В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Измерение

Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.

Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное - чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.

Отличный пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком по установлению скорости падения

Наблюдение

Этот метод открывает любое научное познание, вот почему он ключевой при проведении любых исследований.

Суть метода наблюдения состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).

Измерение

Метод измерения является одним из самых эффективных. Речь идет о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объем, рост, вес, длина и пр.) посредством единиц измерения.

Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Моделирование

В общем смысле модель – структурированный уменьшенный образ чего-то имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и пр.);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или мысленно).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и т.д.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.


У беседы непринужденны характер. Здесь оба участника разговора могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, пусть даже и спонтанно

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.

Другие частные методы

В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:

  1. Экономика . Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
  2. Педагогика/Психология . Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
  3. Филология . Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.

Другая методология

Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методологии

  • Историческая - описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
  • Герменевтическая - исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
  • Феноменологическая - трактует исторические факты культуры с точки зрения их явленности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
  • Историко-психологическая - изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм - эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм - исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
  • Циклические и волновые модели культурной динамики - описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
  • Структурный функционализм - интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
  • Структурализм - описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

Как написать методы в дипломной работе

Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.

Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:

  • в основу настоящей работы легли положения... методологии,
  • работа основана на положениях... методологии,
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования - это … и т.д.

Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к...,
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …,
  • проблемами... занимались...,
  • огромный вклад в разработку проблемы... внес.../внесла работа/исследование/труд...,
  • большое значение имеют работы...,
  • работы последних лет позволяют говорить о...,
  • опыт истории … показывает, что...,
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
  • такой подход характерен для …,
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами..., в работах...,
  • заметное место в работах … занимает положение …,
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
  • ……. подробно освещено в работах...,
  • связь …показана в... и т.д.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
  • во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с..., затем...;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.

Пример описания методов в дипломной работе

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный ? Знать такие вещи - это работа специалистов. А ваша задача - получить от жизни и молодости все, что можно!

Методика работы над научным исследованием включает в себя последовательность выполнения следующих работ.

Выбор темы исследования . Тема выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.

Планирование исследования . Включает составление календарного плана научного исследования и плана научного исследования.

Календарный план исследования включает следующие элементы:

· выбор и формулирование научной задачи;

· разработку плана научного исследования;

· сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы;

· анализ собранного материала, теоретическую разработку научной задачи;

· сообщение о предварительных результатах исследования научному руководителю (преподавателю);

· письменное оформление научного исследования;

· обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).

Каждый элемент календарного плана датируется временем начала и временем завершения.

План научного исследования характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения .

Введение включает в себя: актуальность темы; анализ литературы по проблеме; анализ состояния научной проблемы; определение объекта и предмета исследования; учебную исследовательскую цель; задачи исследования.

Актуальность темы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.

Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.

Любое научное исследование начинается с определения проблемы : теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».



Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.

Основная часть. Эта часть исследования делится на теоретическую и практическую (экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые могут подразделяться на параграфы.

В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора.

При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Во всех случаях обязательно (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.): в подстрочнике, равно как и в списке литературы указывать автора, цитируемую работу, год и место ее издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).

Практическая часть носит аналитический характер. В ней автором дается анализ изучаемой проблемы на конкретных примерах.

При написании научного исследования не допуска­ются описательность, увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в ис­пользовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются также предложения (основные выводы), формулируются обобщения по главам.

Цитирование целесообразно только логически за­конченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое ци­тирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, ци­таты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.

Заключение . В заключении суммируются, обобщаются теоре­тические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного ис­следования.

Список использованных источников является составной ча­стью научного исследования. Этот список помещается в конце работы, по­сле«Заключения». Библиографическое описание документа в целом унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов могут действовать дополни­тельные правила.

Приложения. В приложении дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Таким образом, приведенная последовательность этапов методики научного исследования способствует качественному раскрытию поставленной научной проблемы, закреплению теоретических знаний, формирует у исследователя дополнительные навыки к самостоятельному анализу теории и практики.

Выводы

1. Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но, каждое исследование, независимо от его автора, имеет общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

2. Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

3. Разработка научного исследования требует соблюдения определенных этапов и правил. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать его основную цель.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова.М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во "Знания", КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Научная работа является важной сферой деятельности социолога. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано.

Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор.

Социология объединяет несколько групп научных категорий. Первая группа включает базовые категории теоретической социологии (общество, социальные отношения, социальные структура, социальная мобильность и т.п.). Вторая группа включает дефиниции общества, находящегося на той или иной стадии развития (традиционное, индустриальное, общество модерна, общество постмодерна и т.п.). Третья группа интегрирует понятия, связанные со специальными социологическими теориями и отдельными отраслями социологического знания (социология образования, социология организации и т.п.). Четвертую группу категорий составляют те, которые раскрывают суть социологического исследования (объект, предмет, цель, задачи, техника, процедура, генеральная и выборочная совокупность, социальные показатели и индикаторы и т.п.).

Социология является многопарадигмальной наукой, что затрудняет возможность однозначно оценивать все общественные явления с точки зрения единой методологии. Но, тем не менее, социологическое познание в отличие от обыденного основано на научном методы, что подразумевает: наличие специальных методов исследования, точности получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов не только сами исследователем, но и другими людьми, воспользовавшимися той же методикой в сходных условиях и некоторую новизну полученных результатов.

В социологии используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и вкобчить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий.

Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы.

Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, исследователи собирают конкретные исторические факты.

Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности.

Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений.

Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации.

Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение. Наиболее часто в социологии используются системный, комплексный и деятельностный подходы.

Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды.

Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем.

Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества.

В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения.

Становление социологической науки начиналось с мифологического, механистического и статистического осмысления общественных явлений.

Современноесоциологическое мышление опирается на парадигмы, имеющие системный, диалектический и диатропический характер. К числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм, между которыми много схожего, обусловленного их нацеленностью на анализ социальных систем. Диалектическое видение социальной проблематики четче всего прослеживается в парадигмах, сформировавшихся в рамках марксистской парадигмы, неомарксистской парадигмы, критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представители так называемой франкфуртской школы). Диатропическое осмысление социальной жизни проявляется в разнообразных интерпретативных парадигмах, к которым относят понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию.

Современные социологи пытались создать теоретико-методологические конструкции, которые имеют объединительный характер и синтезированное содержание, пригодные для исследования любого социального явления и процесса как на микро- так и на макро-уровне. Например, «общую теорию социального действия» Т. Парсонса, «интегральную социологию» П.А. Сорокина, учения П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Монсона, П. Штомпки, В.А. Ядова, Г.В. Осипова и В.Г. Немировского. Но, как замечают ученые, все теории, претендующие ныне на роль объединительно-универсальных парадигм, кардинально противоречат друг другу и отвергают друг друга в большей мере, чем несинтезированные парадигмы системного, диалектического и диатропического характера. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Однако, разделяемой всеми социологами (или хотя бы большинством) парадигмы до сих пор нет и, надо полагать, еще долго не будет. Ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности, но вносит свой вклад в ее понимание. В связи с этим важно заметить, что выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Оно предопределяется прежде всего замыслом исследования, его темой, целью и задачами.

Итак, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Позитивные следствия выражены в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней.

Негативные следствия выражаются в осложнении сопоставления полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основаны на разных парадигмах.

Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания.

Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования.

В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод.

Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности.

Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике.

Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории.

Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Социологический метод как собирательное понятие характеризует основные онтологические и методологические установки социолога во время проведения социологического исследования. К социологическим метода относятся: микро- и макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос.

В теоретической социологии применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы.

Генетический метод основан на анализе происхождения социальных явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого социального объекта, истинность которого устанавливается в процессе социологических исследований и социальной практики.

Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в социальных явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений.

Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п.

Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним.

Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования.

Социологическое исследование – это способ получения знаний о современном мире, основанный на строгом сборе фактов и их социологическом объяснении. В социологическом исследовании выделяются следующие виды: теоретические/эмпирические/методологические, фундаментальные/прикладные, описательные/анамнестические/ прогностические, полевые/лабораторные, экспериментальные/ сравнительные; лонгитюдные/панельные/повторные, биографические/поколенные/когортные. К современным методам социологического исследования относят изучение отдельного случая, монографическое обследование, массовое статистическое наблюдение.

Для изучения социолог, прежде всего, ищет проблему, заслуживающую внимания. Научная проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Цель социологического исследования предназначена для поиска ответа на вопрос: на получение какой информации и какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Достижение цели должны соответствовать задачи исследования: теоретические, методологические и прикладные. Цель и задачи обязательно формулируются в выпускной квалификационной работе бакалавра. Как правило, социологическое исследование представляет гипотезу – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере их связей, механизме их функционирования и развития. Гипотеза также указывается в выпускной квалификационной работе бакалавра. В результате исследования гипотеза либо отвергается, либо подтверждается и тогда становится положениями теории.

В эмпирическом исследовании социологи широко используют количественные (опрос: интервьюирование и консультирование) и качественные методы (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Подготовительная работа начинается с выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра (примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавра приведена в Приложении 7) Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается и утверждается на ее заседании. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра должна соотноситься с проблематикой научной школы «Социология знания», концептуально развивающейся на факультете. В тематику выпускных квалификационных работ бакалавра включаются наиболее актуальные, наименее разработанные, имеющие прикладное значение темы. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра определяется общественными запросами, запросами производственных организаций и задачами экспериментальной деятельности, решаемыми преподавателями ВШССН. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает результаты научно-исследовательской деятельности кафедр, факультета и сторонних научно-производственных и/или научно-исследовательских организаций.

После ознакомления примерной тематикой выпускной квалификационной работ, предлагаемой кафедрой студентом самостоятельно осуществляется выбор темы в соответствии с его научными интересами и возможностями привлечения для написания работы практического материала, в т. ч. полученного в ходе производственной практики. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает самостоятельные исследовательские материалы автора, собранные или полученные при прохождении производственной практики и выполнении курсовых работ.

Результаты выпускной квалификационной работы бакалавра рекомендуются к использованию и/или могут быть внедрены в современное производство. Не допускается написание выпускной квалификационной работы на одну и ту же тему студентами на одной базе практики. Студенты, которые начали работу над определенной темой на первых курсах и продемонстрировали результаты в курсовых работах, докладах и выступлениях на студенческих научных конференциях, имеют преимущества при закреплении данной темы выпускной квалификационной работы.

Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента на имя директора ВШССН (см. Приложение 2). Одновременно с заявлением темы выпускной квалификационной работы студент пишет заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (см. Приложение 3).

Студент выполняет выпускную квалификационную работу под руководством научного руководителя из числа преподающих в Высшей школе современных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ВШССН МГУ), имеющего ученую степень кандидата или доктора наук и рекомендованных учебно-методической комиссией ВШССН МГУ (УМК ВШССН МГУ) преподавателей. Для решения практических задач могут привлекаться соруководители-практики для решения производственных задач на конкретном предприятии. На рассмотрение учебно-методической комиссией ВШССН МГУ выносится заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы бакалавра (с указанием ее перевода на английский язык) (см. Приложение 2), а также краткая аннотация, подписанные предполагаемым научным руководителем. Изменение темы выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется по заявлению студента, подписанного научным руководителем, и после соответствующего обсуждения и утверждения учебно-методической комиссией ВШССН МГУ. После 10 февраля четвертого года обучения смена темы выпускной квалификационной работы бакалавра не допускается.

Студент несет ответственность за качество и своевременную сдачу выпускной квалификационной работы. Сроки представления этапов подготовки выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении 1.

Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется в три этапа: 1) не позднее 10 февраля 4 года обучения на основании предоставления в научно-методический отдел первой главы/раздела выпускной квалификационной работы бакалавра; 2) не позднее 30 марта 4 года обучения студента на основании представления студентом в научно-методический отдел ВШССН отчета о ходе ее выполнения с подписью научного руководителя; 3) не позднее 25 мая 4 года обучения студент проходит предварительную защиту в присутствии заведующего и членов кафедры выпускной квалификационной работы бакалавра, по результатам которой принимается заключении о допуске/не допуске выпускной квалификационной работы бакалавра для представления к защите.

Отчет о ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать: краткое введение в проблематику работы. В том числе обоснование актуальности выбранной темы, формулировку изучаемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач выпускной квалификационной работы бакалавра, объяснение планируемого вклада студента в разработку изучаемой темы; краткое описание источников информации, как для теоретической, так и для практической части, а также методологию анализа данных; характеристику практической части работы, данные об апробации работы на различных круглых столах, конференциях и т.п. В том числе необходимо ясно указать, какой объем запланированной работы уже проделан на момент составления отчета, к каким результатам это привело, и какую работу еще предстоит сделать с тем, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы бакалавра; прогноз практической значимости работы; краткое изложение структуры выпускной квалификационной работы бакалавра. Объем отчета не должен составлять более 3 страниц. Описание практической части выпускной квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее половины объема отчета.

Написание выпускной квалификационной работы начинается с подбора литературы по исследуемой проблеме. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы эмпирических исследований, проводимых учеными по данной проблематике.

План выпускной квалификационной работы составляется на основе изученных литературных источников. В названиях работы отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов – более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов – название глав. Формулировки должны четко и ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. По мере написания выпускной квалификационной работы названия ее составных частей уточняются, но не изменяются принципиально. На завершающей стадии написания работы на основе плана оформляется Содержание выпускной квалификационной работы (см. Приложение 5). Список литературы и план выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке:

· титульный лист по форме Приложения 4;

· заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра по форме Приложения 3

(только для двух подписанных именем студента экземпляров работы);

· аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра на двух языках (русском и английском) объемом не более 150 слов каждая;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения (при необходимости)

Введение (1,5-2 стр.) содержит:

· обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра и ее актуальность;

· формулировку цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· краткий обзор литературы по теме, позволяющий определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме;

· характеристику методологического аппарата исследования;

· формулировку основных вопросов и гипотез исследования;

· обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования;

· сведения об апробации представленного исследования;

· краткую характеристику структуры работы.

Основная часть работы состоит из двух Глав (четырех параграфах) или в трех Разделах. Объем одного параграфа может составлять от 10 до 17 страниц. Объем одного Раздела может составлять до 25 страниц. Главы/разделы и параграфы должны быть сопоставимы по объему. Структурирование выпускной квалификационной работы на Главы целесообразно в том случае, если она имеет преимущественно фундаментальную направленность. В первом параграфе делается теоретическая разработка Теоретического объекта исследования, во втором параграфе - Предмета исследования, раскрываются механизмы воздействия состояния Предмета исследования на состояние Объекта исследования, в третьем параграфе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в четвертом параграфе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Структурирование выпускной квалификационной работы на Разделы целесообразно в тех случаях, когда материал сложно разделить на четыре параграфа и выпускная квалификационная работа имеет преимущественно прикладную направленность. В первом Разделе делается теоретическая разработка Теоретического объекта и Предмета исследования, во втором Разделе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в третьем Разделе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Тем самым, методическая и эмпирическая часть разрабатывается более полно и детально. При т еоретической разработке Объекта и Предмета исследования дается обоснование теоретического подхода к анализу исследуемого явления, определение используемого понятийного аппарата, посредством которого описываются исследуемые явления, их содержательные характеристики, выделяется система переменных, на основе которых строится концептуальная модель исследования, Даная модель выступает конечным результатом теоретической разработки Объекта и Предмета исследования. При этом дается аргументированное изложение выбора тех или иных подходов, собственной точки зрения на теоретическое описание исследуемых явлений, использование тех или иных понятий. Текст выпускной квалификационной работы строится в рассуждающем, логически-доказательном стиле. Необходимо избегать обзорного стиля изложения и включать в содержание теоретической части исследования анализ только тех теорий,- которые в той или иной степени необходимы для построения концептуальной модели исследования. Умение полно и глубоко провести теоретическую разработку Объекта и Предмета исследования является важнейшим критерием оценки уровня выпускной квалификационной работы, ее соответствия квалификационным требованиям и условием получения высокой положительной оценки.

В методической части выпускной квалификационной работы, исходя из выделенных переменных исследования, необходимо обосновать построение системы социальных и социально-психологических показателей эмпирического исследования, позволяющих оценить состояние исследуемых явлений, дать анализ достоинств и недостатков методов сбора первичных данных применительно к проблеме исследования и обосновать выбор метода измерения, который будет использоваться для оценки выделенных показателей. В случае необходимости, в методической части следует дать содержательную характеристику инструмента измерения с описанием его составных частей (блоков индикаторов) и их роли в оценке состояния эмпирического объекта исследования.

В эмпирической части выпускной квалификационной работы основное внимание следует уделить обобщению полученных первичных данных, выявлению взаимосвязей между показателями. На этой основе необходимо выделить наблюдаемые тенденций в стоянии объекта и предмета исследования и характер взаимообусловленности их стояний. Полученные эмпирические данные являются лишь средством установления взаимосвязей и приводятся только в качестве подтверждения обоснованности сделанных обобщений. При этом необходимо дать содержательный анализ первичных данных с описанием характера распределения значений индикаторов исследования, способов построения на их основе показателей и распределения их значений. При анализе нет необходимости приводить все значения индикаторов и показателей, а давать только значения, в определяющей степени характеризующие состояние исследуемого явления.

В конце каждого из Параграфов, Глав или Разделов выпускной квалификационной работы обязательно делаются Выводы, которые представляет собой совокупность всех основных содержательных результатов (промежуточных выводов), полученных в рамках данного параграфа или Раздела. При этом Выводы обязательно включают в себя те положения выпускной квалификационной работы, которые, по мнению автора, составляют её новизну. Выводы следуют сразу же за текстом Параграфа или Раздела.

Выводы по каждой Главе представляют собой сводные результаты, полученные по каждому Параграфу, которые будут использоваться в последующих Параграфах и Главах выпускной квалификационной работы.

Заключение отражает обобщенные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также раскрывает значимость полученных результатов. При этом оно не может подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение не должно составлять более 2 страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с Приложением 6.

В приложения включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, но не являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы бакалавра, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы бакалавра.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА.

К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора. Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 60 до 75 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений.

Текст выпускной квалификационной работы бакалавра должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (270 x297 мм) с соблюдением следующих характеристик:

· шрифт Times New Roman;

· размер 14;

· интервал –1,5;

· верхнее и нижнее поля –20 мм, левое –30 мм, правое –10 мм;

· заголовки разделов печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 14. После заголовка раздела оставляется одна пустая строчка;

· заголовки второго и третьего уровня (параграф и пункт) печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 16 и 14 соответственно.

Логически законченные элементы текста, объединённые единой мыслью, должны выделяться в отдельные абзацы. Первая строка абзаца должна иметь отступ. Сдвиг вправо первой строки абзаца должен быть одинаковым для всего текста дипломной работы бакалавра и равняться 1,5.

Все страницы выпускной квалификационной работы бакалавра должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Главы, параграфы, пункты (кроме введения, заключения и списка использованной литературы) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 1, параграф 1.1, пункт 1.1.1).При этом слова: «параграф» и «пункт» не пишутся перед номером, следом за номером идет название соответствующего подраздела.

Заголовки разделов всех уровней, слова Введение, Заключение, Список

литературы, Приложения пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по левому краю страницы. Слово Оглавление выравнивается посередине страницы. Перенос слов в заголовках не допускается.

Каждая глава, оглавление, введение, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новой страницы.

Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 1. Название рисунка.

При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками.

Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Если таблицы, схемы, графики и т. д. приводимые в работе по своему объему не превышают 1\2 страницы, то их надо проводить непосредственно по тексту работы. Если они превышают указанный объем - выносить отдельно в приложения к работе. Приводимые таблицы должны иметь название и обозначение единиц (% или иные). При анализе практического материала, название таблицы должно содержать наименование организации, материал которой исследуется и временной период исследования.

Пример правильно оформленной таблицы по тексту выпускной квалификационной работы:

Таблица 1

Коэффициенты раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 – 17 лет и преступлений несовершеннолетних в Москве и Московской области за 2010 г.

Продолжение Таблицы 1

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Они широко развиваются и применяются в науке XX. в. и представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос -- одинаковый и морфо -- форма), структура, функция, система, элемент и т. д.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование. формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.

МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ -- целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;

  • 1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ -- отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализации играет существенную роль в уточнении научных понятий. Однако формальный метод -- даже при последовательном его проведении -- не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
  • 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД -- способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
  • 3. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД -- способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

В науке широко используются т. н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:

  • 1. АНАЛИЗ -- реальное или мысленное разделение объекта на составные части и СИНТЕЗ -- их объединение в единое целое.
  • 2. АБСТРАГИРОВАНИЕ -- процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
  • 3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ -- мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. методология наука философия исследование
  • 4. ИНДУКЦИЯ -- движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ -- восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • 5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) -- установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -- умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
  • 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ -- метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте -- модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) -- оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, -- явление конкретно-историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

  • 1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы») и усиление роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.
  • 2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда -- сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т. п. Все более характерным для современной науки становится методологический плюрализм.
  • 3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики -- теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы -- природных, социальных, познавательных.
  • 4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.
  • 5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития -- «историзация», «диалектизация» науки.
  • 6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.
  • 7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни одна наука.
  • 8. Повышение роли «понимающих методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов» (например, биографического), ценностного и информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.

© 2024 pechivrn.ru -- Строительный портал - Pechivrn